logo
Конференция_Мир Детства 1

Раскрытие экологических связей в природе при изучении курса «человек и мир»

Михайлова А.С., учащаяся 1 курса

(г. Орша, Оршанский колледж УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Данилевич Т.А., преподаватель

Познание объективного мира невозможно без познания связей и отношений, существующих в нём. В полной мере это относится и к связям экологическим. Экологические связи: между неживой и живой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными), между природой и человеком на доступном для учащихся уровне изучаются в начальной школе. Изучение экологических связей играет важную роль в развитии у детей логического мышления, памяти, воображения, речи. К.Д. Ушинский отмечал, что логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей. Логика природы как раз и состоит во взаимосвязи, взаимодействии составляющих природу компонентов [1, с. 37].

В Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь сказано, что «воспитание экологической культуры личности определяется универсальным значением природы для человека и общества и включает в себя знания о компонентах и их взаимосвязях в системе «человек – общество - природа», а также нравственное и эстетическое отношение к природе» [2, с. 11].

Исходя из актуальности проблем экологического образования и воспитания школьников, нами была выбрана тема исследования: «Воспитание экологической культуры младших школьников».

Целью исследования стало изучение педагогических технологий, используемых для раскрытия экологических связей в природе при изучении курса «Человек и мир».

Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей в природе значительно повышает интерес учащихся к предмету. При фактологическом, описательном изучении курса интерес у детей постепенно снижается. Если же при изучении курса «Человек и мир» раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие с природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи, поставленные перед учеником, соответственно усложняются и это способствует развитию интереса. Изучение существующих в окружающем мире связей служит одним из основных звеньев формирования экологической культуры школьников, необходимым условием становления ответственного отношения к природе. Ведь без знания экологических связей трудно предвидеть возможные последствия вмешательства в природные процессы. Без раскрытия экологических связей в природе невозможно полноценное экологическое воспитание школьников [3, с. 27].

Чтобы такое воспитание осуществлялось, учителю нужно решить по крайней мере три задачи: 1) доказать ученикам, что в природе «всё взаимосвязано»; 2) помочь понять им, для чего человек должен знать природные связи: для того, чтобы не нарушать их. Ибо нарушение людьми природных связей влечёт за собой плохие последствия (и для природы, и для самого человека), зная же эти связи можно использовать природу разумно и бережно; 3) помочь ребятам научиться строить своё поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий – своих поступков (здесь мы «выходим» на правила поведения в природе).

В курсе «Человек и мир» можно представить три уровня изучения природы. Первый уровень: объекты природы рассматриваются в их отдельности, без акцентирования внимания на связях между ними. Это важный уровень, без которого невозможны последующие, но им нельзя ограничиваться. Второй уровень: объекты природы рассматриваются в их взаимосвязи. Внимание акцентируется на том, например, чем питаются те или иные животные, строятся соответствующие цепи питания. Или выясняется значение леса для реки и т.д. Третий уровень – это уровень, когда рассматриваются не просто предметы природы, а процессы.

При изучении курса «Человек и мир» рассматриваются изменения в природе, в первую очередь, сезонные, в основе которых лежит действие естественных факторов и те, которые вызваны деятельностью человека. Протекают эти процессы потому, что влияние вызвавших их факторов передаётся по цепочке существующих в природе связей. Таким образом, третий уровень – это как раз, когда знание экологических связей помогает детям объяснять явления, а во многих случаях и предсказывать их [1, с. 35].

Например, учащиеся изучили рябину – узнали особенности её листьев, плодов, научились отличать её от других деревьев. Учащиеся также основательно познакомились с птицами – снегирями, свиристелями и др. Это первый уровень. Но вот мы обратили внимание на то, что названные птицы зимой как раз и кормятся плодами рябины, провели соответствующие наблюдения, выяснили, как велико значение рябины для птиц. Это второй уровень. Теперь подумаем, что произойдёт, если люди оборвут плоды рябины, хотя бы с благородной целью – для подкормки птиц. Как же мы поступим? Будем заготавливать для птиц рябину или же оставим её на деревьях? Это третий уровень.

Три уровня изучения природы – как строчка с тремя ударениями в стихотворении. Разорвать её нельзя, но все три ударения надо при чтении сделать обязательно, иначе смысл стиха потеряется [1, с. 40].

Связи между неживой и живой природой состоят в том, что воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются условиями, необходимыми для жизни живых организмов, изменения в действии этих факторов определённым образом влияют на организм. Связь эта выражается и в приспособленности живых существ к среде обитания. Например, приспособленность организмов к жизни в воде. У организмов, обитающих в наземно-воздушной среде, прослеживается форма связи с неживой природой: движение воздуха – ветер – служит средством распространения плодов и семян растений, а сами плоды и семена имеют хорошо заметные приспособительные признаки. Между неживой и живой природой существуют связи и обратного характера, когда живые организмы оказывают влияние на окружающую их неживую среду. Например, изменяют состав воздуха. В лесу благодаря растениям в почве больше влаги, изменяются температура воздуха и особенности освещения по сравнению с открытым местом. Ярко проявляется взаимосвязь неживой и живой природы в процессе образования почвы: из определённых компонентов неживой природы под воздействием живых организмов образуется «особое природное тело» - почва, которая занимает как бы промежуточное положение между неживой и живой природой, в известном смысле служит связующим звеном между ними.

Экологические связи внутри живой природы также очень разнообразны. Связи между различными растениями наиболее заметно проявляются в косвенном влиянии одних растений на другие. Например, деревья, изменяя освещённость, влажность, температуру воздуха под пологом леса, создают определённые условия, благоприятные для одних растений нижних ярусов и неблагоприятные для других.

Между животными разных видов особенно хорошо прослеживаются пищевые связи. Это отражено в понятиях «насекомоядные животные», «хищные животные». Существуют между животными и топические связи, когда, к примеру, одни животные селятся в норах, дуплах, сооружённых другими. Очень интересные связи складываются между животными одного вида, например, распределение гнездовий или охотничьей территории, забота взрослых животных о потомстве.

Своеобразны связи между грибами, растениями и животными. Растущие в лесу грибы, своей подземной частью – грибницей срастаются с корнями деревьев, кустарников, некоторых трав. Благодаря этому грибы получают от растений органические питательные вещества, растения от грибов – воду с растворёнными в ней минеральными солями. Некоторые животные питаются грибами и даже лечатся ими. Перечисленные виды связей между компонентами живой природы проявляются в лесу, на лугу, в водоёме, благодаря чему последние становятся не просто набором разных растений и животных, а природными сообществами.

Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой.

Связи между человеком и природой проявляются, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни людей. Вместе с тем они проявляются и в обратном воздействии человека на природу, которое в свою очередь может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха и вод, сведение лесов, уничтожение растений и животных и т.д.). Воздействие человека на те или иные элементы природного окружения может быть непосредственным, прямым – сбор дикорастущих растений на букеты, истребление животных на охоте и косвенным – нарушение местообитания живых организмов, т.е. нарушение того состояния неживой, или живой, или той и другой природы, которое для данных организмов необходимо: загрязнение воды в реке приводит к гибели рыбы, вырубка старых дуплистых деревьев ведёт к уменьшению численности птиц – дуплогнездников, летучих мышей [3, с. 31].

Материал об экологических связях должен быть обязательным элементом содержания не только уроков изучения нового материала, но и всех других типов уроков по всем темам курса.

Так, на первом вводном уроке можно обратить внимание ребят на то, что неживая природа, растения, животные, человек, тесно связаны между собой. На уроке «Части растения» целесообразно познакомить учащихся не только с внешними особенностями органов растения, но и с тем, какую роль в его жизни они играют, подвести ребят к понятию: растение – живое существо.

Во время сезонных экскурсий важно обратить внимание на условия жизни растений и животных в природе, сравнить по сезонам года. Кроме того, знакомя детей с конкретными растениями и животными своей местности, важно подчеркнуть наличие связей между ними. На уроке «Дикие животные» продолжается формирование представлений о приспособленности животных к условиям жизни, о пищевых связях. Чтобы учащиеся лучше представили себе пищевые связи в природе, можно использовать динамические схемы (модели).

Представления об условиях, необходимых для жизни растений, развиваются на уроке «Комнатные растения». Много возможностей для раскрытия экологических связей на уроке «Птицы зимой». Во время беседы о подкормке птиц зимой важно подчеркнуть, что холод легче переносится птицами, если есть корм. При этом у детей закладываются представления о взаимодействии экологических факторов, в данном случае пищи и температуры среды.

Разумеется, не существует однозначных рецептом по поводу того, какие экологические связи, на каком уроке и как именно рассматривать в курсе «Человек и мир». Это может решить только учитель, работающий в конкретном классе с конкретными детьми в условиях конкретного природного окружения. Важно, в частности, учесть необходимость дифференцированного подхода к детям, подбора для них заданий разной степени сложности.

Таким образом, материал об экологических связях в природе, послужит первой ступенькой формирования экологической культуры школьников. В сознании ребёнка должны закрепляться экологические правила построения мира, тогда в дальнейшем ему легче будет понимать природные явления. Повзрослев, такой человек вряд ли станет вредить природе, он правильно оценит результаты своего влияния на природные объекты. Важно, чтобы в раннем детстве у него закрепилось в сознании достаточно полная информация о природных взаимосвязях – экологических правилах.

Список цитированных источников:

  1. Дерябо, С.Д. Две модели экологии / С.Д. Дерябо, Н.В. Ясвин // Человек. – 1998. - № 1. – с. 34–40.

  2. Концепция воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь // Праблемы выхавання. – 2007. - № 2. – с. 10–11.

  3. Кучер, Т.В. Экологическое воспитание учащихся / Т.В. Кучер. – М.: Просвещение, 1990.