logo
Конференция_Мир Детства 1

К вопросу о полоролевых различиях мальчиков и девочек дошкольного возраста в экологическом образовании

Бабакова О.Н., студентка 5 курса

(г. Могилев, УО «МГУ им. А.А. Кулешова»)

Научный руководитель – Комарова И.А., кандидат педагогических наук,

доцент,

В данный момент известно, что развитие личности ребёнка требует индивидуального подхода. Этот подход может быть реализован в экологическом, нравственном, эстетическом, умственном, физическом воспитании детей. Однако проблема учёта полоролевых различий в разностороннем воспитании дошкольников реализована недостаточно. Известно, что девочки и мальчики по-разному воспринимают окружающий мир, по-разному с ним взаимодействуют. Следовательно, работа с детьми, в том числе по экологическому воспитанию, должна строиться с учётом их полоролевых особенностей.

В программе «Пралеска» указано, что необходимо оказывать содействие дальнейшему полоролевому развитию детей, накоплению знаний о существенных качествах женского и мужского начал, формировать представления о правилах поведения, связывая их с нравственными и моральными ценностями человека, его духовной культурой, и ориентировать детей на мотивацию своего поведения этими правилами: доброжелательность, гуманность, справедливость, миролюбие, а также содействовать осознанию своей половой принадлежности, формировать адекватные модели общения и поведения [1].

Многими авторами отмечается, что половая идентичность происходит в результате сложного биосоциального процесса (Ильченко Л.В., Колясникова М.В., Кон И.С., Лунин И.И., Чекалина А.А.). В постнатальном онтогенезе биологические факторы половой дифференциации дополняются социальными. Генитальная внешность, детерминируя паспортный пол новорождённого, задаёт взрослым определённую программу его воспитания. Происходит обучение ребёнка половой роли в соответствии с культурными традициями данного общества [2]. В каждом конкретном обществе свои представления о том, какими качествами должны обладать мужчины и женщины, какие роли выполнять и как взаимодействовать друг с другом. Различия также обусловлены не только социальными, но и биологическими факторами, такими как развитие мозга, нервной системы, гормональный фон и многое другое. Вместе эти факторы дают почву для развития в соответствии с определённым полом.

Половая (гендерная) идентификация - это процесс формирования половой (гендерной) идентичности, т.е. соответствия человека тому или иному полу, ощущение в себе мужского или женского начала, осознание и принятие своего биологического пола.

Исследования В.Д. Еремеевой и Т.П. Хризман выявили особенности, связанные с обучаемостью и познанием мира мальчиками и девочками. В частности, было установлено, что мальчики позже, чем девочки, включаются в занятия, но достаточно эффективно выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи. Они лучше работают, если надо решить принципиально новую задачу, однако требования к качеству, тщательности, аккуратности испол­нения и оформления у них невысоки. Девочки быстрее включаются в занятие, но лучше решают типовые, шаблонные задачи, а этап поиска берёт на себя взрослый. При этом девочки вербально и невербально сигнализируют взрослому о своих удачах и неудачах, сомнениях в процессе самой деятельности, а мальчики - когда уже все сделано и готов результат. Мальчики задают дополнительные вопросы для получения конкретной информации, а девочки – для установления контакта со взрослым.

Таким образом, мальчики больше ориентированы на информацию, а девочки – на отношения между людьми. Поэтому оценка педагогом действий мальчиков и девочек в процессе обучения должна быть дифференцирована. В.Д. Еремеева и Т.П. Хризман в связи с этим дают следующие рекомендации: для мальчиков важно, что конкретно оценивается в их деятельности, а для девочек - кто их оценивает и как. Иными словами, мальчиков интересует суть оценки, девочки более заинтересованы в эмоциональном общении со взрослыми, для них важно, какое они произвели впечатление. Поэтому для мальчика не имеет смысла оценка типа «Я тобой недоволен». Он должен знать, чем конкретно недоволен взрослый, и иметь возможность действовать, исправить ситуацию. Девочки эмоционально реагируют на любые оценки. Если педагогу нужно сделать замечание девочке, то ему нельзя спешить высказывать своё отношение - бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала нужно ус­покоить девочку, а затем объяснить, в чём её ошибка. Кроме того, если девочка будет ещё долго переживать по этому поводу, то мальчик быстро снимет эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключится на продуктив­ную деятельность. Педагог, зная эти особенности детей, может использовать приём опережающего одобрения дальнейших действий девочки, а мальчику предложить алгоритм действий для самокоррекции [3].

Все эти особенности проявляются и в восприятии, и во взаимодействии ребёнка с природой. Мальчики и девочки по-разному воспринимают объекты природы, по-разному на них реагируют.

Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Так, Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. Известно, какое большое значение придавал природе К.Д. Ушинский. Он ратовал за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им всё доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи К.Д. Ушинского нашли дальнейшее развитие в трудах Е.Н. Водовозовой, Е.И. Тихеевой [4].

Сухомлинский В.А. в своей книге «Сердце отдаю детям» отмечал, что некоторые дети, в основном мальчики, зачастую проявляют жестокость по отношению к природе. Восхищение детей красотой переплетается иногда с равнодушием к судьбе красивого. Светлые, добрые чувства, сопереживание нужно пробуждать у детей постепенно. В ходе изучения взаимодействия детей с природой, В.А. Сухомлинский заметил, что зачастую мальчики относятся к природным объектам как к неживым (разрезать жука, чтобы посмотреть, что у него внутри, выбросить птенчиков из гнезда, чтобы послушать, как они пищат). Здесь явно прослеживается желание мальчиков-исследователей понять, как устроены эти объекты, как реагируют на раздражители. Воспитателю необходимо направить познавательный интерес мальчиков по другому пути, который бы не причинял вреда живым объектам. Показательно также, что девочки проявляют желание помочь, ухаживать за живым объектом, проявляя сильное сопереживание и участие. Мальчики также берут на себя часть обязанностей по уходу за животными, однако их мотив изначально может быть не чувством жалости к птичке, а удовольствие от восхищения товарищей (много знает, умеет). В.А. Сухомлинский по этому поводу говорил: «Пусть пробуждение добрых чувств начинается с самолюбия – не беда. Пусть доброе дело станет привычкой, потом оно пробудит сердце» [5].

Проблема пола вызывала интерес в обществе с древних времен и исследовалась историками, философами, этнографами, физиологами, медиками, педагогами и психологами. Очень важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка: будь то его пол, возраст, вкусы и предпочтения, склонности и интересы для построения правильного взаимодействия с ним и осуществления качественного образовательного процесса. Грамотно выстроив работу по экологическому образованию дошкольников, можно получить «двойную выгоду»: сформировать у детей систему детьми знаний о природе и осознанное отношение к её объектам, а также способствовать эффективному полоролевому развитию ребёнка.

Список цитированных источников:

1. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А. Панько [и др.]. Минск: НИО; Аверсэв, 2007. – 320 с.

2. Ильин, Е.П. Пол и гендер. – СПб.: Питер, 2010. – 688 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

3. Микляева, Н.В. «Возрождение идей полового воспитания, или дорога в никуда?// Ребёнок в детском саду. – 2009. – № 5. – с. 5-8.

4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического воспитания детей: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.

5. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. – Мн.: Нар. Асвета, 1982. – 288 с.