logo
Конференция_Мир Детства 1

Начальной школы

Сайковская Л.В., студентка 4 курса

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Минаева В.М., кандидат педагогических наук,

профессор

Экологические проблемы современности носят глобальный характер и касаются всего человечества. В связи с этим вопросы экологического воспитания приобретают особую остроту. Поэтому в современной школе необходимо больше уделять внимания воспитанию бережного отношения к природе младших школьников.

Под экологическим воспитанием детей мы понимаем, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного и бережного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом. Экологическое воспитание направлено на понимание детьми себя, и всё, что происходит вокруг. Нужно их учить правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения.

Основу для становления и развития ответственного и бережного отношения к природе, формирования экологической культуры младших школьников составляет содержание учебных предметов начальной школы, которые несут определенную информацию о жизни природы, о взаимодействии человека с природой, о ее ценностях и свойствах.

Содержание таких предметов как музыка и изобразительное искусство, позволяет обогащать запас сенсорно-гармонических впечатлений младших школьников, способствует полноценному общению с природой, грамотному поведению в ней.

Немаловажную роль в экологическом воспитании играют уроки русского языка и литературы. Формирование  у  детей  ответственного  отношения  к  природе  –  сложный  и длительный процесс, требующий постоянного внимания, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Основная задача учителя – использовать  экологический  материал  на этих уроках. Анализ программ и учебников по русскому языку и литературе показывает, что данные предметы имеют экологическую направленность. Уже сама система подбора текстов, иллюстраций и связанных и ними творческих заданий формирует у детей бережное отношение и любовь к природе. А также на уроках русского языка следует использовать дополнительный материал,  диктанты,   сочинения,   стихотворения   экологического   характера, словарные слова, загадки, кроссворды, задания на экологическую тему [6].

Уроки трудового обучения способствуют расширению знаний учащихся о практическом значении природных материалов в жизни человека, разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни человека и общества, формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, экономного использования природных ресурсов.

Развитию бережного отношение детей к природе и воспитанию чувства ответственности за будущее нашей планеты на уроках математики призваны задачи с экологическим содержанием, имеющиеся в учебниках по данному предмету. Но это не говорит о том, что этого материала вполне достаточно для экологического воспитания младших школьников.

Содержание уроков «Человек и мир» обеспечивает естественную основу понимания младшими школьниками необходимости охраны природы, поскольку в этом курсе уделяется особое внимание формированию конкретных знаний о живой природе. Программа по этому предмету дает возможность осуществлять экологическое воспитание с первых дней обучения [5].

С самых первых уроков «Человек и мир» человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формировать у детей целостное представление об окружающем мире, о месте в нём человека.

На уроках «Человек и мир» в первом классе учащиеся узнают об изменениях в природе, происходящих под воздействием человека, убеждаются в важности охраны природы, получают конкретные знания о растениях и животных, окружающих нас, вовлекаются в посильную природоохранную деятельность, затем продолжается формирование знаний о предметах и явлениях природы. Одновременно на доступном для учеников уровне раскрываются сложившиеся противоречия между обществом и природой, пути его разрешения. Учащиеся узнают о реальных экологических проблемах, возникших по вине людей.

В процессе обучения первоклассники расширяют и углубляют свое знания о здоровом образе жизни, о трудовой деятельности людей, о правилах дорожного движения и др. [1,6].

Во втором классе в начале учебного года изучаются темы «Разнообразие растений», «Многообразие животных», «Связи, существующие между растениями и животными», которые дают возможность обобщить, систематизировать и расширить уже имеющиеся у детей представления о многообразии природы, взаимодействии природы и человека, живой и неживой природы [2,4,6].

На уроках «Человек и мир» в третьем классе учащиеся знакомятся с растительным и животным миром Республики Беларусь, с ее водным богатством и природоохранной работой, которая проводится в нашей стране. Экологические знания детей расширяются, углубляются, детализируются [3,6].

На основе содержания всех учебных предметов формируются ведущие идеи и понятия, составляющие ядро экологического образования и воспитания в начальной школе. На основе накопления знаний, получаемых из разных предметов, младшие школьники подводятся к мысли, что природа – среда и необходимое условие жизни человека: в природе он отдыхает, наслаждается красотой природных объектов и явлений, занимается спортом, трудится; из нее он получает воздух, воду, сырье для изготовления продуктов питания, одежды и т. д.

Воспитанию бережного отношения к природе способствует сосредоточение внимания учителя на сочетании учебной и внеклассной работы так, чтобы экологическое содержание уроков имело продолжение во внеурочной деятельности, дополняло и обогащало его. Четко организованная, целенаправленная внеклассная работа позволяет использовать дополнительный информационный материал, расширяет природоохранительный кругозор и конкретизирует знания учащихся [5].

Таким образом, содержание школьных учебных предметов способствует экологическому воспитанию школьников и имеет для этого потенциальные возможности. В их реализации и подготовке экологически грамотного поколения основная роль принадлежит учителю, его творчеству и инициативе.

Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но нужно обладать терпением, иметь чуткую душу и быть очень внимательным, чтобы увидеть прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, заслушаться звонким пением птиц.

Экологическое воспитание является одним из самых важных в наше время. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережно и ответственно относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в Республике Беларусь. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Список цитированных источников:

1. Вдовиченко, В.М.Человек и мир: учеб. пособие для 1-го кл. учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования, с рус. яз. обучения / В.М. Вдовиченко, Л.И. Дурейко. - Минск: Нар. асвета, 2006. – 95 с.: ил.

2. Вдовиченко, В.М.Человек и мир: учеб. пособие для 2-го кл. учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования, с рус. яз. обучения / В.М. Вдовиченко, Т.А.Ковальчук, В.А. Папкович. - Минск: Нац. ин-т образования, 2011. -144 с.: ил.

3. Вдовиченко, В.М.Человек и мир: учеб. пособие для 3-го кл. учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования, с рус. яз. обучения / В.М. Вдовиченко, Л.И. Дурейко, Т.А.Ковальчук. - Минск: Нар. асвета, 2006. - 135с.: ил.

4. Вдовиченко, В.М. Человек и мир во втором классе: учеб.-метод. пособие для учителей общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / В.М. Вдовиченко, Л.И. Дурейко, Т.А.Ковальчук. - 2-е изд. - Минск: Нар. асвеа,2007. - 142с.

5. Минаева, В.М. Экологическое воспитание в начальных классах: Пособие для учителя.- Мн.: Нар. асвета,1987. - 112с.

6. Учебные программы для общеобразовательных учреждений с рус. языком обучения 1-4 классы.2010. - Минск. Национальный институт образования.