logo
Конференция_Мир Детства 1

Познавательно-практическая деятельность как средство умственного развития детей младшего дошкольного возраста

Лятецкая И.Н., магистрант

(г. Брест, УО «БрГУ им. А.С. Пушкина»)

Научный руководитель – Казаручик Г.Н., кандидат педагогических наук, доцент

В настоящее время актуальна проблема поиска эффективных средств, которые бы способствовали умственному развитию детей младшего дошкольного возраста и учитывали бы возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Так, проблемой использования дидактических игр как средства умственного развития занимались В.Н. Аванесова, З.М. Богуславская, Р.И. Жуковская, Е.И. Тихеева, А.П. Усова. Работы Е.В. Заики, Н.Ю. Шлат показали эффективность использования логических (интеллектуальных) игр в целях умственного развития детей дошкольного возраста. Л.Р. Аносова, Л.С. Вакуленко, Н. Гавриш исследовали возможности художественного слова для умственного развития детей. Е.А. Смолер теоретически обосновала и практически доказала значимость эвристической деятельности в формировании интеллектуальной активности дошкольников. В работах Н.А. Барановой, М.П. Голощекиной, Г.В. Кособуцкой, И.В. Стародубцевой средством умственного развития детей дошкольного возраста являются физические упражнения. Вопросами использования познавательно-практической деятельности в развитии детей дошкольного возраста занимались И.И. Бычкова, А.В. Корзун, Г.А. Кудрявцева, Е.И. Смолер. Тем не менее, проблема познавательно-практической деятельности как средства умственного развития детей младшего дошкольного возраста не достаточно хорошо изучена и требует рассмотрения. Исходя из этого, в своем исследовании мы поставили цель: разработать методическое обеспечение процесса умственного развития детей младшего дошкольного возраста в познавательно-практической деятельности.

Учитывая значимость умственного развития в становлении личности ребенка, а также большой потенциал познавательно-практической деятельности была разработана методика и проведен педагогический эксперимент, включающий три этапа: констатирующий, преобразующий и контрольный.

Цель констатирующего этапа заключалась в определении уровня умственного развития детей младшего дошкольного возраста на начало проведения эксперимента. В результате проведения констатирующего этапа эксперимента дети экспериментальной и контрольной групп (ЭГ и КГ) продемонстрировали следующий уровень умственного развития: а) экспериментальная: высокий уровень – 0 %, средний – 38 %, низкий – 62%; б) контрольная группа: высокий уровень – 2 %, средний – 37 %, низкий – 61 %. Статистически значимых различий по критерию χ2 между дошкольниками обеих групп не выявлено (см. таблицу).

Таблица – Уровень умственного развития ЭГ и КГ на констатирующем

этапе эксперимента

Уровень

развития

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Статистическая значимость различий между ЭГ и КГ

абсол. числ.

%

абсол. числ.

%

Высокий

0

0

1

2

χ2 = 0,997

Средний

16

38

15

37

Низкий

26

62

25

61

На основе анализа результатов констатирующего этапа эксперимента был разработан и проведен преобразующий этап, в ходе которого апробировалась методика умственного развития детей младшего дошкольного возраста в процессе организации познавательно-практической деятельности. При организации познавательно-практической деятельности в процессе умственного развития дошкольников, мы придерживались следующих положений:

– младшим дошкольникам присуща потребность в познании, которая проявляется в любознательности и активной позиции по отношению к окружающей действительности;

– познавательно-практическая деятельность в увлекательной форме развивает все мыслительные процессы: ощущение, восприятие, мышление, память, воображение, внимание, а также разнообразные способы познания;

– познавательно-практическая деятельность является эмоционально-окрашенной, что эффективно сказывается на процессе познания и стимулирует развитие любознательности;

– познавательно-практическая деятельность позволяет помочь ребенку избавить от неуверенности, страха допустить ошибку, что позволяет усилия направить на познавательную деятельность.

В процессе познавательно-практической деятельности соблюдались следующие условия. Мы косвенно управляли деятельностью ребенка, исключая прямое воздействие и предоставляя возможность для полноценной самоорганизации и саморазвития. В процессе организации познавательно-практической деятельности ориентировались на зону ближайшего развития, где обучение опережало развитие, стимулируя активность ребенка. Младшим дошкольникам предлагались задания разных типов, уровней сложности и вариативное их использование, что позволило разнообразить процесс взаимодействия с детьми и развивать психические процессы и способы познания. В ходе преобразующего этапа эксперимента реализовывались индивидуальный и дифференцированный подходы, позволяющие учитывать индивидуальные особенности дошкольников, уровень умственного развития детей. Процесс взаимодействия с ребенком был эмоционально насыщенным, что позволяло младшим дошкольникам не только удовлетворить гедонистическую функцию от проделанной работы, но и реализовать творческий потенциал личности. Была создана развивающая предметно-пространственная и ландшафтная среда. Она включала в себя разнообразные атрибуты, схемы, модели для организации познавательно-практической деятельности, что способствовало развитию познавательной активности и предоставляло возможность детально рассмотреть изучаемые предметы и явления.

Разработанная методика предполагает взаимодействие педагога с ребенком индивидуально либо по микрогруппам вне занятий. Методика обеспечивает решение основных задач программы дошкольного образования «Пралеска», а также ее содержание имеет ряд дополнительных сведений, доступных для освоения детьми младшего дошкольного возраста, которые позволяют создать целостное представление о рассматриваемых предметах, явлениях. Тематическое содержание познавательно-практической деятельности ежемесячно изменялось и имело смысловое соответствие с темами занятий.

Разработанная методика включала задания разных типов: обследовательские, креативные и оргдеятельностные. Обследовательские задания предусматривали исследование объекта по определенному алгоритму. Они позволяли младшим дошкольникам, взаимодействуя с предметами, узнавать их новые свойства и качества. Так, организуя изучение снега, дети познакомились не только с внешними особенностями снега, но со способностью снега при высокой температуре переходить в жидкое состояние, окрашиваться и т. п. Креативные задания были направлены на предоставление возможности ребенку проявить творчество. Например, в ходе ознакомления с различными видами бумаги детям предложили создать рисунок по желанию на подходящей бумаге (тонированной, цветной, «с набрызгом» и т. п.). Оргдеятельностные задания позволили младшим дошкольникам освоить основы контроля собственной деятельности и деятельности других детей. Допуская ошибки, влияющие на результат познавательно-практической деятельности, дети анализировали свои действия, прогнозировали ход действий. Использование разнообразных типов заданий позволило развивать все психические процессы (ощущения и восприятие, память, мышление, воображение, внимание) и способы познания.

Методика содержала задания разных уровней сложности. Реконструктивный уровень сложности включал деятельность детей в частично измененной ситуации, с которой дошкольники знакомы. Например, после ознакомления со свойствами снега, младшим дошкольникам предлагалось определить самостоятельно и проверить, где быстрее растает снег: на подоконнике, на батарее, на полке в групповой комнате. Логический уровень сложности требовал логической переработки усваиваемых знаний. Данный уровень был характерен для задания, во время которого младшие дошкольники знакомились с процессом выпечки хлеба. Использование различных уровней сложности позволило разнообразить процесс организации познавательно-практической деятельности и активизировать развитие мыслительных процессов и способов познания.

Во время проведения преобразующего этапа эксперимента учитывалось эмоциональное состояние детей: если ребенок не хотел заниматься либо плохо себя чувствовал, экспериментатор переносил время взаимодействия с дошкольником на другой день. Дети с удовольствием участвовали в познавательно-практической деятельности. Первоначально ведущую роль взял на себя экспериментатор. Затем с увеличением активности детей и с появлением все большего интереса к проводимой деятельности участие взрослого свелось к минимуму.

Познавательно-практическая деятельность обогатила и активизировала словарный запас детей. В речи они стали применять различные слова и словосочетания, не используемые ими ранее: «хлопок», «льняная ткань», «кремний», «мрамор», «бальзамин» и т. д. Дети стали лучше анализировать проблемные ситуации, аргументировать выводы. Решая проблемные ситуации, каждый младший дошкольник хотел высказать свое предположение, приводя аргументированные, как ему казалось, доказательства.

Для выявления эффективности разработанной и апробированной на преобразующем этапе эксперимента методики умственного развития младших дошкольников в процессе познавательно-практической деятельности был проведен контрольный этап. На данном этапе исследования мы ставили следующие задачи:

1) выявить динамику умственного развития детей младшего дошкольного возраста;

2) проследить влияние познавательно-практической деятельности на умственное развитие младших дошкольников.

Результаты диагностики показали, что уровень умственного развития детей ЭГ стал намного выше, не только по сравнению с началом проведения эксперимента, но и по сравнению с младшими дошкольниками КГ (см. рисунок). Анализ результатов обнаруживает статистически значимые различия по критерию χ2 в уровне умственного развития между детьми ЭГ и КГ по всем выделенным параметрам (способы познания, ощущения, восприятие, мышление, воображение, память, внимание).

Таким образом, анализируя результаты эксперимента, можно утверждать, что познавательно-практическая деятельность способствует умственному развитию детей младшего дошкольного возраста. Данная деятельность содействует развитию ощущений и восприятий дошкольника, способствует усвоению основных сенсорных эталонов. Мышление младшего дошкольника становится наглядно-образным. В процессе познавательно-практической деятельность расширяется объем памяти, формируется произвольное внимание, развиваются способы познания, позволяющие качественно улучшить процесс познания окружающей действительности детьми младшего дошкольного возраста.

Рисунок – Уровень умственного развития детей ЭГ и КГ на контрольном

этапе эксперимента

Исходя из результатов педагогического исследования, мы можем утверждать, что познавательно-практическая деятельность способствует умственному развитию детей младшего дошкольного возраста при соблюдении следующих условий. Во-первых, при косвенном управлении педагогом деятельностью ребенка, исключающего прямое воздействие и предоставляющего возможность для полноценной самоорганизации и саморазвития. Во-вторых, при ориентации педагога на зону ближайшего развития, которое обеспечивает взаимодействие таким образом, чтобы обучение опережало развитие, стимулируя активность ребенка. В-третьих, при подборе заданий разных типов и уровней сложности с учетом задач умственного развития младших дошкольников и вариативное их использование. В-четвертых, при реализации индивидуального и дифференцированного подхода во время организации познавательно-практической деятельности, заключающегося в учете индивидуальных особенностей дошкольников и уровня умственного развития детей. В-пятых, при придании процессу познания эмоционально насыщенного характера. В-шестых, при создании развивающей предметно-пространственной и ландшафтной среды, включающей в себя разнообразные атрибуты, схемы, модели для организации познавательно-практической деятельности и обеспечивающей необходимые условия для умственного развития младших дошкольников.