logo
Конференция_Мир Детства 1

Влияние музыкально-образовательной среды на формирование личности композитора андрея эшпая

Турченкова Р.Н, г. Йошкар-Ола, ФНК ФГБОУ ВПО МарГУ,

доцент, кандидат педагогических наук

Хасанова Э.В., студентка 4 курса

Павлова Е.А., студентка 2 курса

(Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ФНК ФГБОУ ВПО МарГУ)

На становление личности человека, его эстетико-познавательного опыта влияет эстетическая культура окружающей среды.

Каждый человек, особенно в национальной республике, является носителем культурно-эстетической среды, которая дает возможность осознать и выделить национальную музыкальную культуру в полифонизме мировой музыкальной культуры. На примере Андрея Эшпая, представителя марийского народа, можно проследить воздействие национальной музыкально-культурной среды, окружающей его с детских лет, на всю его духовную жизнь, становление как композитора.

Общеизвестно, что музыка – это особая форма выражения философии народа, социальное явление, которое вносит свой специфический вклад в формирование всесторонне развитой личности и выполняет множество функций: познавательную, коммуникативную, эмоционально-оценочную, преобразовательную.

Педагогика искусства требует особого подхода преподавателей предметов художественно-эстетического цикла к специфике музыкального искусства – через искусство влиять на формирование музыкальной культуры личности как части духовной культуры.

Воспитать нравственную личность, наверное, невозможно без знания национального уклада жизни своего народа, семейных традиций и культурного наследия прошлого. Многие наши студенты не ощущают свою причастность к народу мари, не знают языка и творчества народа, его культурного наследия.

Л.П.Печко в статье «Общая и эстетическая культура в образовании и развитии личности» указывает на то, что теоретически и эмпирически обоснована в истории цивилизаций образовательно-развивающая функция искусства во все времена, и культурное сознание человека связано «с родной культурной средой, историей народа, языком, искусством»[5].

Доктор педагогических наук, профессор, зам. директора по науке ИХО РАО (г. Москва) Савенкова Л.Г. впервые в художественной педагогике обосновала предметно-пространственный подход к освоению искусства, обращение к местным традициям, художественной культуре как продуктивный момент в формировании гражданской позиции [6].

Новые информационные, компьютерные технологии дают возможность существенно изменить содержание и структуру, качество процесса музыкально- художественного образования и воспитания, полнее использовать этнохудожественную культуру через проектную деятельность.

На факультете начальных классов Марийского государственного университета накоплен определенный опыт по приобщению студентов к марийскому национальному искусству при изучении курсов «Музыкальная культура мари» и «Ознакомление младших школьников с творчеством марийских композиторов», разработанных доцентом Турченковой Р.Н.

Один из проектов, подготовленных совместно со студентами, посвящен творчеству композитора Андрея Эшпая, представителя марийского народа. Урок- концерт называется «Национальные корни музыки Андрея Эшпая». В проекте принимали участие редактор марийского телевидения И.Губина, автор телефильма об А.Эшпае «Медитация на тему Родины», ансамбль скрипачей Детской школы искусств им. П.И.Чайковского, вокальный ансамбль «Аккорд» факультета начальных классов, заслуженная артистка России, солистка театра оперы и балета Н.Ковалева, студенты факультета. В концерте звучала симфоническая и вокальная музыка Андрея Эшпая, его наиболее известные песни.

Андрей Яковлевич Эшпай - выдающий омпозитор современности, пианист, народный артист СССР и РСФСР, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, заслуженный деятель 4-х Республик РСФСР. Для его творчества характерно жанровое разнообразие: симфонические произведения, концерты, музыка к спектаклям и кинофильмам, более ста романсов и песен. Песни Андрея Эшпая стали своеобразной эмблемой времени - "Москвичи", "А снег идет", "Мы с тобой два берега" и др. На сцене Большого театра с успехом шел его балет "Ангара".

А.Эшпай - прекрасный пианист, исполнитель собственных произведений. В 1965-1970 г.г. преподавал композицию в Московской консерватории. Автор критических статей, председатель жюри на Международных конкурсах имени П.И.Чайковского в 1978, 1986, 1998 г.г., член Международного музыкального совета при ЮНЕСКО.

Эшпай является примером истинно современного художника, вобравшего, аккумулирующего в своем творчестве самые различные пласты (будь то марийский фольклор, классическое искусство, французский импрессионизм или джаз) и нашедшего ту "золотую середину", которая определяет его композиторское лицо, то, что мы называем яркой самобытностью, индивидуальностью. Говоря иначе, композитор А.Я.Эшпай создал новый сплав, в котором очень органично слились национальная характерность, удивительно бережное отношение композитора к марийскому фольклору, придающему неповторимый аромат его музыке и стимулирующего его богатую фантазию, и подлинная современность художественного мироощущения. Эшпай говорил: "Мне хотелось выразить всю красоту марийских мелодий в оркестровых красках".

Сценарий урока-концерта «Национальные корни музыки Андрея Эшпая»

Об Андрее Яковлевиче Эшпае написано и сказано очень много как о всемирно-известном композиторе и обаятельнейшем человеке, представителе марийского народа.

Андрея Эшпая знает весь мир. Искреннюю благодарность выражала Эшпаю-симфонисту публика всех континентов: в странах Японии и Индии, почти во всех государствах Европы, в Канаде и США. В Америке выпущена десятитомная антология симфонической музыки А.Эшпая в грамзаписи. А.Эшпай имеет все возможные высокие награды, достиг признания и славы. Но, несмотря на это, он остается открытым, простым в общении. Он относится к категории тех людей, которых не портит ни успех, ни слава [1] .

Андрей Эшпай силой своего таланта сделал так, что музыка маленького народа мари вышла на Европейскую, а затем и мировую арену. Эшпай - сын своего народа, которому дорого все. Он заинтересован в развитии его культуры, и вся его жизнь и деятельность направлены на исполнение этой великой цели. Многие его произведения, основанные на марийском музыкальном фольклоре, стали волнующими "сказами" о своем народе, о безграничной любви к нему, влюбленности в его природу, быт, обычаи.

Живя в Москве, общаясь в цивилизованном мире, во все времена самой заветной, желанной, затаенной мечтой для А.Эшпая оставалось - прокатиться по Волге на старом колесном пароходе, посетить родные места. И эта мечта осуществилась лишь в 2000 году, когда Эшпаю было 75 лет. Об этом путешествии снят фильм, названный "Медитация на тему Родины". Автор фильма, редактор марийского телевидения И.Губина, рассказала студентам как снимался этот фильм.

Просмотрев фильм, особенно чувствуешь национальные корни А.Эшпая, его огромную любовь к своему народу, родным местам, отношение к своим землякам, бывшим одноклассникам, друзьям детства. (Просмотр фильма - 25 минут)

1 ведущий

Беспредельно прекрасны просторы Волги, ее берега с цепями гор и утесов, с раздольем лесов, озер и впадающих рек…

Весь этот мир непроизвольно соотносится с душевным складом человека, с его надеждами, печалями радостями.

В памяти Андрея Эшпая до сих пор живут воспоминания о летних волжских вечерах с дивными марийскими, русскими, чувашскими напевами.

Не будь судьба Эшпая так тесно связана с Волгой, скольких чарующих звуков лишилась бы его Муза.

Звучит песня А. Эшпая «Воспоминания», сл. А.Эшпая(сына). Исполняет вокальный ансамбль факультета, рук А. Белявский.

«Плывут легко на небе облака,

Я слышу голос твой издалека,

Мой край родной, где песни тихие,

Они в душе моей, в душе моей…»

2 ведущий

Талант Андрея Эшпая – светлый, жизнелюбивый. По природе своего дарования он лирик, глубокая эмоциональность, свойственна всем его сочинениям. На протяжении всего творческого пути он обращался к камерным жанрам. На формирование композиторского почерка Эшпая особое воздействие оказало изучение стилистики народных песен, музыкального фольклора разных народов.

К начальному периоду его творчества относятся обработки народных мелодий, среди которых «Легкие пьесы на темы народов Поволжья», «Вариации на марийские темы», фортепианная музыка для детских музыкальных школ, татарские, чувашские, башкирские песни, белорусская "Перепелочка".

Звучит песня А.Эшпая "Криницы", сл. В.Карпеко.

1 ведущий

Самобытный стиль Эшпая интересен с точки зрения его национальных "корней". Родился Андрей Эшпай на Волге, в старинном городе Козьмодемьянске республики Марий Эл 15 мая 1925 года, в семье видного марийского композитора, фольклориста и ученого, кандидата искусствоведения Якова Эшпая. Удивительная жизнь и многогранная деятельность отца, притягательная сила просторов Волги, добрые и открытые сердца окружающих людей не могли не оказать благотворного влияния на чуткую душу подростка, на формирование его личности.

С марийским народным искусством музыка А.Эшпая была связана с самых первых пьес и до последующих крупных сочинений как "Второй фортепианный концерт", "Симфонические танцы" на марийские темы, "Песни горных и луговых мари" для симфонического оркестра (1983 г.), произведение которое включено в школьную программу по музыке "К вершинам музыкального искусства" (автор М.С.Красильникова, ИХО РАО, г. Москва).

2 ведущий

Новую страницу открыли симфонии и симфонические произведения Андрея Эшпая. Одни из них являются отзвуками Великой Отечественной войны, в которых воплощены трагедия и скорбь. Это первая и четвертая симфонии. Четвертая посвящена брату Валентину, погибшему на войне.

Наиболее оригинальной является "Симфония №3", посвященная "Памяти отца"(1963 г.), в которой сочетается личное чувство скорби об утраченном дорогом человеке с философскими размышлениями о жизни и смерти:

Воды текут - берега остаются,

Птицы улетают - гнезда остаются,

Листья опадают - деревья остаются,

Мы уходим - Вы остаетесь.

Печально и трогательно звучит в симфонии мелодия старинной марийской песни " Выдши йога" ("Воды текут"). Слушание фрагмента 3 симфонии "Памяти отца".

Прекрасные страницы музыки Эшпая составляют эстрадные жанры, которыми он увлекался на протяжении всей жизни. "Именно песни стали началом открытия многогранного таланта Андрея Эшпая", писал композитор Тихон Хренников.

Широко популярной среди любителей музыки стала песня Андрея Эшпая "Москвичи", как исповедь, посвященная памяти павших времен Великой Отечественной войны. Она и сегодня волнует сердца слушателей, современной молодежи. Песня "Москвичи" звучит в исполнении студентки Г. Шабалиной, концертмейстер Р. Турченкова. Песню "Об иве" и "С первой встречи" исполнила заслуженная артистка России, народная артистка РМЭ Надежда Ковалева.

1 ведущий

«Творчество Андрея Эшпая – образец высокого искусства. Оно исполнено благородного горения и самоотдачи. В каждом его сочинении, в каждой нотной строчке, кажется, присутствует сам композитор, энергичный, импульсивный, остро реагирующий на каждое жизненное явление, в то же время поразительно собранный, мыслящий очень четкими категориями, глубоко человечный, интеллигентный и доброжелательный».(А.И. Хачатурян)

2 ведущий

Одним из признаний в любви нашему краю, нашему городу является, ставшая популярной, песня А. Эшпая "О Йошкар - Оле" на слова Л.Дербенева.

На земле большой городов не счесть,

Не объехать их и за целый год,

Но в любом краю об одном всегда я пою.

Йошкар - Ола, я вижу вновь

Над весенней Кокшагой мосты.

Йошкар – Ола - земля отцов,

Навсегда у меня в сердце ты.

Декан ФНК Ф.В.Гинзбург благодарит участников урока-концерта.

В зале звучит песня "О Йошкар - Оле".

Список цитированных источников:

  1. Андрей Эшпай. Беседы. Статьи. Материалы. Очерки / Сост. Гульянц. – М.: Советский композитор, 1988.

  2. Богданова, А. Андрей Эшпай / А.Богданова. - М.: Советский композитор, 1986.

  3. Гордость советской музыки. - М.: Советский композитор, 1987. – С.524-536.

  4. Казанская, Л.В. Очерки истории марийской советской музыки / Л.В. Казанская. – М.: Советский композитор, 1983.

  5. Печко, Л.П. Общая и эстетическая культура в образовании и развитии личности. / Л.П. Печко. // Сб. научных трудов и материалов научно-практической конференции: «Культура, опыт, воображение развитие личности в художественном образовании: сб. – М, 2008. - С. 20.

  6. Савенкова, Л.Г. Интеграция в педагогике искусства. / Л.Г. Савенкова // Сб. научных статей «Искусство в условиях модернизации школьного образования и воспитания: сб. – М, 2003. - с. 28.

  7. Турченкова, Р.Н. Марийская национальная музыка как средство формирования духовной культуры студентов / Р.Н. Турченкова // Молодежь Республики Марий Эл: материалы Межрегиональной научно-практической традиционной конференции «Положение молодежи в финно-угорских регионах Российской Федерации»: сб. – Йошкар-Ола, 2007. - С. 85.