Специфика развития ребенка в современном информационном пространстве
Шелегова О., студентка 3 курса
(г. Минск, УО «БГПУ им. М. Танка»)
Научный руководитель – Овсяник Н.В., кандидат психологических наук, доцент
Актуальность темы статьи определяется особенностями социальной ситуации развития детства, сложившейся в настоящий момент в нашей стране. С.А. Бегичева и Н.П.Вайзман отмечают, что резкие изменения в обществе, произошедшие за последнее десятилетие, привели к трансформации социальной ситуации, росту эмоциональной напряженности и повышению риска социальной и психологической дезадаптации населения, что негативно сказалось на положении детей [1]. Неблагоприятные социальные условия привели к появлению большого количества детей с проблемами в развитии, с отклонениями в психофизическом здоровье, с нарушениями поведения, к явлению массовой дезадаптации с различными формами проявления, получившие название «детей группы риска». Современные дети находятся в достаточно агрессивном информационном потоке. Изобилие детских каналов, мультфильмов и мультсериалов захватывают детское воображение и трансформируют детскую психику [2]. Но необходимо определить, все ли то, что транслируется на «детских каналах» действительно может быть принято и переработано без ущерба для себя детской психикой.
Психологи обнаружили, что большинство производителей передают через мультяшные образы взрослую жизнь в действительности, никак не связанную с потребностями ребенка. Да и образ мультяшек, не говоря уже об их манере себя вести, тоже далеко не благотворно сказывается на сознании маленького телезрителя. После ряда исследований специалисты смогли точно определить, что так негативно влияет на детей. Женские образы, призванные олицетворять собой веками ценившиеся нежность, целомудрие и скромность, в большинстве американских мультиков представлены агрессивными красотками. Они то сами кого-то колотят, то буквально впечатываются в стену от сильных ударов врага.
Мало того что агрессия плоха сама по себе, но, согласитесь, после такого мультика вам будет сложно объяснить мальчику, что к женщинам нужно относиться ласково и бережно. Девочке, в свою очередь, придется доказывать, что поведение героини недостойно. И уж тем более потом им обоим будет не втолковать, что в отношениях мужчины и женщины важны романтика, уважение и взаимопонимание. Самый святой для ребенка образ матери зачастую представлен в виде старой вздорной мамаши, то и дело покрикивающей на своих отпрысков. Часто лица этих персонажей некрасивы, если не сказать, уродливы, фигура – бесформенная. Только представьте, какое отношение к материнству формируется у девочек, смотрящих на эту «красоту».
С этих позиций мы рекомендовали бы совместный просмотр детских фильмов и мультфильмов. Примером такого просмотра может послужить анимационный фильм снятый режиссёрами Марком Осборном и Джоном Стивенсоном «Кунг-фу панда». Главный герой мультфильма – панда По, которая мечтает стать великим воином кунг-фу, не обладая при этом никакими навыками борьбы. Воспитанием панды занимается его отец – гусь, который мечтает о том, чтобы его сын овладел кулинарным искусством, но, к сожалению, приготовление и продажа лапши его сына отнюдь не привлекает. Данный мультфильм позволяет понять ребенку то, что, если человек хочет чего-то достичь, необходимо знать свою цель, зная цель, мы сможем найти путь, для её достижения, отыскав путь, мы с легкостью сможем достигнуть поставленной цели, то есть самое главное – это вера в себя, в свои силы, в свою мечту, что и произошло с главным героем.
После просмотра мультфильмов у детей возникает желание подражать любимому герою. Зачастую родители радуются тому, что любимым героем стал именно тот персонаж, который борется со злом. К сожалению, очень часто родители не уделяют должного внимания содержанию мультфильмов и не обращают внимания на то, какими путями добро побеждает зло. В данном мультфильме можно заметить, что все конфликтные ситуации разрешаются, используя силовое давление. В мультфильме, который на первый взгляд учит достигать поставленные цели, очень хорошо продемонстрированы сцены борьбы со злом и, причём, персонажи, которые представляют добро, оказывают наибольшее силовое давление. Здесь существенно вспомнить теорию социального научения Бандуры. Исходя из которой, мы можем сделать вывод о том, что при отсутствии наказания, порицания, наблюдаемое агрессивное поведение закрепляется. После просмотра таких мультфильмов развитие ребенка может не соответствовать требованиям нормы, так как дети, подражая своим героям, демонстрируют агрессивное поведение в игре, а также по отношению к сверстникам и родителям. Хотелось бы также отметить, что в мультфильме уделено мало внимания самому обучению панды кунг-фу. Слишком уж быстро нелепая панда становится истинным воином дракона. Эта ситуация может подтолкнуть юных зрителей на мысль о том, что особого труда прилагать не придется для того, чтобы чего то достичь, нужно лишь захотеть. Отсюда и возникают такие проблемы как завышенная самооценка, неспособность объективно оценивать ситуацию, несамостоятельность в конце концов. Ведь по сути, не панда поверил в себя, а его учитель Шифу поверил в него. Желание стать воином дракона больше похоже на прихоть, которую он увидел в своих снах. Подтверждением этому может служить сам процесс обучения. Во время обучения пандой больше двигало не стремление стать воином, а желание отведать пельменей. Это может привести к тому, что дети, просмотрев данный сюжет при выполнении какой-либо работы за каждый отдельный её этап будут ожидать вознаграждения, не получив его от своих родителей либо учителей, это может привести к возникновению конфликтов дома или в школе, связанных с несоответствием ожиданий. Таким образом, это опять-таки приводит к демонстрации агрессии со стороны ребенка. Взаимоотношения панды По с отцом, отличаются тем, что с детства отец подавлял интересы своего ребенка. Отец был уверен в том, что его сын должен работать в лапшичной и постоянно навязывал свои идеи. Такое пренебрежение интересами может привести к подавлению индивидуальности ребенка, после чего ребенок может не найти себя ни в какой деятельности. Также это может сказаться и на «реальных» отношениях родителей с детьми: всяческое пренебрежение требованиями родителей.
Таким образом, хотелось бы отметить, что все проблемы (конфликты) берут свой исток из детства. Важную роль в формировании личности играют родители, которые с детства, демонстрируя свою модель поведения и способы решения проблем, создают новую. В современном обществе ситуация складывается так, что на развитие ребенка оказывает большое влияние не только микро, но макросреда. И, возможно, в ближайшем будущем нам придется максимизировать влияние телевидения на развитие ребенка.
Список цитированных источников:
Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В.В.Абраменкова. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. – 416 с.
Казначеев В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. Москва-Кострома: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1996. – 248 с. - ISBN 5-7563-0012-0.
Овсяник, Н.В. Природосообразность в обучении детей и подростков жизненным навыкам/ Н.В.Овсяник // Обучение учащихся образовательных учреждений жизненным навыкам, здоровому образу жизни. Профилактика ВИЧ/СПИД. – Минск. - 31.03.2009.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы
- Психолого-педагогические аспекты обучения младших школьников
- Формирование опыта творческой деятельности младших школьников в контексте личностно ориентированного обучения
- Детская литература как средство формирования гендерных стереотипов
- К вопросу о полоролевых различиях мальчиков и девочек дошкольного возраста в экологическом образовании
- Содержание нравственного воспитания школьников
- Особенности социализации детей-сирот
- Принципы формирования культуры здоровья младших школьников и младших подростков
- Формирование экологической культуры у младших школьников
- Развитие субъектности у детей посредством совместного просмотра мультфильмов
- Пейзажная живопись и ее значение для ребенка
- Работа в школе по профилактике вовлечения в деструктивные секты
- Позитивный аспект игровых комплексных упражнений творческого характера в структуре уроков математики начальной школы
- Социальная среда детского оздоровительного лагеря как условие самореализации личности ребенка
- Роль игрушки в полоролевом воспитании дошкольников
- Использование интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников
- Особенности общения учащихся начальных классов
- 4. Психологические.
- Некоторые секреты «школьного» здоровья доктора базарного
- Детские страхи в дошкольном возрасте
- Формирование правильного чтения первоклассников на основе применения дидактических игр в период обучения грамоте
- Особенности полоролевой социализации детей в неполных семьях Гукова е.В.
- Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений
- Семья и брак в системе ценностных ориентаций старшеклассников
- Фарміраванне маўленчай культуры малодшых школьнікаў сродкамі беларускага фальклору Дзярнова а.У.
- Использование экологических сказок в формировании у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе
- К вопросу о педагогической культуре родителей
- Средствами субъективизации
- Формирование у младших школьников знаний о правилах поведения в природе
- Правядзенне нестандартных ўрокаў пры вывучэнні блока ведаў “мая радзіма – беларусь” у 4 класе
- Компьютерные технологии как средство активизации познавательной деятельности в обучении младших школьников с целью формирования и развития коммуникативной культуры
- Анализ деятельности учреждений внешкольного воспитания и обучения витебской области в 2010–2011 учебном году
- Реализация методики субъективизации на уроках литературного чтения
- Работа над скороговоркой как средство совершенствования дикционных навыков младших школьников
- Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах
- Использование интерактивных информационно-обучающих средств в формировании миропознания младших школьников
- Психолого-педагогические основы творческой деятельности
- Моделирование текстовых задач как средство математического развития младших школьников
- Умения каллиграфического письма как цель и результат обучения младших школьников письму
- Имидж современного учителя как важный фактор восприятия педагогической профессии
- Познавательно-практическая деятельность как средство умственного развития детей младшего дошкольного возраста
- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ручного ткачества
- Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике
- Олимпийское образование в образовательном пространстве младших школьников
- Уровень
- Начальная школа
- Малые фольклорные жанры как средство повышения познавательного интереса младших школьников к урокам математики
- Раскрытие экологических связей в природе при изучении курса «человек и мир»
- Педагогическая поддержка творчески одаренных детей
- Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
- Развитие коммуникативных и организаторских умений младших школьников на основе групповой деятельности в курсе «окружающий мир»
- Педагогические условия формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики
- Проблема выбора содержания и форм семейного досуга
- Как научить младших школьников читать?
- Роль детской литературы в терапии «потерь»
- Современные подходы к классификации сказок
- Детские капризы: причины, пути предупреждения и преодоления
- Виды современного родительства
- Влияние семейных факторов на агрессивное поведение детей
- История происхождения и развития детской игры
- Ребенок и экран
- Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях педагогического колледжа
- Развитие коммуникативной компетенции в процессе психосоциальной адаптации выпускников интерната в образовательной среде учреждения среднего специального образования
- Начальной школы
- Этнокультурная компетентность
- Развіццё творчых здольнасцей вучняў пачатковых класаў праз мадэліраванне казак
- Формирование гражданственности младших школьников
- Идеографическая классификация фразеологических единиц немецкого языка, используемых при изучении курса в средней школе
- К проблеме развития мелкой моторики у леворуких детей в современной школе
- Развитие математического мышления младших школьников с помощью решения нестандартных задач
- Формирование умений у младших школьников выполнять и составлять творческие задания на занятиях по труду
- Развитие исследовательских способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
- Отношения детей к окружающей среде
- Формы и методы взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению
- Влияние анимационных фильмов на проявление тревожности у младших школьников
- Психологические условия формированиЯ ценностного отношения к материнству у девушек из полной и неполной семЕй
- Воспитательный потенциал сказки в субкультуре дошкольника
- Формирование нравственных качеств у учащихся начальных классов
- Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства
- Применение занимательного материала на уроках математики в начальных классах
- Профессиональное самоопределение старших подростков как многокомпонентная система
- Затруднения старших подростков в профессиональном самоопределении
- Девиантного поведения
- Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте
- Новые подходы в методике преподавания коммуникативного курса русского языка в начальных классах
- Социальная подсистема личностных особенностей несовершеннолетних с делинквентным поведением
- Развития личности школьника
- Дидактическая игра как средство экологического образования старших дошкольников
- Поведением к здоровому образу жизни
- О значении поговорок и пословиц для осмысления подтекста басен
- Применение дидактических игр на уроках математики в начальных классах
- Специфика развития ребенка в современном информационном пространстве
- Экологические проекты в начальной школе
- Объединениях и группировках
- Стиль семейного воспитания как один из факторов девиантного поведения подростков
- Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей (по системе в.Ф. Базарного)
- Роль некоторых единиц лингвистической системы в развитии фонематического слуха младших школьников
- Смысложизненные ценности и профессиональный выбор брестских школьников
- Часть II. Теория музыки. Теория и методика
- Музыкального образования
- Воспитательный процесс в высшем учебном заведении
- (На примере поликультурного воспитания)
- Развитие интереса к музыкальной деятельности у младших школьников
- Методические аспекты концертмейстерской подготовки будущих учителей музыки
- Бесценное наследие
- Роль диалогических методов в повышении качества музыкальной подготовки младших школьников
- Развитие эвристического мышления младших школьников в процессе восприятия образного содержания музыкального произведения
- Развитие музыкальной памяти у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах
- Коллективное инструментальное исполнительство на простейших музыкальных инструментах как средство развития исполнительских умений детей младшего школьного возраста
- Использование мультимедиа при обучении музыке
- Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки в школе
- Влияние музыкально-образовательной среды на формирование личности композитора андрея эшпая
- Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки посредством информационных технологий
- Содержание
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения
- Часть II. История музыки. Теория и методика музыкального образования
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.