logo
Конференция_Мир Детства 1

Специфика развития ребенка в современном информационном пространстве

Шелегова О., студентка 3 курса

(г. Минск, УО «БГПУ им. М. Танка»)

Научный руководитель – Овсяник Н.В., кандидат психологических наук, доцент

Актуальность темы статьи определяется особенностями социальной ситуации развития детства, сложившейся в настоящий момент в нашей стране. С.А. Бегичева и Н.П.Вайзман отмечают, что резкие изменения в обществе, произошедшие за последнее десятилетие, привели к трансформации социальной ситуации, росту эмоциональной напряженности и повышению риска социальной и психологической дезадаптации населения, что негативно сказалось на положении детей [1]. Неблагоприятные социальные условия привели к появлению большого количества детей с проблемами в развитии, с отклонениями в психофизическом здоровье, с нарушениями поведения, к явлению массовой дезадаптации с различными формами проявления, получившие название «детей группы риска». Современные дети находятся в достаточно агрессивном информационном потоке. Изобилие детских каналов, мультфильмов и мультсериалов захватывают детское воображение и трансформируют детскую психику [2]. Но необходимо определить, все ли то, что транслируется на «детских каналах» действительно может быть принято и переработано без ущерба для себя детской психикой.

Психологи обнаружили, что большинство производителей передают через мультяшные образы взрослую жизнь в действительности, никак не связанную с потребностями ребенка. Да и образ мультяшек, не говоря уже об их манере себя вести, тоже далеко не благотворно сказывается на сознании маленького телезрителя. После ряда исследований специалисты смогли точно определить, что так негативно влияет на детей. Женские образы, призванные олицетворять собой веками ценившиеся нежность, целомудрие и скромность, в большинстве американских мультиков представлены агрессивными красотками. Они то сами кого-то колотят, то буквально впечатываются в стену от сильных ударов врага.

Мало того что агрессия плоха сама по себе, но, согласитесь, после такого мультика вам будет сложно объяснить мальчику, что к женщинам нужно относиться ласково и бережно. Девочке, в свою очередь, придется доказывать, что поведение героини недостойно. И уж тем более потом им обоим будет не втолковать, что в отношениях мужчины и женщины важны романтика, уважение и взаимопонимание. Самый святой для ребенка образ матери зачастую представлен в виде старой вздорной мамаши, то и дело покрикивающей на своих отпрысков. Часто лица этих персонажей некрасивы, если не сказать, уродливы, фигура – бесформенная. Только представьте, какое отношение к материнству формируется у девочек, смотрящих на эту «красоту».

С этих позиций мы рекомендовали бы совместный просмотр детских фильмов и мультфильмов. Примером такого просмотра может послужить анимационный фильм снятый режиссёрами Марком Осборном и Джоном Стивенсоном «Кунг-фу панда». Главный герой мультфильма – панда По, которая мечтает стать великим воином кунг-фу, не обладая при этом никакими навыками борьбы. Воспитанием панды занимается его отец – гусь, который мечтает о том, чтобы его сын овладел кулинарным искусством, но, к сожалению, приготовление и продажа лапши его сына отнюдь не привлекает. Данный мультфильм позволяет понять ребенку то, что, если человек хочет чего-то достичь, необходимо знать свою цель, зная цель, мы сможем найти путь, для её достижения, отыскав путь, мы с легкостью сможем достигнуть поставленной цели, то есть самое главное – это вера в себя, в свои силы, в свою мечту, что и произошло с главным героем.

После просмотра мультфильмов у детей возникает желание подражать любимому герою. Зачастую родители радуются тому, что любимым героем стал именно тот персонаж, который борется со злом. К сожалению, очень часто родители не уделяют должного внимания содержанию мультфильмов и не обращают внимания на то, какими путями добро побеждает зло. В данном мультфильме можно заметить, что все конфликтные ситуации разрешаются, используя силовое давление. В мультфильме, который на первый взгляд учит достигать поставленные цели, очень хорошо продемонстрированы сцены борьбы со злом и, причём, персонажи, которые представляют добро, оказывают наибольшее силовое давление. Здесь существенно вспомнить теорию социального научения Бандуры. Исходя из которой, мы можем сделать вывод о том, что при отсутствии наказания, порицания, наблюдаемое агрессивное поведение закрепляется. После просмотра таких мультфильмов развитие ребенка может не соответствовать требованиям нормы, так как дети, подражая своим героям, демонстрируют агрессивное поведение в игре, а также по отношению к сверстникам и родителям. Хотелось бы также отметить, что в мультфильме уделено мало внимания самому обучению панды кунг-фу. Слишком уж быстро нелепая панда становится истинным воином дракона. Эта ситуация может подтолкнуть юных зрителей на мысль о том, что особого труда прилагать не придется для того, чтобы чего то достичь, нужно лишь захотеть. Отсюда и возникают такие проблемы как завышенная самооценка, неспособность объективно оценивать ситуацию, несамостоятельность в конце концов. Ведь по сути, не панда поверил в себя, а его учитель Шифу поверил в него. Желание стать воином дракона больше похоже на прихоть, которую он увидел в своих снах. Подтверждением этому может служить сам процесс обучения. Во время обучения пандой больше двигало не стремление стать воином, а желание отведать пельменей. Это может привести к тому, что дети, просмотрев данный сюжет при выполнении какой-либо работы за каждый отдельный её этап будут ожидать вознаграждения, не получив его от своих родителей либо учителей, это может привести к возникновению конфликтов дома или в школе, связанных с несоответствием ожиданий. Таким образом, это опять-таки приводит к демонстрации агрессии со стороны ребенка. Взаимоотношения панды По с отцом, отличаются тем, что с детства отец подавлял интересы своего ребенка. Отец был уверен в том, что его сын должен работать в лапшичной и постоянно навязывал свои идеи. Такое пренебрежение интересами может привести к подавлению индивидуальности ребенка, после чего ребенок может не найти себя ни в какой деятельности. Также это может сказаться и на «реальных» отношениях родителей с детьми: всяческое пренебрежение требованиями родителей.

Таким образом, хотелось бы отметить, что все проблемы (конфликты) берут свой исток из детства. Важную роль в формировании личности играют родители, которые с детства, демонстрируя свою модель поведения и способы решения проблем, создают новую. В современном обществе ситуация складывается так, что на развитие ребенка оказывает большое влияние не только микро, но макросреда. И, возможно, в ближайшем будущем нам придется максимизировать влияние телевидения на развитие ребенка.

Список цитированных источников:

  1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В.В.Абраменкова. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. – 416 с.

  2. Казначеев В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. Москва-Кострома: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1996. – 248 с. - ISBN 5-7563-0012-0.

  3. Овсяник, Н.В. Природосообразность в обучении детей и подростков жизненным навыкам/ Н.В.Овсяник // Обучение учащихся образовательных учреждений жизненным навыкам, здоровому образу жизни. Профилактика ВИЧ/СПИД. – Минск. - 31.03.2009.