Формирование гражданственности младших школьников
Серафинович О.К., студентка 5 курса
(г. Гродно, УО «ГрГУ им. Я. Купалы»)
Научный руководитель Тарантей Л.М., кандидат педагогических наук, доцент
В статье рассматриваются сущность и особенности гражданского воспитания младших школьников. Описывается исследовательская работа на констатирующем и формирующем этапе. Определяется эффективность использования разнообразных форм и методов формирования гражданственности младших школьников.
Одной из наиболее актуальных проблем развития нашего государства является воспитание человека – гражданина, патриота, готового отдать свои знания, силы и умения во имя процветания нашего Отечества Республики Беларусь. На современном этапе развития общества будущее нашей республики во многом определяется не только интеллектуальным потенциалом ее граждан, но и их гражданской позицией. Воспитание гражданина является залогом развития государства, поэтому гражданское воспитание становится неотъемлимой частью образовательного процесса. Одной из задач образования в Республике Беларусь является воспитание гражданственности и патриотизма подрастающего поколения.
В настоящее время школа является наиболее устойчивым институтом социализации личности, в котором учащиеся приобретают необходимую для полноценной гражданской жизни систему знаний, способов деятельности, ценностных ориентации, образцов поведения. В связи с этим воспитание гражданственности является одной из задач современной системы образования, которая нашла отражение в Кодексе Республики Беларусь "Об образовании" (от 1 сентября 2011года); в Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015 годы и других нормативных документах. Изучение психолого-педагогической литературы показало, что проблема формирования у младших школьников гражданственности недостаточно подвергалось специальному исследованию. В основном занимались исследованием формирования гражданственности у подростков и молодежи. Вопросы формирования гражданственности подрастающего поколения нашли отражение в трудах отечественных педагогов К.В. Гавриловец, В.Т. Кабуша, В.В. Мартыновой, Б.В. Пальчевского, И.Ф. Харламова, И.Д. Чернышенко, В.Т. Чепикова, В.В. Буткевич и других [2].
Гражданственность интегративное качество личности, основными элементами которой являются нравственная, правовая и политическая культура, позволяющая человеку выполнять свои обязанности по отношению к своему государству, и уважительно относится к другим гражданам [1]. В структуре гражданственности выделяют следующие психологические компоненты:
1) потребностно-мотивационный – представляет собой систему доминирующих потребностей и мотивов деятельности и поведения;
2) интеллектуально-чувственный – определяет уровень развития сознания (знания, взгляды, убеждения, идеалы, эмоции и чувства);
3) поведенческо-волевой – выражает степень сформированности и устойчивости умений, навыков и привычек поведения, а также волевых свойств личности [1].
Однако все структурные компоненты тесно связаны между собой, взаимно обусловлены и функционируют как единое целое. Поэтому такое расчленение гражданственности на составляющие элементы является условным.
Для формирования гражданственности первостепенное значение имеет учет возрастных особенностей и возможностей гражданского становления прав и обязанностей, норм поведения и деятельности школьника, а также дифференцированный подход к оценке знаний учащихся. В младшем школьном возрасте открываются широкие возможности для систематического и последовательного гражданского воспитания учеников. Младший школьный возраст является сенситивным периодом для воспитания положительных черт личности, в том числе и гражданственности [3]. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы. Многие психологи (Л.С.Выготский, Л.И.Божович, Д.Б.Фельдштейн) считают, что именно в младшем школьном возрасте происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того, или иного способа поведения. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для развития чувства патриотизма, любви и преданности своей Родине [3].
В Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь выделяются следующие условия воспитания гражданственности и патриотизма личности:
осознание учащимися сущности гражданственности, патриотизма, привитие уважения к историко-культурному наследию белорусского народа;
воспитание уважительного отношения к государственным символом (гербу, флагу, гимну Республики Беларусь); органам государственной власти страны;
повышение воспитательного потенциала учебных дисциплин;
развитие социально значимой деятельности обучающихся, педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений, ученического самоуправления [4].
Процесс формирования гражданственности носит поэтапный характер и включает в себя:
стимулирование потребности учащихся в выработке гражданско-патриотических чувств и качеств;
углубленное разъяснение школьникам сущности и нравственной значимости для каждого человека таких качеств, как гражданственность и патриотизм;
активизацию соответствующих эмоционально-чувственных переживаний и выработку взглядов и убеждений, составляющих основу гражданско-патриотического сознания;
формирование у учащихся опыта патриотического поведения, активной гражданской позиции и готовности к деятельному участию в жизни общества;
развитие и укрепление способностей к проявлению волевых усилий, связанных с гражданско-патриотическим поведением и деятельностью школьников [2].
Для более точного выявления гражданственности в младшем школьном возрасте, нами была проведена исследовательская работа, которая заключалась в проведении анкетирования на констатирующем этапе, с целью изучения уровня сформированности гражданственности каждого младшего школьника. Исследование проводилось в 2010-2011 году на базе СШ №11 г. Гродно. Оно проводилось с учащимися 3-их классов. В исследовании приняло участие 44 человека (21 человек из 3 «А» класса и 23 из 3 «Б» класса). Экспериментальный класс – 3 «А», контрольный класс – 3 «Б». С детьми была проведена анкета на тему «Выявление гражданского кругозора». Нами были выделены следующие уровни, которые характеризуют гражданскую сферу младших школьников.
Дети с высоким уровнем сформированности гражданственности имеют глубокие и устойчивые представления о Родине как о стране, где они родились и растут. Учащиеся осознают сущность гражданственности, патриотизма, с уважением относятся к историко-культурному наследию белорусского народа; к государственным символом (гербу, флагу, гимну Республики Беларусь); органам государственной власти страны; хорошо знают историю своей Родины и памятные места Беларуси. Проявляют интерес к национальным традициям и культуре своего народа. Стремятся узнавать что-то новое о своей стране, активно участвуют в общественной жизни.
Респонденты со средним уровнем сформированности гражданственности имеют достаточно полные представления о своей стране, знают государственные символы и уважительно относятся к ним, имеют недостаточные знания о памятных местах и известных людях Беларуси. Проявляют интерес к событиям, происходящим в стране, к народной культуре.
Дети с низким уровнем сформированности гражданственности имеют слабое представление о своей стране, знают государственные символы. Мало интересуются историей Родины, не проявляют интереса к национальным традициям и культуре своего народа.
Результаты анкетирования показали, что 38% учеников из экспериментального класса имеют высокий уровень, средний уровень– 42%, низкий уровень –20%. В контрольном классе были получены следующие результаты: высокий уровень – 32%, средний уровень – 43%, низкий уровень – 25%учащихся.
Данные диагностики уровня гражданской воспитанности свидетельствуют о необходимости целенаправленной работы по гражданскому воспитанию младших школьников в данных классах, направленной на повышение уровня сформированности гражданственности как интегративного качества. В связи с этим исходя из процесса формирования гражданственности нами была составлена и реализована программа по гражданскому воспитанию младших школьников, которая заключалась в усилении гражданской направленности учебных дисциплин в начальных классах, в организации внеклассной воспитательной работы с использованием разнообразных форм, методов и средств гражданского воспитания младших школьников. Программа «Маленький гражданин» проводилась в течение учебного года с учащимися 3 класса. Цель программы заключалась в том, чтобы способствовать формированию гражданственности младших школьников и развитию у учащихся активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей. В соответствии с целью нами были поставлены следующие задачи проведения программы:
расширить знания учащихся о своей Родине, формировать ценностное отношение к своей стране, уважительное отношение к культуре;
создать эмоционально-положительную основу патриотических чувств: любви и преданности Родине;
расширить кругозор учащихся, обогащать их словарный запас;
углубить и расширить знания о символике белорусского государства: флаге, гербе, гимне;
научить применять усвоенные знания на практике, и осознавать себя гражданином своей страны.
Мы использовали такие традиционные формы: урок, информационный час, классный час и следующие методы: беседа, устный журнал, конкурсы, игры-викторины. Гражданско-патриотическое воспитание осуществлялась нами в ходе учебной деятельности на уроках литературы, белорусского и русского языках. В структуре урока заложены огромные воспитательные возможности, так как отдельно взятая дисциплина оказывает влияние на формирование мировоззрения учащегося, его идейно-нравственные и гражданско-патриотические качества. Информационный и классный час проводились с нами с целью изучения государственной символики Республики Беларусь, расширения знаний учащихся о своей Родине, формирование ценностного отношения к своей стране. Проводимые нами беседы, устный журнал, игры-викторины были направлены на формирование у младших школьников патриотизма, ознакомление учащихся с подвигом участников Великой Отечественной войны 1941 –1945 г., с героическими судьбами близких родственников, а также на повышение интереса младших школьников к истории семьи, города, страны. Таким образом, как в учебной, так и внеучебной деятельности содержится большое количество форм и методов, которые используются для формирования гражданственности младших школьников.
После реализации программы нами был проведен контрольный этап эксперимента с целью подтверждения эффективности авторской программы «Маленький гражданин». На данном этапе нами был изучен уровень сформированности гражданственности младших школьников после проведения программы. Исследование проводилось в конце марта 2011 года. Полученные данные отражены таблице 1.
Таблица 1. – Динамика уровня сформированности гражданственности младших школьников ЭГ и КГ.
Уровень гражданственности | ЭГ | КГ | ||
До | После | До | После | |
Высокий | 38% | 81% | 32% | 35% |
Средний | 42% | 19% | 43% | 43% |
Низкий | 20% | – | 25% | 22% |
Сравнив первоначальные и конечные результаты КГ и ЭГ, можно сделать вывод о том, что в классе, в котором реализовывалась наша программа по формированию гражданственности, конечные результаты гораздо лучше, чем в классе, в котором данная программа не проводилась. Среди учеников ЭГ уже не было ребят с низким уровнем сформированности гражданственности, а среди КГ – 22% младших школьников. У младших школьников ЭГ высокий уровень возрос на 43%, а средний уровень снизился на 23%. В КГ значительных изменений не было: высокий уровень увеличился на 3%, средний уровень остался таким же, а низкий уровень снизился на 3%. В экспериментальном классе, где была реализована программа, у младших школьников сформировались достаточно глубокие для их возраста знания о Родине, государственных символах и бережное отношение к ним, знание знаменитых людей своей страны, уважение к историко-культурному наследию белорусского народа, осознание младшими школьниками сущности патриотизма, любви к своей Родине.
Результаты проведенной работы свидетельствуют о том, что авторская программа «Маленький гражданин» является эффективным средством формирования гражданственности у учащихся младших классов.
Гражданственность – качество личности, характеризующее её отношение с обществом, государством, выражающееся в осознании и реализации человеком своих прав и обязанностей по отношению к себе как личности, к своей семье, окружающим людям, Отечеству, планете. В младших классах у ребят формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и растут, представления школьников о патриотизме и гражданственности.
Следует констатировать, что большинство исследований, посвященных проблеме гражданского воспитания, раскрывают особенности формирования гражданственности в подростковом и юношеском возрасте, а возможности младшего школьного возраста в становлении гражданского самосознания подрастающего поколения остаются малоизученными. Таким образом, актуальность темы данного исследования определяется несоответствием между общественно-социальной значимостью проблемы воспитания гражданственности младших школьников и ее освещением на страницах психолого-педагогической и методической литературы.
Проведенная нами диагностика уровня гражданской воспитанности у младших школьников выявила необходимость разработки и проведению программы по гражданскому воспитанию младших школьников в данных классах, направленной на повышение уровня сформированности гражданственности как интегративного качества.
Программа «Маленький гражданин» по гражданскому воспитанию младших школьников была направлена на усиление гражданской направленности учебных дисциплин в начальных классах, в организации внеклассной воспитательной работы с использованием разнообразных форм, методов и средств гражданского воспитания младших школьников. Разработанная нами программа формирования гражданственности младших школьников способствовало достижению высоких результатов в экспериментальном классе. Так, к концу эксперимента высокий уровень гражданственности стал составлять 81% респондентов (по сравнению с 38% в начале исследования), средний уровень 19% (по сравнению с 42%), а младших школьников с низким уровнем сформированности гражданственности уже не было.
По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что гражданственность у младших школьников можно сформировать в процессе учебной и внеучебной деятельности, используя различные формы и методы. Таким образом, программа «Маленький гражданин» является эффективной, поскольку были получены изменения в положительную сторону. Наше исследование показало, что программа «Маленький гражданин» по формирования гражданственности способствует формированию гражданственности как интегративного качества личности.
Список цитированных источников:
Левко, А.И. Модель воспитания гражданственности и патриотизма в современных условиях / А.И Левко, Л.А. Худенко // Столичное образование. – 2002. – № 10. – С. 4 –9.
Лихачев, В.Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания / В.Т. Лихачев // Педагогика. – 1995. – № 4. – С. 10 – 15.
Ковалев, А.Г. Психология личности / А.Г. Ковалев. – Минск: Современное слово, 1990. – 196 с.
Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Респулике Беларусь на 2011-2015 годы. – Минск, 2011. – 40 с.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы
- Психолого-педагогические аспекты обучения младших школьников
- Формирование опыта творческой деятельности младших школьников в контексте личностно ориентированного обучения
- Детская литература как средство формирования гендерных стереотипов
- К вопросу о полоролевых различиях мальчиков и девочек дошкольного возраста в экологическом образовании
- Содержание нравственного воспитания школьников
- Особенности социализации детей-сирот
- Принципы формирования культуры здоровья младших школьников и младших подростков
- Формирование экологической культуры у младших школьников
- Развитие субъектности у детей посредством совместного просмотра мультфильмов
- Пейзажная живопись и ее значение для ребенка
- Работа в школе по профилактике вовлечения в деструктивные секты
- Позитивный аспект игровых комплексных упражнений творческого характера в структуре уроков математики начальной школы
- Социальная среда детского оздоровительного лагеря как условие самореализации личности ребенка
- Роль игрушки в полоролевом воспитании дошкольников
- Использование интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников
- Особенности общения учащихся начальных классов
- 4. Психологические.
- Некоторые секреты «школьного» здоровья доктора базарного
- Детские страхи в дошкольном возрасте
- Формирование правильного чтения первоклассников на основе применения дидактических игр в период обучения грамоте
- Особенности полоролевой социализации детей в неполных семьях Гукова е.В.
- Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений
- Семья и брак в системе ценностных ориентаций старшеклассников
- Фарміраванне маўленчай культуры малодшых школьнікаў сродкамі беларускага фальклору Дзярнова а.У.
- Использование экологических сказок в формировании у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе
- К вопросу о педагогической культуре родителей
- Средствами субъективизации
- Формирование у младших школьников знаний о правилах поведения в природе
- Правядзенне нестандартных ўрокаў пры вывучэнні блока ведаў “мая радзіма – беларусь” у 4 класе
- Компьютерные технологии как средство активизации познавательной деятельности в обучении младших школьников с целью формирования и развития коммуникативной культуры
- Анализ деятельности учреждений внешкольного воспитания и обучения витебской области в 2010–2011 учебном году
- Реализация методики субъективизации на уроках литературного чтения
- Работа над скороговоркой как средство совершенствования дикционных навыков младших школьников
- Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах
- Использование интерактивных информационно-обучающих средств в формировании миропознания младших школьников
- Психолого-педагогические основы творческой деятельности
- Моделирование текстовых задач как средство математического развития младших школьников
- Умения каллиграфического письма как цель и результат обучения младших школьников письму
- Имидж современного учителя как важный фактор восприятия педагогической профессии
- Познавательно-практическая деятельность как средство умственного развития детей младшего дошкольного возраста
- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ручного ткачества
- Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике
- Олимпийское образование в образовательном пространстве младших школьников
- Уровень
- Начальная школа
- Малые фольклорные жанры как средство повышения познавательного интереса младших школьников к урокам математики
- Раскрытие экологических связей в природе при изучении курса «человек и мир»
- Педагогическая поддержка творчески одаренных детей
- Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
- Развитие коммуникативных и организаторских умений младших школьников на основе групповой деятельности в курсе «окружающий мир»
- Педагогические условия формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики
- Проблема выбора содержания и форм семейного досуга
- Как научить младших школьников читать?
- Роль детской литературы в терапии «потерь»
- Современные подходы к классификации сказок
- Детские капризы: причины, пути предупреждения и преодоления
- Виды современного родительства
- Влияние семейных факторов на агрессивное поведение детей
- История происхождения и развития детской игры
- Ребенок и экран
- Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях педагогического колледжа
- Развитие коммуникативной компетенции в процессе психосоциальной адаптации выпускников интерната в образовательной среде учреждения среднего специального образования
- Начальной школы
- Этнокультурная компетентность
- Развіццё творчых здольнасцей вучняў пачатковых класаў праз мадэліраванне казак
- Формирование гражданственности младших школьников
- Идеографическая классификация фразеологических единиц немецкого языка, используемых при изучении курса в средней школе
- К проблеме развития мелкой моторики у леворуких детей в современной школе
- Развитие математического мышления младших школьников с помощью решения нестандартных задач
- Формирование умений у младших школьников выполнять и составлять творческие задания на занятиях по труду
- Развитие исследовательских способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
- Отношения детей к окружающей среде
- Формы и методы взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению
- Влияние анимационных фильмов на проявление тревожности у младших школьников
- Психологические условия формированиЯ ценностного отношения к материнству у девушек из полной и неполной семЕй
- Воспитательный потенциал сказки в субкультуре дошкольника
- Формирование нравственных качеств у учащихся начальных классов
- Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства
- Применение занимательного материала на уроках математики в начальных классах
- Профессиональное самоопределение старших подростков как многокомпонентная система
- Затруднения старших подростков в профессиональном самоопределении
- Девиантного поведения
- Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте
- Новые подходы в методике преподавания коммуникативного курса русского языка в начальных классах
- Социальная подсистема личностных особенностей несовершеннолетних с делинквентным поведением
- Развития личности школьника
- Дидактическая игра как средство экологического образования старших дошкольников
- Поведением к здоровому образу жизни
- О значении поговорок и пословиц для осмысления подтекста басен
- Применение дидактических игр на уроках математики в начальных классах
- Специфика развития ребенка в современном информационном пространстве
- Экологические проекты в начальной школе
- Объединениях и группировках
- Стиль семейного воспитания как один из факторов девиантного поведения подростков
- Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей (по системе в.Ф. Базарного)
- Роль некоторых единиц лингвистической системы в развитии фонематического слуха младших школьников
- Смысложизненные ценности и профессиональный выбор брестских школьников
- Часть II. Теория музыки. Теория и методика
- Музыкального образования
- Воспитательный процесс в высшем учебном заведении
- (На примере поликультурного воспитания)
- Развитие интереса к музыкальной деятельности у младших школьников
- Методические аспекты концертмейстерской подготовки будущих учителей музыки
- Бесценное наследие
- Роль диалогических методов в повышении качества музыкальной подготовки младших школьников
- Развитие эвристического мышления младших школьников в процессе восприятия образного содержания музыкального произведения
- Развитие музыкальной памяти у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах
- Коллективное инструментальное исполнительство на простейших музыкальных инструментах как средство развития исполнительских умений детей младшего школьного возраста
- Использование мультимедиа при обучении музыке
- Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки в школе
- Влияние музыкально-образовательной среды на формирование личности композитора андрея эшпая
- Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки посредством информационных технологий
- Содержание
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения
- Часть II. История музыки. Теория и методика музыкального образования
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.