Реализация методики субъективизации на уроках литературного чтения
Ковалевская Т.А., старший преподаватель
Григорьева Т.С., студентка 5 курса
(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)
В настоящее время в системе образования актуальны проблемы повышения творческой активности школьников в учебно-воспитательном процессе, поиск способов стимулирования общеинтеллектуального развития учащихся и повышения качества их знаний по конкретным учебным дисциплинам, в том числе и по русскому языку. Методика обучения средствами субъективизации, нацеленная на решение этих вопросов, предназначена для использования в традиционной системе обучения и усиления её развивающей направленности, но с той или иной степенью полноты может успешно применяться в других образовательных системах [1, с. 51]. Цель данной статьи - показать особенности использования методики субъективизации на традиционном уроке литературного чтения в начальных классах.
Автор методики субъективизации процесса обучения Г.А. Бакулина понимает под субъективизацией обучения непосредственное включение школьника в планирование, организацию и проведение его учебно-познавательной деятельности [2, с. 46]. В качестве основных средств субъективизации, по мнению автора, выступают систематическое использование антиципации (т.е. опережающего отражения окружающей действительности) на всех структурных этапах урока, целенаправленное развитие логического мышления учащихся, интенсивное использование устной речи учащихся.
Прокомментируем использование антиципации, так как именно это средство субъективизации наиболее полно применяется нами в нашем исследовании. Антиципацию наиболее уместно использовать на уроке литературного чтения на этапе формулирования темы и сообщения учебных задач. С помощью антиципации ученик предопределяет виды и содержание своей учебной деятельности, действует и принимает те или иные решения с определённым временно-пространственным упреждением. Чрезвычайно важно, что механизм вероятностного прогноза обеспечивает преднастройку организма на действие: ситуация, требующая конкретной реакции, ещё не возникла, но соответствующие системы уже находятся в состоянии готовности; ученик быстро и прочно включается в рабочую ситуацию; возникает готовность к усвоению знаний. Формулируемая цель становится намерением, в результате процесс овладения знаниями происходит быстрее и эффективнее. Вместе с тем прогнозирование основывается на активной работе памяти, внимания, мышления, речи и естественно стимулирует их формирование и развитие.
Для организации процесса обучения средствами субъективизации используются традиционные типы уроков с сохранением всех основных структурных этапов. Однако существенно меняется методика проведения каждого этапа урока и вводится новый – мобилизующий [1, с.53].
Мобилизующий этап урока проходит сразу после организационного момента. Этот этап позволяет решать следующие задачи:
1) в самом начале урока задаётся высокий уровень вовлечённости школьника в учебную деятельность и обеспечивается развитие его важней-ших интеллектуальных качеств (устной речи, внимания, памяти, мышления), которые, в свою очередь, оказывают непосредственное влияние на эффективное формирование лингвистических знаний, умений, навыков;
2) осуществляется повторение изученного языкового материала;
3) на основе используемого на этом этапе лингвистического материала учащиеся в той или иной степени самостоятельности представляют и формулируют тему и дидактическую цель урока.
Применительно к уроку литературного чтения мобилизирующий этап урока может включать работу по формулированию темы и сообщению учебных задач, что и является предметом нашего исследования.
Традиционно в начальной школе тема урока сообщается учителем, а учебные задачи зачастую не называются совсем. Тем самым младшие школьники лишаются возможности осознанно изучать материал урока.
Для организации данного этапа как мобилизирующего следует использовать специальные группы упражнений, основное назначение которых вовлечь младших школьников в активное прогнозирование собственной учебной деятельности, настроить на рабочую ситуацию, пробудить готовность к получению знаний.
Содержание мобилизирующего этапа урока литературного чтения разрабатывается нами на основе следующих видов упражнений [2, с. 48]:
Первую группу образуют приемы, предусматривающие определение фамилии, имени, отчества автора нового произведения или его названия через работу с буквами.
1. Составление фамилии автора из пропущенных в словах букв.
2. Прочтение фамилии (имени, отчества) автора по правилу хода шахматного коня.
3. Исключение повторяющихся букв.
4. Исключение иностранных букв.
5. Чтение подчеркнутых букв.
Вторую группу составляют задания для формулирования темы урока учащимися на основе работы с символами, шифрами, схемами.
1. Расположение букв в порядке построения фигуры.
2. Составление фамилии автора с помощью геометрических фигур.
3. Чтение имени автора (названия произведения) с зашифрованными буквами.
4. Чтение названия произведения по схеме.
В третью группу входят приемы определения автора и названия произведения, предназначенного для изучения, которые предполагают антиципацию отдельных отрезков слов или целых слов.
1. Антиципация гласных.
2. Антиципация согласных.
3. Антиципация конечных букв слов.
4. Антиципация отдельных частей словосочетания или предложения.
Четвертую группу составляют упражнения, предполагающие сравнительный анализ каких-либо исходных единиц.
1. Выделение фамилии автора из данного ряда по какому-либо признаку.
2. Выделение фамилии автора из данного перечня по нескольким признакам одновременно.
3. Выделение слов (слова), являющихся названием произведения, из предложенного ряда.
Пятая группа представлена приемами определения темы урока на основе выполнения разного вида логических операций.
1. Восстановление фамилии автора в данном ряду.
2. Определение названия произведения путем продолжения цепочки.
3. Решение логических задач.
Приемы шестой группы предусматривают составление фамилии, имени, отчества автора или названия произведения из ответов на вопросы литературных викторин и при разгадывании шарад.
1. Викторина.
2. Шарада.
В седьмую группу включены задания, для выполнения которых необходимо привлечение лингвистических знаний.
1. Задания, направленные на применение знаний по фонетике.
2. Задания, направленные на использование знаний по морфемике.
3. Задания на применение знаний по лексикологии.
Для формирующего этапа исследования нами разработан комплекс заданий для уроков литературного чтения в 3 классе на основе указанной классификации упражнений. Задания разрабатывались для прозаических текстов.
Приведём примеры к некоторым литературным текстам в 3 классе.
Например, Лев Толстой “Акула”.
Расположение букв в порядке построения фигуры. Буквы, входящие в состав фамилии автора (названия произведения), пишутся вразброс, под ними ставится фигура на определенном этапе построения (звездочка, домик, елочка, снежинка и т.д.). Учащимся необходимо мысленно расположить изображения фигуры по порядку от начального до конечного вида и прочитать получившееся слово. Например:
К | Л | А | У | А |
|
|
|
|
|
“Акула”
Алексей Глебов ”Легенда о камне”.
Составление фамилии автора с помощью геометрических фигур. Каждая буква фамилии автора зашифровывается определенным символом. Учащимся предъявляется ряд геометрических фигур и шифр, с помощью которого дети сами определяют фамилию автора. Например:
Г | О | Л | Я | В | К | И | Н |
|
|
|
|
|
|
|
|
Б | Е | Р | Е | С | Т | О | В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(А. Глебов)
Более подробно примеры заданий будут приведены в докладе.
Таким образом, мы полагаем, что для обеспечения высокого уровня интеллектуального развития школьников данные приемы должны использоваться систематически, методически правильно, в соответствии с предъявляемыми к этой работе требованиями.
Список цитированных источников:
Бакулина, Г.А. Теоретическое обоснование и практическая реализация методики обучения русскому языку средствами субъективизации // Начальная школа. 2008. – № 7. – С. 51-56.
Бершанская, О.Н. Формулирование темы и цели урока литературного чтения как фактор стимулирования активной и осознанной деятельности младших школьников // Начальная школа. 2006. – № 4. – С. 46-52.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы
- Психолого-педагогические аспекты обучения младших школьников
- Формирование опыта творческой деятельности младших школьников в контексте личностно ориентированного обучения
- Детская литература как средство формирования гендерных стереотипов
- К вопросу о полоролевых различиях мальчиков и девочек дошкольного возраста в экологическом образовании
- Содержание нравственного воспитания школьников
- Особенности социализации детей-сирот
- Принципы формирования культуры здоровья младших школьников и младших подростков
- Формирование экологической культуры у младших школьников
- Развитие субъектности у детей посредством совместного просмотра мультфильмов
- Пейзажная живопись и ее значение для ребенка
- Работа в школе по профилактике вовлечения в деструктивные секты
- Позитивный аспект игровых комплексных упражнений творческого характера в структуре уроков математики начальной школы
- Социальная среда детского оздоровительного лагеря как условие самореализации личности ребенка
- Роль игрушки в полоролевом воспитании дошкольников
- Использование интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников
- Особенности общения учащихся начальных классов
- 4. Психологические.
- Некоторые секреты «школьного» здоровья доктора базарного
- Детские страхи в дошкольном возрасте
- Формирование правильного чтения первоклассников на основе применения дидактических игр в период обучения грамоте
- Особенности полоролевой социализации детей в неполных семьях Гукова е.В.
- Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений
- Семья и брак в системе ценностных ориентаций старшеклассников
- Фарміраванне маўленчай культуры малодшых школьнікаў сродкамі беларускага фальклору Дзярнова а.У.
- Использование экологических сказок в формировании у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе
- К вопросу о педагогической культуре родителей
- Средствами субъективизации
- Формирование у младших школьников знаний о правилах поведения в природе
- Правядзенне нестандартных ўрокаў пры вывучэнні блока ведаў “мая радзіма – беларусь” у 4 класе
- Компьютерные технологии как средство активизации познавательной деятельности в обучении младших школьников с целью формирования и развития коммуникативной культуры
- Анализ деятельности учреждений внешкольного воспитания и обучения витебской области в 2010–2011 учебном году
- Реализация методики субъективизации на уроках литературного чтения
- Работа над скороговоркой как средство совершенствования дикционных навыков младших школьников
- Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах
- Использование интерактивных информационно-обучающих средств в формировании миропознания младших школьников
- Психолого-педагогические основы творческой деятельности
- Моделирование текстовых задач как средство математического развития младших школьников
- Умения каллиграфического письма как цель и результат обучения младших школьников письму
- Имидж современного учителя как важный фактор восприятия педагогической профессии
- Познавательно-практическая деятельность как средство умственного развития детей младшего дошкольного возраста
- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ручного ткачества
- Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике
- Олимпийское образование в образовательном пространстве младших школьников
- Уровень
- Начальная школа
- Малые фольклорные жанры как средство повышения познавательного интереса младших школьников к урокам математики
- Раскрытие экологических связей в природе при изучении курса «человек и мир»
- Педагогическая поддержка творчески одаренных детей
- Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
- Развитие коммуникативных и организаторских умений младших школьников на основе групповой деятельности в курсе «окружающий мир»
- Педагогические условия формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики
- Проблема выбора содержания и форм семейного досуга
- Как научить младших школьников читать?
- Роль детской литературы в терапии «потерь»
- Современные подходы к классификации сказок
- Детские капризы: причины, пути предупреждения и преодоления
- Виды современного родительства
- Влияние семейных факторов на агрессивное поведение детей
- История происхождения и развития детской игры
- Ребенок и экран
- Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях педагогического колледжа
- Развитие коммуникативной компетенции в процессе психосоциальной адаптации выпускников интерната в образовательной среде учреждения среднего специального образования
- Начальной школы
- Этнокультурная компетентность
- Развіццё творчых здольнасцей вучняў пачатковых класаў праз мадэліраванне казак
- Формирование гражданственности младших школьников
- Идеографическая классификация фразеологических единиц немецкого языка, используемых при изучении курса в средней школе
- К проблеме развития мелкой моторики у леворуких детей в современной школе
- Развитие математического мышления младших школьников с помощью решения нестандартных задач
- Формирование умений у младших школьников выполнять и составлять творческие задания на занятиях по труду
- Развитие исследовательских способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
- Отношения детей к окружающей среде
- Формы и методы взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению
- Влияние анимационных фильмов на проявление тревожности у младших школьников
- Психологические условия формированиЯ ценностного отношения к материнству у девушек из полной и неполной семЕй
- Воспитательный потенциал сказки в субкультуре дошкольника
- Формирование нравственных качеств у учащихся начальных классов
- Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства
- Применение занимательного материала на уроках математики в начальных классах
- Профессиональное самоопределение старших подростков как многокомпонентная система
- Затруднения старших подростков в профессиональном самоопределении
- Девиантного поведения
- Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте
- Новые подходы в методике преподавания коммуникативного курса русского языка в начальных классах
- Социальная подсистема личностных особенностей несовершеннолетних с делинквентным поведением
- Развития личности школьника
- Дидактическая игра как средство экологического образования старших дошкольников
- Поведением к здоровому образу жизни
- О значении поговорок и пословиц для осмысления подтекста басен
- Применение дидактических игр на уроках математики в начальных классах
- Специфика развития ребенка в современном информационном пространстве
- Экологические проекты в начальной школе
- Объединениях и группировках
- Стиль семейного воспитания как один из факторов девиантного поведения подростков
- Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей (по системе в.Ф. Базарного)
- Роль некоторых единиц лингвистической системы в развитии фонематического слуха младших школьников
- Смысложизненные ценности и профессиональный выбор брестских школьников
- Часть II. Теория музыки. Теория и методика
- Музыкального образования
- Воспитательный процесс в высшем учебном заведении
- (На примере поликультурного воспитания)
- Развитие интереса к музыкальной деятельности у младших школьников
- Методические аспекты концертмейстерской подготовки будущих учителей музыки
- Бесценное наследие
- Роль диалогических методов в повышении качества музыкальной подготовки младших школьников
- Развитие эвристического мышления младших школьников в процессе восприятия образного содержания музыкального произведения
- Развитие музыкальной памяти у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах
- Коллективное инструментальное исполнительство на простейших музыкальных инструментах как средство развития исполнительских умений детей младшего школьного возраста
- Использование мультимедиа при обучении музыке
- Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки в школе
- Влияние музыкально-образовательной среды на формирование личности композитора андрея эшпая
- Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки посредством информационных технологий
- Содержание
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения
- Часть II. История музыки. Теория и методика музыкального образования
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.