logo
Конференция_Мир Детства 1

Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений

Гурбанова Е.З., студентка 4 курса

(г. Гродно, «ГрГУ им. Я. Купалы»)

Научный руководитель – Тарантей Л.М., кандидат педагогических наук, доцент

Развитие личности обусловлено активным включением ее в различные виды деятельности. Являясь одним из важнейших средств совершенствования личности, труд способствует не только формированию у подрастающего поколения отношений к природе, обществу, другим людям, приобретению социального опыта в трудовой сфере, но и его эстетическому, физическому и нравственному воспитанию.

Известно, что формирование положительного отношения к труду нельзя осуществлять без соответствующего научения трудовым умениям и навыкам. Для участия в каждом виде труда необходимы определенные знания, умения и навыки, позволяющие человеку получить заданный продукт. При этим умение рассматривается как промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию этого знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка [1, с. 35].

Программа воспитания в детском саду раскрывает объем трудовых навыков и умений, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы. Выделим некоторые из них:

Проведенный нами анализ опыта трудового воспитания в дошкольных учреждениях выявил положительные тенденции: разработаны формы и методы организации различных трудовых дел и игр, создаются условия для развития умственных и творческих способностей. Вместе с тем, далеко не во всех дошкольных учреждениях осуществляется взаимодействие взрослого и ребенка на уровне сотворчества, содействия в игровой, трудовой и познавательной деятельности. Труд является эпизодическим и второстепенным компонентом жизни детей в ДУ.

На наш взгляд, наиболее простая и эффективная форма организации труда детей – трудовые поручения. Под трудовым поручением понимается возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников (М.А.Васильева).

В педагогической работе с детьми младшего дошкольного возраста, когда труд не может стать планомерной и систематической деятельностью малышей, поручения имеют особо важное воспитательное значение. Поручения как форма организации трудовой деятельности детей имеют особенности: они всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача. Они предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми. В процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществлять контроль за правильностью работы, наличием трудовых навыков и умений, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.

Практический опыт и научные исследования свидетельствуют: дети к концу младшего дошкольного возраста должны иметь постоянные обязанности и своевременно и качественно их выполнять. Эпизодических поручений недостаточно для воспитания трудолюбия и чувства ответственности. Обязанности дети должны выполнять систематически независимо от желания или нежелания. Выполнение постоянных обязанностей способствует воспитанию воли, учит преодолевать трудности, делать правильный выбор. Кроме того, помогает дошкольникам переключаться с одной деятельности, интересующей его в данное время, на другую, обязательную.

Содержание поручений определяется в соответствии с видами труда, рекомендованными программой дошкольного образования «Пралеска», и во многом зависит от возраста детей, от условий, в которых находится группа.

В качестве образца, на основании которого можно эффективно организовать работу по трудовому воспитанию в дошкольном учреждении, мы предлагаем модель формирования трудовых умений младших дошкольников в ходе выполнения поручений.

Возможность моделирования процесса формирования трудовых умений младших дошкольников в ходе выполнения поручений основана на том, что полученная модель воспроизводит все признаки указанного процесса в соответствии с поставленной целью; способна замещать сам процесс формирования трудовых умений в определенных отношениях; допускает опытную проверку процесса; предусматривает переход от модельной информации к информации о самом процессе формирования трудовых умений младших дошкольников в ходе выполнения поручений.

В модели формирования трудовых умений младших дошкольников определены концептуальный, деятельностный и результативный блоки.

Концептуальный блок модели представлен целью и педагогическими условиями формирования трудовых умений младших дошкольников. Выбор цели, ориентирующей на формирование трудовых умений, определяет важнейшие направления работы педагога, содержание этой работы, выбор характерных методов и приемов. В качестве условий нами выделены:

- учет уровня трудового опыта детей;

- преимущественное применение поручений индивидуального характера;

- подробное объяснение способов необходимых действий;

- постепенное усложнение поручений.

Содержательное наполнение процесса формирования системы трудовых умений составляет деятельностный блок. В этом блоке модели предполагается использование методов, приемов и стратегий, объединяющих трудовые поручения по видам трудовой деятельности.

Трудовые поручения могут быть многообразны по трудности (простые, сложные), характеру выполнения (индивидуальные или совместные), времени исполнения (кратковременные, эпизодические, длительные).

Так, например, наряду с поручениями, предполагающими одно действие, есть такие, которые включают несколько взаимосвязанных действий (подобрать материал занятий, разложить его на столы; помыть кисточки, поставить на место краски и чашечки и др.).

Поручения детям младших групп носят преимущественно ин­дивидуальный характер: по просьбе воспитателя поставить в шкаф забытую обувь, поднять оброненную вещь, положить на место, по­мочь вынести на участок игрушки, собрать их перед уходом с про­гулки, раздать карандаши для рисования, смести с лавочки песок и т. д. Однако иногда целесообразно давать детям общие (для 5-6 человек) поручения. Например, предложить перене­сти игрушки с участка в помещение группы или наоборот. Дети должны уметь согласовать свои действия, знать последовательность выполнения работы, самостоятельно оце­нивать качество выполнения. Конечно, не всегда дошколь­ники могут самостоятельно справиться с таким сложным заданием. В таких случаях воспитатель тактично и нена­вязчиво оказывает помощь. Здесь важны и показ, и предложение, и совместное обсуждение процесса выполнения по­ручения и, конечно, результатов труда.

Наконец, результативный блок модели включает критерии определения сформированности трудовых умений младших дошкольников и предполагает использование комплекса диагностических методик, позволяющих оценить результативность функционирования процесса формирования трудовых умений на основе констатации уровня сформированности этих умений.

Взаимосвязь всех блоков разработанной нами модели позволяет обеспечить целостный процесс формирования трудовых умений у младших дошкольников.

Список цитированных источников:

  1. Мухина, В.С. Психология дошкольника / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1978. – 234 с.

  2. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А. Панько и др. – Минск: НИО; Аверсэв, 2007. – 320 с.