Развитие субъектности у детей посредством совместного просмотра мультфильмов
Белюк С.П., студент 3 курса
(г. Минск, УО «БГПУ им. М. Танка»)
Научный руководитель – Овсяник Н.В., кандидат психологических наук, доцент
В современной научной литературе выделяются различные социально-психологические механизмы социализации, индивидуализации, социального развития и социальной адаптации личности.
Способность противостоять трудностям формируется в процессе жизнедеятельности и зависит от: собственных психофизиологических особенностей, с опытом разрешения различных ситуаций, с выбором способа преодоления препятствий и конфликтов. Такое упорядоченное и организованное поведение, адекватное реагирование определяет эмоциональную устойчивость или фрустрационную толерантность. В ее основе лежит способность адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидеть выход из ситуации, с другой. Помочь ребенку «включиться» в жизненное пространство – основная задача «значимого» взрослого, который при совместном просмотре фильмов, поможет сформировать ребенку свою позицию.
«Только наука, непосредственно связанная с жизнью, является настоящей наукой», - однажды сказал Уильям Джеймс. И мы убеждаемся в его словах, смотря фильмы серии «Кунг-фу1 Панда». Кто сильнее и смелее? Кто ученее, кто истинный красавец, а кто чудовище? Настоящим мерилом становятся Жизнь и сам человек, проходящий испытания.
«А почему же человек выбирает тот или иной образ Жизни, те или иные испытания?» – спросит вдумчивый читатель. Адлер называет эту таинственную причину «стремлением к цели». Именно этой загадочной силе будет посвящен наш разбор. Так же мы стремимся прояснить утверждение Адлера о том, что «внешне одинаковые действия могут быть преступными в одном случае и не являться преступными в другом» [1, c. 9].
Испытания во сне и наяву. Многие современные фильмы и книги знакомят нас с главными героями через их красочные фантазии, где они мечтают о рыцарских походах, благородных поступках, высмеивании жадных, спасении принцесс или просто лежании на пляже у моря. Фильм «Кунг фу Панда» раскрывает сущность героя более открыто – со сна. Ведь именно во сне герои часто позволяют себе поступки, о которых в реальности даже подумать бояться. Именно во снах и видениях наиболее ярко и красочно проявляются прототипы, целеполагающие установки персонажей.
Во сне отображается последовательность его жизненных приоритетов: еда (в таверне «пока герой ел, то был глух и нем»), драться (доказывая свое превосходство под крики зайчиков: «он просто улет!»), красоваться перед знакомыми: «за улет денег не беру, а за красоту тем более» и «тусоваться» с кумирами из Великолепной Пятерки.
По наблюдениям Адлера, студенты, которые хорошо учатся, перед экзаменом, во сне, часто поднимаются на высокую гору. По же напротив шествует по равнине «в поисках достойных соперников», а найдя настоящие неприятности начинает просто летать, демонстрируя легкое решение проблем. Но как мы заметим в дальнейшем для успешной сдачи экзамена на «воина дракона» По придется уподобиться примерному студенту и взобраться в гору по «ступеням познаний» на гору школы Кун ФУ.
Адлер утверждал, что «фантазия клиента не может создать ничего, кроме того, что продиктовано его стилем жизни». У По это мастерство питания2 и мечты превосходства в драках. У Шифу - яркие фантазии, связанны с предательством любимого ученика Тайлунга, которому мастер посвятил свои лучшие чувства.
По в своем сне живет гораздо больше чем в действительности. Его самые верные друзья – игрушечные фигурки, изображающие его боевых кумиров. Как заметил Адлер, «люди этого типа, как правило, малодушны в дневных поступках, но смелы в сновидениях»[1, C 24]. Но в тоже время сны определяют «скрытую цель превосходства индивида». Каждая деталь жизни По – от приготовления еды, снов и фантазий, увлечения историей единоборств и общительности – являются формой подготовки, помогающей добраться до конечной цели - до индивидуального мастерства.
Главная цель сновидения – создание определённого чувства, настроения и эмоции. «Сновидение – это мост, связывающий проблему, которая стоит перед сновидцем с целью, которую он стремится достичь». В сновидении герой проигрывает свою роль, и готовимся, чтобы задуманное стало правдой. По проходит испытания «огнём, льдом и медными трубами», только полчища врагов во сне заменяют насмешки жителей Долины в реальности, гигантские прыжки сменяются на попытки преодоления стены школы Кун Фу, сказочное предводительство Великолепной Пятеркой сменяют испытания незаслуженными почестями.
Но что же внезапно оборвало сон-фантазию? Для По, как и для многих людей, это была работа и реальные интересы. А как спят другие персонажи фильма? Целостность личности подтверждает феномен гипноза, в котором «результаты достигаются потому, что человек послушен, легкость загипнотизирования пропорциональна его послушанию» [1, с. 27]. По же в начале фильма просыпается на полу. В то время как Мастер Черепаха усыпляет точечными ударами Тайлунга, а белый тигр за считанные секунды парализует героев Пятерки, для непослушного Панды гипнотические манипуляции вызывают лишь щекотку. Утверждение Адлера о мстительности людей, бывших загипнотизированными, мы видим на примере Тайлунга. Его истинная природа изоляцией от движений и общества не была затронута. Первая попытка проникнуть в глубь его проблем предпринимается избитым Шифу лишь через 20 лет, но теперь разоблачить скопившуюся ярость гораздо сложнее.
Три слона и черепаха. В преданиях древних культур плоский Мир покоится на трех слонах3, стоящих на черепахе, которая плавает в бескрайнем океане. Присмотревшись к мультику «Кун Фу Панда», мы задумались, а так ли нелепо это аллегорическое представление. Три слона во многих религиях отображают триединство: «Бог отец, бог сын и дух святой». В индийской культуре 3 слона трактуются как идеализм, материализм и трансэндентализм (движущая сила, или огонь Прометея, запускающий систему). Черепаха – результат объединения и разумного применения этих 3 сил, тогда «океан черепахи» в фильме – «персиковое древо вечной мудрости». Не случайно Мастер Угвей уходит из мира поздней осенью, вместе с опадавшими листьями персикового дерева – унося старые, изжившие своё знания и опыт. Как мы знаем, после суровой зимы наступает ранняя весна, когда зеленеют новые листки знаний – новые герои и мудрецы, а летом «персиковое дерево Вечной мудрости» дарит новые плоды.
«Свято место пусто не бывает» и место «мудрой черепахи должен занять новый воин дракона»4. Передача преемственности произошла по основным канонам : прилюдная передача титула, совместная трапеза персиковыми плодами мудрости. Но как же младенцу По дорасти до своего статуса. Тут ему на помощь приходят 3 слона: материнскую основу представляет приемный отец-Гусак, любящий Панду во всех его проявлениях. Архетипическим суровым отцом учителем становится Мастер Шифу. После происшествия с первым учеником Тайлунгом, Шифу закрыл все свои сердечные проявления и предстает перед нами как требовательный и непреклонный наставник. Возможно По и учился бы потихоньку, тренируясь в кун-фу: готовя лапшу и растягиваясь на шпагате, но катализатором-трансэндентом его феноменального личностного роста выступил ужасный Тайлунг, освобождение которого повергло в ужас всю Долину.
Тайлунг и Тигрица. Происшедшее с Тайлунгом ярко отражает развитие невроза у первого ребёнка в семье, после того как его впервые отвергают. Основные проблемы первенца возникают потому, что «годами он является центром внимания, чтобы, в конце концов, быть свергнутым» [1, c.14]. Тайлунг все время на стороже – кого ему предпочтут. Он чувствует, что младших учеников любят больше («я всегда хотел, чтобы ты гордился мной») и постоянно ищет подтверждение этой мысли.
Тайлунг всецело убежден в своей правоте, и отсюда – его постоянное напряжение, ибо он постоянно пытается совершить нечто неслыханное, видя, что ему предпочитают кого-то другого.
Схожая ситуация повторяется и у Тигрицы: не получив желаемого звания и подтверждения многолетних ученических заслуг - она первая спешит встретиться с Тайлунгом, чтобы доказать свою силу. Мост, разделяющий зелёные холмы и ледяную пустошь, символичен. Тигрица, как когда-то и Тайлунг, вышла на грань между общественной жизнью и агрессивным отчуждением. И только благодаря помощи друзей, подхвативших её в момент падения в пропасть, и наглядного примера дальнейшего социального падения в образе Талунга, она возвращается в мирное общество.
Ситуация первого отвержения начинается у Тигрицы еще в детском приюте, как мы видим из мультфильма «Тайны Великолепной Пятерки». Тигрице долго отказывают в удочерении. Она становится старшей в приюте, проявляет свою индивидуальность, которую не принимают и за которую получает прозвище «чудовище». Работа с хрупкими домино напоминает нам кропотливый психоанализ, когда человек постепенно учится осознавать и принимать «тигриные» стороны своей личности. Мастер Шифу и его ученики. Шифу убегает от страха перед первым учеником, Тайлунгом, плодом его творчества, в свое неосуществимое «спокойствие». Примечательна эта первая попытка молодого учителя избавиться от ослушавшегося ученика-преступника, заточив его в тюрьму. Совместно мастера Кун Фу идут по пути ужесточения наказания, тем самым укрепляя веру Тайлунга в свою особенность и героизм (ведь теперь тигру предстоит выбраться из самой неприступной тюрьмы, охраняемой тысячей охранников)
Адлер утверждает, что «наилучший способ воспрепятствовать преступлениям было бы убедить всех, что преступление – это не более чем выражение малодушия» [1]. Конец пути белого тигра заставляет нас вспомнить старинный совет по преодолению страха: «вместо того, чтобы бежать от страха, следует развернуться, пойти ему навстречу и взглянуть в лицо». Осуществление долгожданной мечты Тайлунга превращается в его погибель. Истинной целью «страха» оказывается … зеркало. Страх направляется на самого себя и, лишенный движения к цели, проявляет свою малодушность. Лишившись показной цели, Тайлунг оказывается настолько «пустым», что вызывает лишь смех и щекотку у Панды на любые попытки снова одурачить По своей значимостью. Конец страха, который исчерпал себя, также символичен – «страх» рассыпается светящейся пылью и осветляет всю Долину. Схожую ситуацию мы можем наблюдать в психотерапии, когда, осознав скрытые чувства, учимся использовать их энергию себе на пользу.
Неполноценность – нормальное чувство. Возможно даже, «чтобы быть полноценным человеком, надо обладать комплексом неполноценности» [2, с. 221]. Адлер обращал внимание на факты физической неполноценности отдельных органов и компенсации в рамках этой функции. Так Панда компенсирует свою полноту, Журавль – худобу, Обезьяна – детские обиды, а Богомол – маленький рост. Вспоминая героев фильма, мы можем согласиться с психоаналитиками, что «пока человек не повзрослеет, он чувствует себя неполноценным, и это чувство неполноценности сохраняется затем на всю жизнь – даже у преуспевающих людей, не говоря уже о неудачниках». В начале нас может напугать такой подход Адлера, но давайте обратимся к творчеству, культуре, новым изобретениям, которые ежеминутно преобразуют наш мир и вызывают испуг, радость или восхищение. Ведь во многом «вся человеческая культура: техника, язык, социальная организация, мораль, наука, религия – выросла в результате стремления преодолеть биологическую неполноценность» [2, с. 223].
Список цитированных источников:
Адлер, А.Наука жить / А.Адлер. – Киев, 1997. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Adler/_Nauka_index.php. Дата доступа: 10.10.2011.
История психологии (10-е – 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты. – 2-е изд./Под ред. П.Я. Гальперина, Л.II. Ждан. – М: Изд-во Моск. ун-та, 1992. —364 с.
Панда Кунфу. Режим доступа: http: // ru.wikipedia.org / wiki / Кун-фу. Дата доступа: 12.11.2011.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы
- Психолого-педагогические аспекты обучения младших школьников
- Формирование опыта творческой деятельности младших школьников в контексте личностно ориентированного обучения
- Детская литература как средство формирования гендерных стереотипов
- К вопросу о полоролевых различиях мальчиков и девочек дошкольного возраста в экологическом образовании
- Содержание нравственного воспитания школьников
- Особенности социализации детей-сирот
- Принципы формирования культуры здоровья младших школьников и младших подростков
- Формирование экологической культуры у младших школьников
- Развитие субъектности у детей посредством совместного просмотра мультфильмов
- Пейзажная живопись и ее значение для ребенка
- Работа в школе по профилактике вовлечения в деструктивные секты
- Позитивный аспект игровых комплексных упражнений творческого характера в структуре уроков математики начальной школы
- Социальная среда детского оздоровительного лагеря как условие самореализации личности ребенка
- Роль игрушки в полоролевом воспитании дошкольников
- Использование интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников
- Особенности общения учащихся начальных классов
- 4. Психологические.
- Некоторые секреты «школьного» здоровья доктора базарного
- Детские страхи в дошкольном возрасте
- Формирование правильного чтения первоклассников на основе применения дидактических игр в период обучения грамоте
- Особенности полоролевой социализации детей в неполных семьях Гукова е.В.
- Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений
- Семья и брак в системе ценностных ориентаций старшеклассников
- Фарміраванне маўленчай культуры малодшых школьнікаў сродкамі беларускага фальклору Дзярнова а.У.
- Использование экологических сказок в формировании у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе
- К вопросу о педагогической культуре родителей
- Средствами субъективизации
- Формирование у младших школьников знаний о правилах поведения в природе
- Правядзенне нестандартных ўрокаў пры вывучэнні блока ведаў “мая радзіма – беларусь” у 4 класе
- Компьютерные технологии как средство активизации познавательной деятельности в обучении младших школьников с целью формирования и развития коммуникативной культуры
- Анализ деятельности учреждений внешкольного воспитания и обучения витебской области в 2010–2011 учебном году
- Реализация методики субъективизации на уроках литературного чтения
- Работа над скороговоркой как средство совершенствования дикционных навыков младших школьников
- Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах
- Использование интерактивных информационно-обучающих средств в формировании миропознания младших школьников
- Психолого-педагогические основы творческой деятельности
- Моделирование текстовых задач как средство математического развития младших школьников
- Умения каллиграфического письма как цель и результат обучения младших школьников письму
- Имидж современного учителя как важный фактор восприятия педагогической профессии
- Познавательно-практическая деятельность как средство умственного развития детей младшего дошкольного возраста
- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ручного ткачества
- Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике
- Олимпийское образование в образовательном пространстве младших школьников
- Уровень
- Начальная школа
- Малые фольклорные жанры как средство повышения познавательного интереса младших школьников к урокам математики
- Раскрытие экологических связей в природе при изучении курса «человек и мир»
- Педагогическая поддержка творчески одаренных детей
- Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
- Развитие коммуникативных и организаторских умений младших школьников на основе групповой деятельности в курсе «окружающий мир»
- Педагогические условия формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики
- Проблема выбора содержания и форм семейного досуга
- Как научить младших школьников читать?
- Роль детской литературы в терапии «потерь»
- Современные подходы к классификации сказок
- Детские капризы: причины, пути предупреждения и преодоления
- Виды современного родительства
- Влияние семейных факторов на агрессивное поведение детей
- История происхождения и развития детской игры
- Ребенок и экран
- Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях педагогического колледжа
- Развитие коммуникативной компетенции в процессе психосоциальной адаптации выпускников интерната в образовательной среде учреждения среднего специального образования
- Начальной школы
- Этнокультурная компетентность
- Развіццё творчых здольнасцей вучняў пачатковых класаў праз мадэліраванне казак
- Формирование гражданственности младших школьников
- Идеографическая классификация фразеологических единиц немецкого языка, используемых при изучении курса в средней школе
- К проблеме развития мелкой моторики у леворуких детей в современной школе
- Развитие математического мышления младших школьников с помощью решения нестандартных задач
- Формирование умений у младших школьников выполнять и составлять творческие задания на занятиях по труду
- Развитие исследовательских способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
- Отношения детей к окружающей среде
- Формы и методы взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению
- Влияние анимационных фильмов на проявление тревожности у младших школьников
- Психологические условия формированиЯ ценностного отношения к материнству у девушек из полной и неполной семЕй
- Воспитательный потенциал сказки в субкультуре дошкольника
- Формирование нравственных качеств у учащихся начальных классов
- Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства
- Применение занимательного материала на уроках математики в начальных классах
- Профессиональное самоопределение старших подростков как многокомпонентная система
- Затруднения старших подростков в профессиональном самоопределении
- Девиантного поведения
- Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте
- Новые подходы в методике преподавания коммуникативного курса русского языка в начальных классах
- Социальная подсистема личностных особенностей несовершеннолетних с делинквентным поведением
- Развития личности школьника
- Дидактическая игра как средство экологического образования старших дошкольников
- Поведением к здоровому образу жизни
- О значении поговорок и пословиц для осмысления подтекста басен
- Применение дидактических игр на уроках математики в начальных классах
- Специфика развития ребенка в современном информационном пространстве
- Экологические проекты в начальной школе
- Объединениях и группировках
- Стиль семейного воспитания как один из факторов девиантного поведения подростков
- Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей (по системе в.Ф. Базарного)
- Роль некоторых единиц лингвистической системы в развитии фонематического слуха младших школьников
- Смысложизненные ценности и профессиональный выбор брестских школьников
- Часть II. Теория музыки. Теория и методика
- Музыкального образования
- Воспитательный процесс в высшем учебном заведении
- (На примере поликультурного воспитания)
- Развитие интереса к музыкальной деятельности у младших школьников
- Методические аспекты концертмейстерской подготовки будущих учителей музыки
- Бесценное наследие
- Роль диалогических методов в повышении качества музыкальной подготовки младших школьников
- Развитие эвристического мышления младших школьников в процессе восприятия образного содержания музыкального произведения
- Развитие музыкальной памяти у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах
- Коллективное инструментальное исполнительство на простейших музыкальных инструментах как средство развития исполнительских умений детей младшего школьного возраста
- Использование мультимедиа при обучении музыке
- Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки в школе
- Влияние музыкально-образовательной среды на формирование личности композитора андрея эшпая
- Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки посредством информационных технологий
- Содержание
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения
- Часть II. История музыки. Теория и методика музыкального образования
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.