Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений
Гурбанова Е.З., студентка 4 курса
(г. Гродно, «ГрГУ им. Я. Купалы»)
Научный руководитель – Тарантей Л.М., кандидат педагогических наук, доцент
Развитие личности обусловлено активным включением ее в различные виды деятельности. Являясь одним из важнейших средств совершенствования личности, труд способствует не только формированию у подрастающего поколения отношений к природе, обществу, другим людям, приобретению социального опыта в трудовой сфере, но и его эстетическому, физическому и нравственному воспитанию.
Известно, что формирование положительного отношения к труду нельзя осуществлять без соответствующего научения трудовым умениям и навыкам. Для участия в каждом виде труда необходимы определенные знания, умения и навыки, позволяющие человеку получить заданный продукт. При этим умение рассматривается как промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию этого знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка [1, с. 35].
Программа воспитания в детском саду раскрывает объем трудовых навыков и умений, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы. Выделим некоторые из них:
содействовать развитию интереса к трудовой деятельности взрослых;
приобщать воспитанников к разным видам труда: развивать умение с помощью взрослого ставить цель труда, планировать последовательность трудовых действий, отбирать необходимое оборудование, самостоятельно выполнять несколько трудовых действий, преодолевать возникающие трудности, достигать конечного результата, убирать на место рабочее оборудование, приводить в порядок рабочее место;
содействовать овладению культурой выполнения трудовой деятельности: выполнять работу аккуратно, спокойно, не отвлекаясь, проявлять бережное отношение к предметам труда, потребность поддерживать порядок во внешнем виде;
формировать положительное отношение к труду, зачатки трудолюбия [2].
Проведенный нами анализ опыта трудового воспитания в дошкольных учреждениях выявил положительные тенденции: разработаны формы и методы организации различных трудовых дел и игр, создаются условия для развития умственных и творческих способностей. Вместе с тем, далеко не во всех дошкольных учреждениях осуществляется взаимодействие взрослого и ребенка на уровне сотворчества, содействия в игровой, трудовой и познавательной деятельности. Труд является эпизодическим и второстепенным компонентом жизни детей в ДУ.
На наш взгляд, наиболее простая и эффективная форма организации труда детей – трудовые поручения. Под трудовым поручением понимается возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников (М.А.Васильева).
В педагогической работе с детьми младшего дошкольного возраста, когда труд не может стать планомерной и систематической деятельностью малышей, поручения имеют особо важное воспитательное значение. Поручения как форма организации трудовой деятельности детей имеют особенности: они всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача. Они предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми. В процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществлять контроль за правильностью работы, наличием трудовых навыков и умений, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.
Практический опыт и научные исследования свидетельствуют: дети к концу младшего дошкольного возраста должны иметь постоянные обязанности и своевременно и качественно их выполнять. Эпизодических поручений недостаточно для воспитания трудолюбия и чувства ответственности. Обязанности дети должны выполнять систематически независимо от желания или нежелания. Выполнение постоянных обязанностей способствует воспитанию воли, учит преодолевать трудности, делать правильный выбор. Кроме того, помогает дошкольникам переключаться с одной деятельности, интересующей его в данное время, на другую, обязательную.
Содержание поручений определяется в соответствии с видами труда, рекомендованными программой дошкольного образования «Пралеска», и во многом зависит от возраста детей, от условий, в которых находится группа.
В качестве образца, на основании которого можно эффективно организовать работу по трудовому воспитанию в дошкольном учреждении, мы предлагаем модель формирования трудовых умений младших дошкольников в ходе выполнения поручений.
Возможность моделирования процесса формирования трудовых умений младших дошкольников в ходе выполнения поручений основана на том, что полученная модель воспроизводит все признаки указанного процесса в соответствии с поставленной целью; способна замещать сам процесс формирования трудовых умений в определенных отношениях; допускает опытную проверку процесса; предусматривает переход от модельной информации к информации о самом процессе формирования трудовых умений младших дошкольников в ходе выполнения поручений.
В модели формирования трудовых умений младших дошкольников определены концептуальный, деятельностный и результативный блоки.
Концептуальный блок модели представлен целью и педагогическими условиями формирования трудовых умений младших дошкольников. Выбор цели, ориентирующей на формирование трудовых умений, определяет важнейшие направления работы педагога, содержание этой работы, выбор характерных методов и приемов. В качестве условий нами выделены:
- учет уровня трудового опыта детей;
- преимущественное применение поручений индивидуального характера;
- подробное объяснение способов необходимых действий;
- постепенное усложнение поручений.
Содержательное наполнение процесса формирования системы трудовых умений составляет деятельностный блок. В этом блоке модели предполагается использование методов, приемов и стратегий, объединяющих трудовые поручения по видам трудовой деятельности.
Трудовые поручения могут быть многообразны по трудности (простые, сложные), характеру выполнения (индивидуальные или совместные), времени исполнения (кратковременные, эпизодические, длительные).
Так, например, наряду с поручениями, предполагающими одно действие, есть такие, которые включают несколько взаимосвязанных действий (подобрать материал занятий, разложить его на столы; помыть кисточки, поставить на место краски и чашечки и др.).
Поручения детям младших групп носят преимущественно индивидуальный характер: по просьбе воспитателя поставить в шкаф забытую обувь, поднять оброненную вещь, положить на место, помочь вынести на участок игрушки, собрать их перед уходом с прогулки, раздать карандаши для рисования, смести с лавочки песок и т. д. Однако иногда целесообразно давать детям общие (для 5-6 человек) поручения. Например, предложить перенести игрушки с участка в помещение группы или наоборот. Дети должны уметь согласовать свои действия, знать последовательность выполнения работы, самостоятельно оценивать качество выполнения. Конечно, не всегда дошкольники могут самостоятельно справиться с таким сложным заданием. В таких случаях воспитатель тактично и ненавязчиво оказывает помощь. Здесь важны и показ, и предложение, и совместное обсуждение процесса выполнения поручения и, конечно, результатов труда.
Наконец, результативный блок модели включает критерии определения сформированности трудовых умений младших дошкольников и предполагает использование комплекса диагностических методик, позволяющих оценить результативность функционирования процесса формирования трудовых умений на основе констатации уровня сформированности этих умений.
Взаимосвязь всех блоков разработанной нами модели позволяет обеспечить целостный процесс формирования трудовых умений у младших дошкольников.
Список цитированных источников:
Мухина, В.С. Психология дошкольника / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1978. – 234 с.
Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А. Панько и др. – Минск: НИО; Аверсэв, 2007. – 320 с.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы
- Психолого-педагогические аспекты обучения младших школьников
- Формирование опыта творческой деятельности младших школьников в контексте личностно ориентированного обучения
- Детская литература как средство формирования гендерных стереотипов
- К вопросу о полоролевых различиях мальчиков и девочек дошкольного возраста в экологическом образовании
- Содержание нравственного воспитания школьников
- Особенности социализации детей-сирот
- Принципы формирования культуры здоровья младших школьников и младших подростков
- Формирование экологической культуры у младших школьников
- Развитие субъектности у детей посредством совместного просмотра мультфильмов
- Пейзажная живопись и ее значение для ребенка
- Работа в школе по профилактике вовлечения в деструктивные секты
- Позитивный аспект игровых комплексных упражнений творческого характера в структуре уроков математики начальной школы
- Социальная среда детского оздоровительного лагеря как условие самореализации личности ребенка
- Роль игрушки в полоролевом воспитании дошкольников
- Использование интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников
- Особенности общения учащихся начальных классов
- 4. Психологические.
- Некоторые секреты «школьного» здоровья доктора базарного
- Детские страхи в дошкольном возрасте
- Формирование правильного чтения первоклассников на основе применения дидактических игр в период обучения грамоте
- Особенности полоролевой социализации детей в неполных семьях Гукова е.В.
- Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений
- Семья и брак в системе ценностных ориентаций старшеклассников
- Фарміраванне маўленчай культуры малодшых школьнікаў сродкамі беларускага фальклору Дзярнова а.У.
- Использование экологических сказок в формировании у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе
- К вопросу о педагогической культуре родителей
- Средствами субъективизации
- Формирование у младших школьников знаний о правилах поведения в природе
- Правядзенне нестандартных ўрокаў пры вывучэнні блока ведаў “мая радзіма – беларусь” у 4 класе
- Компьютерные технологии как средство активизации познавательной деятельности в обучении младших школьников с целью формирования и развития коммуникативной культуры
- Анализ деятельности учреждений внешкольного воспитания и обучения витебской области в 2010–2011 учебном году
- Реализация методики субъективизации на уроках литературного чтения
- Работа над скороговоркой как средство совершенствования дикционных навыков младших школьников
- Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах
- Использование интерактивных информационно-обучающих средств в формировании миропознания младших школьников
- Психолого-педагогические основы творческой деятельности
- Моделирование текстовых задач как средство математического развития младших школьников
- Умения каллиграфического письма как цель и результат обучения младших школьников письму
- Имидж современного учителя как важный фактор восприятия педагогической профессии
- Познавательно-практическая деятельность как средство умственного развития детей младшего дошкольного возраста
- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ручного ткачества
- Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике
- Олимпийское образование в образовательном пространстве младших школьников
- Уровень
- Начальная школа
- Малые фольклорные жанры как средство повышения познавательного интереса младших школьников к урокам математики
- Раскрытие экологических связей в природе при изучении курса «человек и мир»
- Педагогическая поддержка творчески одаренных детей
- Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
- Развитие коммуникативных и организаторских умений младших школьников на основе групповой деятельности в курсе «окружающий мир»
- Педагогические условия формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики
- Проблема выбора содержания и форм семейного досуга
- Как научить младших школьников читать?
- Роль детской литературы в терапии «потерь»
- Современные подходы к классификации сказок
- Детские капризы: причины, пути предупреждения и преодоления
- Виды современного родительства
- Влияние семейных факторов на агрессивное поведение детей
- История происхождения и развития детской игры
- Ребенок и экран
- Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях педагогического колледжа
- Развитие коммуникативной компетенции в процессе психосоциальной адаптации выпускников интерната в образовательной среде учреждения среднего специального образования
- Начальной школы
- Этнокультурная компетентность
- Развіццё творчых здольнасцей вучняў пачатковых класаў праз мадэліраванне казак
- Формирование гражданственности младших школьников
- Идеографическая классификация фразеологических единиц немецкого языка, используемых при изучении курса в средней школе
- К проблеме развития мелкой моторики у леворуких детей в современной школе
- Развитие математического мышления младших школьников с помощью решения нестандартных задач
- Формирование умений у младших школьников выполнять и составлять творческие задания на занятиях по труду
- Развитие исследовательских способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
- Отношения детей к окружающей среде
- Формы и методы взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению
- Влияние анимационных фильмов на проявление тревожности у младших школьников
- Психологические условия формированиЯ ценностного отношения к материнству у девушек из полной и неполной семЕй
- Воспитательный потенциал сказки в субкультуре дошкольника
- Формирование нравственных качеств у учащихся начальных классов
- Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства
- Применение занимательного материала на уроках математики в начальных классах
- Профессиональное самоопределение старших подростков как многокомпонентная система
- Затруднения старших подростков в профессиональном самоопределении
- Девиантного поведения
- Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте
- Новые подходы в методике преподавания коммуникативного курса русского языка в начальных классах
- Социальная подсистема личностных особенностей несовершеннолетних с делинквентным поведением
- Развития личности школьника
- Дидактическая игра как средство экологического образования старших дошкольников
- Поведением к здоровому образу жизни
- О значении поговорок и пословиц для осмысления подтекста басен
- Применение дидактических игр на уроках математики в начальных классах
- Специфика развития ребенка в современном информационном пространстве
- Экологические проекты в начальной школе
- Объединениях и группировках
- Стиль семейного воспитания как один из факторов девиантного поведения подростков
- Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей (по системе в.Ф. Базарного)
- Роль некоторых единиц лингвистической системы в развитии фонематического слуха младших школьников
- Смысложизненные ценности и профессиональный выбор брестских школьников
- Часть II. Теория музыки. Теория и методика
- Музыкального образования
- Воспитательный процесс в высшем учебном заведении
- (На примере поликультурного воспитания)
- Развитие интереса к музыкальной деятельности у младших школьников
- Методические аспекты концертмейстерской подготовки будущих учителей музыки
- Бесценное наследие
- Роль диалогических методов в повышении качества музыкальной подготовки младших школьников
- Развитие эвристического мышления младших школьников в процессе восприятия образного содержания музыкального произведения
- Развитие музыкальной памяти у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах
- Коллективное инструментальное исполнительство на простейших музыкальных инструментах как средство развития исполнительских умений детей младшего школьного возраста
- Использование мультимедиа при обучении музыке
- Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки в школе
- Влияние музыкально-образовательной среды на формирование личности композитора андрея эшпая
- Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки посредством информационных технологий
- Содержание
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения
- Часть II. История музыки. Теория и методика музыкального образования
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.