Семья и брак в системе ценностных ориентаций старшеклассников
Демко А.О., студентка 5 курса
(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)
Научный руководитель – Бумаженко Н.И., кандидат педагогических наук, доцент
Понятие "ценность" весьма широко используется в философской и социальной литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Ценность — это то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать и относиться с уважением, признанием, почтением. По сути, ценность — не свойство какой-либо вещи, а сущность, условие полноценного бытия объекта.
Когда говорят о системе ценностей, то имеют в виду не просто некую совокупность идеальных средств человеческой деятельности, а специфический культурный феномен, своеобразную "пирамидальную призму", в которой и посредством которой преломляется вся система реальных жизненных отношений между субъектом и окружающим его миром.
Ценностные ориентации — это определенная совокупность иерархически связанных между собой ценностей, которая задает человеку направленность его жизнедеятельности.
С юных лет человек в основном приобщается к различным ценностям, уясняет для себя их сущность и смысл. Далее, в процессе обучения, всестороннего развития, накопления жизненного опыта личность вырабатывает способность самостоятельно выбирать системообразующую ценность, т. е. ту, которая в данный момент представляется ей наиболее значимой и одновременно задает определенную иерархию ценностей [1, с. 13].
Система ценностей, сформировавшаяся у человека в процессе всего периода воспитания и социализации, помогает легко и просто классифицировать многообразие явлений и предметов действительности с точки зрения их полезности, необходимости. Она позволяет организовать, систематизировать самую разнообразную информацию, которую человек получает от окружающего мира для удовлетворения своих собственных потребностей, желаний и намерений. Поэтому можно утверждать, что ценностные ориентации личности не являются чем-то произвольным и играют ведущую роль в процессе принятия подавляющего числа решений. Например, решение о вступлении в брак или же о его расторжении прежде всего вытекает из системы ценностей, которая сама базируется на системе потребностей. Система ценностей – один из важнейших компонентов внутренней структуры личности. С её помощью человек легко отграничивает важное от неважного, существенное от несущественного, полезное от бесполезного с точки зрения своих индивидуальных потребностей, влечений, интересов. Это придаёт поведению человека определённую стабильность, устойчивую направленность, организованность. Более того, если мы хорошо знаем систему ценностей конкретного человека, то, в принципе, мы можем предвидеть его поведение в тех или иных жизненных обстоятельствах. Одежда, жилище, домашний комфорт, карьера, успех, любимая работа, здоровье, семья, дети в нашем субъективном восприятии выступают как определённые ценности. В качестве ценностей может выступать всё, что связано с удовлетворением разнообразных потребностей: материальных, психологических, физиологических, эстетических, нравственных. Ценностные ориентации дают личности возможность решить, что для неё значимо и важно в брачной и семейной жизни. Для одних это могут быть дети, их здоровье; для других – благополучие, любовь, ласка со стороны партнёра; для третьих – материальное благосостояние и удовлетворительные жилищные условия. Это также могут быть: удовлетворённость сексуальной жизнью в браке, здоровье как своё собственное, так и партнёра, хорошие взаимоотношения с родителями и родственниками, профессиональный успех и карьера.
Зная ценностные ориентации конкретного индивида, то есть то, что ему дорого, значимо, необходимо в жизни, мы можем предвидеть, как человек будет реагировать на поступки в межличностных отношениях в семейной жизни. Супруги хорошо знают систему ценностей друг друга и могут предвидеть поведение партнёра. Когда молодые люди вступают в брак, то у них, в принципе, существуют одинаковые общечеловеческие ценности [2, с. 45].
Семья – это основанная на единой хозяйственной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.
Следовательно, семейные ценности – положительные и отрицательные показатели значимости объектов, относящихся к основанной на единой совместной деятельности общности людей, связанных узами супружества-родительства-родства, в связи с вовлеченностью этих объектов в сферу человеческой жизнедеятельности, человеческими интересами, потребностями, социальными отношениями.
Классификация семейных ценностей вытекает из определения семьи. Можно классифицировать семейные ценности по объектам, составляющим предмет оценки, а можно разделить по элементам связи внутри семьи и по функциям, выполняемым семьей как институтом. Эти две классификации совпадают по некоторым пунктам, но каждая из них позволяет рассмотреть некоторые виды, которые не учтены в другой. В первом случае выделяется три группы семейных ценностей: ценности, связанные с супружеством; ценности, связанные с родительством и ценности, связанные с родством. Среди всего многообразия ценностей супружества можно выделить такие основные ценности, как ценность брака, ценность равноправия супругов, ценность доминирования одного из них, ценности различных половых ролей в семье, ценность межличностных коммуникаций между супругами, отношений взаимоподдержки и взаимопонимания супругов. К основным ценностям родительства относятся ценность детей, включающая в себя ценность многодетности или малодетности, а также ценность воспитания и социализации детей в семье. К ценностям родства можно отнести ценность наличия родственников (например, братьев и сестер), ценность взаимодействия и взаимопомощи между родственниками, ценность расширенной или нуклеарной семьи (нуклеарная семья состоит только из одной супружеской пары с детьми, а расширенная состоит из трех или более поколений и включает две или более нуклеарные семьи).
Второй вариант классификации семейных ценностей – по выполняемым семьей социальным функциям: репродуктивной, экзистенциальной, экономической функциям [3, с.168].
Рассмотрим подробнее две группы семейных ценностей - ценность детей и ценность брака. Прежде чем провести типологизацию ценности детей и брака, необходимо дать определения этих понятий.
Ценность детей – это степень положительного отношения общества, семьи и индивида к детям, а также к определенному числу детей в семье. Ценность детей, как следует из определения, распадается на два элемента: ценность детей как таковых и ценность количества детей [3, с.173].
Брак – санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и детям. Критерием типологизации ценности брака может выступать санкционированность брака обществом. С этой точки зрения можно выделить зарегистрированный брак и незарегистрированный брак (сожительство). В этой классификации можно было бы выделить церковный брак, однако, по белорусскому законодательству в церковный брак могут вступать только люди, зарегистрировавшие свой брак органах ЗАГСа, так что церковный брак является лишь подвидом зарегистрированного брака наряду с гражданским. Следовательно, можно выделить два состояния ценности брака: ценность зарегистрированного брака и ценность сожительства. Другим важным критерием типологизации ценности брака является форма брака. К историческим формам брака, которые до сих пор существуют в некоторых странах мира, относятся полигамия и ее разновидности - полигинию и полиандрию. Но в нашей стране единственной юридически разрешенной и социально одобряемой формой брака является моногамия, то есть союз одного мужчины и одной женщины.
Нами было проведено исследование, цель которого – выявить отношение и подготовленность старшеклассников к браку и семье, определить какие семейные ценности наиболее значимы для старшекласников. Мы провели анкетирование, среди учащихся 10 – 11 классов ГОСШ № 29 г. Витебска. В исследовании приняли участие 30 респондентов, в возрасте 16-17лет, из них 15 девушек и 15 юношей. В результате исследования были получены следующие данные.
50% (в равной степени и девушки, и юноши) опрошенных считают, что семью следует создавать в возрасте 24 – 30 лет, 36 % - в 21 – 23 года. Как видно, большинство старшеклассников не стремится создать семью в более раннем возрасте. Вероятно, это связано с традициями современного общества, в котором приоритетным является получение высшего образования, карьера, а затем уже и создание семьи.
Разговоры о браке и семье в среде сверстников ведутся редко (36% опрошенных). Это связано с возрастными особенностями старшеклассников, которые в большинстве своем еще не задумываются над вопросами создания семьи и брака.
46% респондентов безразлично относятся к добрачным половым связям. 28% – относятся к данному явлению отрицательно (причем, одинаково как девушки, так и юноши), а 26% – положительно.
В том, что брак – разовое решение и жениться нужно только один раз уверены 38% респондентов. А 32% – утверждают, что к разводу может прийти каждая семья. Такая категория людей, создавая семью, уже изначально не уверена в ее прочности.
Мнения о том, кто должен быть главой семьи разделились следующим образом: 56% опрошенных считают, что должны быть сразу оба, 40% – муж, 4% – жена.
Для 36% учащихся родители являются идеалом супругов. Перенять опыт семейных отношений у своих родителей хотели бы 24% молодежи, 54% хотят лишь частично. Родительские взаимоотношения являются для детей наглядным и самым главным уроком семейной жизни, и во многом определяют их установки на выбор будущего супруга(и). К сожалению для большинства опрошенных родители не являются идеалом супружеской пары.
Старшеклассники считают, что наиболее важным и значимым для семьи является материальный достаток (32%, большинство из них юноши), на втором месте любовь (30%). Это говорит о том, что в семейных отношениях современная молодежь на первое место ставит не семейные ценности, такие как любовь, дружба, взаимопонимание, а материальное благополучие.
По мнению респондентов-девушек идеальный супруг должен быть: хорошо зарабатывающим (30%), хорошим отцом (18%), хорошо образованным (14%), хорошим хозяином (8%). Критериями идеальной жены являются: хорошая хозяйка (30%), хорошая мать (18%), верная (14%), хорошо образованная (2%). Цифры свидетельствуют о том, что в современном обществе ценится высокий достаток и считается, что обеспечивать семью должен мужчина.
Большинство старшеклассников (44%) считают, что в семье должно быть 2 ребенка, 32% – 3 ребенка и более, 20% хотят иметь одного ребенка, 4% – считают, что можно жить и без детей. Прослеживается тенденция к созданию малодетных семей. На снижение уровня рождаемости и преобладание малодетных семей оказывают непосредственное влияние такие факторы, как падение уровня жизни, трудности с обеспечением жильем, социальные потрясения и др.
Исходя из данного опроса можно сделать вывод о том, что подрастающее поколение, в большинстве своем (50%) не спешит создавать семью. Скорее всего это связано с нормами современного общества, в котором на первом месте стоит образование, карьера, а затем семья. Старшеклассники отводят второстепенную роль главным семейным ценностям, таким как любовь, дружба, взаимопонимание, а на первое место ставит материальное благополучие семьи (32%). Данный факт говорит о том, что духовные ценности утрачивают свое былое значение и важность в семейных отношениях.
Список цитированных источников:
Зритнева, Е. И. Социология семьи: учеб. пособие для студентов вузов, обращающихся по специальности 020300 «Социология» / Е. И. Зритнева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 150 с.
Куровская, С. Н. Педагогика семьи: пособие / С.Н. Куровская. – Мн.: Тесей, 2006 – 192 с.
Зритнева, Е.И., Клушина, Н. П. Семьеведение: учебное пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по направлению подготовки и специальности «Социальная работа» / Е.И. Зритнева, Н.П. Клушина. – М.: Гуманитарное издательство центр ВЛАДОС, 2006. – 246 с.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы
- Психолого-педагогические аспекты обучения младших школьников
- Формирование опыта творческой деятельности младших школьников в контексте личностно ориентированного обучения
- Детская литература как средство формирования гендерных стереотипов
- К вопросу о полоролевых различиях мальчиков и девочек дошкольного возраста в экологическом образовании
- Содержание нравственного воспитания школьников
- Особенности социализации детей-сирот
- Принципы формирования культуры здоровья младших школьников и младших подростков
- Формирование экологической культуры у младших школьников
- Развитие субъектности у детей посредством совместного просмотра мультфильмов
- Пейзажная живопись и ее значение для ребенка
- Работа в школе по профилактике вовлечения в деструктивные секты
- Позитивный аспект игровых комплексных упражнений творческого характера в структуре уроков математики начальной школы
- Социальная среда детского оздоровительного лагеря как условие самореализации личности ребенка
- Роль игрушки в полоролевом воспитании дошкольников
- Использование интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников
- Особенности общения учащихся начальных классов
- 4. Психологические.
- Некоторые секреты «школьного» здоровья доктора базарного
- Детские страхи в дошкольном возрасте
- Формирование правильного чтения первоклассников на основе применения дидактических игр в период обучения грамоте
- Особенности полоролевой социализации детей в неполных семьях Гукова е.В.
- Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений
- Семья и брак в системе ценностных ориентаций старшеклассников
- Фарміраванне маўленчай культуры малодшых школьнікаў сродкамі беларускага фальклору Дзярнова а.У.
- Использование экологических сказок в формировании у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе
- К вопросу о педагогической культуре родителей
- Средствами субъективизации
- Формирование у младших школьников знаний о правилах поведения в природе
- Правядзенне нестандартных ўрокаў пры вывучэнні блока ведаў “мая радзіма – беларусь” у 4 класе
- Компьютерные технологии как средство активизации познавательной деятельности в обучении младших школьников с целью формирования и развития коммуникативной культуры
- Анализ деятельности учреждений внешкольного воспитания и обучения витебской области в 2010–2011 учебном году
- Реализация методики субъективизации на уроках литературного чтения
- Работа над скороговоркой как средство совершенствования дикционных навыков младших школьников
- Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах
- Использование интерактивных информационно-обучающих средств в формировании миропознания младших школьников
- Психолого-педагогические основы творческой деятельности
- Моделирование текстовых задач как средство математического развития младших школьников
- Умения каллиграфического письма как цель и результат обучения младших школьников письму
- Имидж современного учителя как важный фактор восприятия педагогической профессии
- Познавательно-практическая деятельность как средство умственного развития детей младшего дошкольного возраста
- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ручного ткачества
- Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике
- Олимпийское образование в образовательном пространстве младших школьников
- Уровень
- Начальная школа
- Малые фольклорные жанры как средство повышения познавательного интереса младших школьников к урокам математики
- Раскрытие экологических связей в природе при изучении курса «человек и мир»
- Педагогическая поддержка творчески одаренных детей
- Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
- Развитие коммуникативных и организаторских умений младших школьников на основе групповой деятельности в курсе «окружающий мир»
- Педагогические условия формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики
- Проблема выбора содержания и форм семейного досуга
- Как научить младших школьников читать?
- Роль детской литературы в терапии «потерь»
- Современные подходы к классификации сказок
- Детские капризы: причины, пути предупреждения и преодоления
- Виды современного родительства
- Влияние семейных факторов на агрессивное поведение детей
- История происхождения и развития детской игры
- Ребенок и экран
- Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях педагогического колледжа
- Развитие коммуникативной компетенции в процессе психосоциальной адаптации выпускников интерната в образовательной среде учреждения среднего специального образования
- Начальной школы
- Этнокультурная компетентность
- Развіццё творчых здольнасцей вучняў пачатковых класаў праз мадэліраванне казак
- Формирование гражданственности младших школьников
- Идеографическая классификация фразеологических единиц немецкого языка, используемых при изучении курса в средней школе
- К проблеме развития мелкой моторики у леворуких детей в современной школе
- Развитие математического мышления младших школьников с помощью решения нестандартных задач
- Формирование умений у младших школьников выполнять и составлять творческие задания на занятиях по труду
- Развитие исследовательских способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
- Отношения детей к окружающей среде
- Формы и методы взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению
- Влияние анимационных фильмов на проявление тревожности у младших школьников
- Психологические условия формированиЯ ценностного отношения к материнству у девушек из полной и неполной семЕй
- Воспитательный потенциал сказки в субкультуре дошкольника
- Формирование нравственных качеств у учащихся начальных классов
- Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства
- Применение занимательного материала на уроках математики в начальных классах
- Профессиональное самоопределение старших подростков как многокомпонентная система
- Затруднения старших подростков в профессиональном самоопределении
- Девиантного поведения
- Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте
- Новые подходы в методике преподавания коммуникативного курса русского языка в начальных классах
- Социальная подсистема личностных особенностей несовершеннолетних с делинквентным поведением
- Развития личности школьника
- Дидактическая игра как средство экологического образования старших дошкольников
- Поведением к здоровому образу жизни
- О значении поговорок и пословиц для осмысления подтекста басен
- Применение дидактических игр на уроках математики в начальных классах
- Специфика развития ребенка в современном информационном пространстве
- Экологические проекты в начальной школе
- Объединениях и группировках
- Стиль семейного воспитания как один из факторов девиантного поведения подростков
- Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей (по системе в.Ф. Базарного)
- Роль некоторых единиц лингвистической системы в развитии фонематического слуха младших школьников
- Смысложизненные ценности и профессиональный выбор брестских школьников
- Часть II. Теория музыки. Теория и методика
- Музыкального образования
- Воспитательный процесс в высшем учебном заведении
- (На примере поликультурного воспитания)
- Развитие интереса к музыкальной деятельности у младших школьников
- Методические аспекты концертмейстерской подготовки будущих учителей музыки
- Бесценное наследие
- Роль диалогических методов в повышении качества музыкальной подготовки младших школьников
- Развитие эвристического мышления младших школьников в процессе восприятия образного содержания музыкального произведения
- Развитие музыкальной памяти у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах
- Коллективное инструментальное исполнительство на простейших музыкальных инструментах как средство развития исполнительских умений детей младшего школьного возраста
- Использование мультимедиа при обучении музыке
- Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки в школе
- Влияние музыкально-образовательной среды на формирование личности композитора андрея эшпая
- Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки посредством информационных технологий
- Содержание
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения
- Часть II. История музыки. Теория и методика музыкального образования
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.