logo
Конференция_Мир Детства 1

Стиль семейного воспитания как один из факторов девиантного поведения подростков

Шушпакова И.А., студентка 4 курса

(г. Гомель, УО «ГГУ им. Ф. Скорины»)

Научный руководитель – Сильченко И.В., кандидат психологических наук, доцент

В связи с неуклонным ростом ненаказуемого антисоциального поведения среди подростков, коренным изменением его характера и структуры (ранняя алкоголизация, токсикомания, наркомания, никотиномания, распущенность в сфере сексуальных отношений, эгоизация, дегуманизация межличностных и межгрупповых отношений) вопрос о девиантном поведении приобретает особую актуальность.

Особенно губительно злоупотребление наркотиками и алкоголем в молодежной среде - поражается и настоящее, и будущее общества. От этого страдает все общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь, а также здоровье будущих матерей. Ведь эти вещества особенно активно влияют на несформировавшийся организм, постепенно разрушая его. При систематическом употреблении алкоголя и наркотиков развиваются опасные болезни, которые не только опасны для здоровья человека, но и практически неизлечимы.

Проблема девиантного поведения широко освещена в зарубежной и отечественной психологической литературе, но важно отметить, что его конкретный аспект подростковая девиация изучен в меньшей степени.

На сегодняшний день в психологии девиантного поведения выделены типичные подростковые девиации: деленкветное поведение, наркомания, токсикомания, алкоголизм, агрессивное и суцидальное поведение, сверхценные увлечения и др. (В.Г.Василевский, Н.В. Вострокнутов, Т.А. Донских, Ц.П. Короленко и др) [1,с.12].

Значительный вклад в изучение девиантного поведения подростков внесли работы ученых, исследующих отдельные аспекты этого явления. Как нарушение процесса социализации девиантное поведение рассматривается Б.Н. Алмазовым, С.А. Беличевой, Б.П. Битинас, И.С. Коном, Г.Ф. Кумариной, А.В. Мудрик, И.А. Невским. Проблеме проявления девиантных форм поведения у подростков, вызванных неблагоприятным положением в системе внутрисемейных отношений, посвящены работы В.Г. Бочаровой, Ю.Р. Вишневского, И.А. Горьковой, Г.А. Гурко, И.А. Двойменного, А.Н. Елизарова, Е.Н. Заборовой, В.А. Лелекова, А.В. Меренкова, В.Д. Москаленко, Г.П. Орлова, Б.С. Павлова, В.Г. Попова, ЯЛ. Рыбцовой, ЛЛ. Рубиной, В.В. Солодовникова, В.Т. Шапко. Исследованию проблемы профилактики и коррекции девиантного поведения посвящены труды Е.В.Змановской, Ю.А. Клейберга, Л.Б.Шнейдер, С.А. Беличевой, А.С. Белкина, В.П. Кащенко, Л.М. Семенюк С.А. Игумнова, В.Т. Кондрашенко, И.А. Фурманова и др.

Особое внимание уделяется вопросу о детерминации отклоняющегося поведения. Детерминирующие факторы действуют на различных уровнях социальной организации, в которой личность является одной из подсистем, тем самым окружение влияет на личность, как и личность на окружение. Однако, несмотря на множество подходов к исследованию девиантного поведения, проблема подростковых девиаций требует дальнейшего изучения.

С.А. Беличёва в числе разнообразных, взаимосвязанных факторов, обусловливающих проявление отклоняющегося поведения, выделяет:

- индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида;

- психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания;

- социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе;

- личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общении, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения;

- социальный фактор, определяющийся социально-экономическими условиями существования общества [2, с.20].

Л.Б. Шнейдер выделяет конкретные причины отклоняющегося поведения несовершеннолетних, среди которых выделяется неблагополучная ситуация в семье (непонимание взрослыми трудностей детей, отрицательная оценка взрослыми способностей детей, конфликты с родителями, чрезмерная занятость родителей, напряженная социально-экономическая ситуация в жизни ребенка, обилие запретов со стороны родителей, постоянные нарекания, брань в семье, одиночество, излишний контроль, авторитарность родителей, неполные семьи), стремление к самостоятельности и независимости, пренебрежение со стороны сверстников, недостаточная уверенность ребенка в себе, отсутствие навыков социального поведения, желание обратить на себя внимание, комплекс его психологических свойств (особенности темперамента, характера, личности), которые предрасполагают к девиациям [1, с.15]. Однако проблема требует изучения.

Исходя из вышесказанного, целью настоящего исследования явилось изучение стилей воспитания в семьях подростков, склонных к девиантному поведению. Для определения стилевых особенностей семейного воспитания нами была использована методика «Родителей оценивают дети» И.А. Фурманова и А.А. Аладьина (1999) [3].

Исследование проводилось на базе УО «ГГПТУ № 30 речного флота» г. Гомеля. Выборку составили 185 учащихся в возрасте 15 – 18 лет. Респонденты были разделены на две группы. В первую группу вошли подростки, состоящие на учёте в училище и в ИДН, а так же подростки которые по данным психолога и учителей проявляют отклоняющееся поведение – 95 человек, во вторую - 90 человек, учащиеся без отклонений в поведении.

В ходе исследования было выявлено, что в 50,6% семей, где воспитываются подростки склонные к девиантному поведению, наблюдается дисгармоничный стиль воспитания. В контрольной группе данный показатель 6,6%. Сравнение стилей семейного воспитания в двух группах показало, что доминирующим в первой группе является потворствующая гиперпротекция -35,7%, во второй группе этот же стиль составил - 2,2%.

Дисгармоничный стиль родительского воспитания у подростков, склонных к девиантному поведению, встречается чаще (φ*= 7,498, при α= 0,01%). Это говорит о том, что отклонения в семейном воспитании являются важным социально психологическим фактором девиантного поведения подростков.

Потворствующая гиперпротекция у группы подростков склонных к девиантному поведению встречается значительно чаще, чем у контрольной группы (φ*=6,696, при α=0,01%). Это говорит о том, что подростку слишком много оказывают внимания, вызывая при этом у него дискомфорт, он должен стараться быть всегда идеалом для своих родителей, это приводит к сильному психологическому напряжению, которое он пытается снять при помощи алкоголя, наркотических веществ и т.д.

Стили семейного воспитания - гиперпротекция, эмоциональное отвержение и жестокое обращение, в контрольной группе не выявлены, а в экспериментальной группе имеют единичный выбор, поэтому статистическая значимость не доказана. Гипопротекция наблюдается в контрольной и экспериментальной группах, однако полученное эмпирическое значение φ*=1,516, при α=0,05% находится в зоне не значимости.

Одним из доминирующих типов семейного воспитания, приводящим к девиантому поведению подростков, является потворствующая гиперпротекция. При этом стиле воспитания ребёнок растёт с исключительным чувством первенства, вне препятствий, противоречий и помех. Результат такого воспитания отражается в том, что ребёнок вырастает несчастным «первым человеком», с дряблым характером, с отсутствием всякой сдерживающей дисциплины, неспособным на борьбу с жизнью. В такой ситуации он легко поддаётся негативным влияниям внешней среды и легко попадает в «плохие компании». Затрудняется усвоение нравственных норм в следствии чрезмерное покровительство со стороны родителей. Подросток освобождается от необходимости разрешения проблемных ситуаций, поскольку решения либо предлагаются ему готовыми, либо достигаются без его участия. В результате он лишается возможности не только самостоятельно преодолевать трудности, но даже их трезво оценить.

Проявления гиперопеки отражены в инертности родительского отношения к ребенку. К уже подросшему ребенку, к которому нужно предъявлять более серьезные требования, продолжают относиться как к маленькому. Эта проблема приобретает особое значение в подростковом возрасте, когда несоответствие родительского отношения возросшим возможностям ребенка может привести к острым конфликтам. Гиперопека проявляется в мелочной опеке, жестком контроле над поведением, чрезмерном навязывании собственной воли, что лишает подростка самостоятельности, инициативы, чувства ответственности и долга

По мнению Степанова С.С., главная неблагоприятная роль потворствующей гиперпротекци – передача избыточного беспокойства детям, психологическое заражение несвойственной возрасту тревогой. Это порождает зависимость, несамостоятельность, инфантилизм, неуверенность в себе, избегание риска, противоречивые тенденции в формировании личности, отсутствие своевременно развитых навыков общения [4, с. 154].

Потворствующая гиперпротекция мешает выработке навыков к систематическому труду, упорства в достижении цели, умения постоять за себя. Такой стиль семейного воспитания создает для подростка кризисную ситуацию: с одной стороны, желание быть на виду, лидировать среди сверстников, жажда престижного положения, а с другой - полное неумение осуществлять лидерские функции, подчинять себе, постоять за себя и за свои интересы. Именно поэтому подросток, пытаясь сгладить эти противоречия, часто обращается к алкоголю, наркотическим веществам, пытается реализоваться в глазах сверстников путём совершения правонарушений.

Слепая родительская любовь, постоянное восхищение ребенком, удовлетворение любых его капризов, снисходительное отношение к недостаткам, проступкам формируют у ребенка превратное представление о себе, о своих правах и обязанностях. Искаженные представления о социальных отношениях, полученные в семье, приходят к резкому столкновению с реальными отношениями, когда ребенок выходит за рамки «тепличных отношений» своей семьи. Притязания таких подростков оказываются выше их действительных возможностей, в силу чего возникает внутренний конфликт, приводящий к эмоциональным расстройствам и нарушениям поведения. Это проявляется в упрямстве, повышенной обидчивости, конфликтных отношениях с окружающими. К одноклассникам такие подростки относятся как к соперникам, постоянно стремятся выделиться, показать себя, командовать. Не удовлетворив своих амбиций, они стремятся реабилитировать себя «оригинальностью» суждений, демонстративным отвержением общепринятых ценностей, не конформным поведением. В конечном счете, начинают дерзить в школе, срывать уроки, прогуливать, втягиваться в компании «трудных».

Список цитированных источников:

1. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. - М.: Академический прект, Трикста, 2005. – 336 с.

2. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева - М., 1993. – 81 с.

3. Олифович, Н.И. Психология семейных кризисов/ Н.И. Олифович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Валента. - СПб.: Речь, 2008. - 360 с.

4. Степанов, С.С. Популярная психологическая энциклопедия / C.C Степанов. – М.: Эксмо, 2005. – 672 с.