К вопросу о полоролевых различиях мальчиков и девочек дошкольного возраста в экологическом образовании
Бабакова О.Н., студентка 5 курса
(г. Могилев, УО «МГУ им. А.А. Кулешова»)
Научный руководитель – Комарова И.А., кандидат педагогических наук,
доцент,
В данный момент известно, что развитие личности ребёнка требует индивидуального подхода. Этот подход может быть реализован в экологическом, нравственном, эстетическом, умственном, физическом воспитании детей. Однако проблема учёта полоролевых различий в разностороннем воспитании дошкольников реализована недостаточно. Известно, что девочки и мальчики по-разному воспринимают окружающий мир, по-разному с ним взаимодействуют. Следовательно, работа с детьми, в том числе по экологическому воспитанию, должна строиться с учётом их полоролевых особенностей.
В программе «Пралеска» указано, что необходимо оказывать содействие дальнейшему полоролевому развитию детей, накоплению знаний о существенных качествах женского и мужского начал, формировать представления о правилах поведения, связывая их с нравственными и моральными ценностями человека, его духовной культурой, и ориентировать детей на мотивацию своего поведения этими правилами: доброжелательность, гуманность, справедливость, миролюбие, а также содействовать осознанию своей половой принадлежности, формировать адекватные модели общения и поведения [1].
Многими авторами отмечается, что половая идентичность происходит в результате сложного биосоциального процесса (Ильченко Л.В., Колясникова М.В., Кон И.С., Лунин И.И., Чекалина А.А.). В постнатальном онтогенезе биологические факторы половой дифференциации дополняются социальными. Генитальная внешность, детерминируя паспортный пол новорождённого, задаёт взрослым определённую программу его воспитания. Происходит обучение ребёнка половой роли в соответствии с культурными традициями данного общества [2]. В каждом конкретном обществе свои представления о том, какими качествами должны обладать мужчины и женщины, какие роли выполнять и как взаимодействовать друг с другом. Различия также обусловлены не только социальными, но и биологическими факторами, такими как развитие мозга, нервной системы, гормональный фон и многое другое. Вместе эти факторы дают почву для развития в соответствии с определённым полом.
Половая (гендерная) идентификация - это процесс формирования половой (гендерной) идентичности, т.е. соответствия человека тому или иному полу, ощущение в себе мужского или женского начала, осознание и принятие своего биологического пола.
Исследования В.Д. Еремеевой и Т.П. Хризман выявили особенности, связанные с обучаемостью и познанием мира мальчиками и девочками. В частности, было установлено, что мальчики позже, чем девочки, включаются в занятия, но достаточно эффективно выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи. Они лучше работают, если надо решить принципиально новую задачу, однако требования к качеству, тщательности, аккуратности исполнения и оформления у них невысоки. Девочки быстрее включаются в занятие, но лучше решают типовые, шаблонные задачи, а этап поиска берёт на себя взрослый. При этом девочки вербально и невербально сигнализируют взрослому о своих удачах и неудачах, сомнениях в процессе самой деятельности, а мальчики - когда уже все сделано и готов результат. Мальчики задают дополнительные вопросы для получения конкретной информации, а девочки – для установления контакта со взрослым.
Таким образом, мальчики больше ориентированы на информацию, а девочки – на отношения между людьми. Поэтому оценка педагогом действий мальчиков и девочек в процессе обучения должна быть дифференцирована. В.Д. Еремеева и Т.П. Хризман в связи с этим дают следующие рекомендации: для мальчиков важно, что конкретно оценивается в их деятельности, а для девочек - кто их оценивает и как. Иными словами, мальчиков интересует суть оценки, девочки более заинтересованы в эмоциональном общении со взрослыми, для них важно, какое они произвели впечатление. Поэтому для мальчика не имеет смысла оценка типа «Я тобой недоволен». Он должен знать, чем конкретно недоволен взрослый, и иметь возможность действовать, исправить ситуацию. Девочки эмоционально реагируют на любые оценки. Если педагогу нужно сделать замечание девочке, то ему нельзя спешить высказывать своё отношение - бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала нужно успокоить девочку, а затем объяснить, в чём её ошибка. Кроме того, если девочка будет ещё долго переживать по этому поводу, то мальчик быстро снимет эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключится на продуктивную деятельность. Педагог, зная эти особенности детей, может использовать приём опережающего одобрения дальнейших действий девочки, а мальчику предложить алгоритм действий для самокоррекции [3].
Все эти особенности проявляются и в восприятии, и во взаимодействии ребёнка с природой. Мальчики и девочки по-разному воспринимают объекты природы, по-разному на них реагируют.
Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Так, Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. Известно, какое большое значение придавал природе К.Д. Ушинский. Он ратовал за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им всё доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи К.Д. Ушинского нашли дальнейшее развитие в трудах Е.Н. Водовозовой, Е.И. Тихеевой [4].
Сухомлинский В.А. в своей книге «Сердце отдаю детям» отмечал, что некоторые дети, в основном мальчики, зачастую проявляют жестокость по отношению к природе. Восхищение детей красотой переплетается иногда с равнодушием к судьбе красивого. Светлые, добрые чувства, сопереживание нужно пробуждать у детей постепенно. В ходе изучения взаимодействия детей с природой, В.А. Сухомлинский заметил, что зачастую мальчики относятся к природным объектам как к неживым (разрезать жука, чтобы посмотреть, что у него внутри, выбросить птенчиков из гнезда, чтобы послушать, как они пищат). Здесь явно прослеживается желание мальчиков-исследователей понять, как устроены эти объекты, как реагируют на раздражители. Воспитателю необходимо направить познавательный интерес мальчиков по другому пути, который бы не причинял вреда живым объектам. Показательно также, что девочки проявляют желание помочь, ухаживать за живым объектом, проявляя сильное сопереживание и участие. Мальчики также берут на себя часть обязанностей по уходу за животными, однако их мотив изначально может быть не чувством жалости к птичке, а удовольствие от восхищения товарищей (много знает, умеет). В.А. Сухомлинский по этому поводу говорил: «Пусть пробуждение добрых чувств начинается с самолюбия – не беда. Пусть доброе дело станет привычкой, потом оно пробудит сердце» [5].
Проблема пола вызывала интерес в обществе с древних времен и исследовалась историками, философами, этнографами, физиологами, медиками, педагогами и психологами. Очень важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка: будь то его пол, возраст, вкусы и предпочтения, склонности и интересы для построения правильного взаимодействия с ним и осуществления качественного образовательного процесса. Грамотно выстроив работу по экологическому образованию дошкольников, можно получить «двойную выгоду»: сформировать у детей систему детьми знаний о природе и осознанное отношение к её объектам, а также способствовать эффективному полоролевому развитию ребёнка.
Список цитированных источников:
1. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А. Панько [и др.]. Минск: НИО; Аверсэв, 2007. – 320 с.
2. Ильин, Е.П. Пол и гендер. – СПб.: Питер, 2010. – 688 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
3. Микляева, Н.В. «Возрождение идей полового воспитания, или дорога в никуда?// Ребёнок в детском саду. – 2009. – № 5. – с. 5-8.
4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического воспитания детей: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.
5. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. – Мн.: Нар. Асвета, 1982. – 288 с.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы
- Психолого-педагогические аспекты обучения младших школьников
- Формирование опыта творческой деятельности младших школьников в контексте личностно ориентированного обучения
- Детская литература как средство формирования гендерных стереотипов
- К вопросу о полоролевых различиях мальчиков и девочек дошкольного возраста в экологическом образовании
- Содержание нравственного воспитания школьников
- Особенности социализации детей-сирот
- Принципы формирования культуры здоровья младших школьников и младших подростков
- Формирование экологической культуры у младших школьников
- Развитие субъектности у детей посредством совместного просмотра мультфильмов
- Пейзажная живопись и ее значение для ребенка
- Работа в школе по профилактике вовлечения в деструктивные секты
- Позитивный аспект игровых комплексных упражнений творческого характера в структуре уроков математики начальной школы
- Социальная среда детского оздоровительного лагеря как условие самореализации личности ребенка
- Роль игрушки в полоролевом воспитании дошкольников
- Использование интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников
- Особенности общения учащихся начальных классов
- 4. Психологические.
- Некоторые секреты «школьного» здоровья доктора базарного
- Детские страхи в дошкольном возрасте
- Формирование правильного чтения первоклассников на основе применения дидактических игр в период обучения грамоте
- Особенности полоролевой социализации детей в неполных семьях Гукова е.В.
- Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений
- Семья и брак в системе ценностных ориентаций старшеклассников
- Фарміраванне маўленчай культуры малодшых школьнікаў сродкамі беларускага фальклору Дзярнова а.У.
- Использование экологических сказок в формировании у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе
- К вопросу о педагогической культуре родителей
- Средствами субъективизации
- Формирование у младших школьников знаний о правилах поведения в природе
- Правядзенне нестандартных ўрокаў пры вывучэнні блока ведаў “мая радзіма – беларусь” у 4 класе
- Компьютерные технологии как средство активизации познавательной деятельности в обучении младших школьников с целью формирования и развития коммуникативной культуры
- Анализ деятельности учреждений внешкольного воспитания и обучения витебской области в 2010–2011 учебном году
- Реализация методики субъективизации на уроках литературного чтения
- Работа над скороговоркой как средство совершенствования дикционных навыков младших школьников
- Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах
- Использование интерактивных информационно-обучающих средств в формировании миропознания младших школьников
- Психолого-педагогические основы творческой деятельности
- Моделирование текстовых задач как средство математического развития младших школьников
- Умения каллиграфического письма как цель и результат обучения младших школьников письму
- Имидж современного учителя как важный фактор восприятия педагогической профессии
- Познавательно-практическая деятельность как средство умственного развития детей младшего дошкольного возраста
- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ручного ткачества
- Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике
- Олимпийское образование в образовательном пространстве младших школьников
- Уровень
- Начальная школа
- Малые фольклорные жанры как средство повышения познавательного интереса младших школьников к урокам математики
- Раскрытие экологических связей в природе при изучении курса «человек и мир»
- Педагогическая поддержка творчески одаренных детей
- Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
- Развитие коммуникативных и организаторских умений младших школьников на основе групповой деятельности в курсе «окружающий мир»
- Педагогические условия формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики
- Проблема выбора содержания и форм семейного досуга
- Как научить младших школьников читать?
- Роль детской литературы в терапии «потерь»
- Современные подходы к классификации сказок
- Детские капризы: причины, пути предупреждения и преодоления
- Виды современного родительства
- Влияние семейных факторов на агрессивное поведение детей
- История происхождения и развития детской игры
- Ребенок и экран
- Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях педагогического колледжа
- Развитие коммуникативной компетенции в процессе психосоциальной адаптации выпускников интерната в образовательной среде учреждения среднего специального образования
- Начальной школы
- Этнокультурная компетентность
- Развіццё творчых здольнасцей вучняў пачатковых класаў праз мадэліраванне казак
- Формирование гражданственности младших школьников
- Идеографическая классификация фразеологических единиц немецкого языка, используемых при изучении курса в средней школе
- К проблеме развития мелкой моторики у леворуких детей в современной школе
- Развитие математического мышления младших школьников с помощью решения нестандартных задач
- Формирование умений у младших школьников выполнять и составлять творческие задания на занятиях по труду
- Развитие исследовательских способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
- Отношения детей к окружающей среде
- Формы и методы взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению
- Влияние анимационных фильмов на проявление тревожности у младших школьников
- Психологические условия формированиЯ ценностного отношения к материнству у девушек из полной и неполной семЕй
- Воспитательный потенциал сказки в субкультуре дошкольника
- Формирование нравственных качеств у учащихся начальных классов
- Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства
- Применение занимательного материала на уроках математики в начальных классах
- Профессиональное самоопределение старших подростков как многокомпонентная система
- Затруднения старших подростков в профессиональном самоопределении
- Девиантного поведения
- Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте
- Новые подходы в методике преподавания коммуникативного курса русского языка в начальных классах
- Социальная подсистема личностных особенностей несовершеннолетних с делинквентным поведением
- Развития личности школьника
- Дидактическая игра как средство экологического образования старших дошкольников
- Поведением к здоровому образу жизни
- О значении поговорок и пословиц для осмысления подтекста басен
- Применение дидактических игр на уроках математики в начальных классах
- Специфика развития ребенка в современном информационном пространстве
- Экологические проекты в начальной школе
- Объединениях и группировках
- Стиль семейного воспитания как один из факторов девиантного поведения подростков
- Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей (по системе в.Ф. Базарного)
- Роль некоторых единиц лингвистической системы в развитии фонематического слуха младших школьников
- Смысложизненные ценности и профессиональный выбор брестских школьников
- Часть II. Теория музыки. Теория и методика
- Музыкального образования
- Воспитательный процесс в высшем учебном заведении
- (На примере поликультурного воспитания)
- Развитие интереса к музыкальной деятельности у младших школьников
- Методические аспекты концертмейстерской подготовки будущих учителей музыки
- Бесценное наследие
- Роль диалогических методов в повышении качества музыкальной подготовки младших школьников
- Развитие эвристического мышления младших школьников в процессе восприятия образного содержания музыкального произведения
- Развитие музыкальной памяти у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах
- Коллективное инструментальное исполнительство на простейших музыкальных инструментах как средство развития исполнительских умений детей младшего школьного возраста
- Использование мультимедиа при обучении музыке
- Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки в школе
- Влияние музыкально-образовательной среды на формирование личности композитора андрея эшпая
- Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки посредством информационных технологий
- Содержание
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения
- Часть II. История музыки. Теория и методика музыкального образования
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.