Социальная среда детского оздоровительного лагеря как условие самореализации личности ребенка
Богатырева Я.В., Курсов Д.И., учащиеся 3 курса
(г. Орша, Оршанский колледж УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)
Научный руководитель – Богатырева А.Э., магистр педагогики
Педагогическая концепция каникулярной деятельности базируется на основе создания многофункциональной системы развивающего отдыха детей, главной целью которой является создание условий, содействующих социальному становлению личности ребёнка, её адекватному вхождению в общественные отношения, осознание им своих прав и обязанностей [1, с.35].
Цель исследования – изучение условий, способствующих самореализации личности ребенка в социальной среде детского оздоровительного лагеря. В процессе исследования применялись следующие методы: изучение и анализ нормативных документов, методических рекомендаций, перспективных и отрядных планов работы, функциональных обязанностей воспитателя; наблюдение и опрос.
Самореализация личности ребенка, её социальное развитие в детском оздоровительном лагере (ДОЛ) осуществляется в процессе «включения» в определенную систему ценностей и отношений, что определяет ежедневную разнообразную деятельность:
творческую,
спортивно-оздоровительную,
общественно-полезную,
эстетическую,
кружковую,
досуговую.
При этом процесс социального воспитания и развития детей и подростков на качественной основе может быть реализован только высококвалифицированными кадрами, гуманными по своей сути и владеющими системой социально-педагогических знаний и умений.
Непосредственное руководство жизнедеятельностью детей в лагере осуществляет воспитатель – специалист, умеющий соединить проблемы детей и подростков и способы их решения; помочь им стать социально активными и самостоятельными, руководствуясь при этом следующими основными принципами:
строить свои отношения с детьми на полном доверии обеих сторон;
быть для детей источником разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью;
уметь выслушать ребенка, поддержать его в беседе;
выступать активным участником группового взаимодействия;
не давать свободу своим эмоциям, когда их выплескивание может повредить отношениям в коллективе, признавать чувство собственного достоинства каждого воспитанника [2].
Следует отметить, что наибольшие трудности, согласно мнению учащихся старших курсов, представляет именно летняя педагогическая практика. Это обусловлено рядом факторов:
приобретением будущим учителем совершенно нового статуса – воспитателя оздоровительного лагеря;
ответственностью перед обществом и семьёй за жизнь и безопасность детей;
недостаточной компетенцией в вопросе выбора соответствующих форм и методов работы для самореализации личности детей и подростков;
высокой плотностью проведения организационно-массовых мероприятий в лагере и др. [3, с. 196].
Проанализировав имеющийся педагогический и методический опыт, оценив состояние развития детского движения РБ, изучив необходимые нормативные документы и постановления, администрацией и методической службой колледжа была разработана программа подготовки учащихся к работе в летних оздоровительных лагерях «Педагогика лета», которая включает основные блоки:
Особенности планирования воспитательной работы в ДОЛ.
Отдых и оздоровление детей, пропаганда здорового образа жизни.
Воспитание гуманной, гармонично развитой личности: воспитание патриотизма и гражданственности; духовно нравственное воспитание; воспитание экологической культуры.
Основные направления самореализации личности детей и подростков.
Психолого-педагогические основы организации досуговой деятельности.
Итоговое занятие практического семинара проводится по технологии педагогических мастерских «Лето в вопросах и ответах», в ходе которой будущие воспитатели обобщают и систематизируют полученные знания о целях, задачах, основных направлениях деятельности оздоровительного лагеря, рассматривают вопросы календарно-тематического планирования на смену через призму мероприятий, направленных на социальное становление и самореализацию личности ребенка, его безопасную жизнедеятельность и т.д.
В конечном итоге осуществляется рефлексивный анализ, способствующий молодым людям оценить свой уровень сформированности психолого-педагогических знаний по проблеме организации летнего отдыха детей и подростков с указанных выше позиций, а также выделить условия, позволяющие наиболее результативно управлять процессом воспитания юных граждан.
При этом весьма важно, чтобы деятельность воспитателя была направлена на развитие творческой индивидуальности ребенка путем создания ситуации выбора с последующим анализом и имитационным моделированием таких ситуаций, приобретения воспитанником опыта индивидуального, группового, коллективного творчества, в том числе в сфере межчеловеческого взаимодействия. И, наконец, творческая деятельность должна быть ориентирована на положительный результат, который в большей степени достигается путем включения новых, неординарных форм проведения лагерных мероприятий.
По результатам опроса 90 детей и подростков ДОЛ «Ленок» (РУПТП «Оршанский льнокомбинат») было выявлено, что наиболее популярны в детской среде интерактивные игры: «Золотая лихорадка», «Гарри Поттер», «Форт Бойард» (32%). Социальную значимость ролевых игр «Весёлая семейка», «Большие гонки», «Зеленые» против «долгожителей» определяют 29% воспитанников. Рейтинг спортивно-оздоровительных мероприятий «Властелин леса», «Малые олимпийские игры», «Жизнь по уставу» «Лагерная кругосветка» также относительно высок (24%). Культурно-массовые мероприятия сценического характера: фестивали, шоу-программы, конкурсы дети оценивают гораздо ниже (11%), поскольку, по их утверждению, к ним надо «долго готовиться». Последнее место в линейке всевозможных форм организации детского досуга занимают информационно-познавательные мероприятия (4%): диспуты, беседы, аукционы идей, ярмарки предложений и т.д.
Безусловно, целенаправленная деятельность педагогического коллектива, построенная в соответствии с принципами доброжелательности, гуманности и толерантности, включение в план воспитательной работы нетрадиционных форм организации досуга детей, способствуют интенсивному процессу становления и самореализации личности ребенка в социальном пространстве детского оздоровительного лагеря.
Список цитированных источников:
Турковский, В.И., Дробыш, Т.А., Харитонова, Н.П., Горбодей, Г.В. Организация летнего отдыха детей и подростков в системе Витебской области (Программа «Каникулы») / В. И. Турковский, Т. А. Дробыш, Н. П. Харитонович, Г. В. Горбодей // Пазашкольнае выхаванне. – 2004. – № 5.– С. 34–39.
Социальное развитие ребенка [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://gvardia.moy.su/publ/1-1-0-1.
Богатырёва, А.Э. Формирование культуры будущих учителей в условиях летней педагогической практики / А.Э. Богатырёва // Формирование гражданской культуры молодёжи в условиях интеграции Республики Беларусь в современное образовательное пространство: Материалы международной научной конференции, Витебск, 8-9 декабря 2004 г. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2004. – 340 с.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы
- Психолого-педагогические аспекты обучения младших школьников
- Формирование опыта творческой деятельности младших школьников в контексте личностно ориентированного обучения
- Детская литература как средство формирования гендерных стереотипов
- К вопросу о полоролевых различиях мальчиков и девочек дошкольного возраста в экологическом образовании
- Содержание нравственного воспитания школьников
- Особенности социализации детей-сирот
- Принципы формирования культуры здоровья младших школьников и младших подростков
- Формирование экологической культуры у младших школьников
- Развитие субъектности у детей посредством совместного просмотра мультфильмов
- Пейзажная живопись и ее значение для ребенка
- Работа в школе по профилактике вовлечения в деструктивные секты
- Позитивный аспект игровых комплексных упражнений творческого характера в структуре уроков математики начальной школы
- Социальная среда детского оздоровительного лагеря как условие самореализации личности ребенка
- Роль игрушки в полоролевом воспитании дошкольников
- Использование интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников
- Особенности общения учащихся начальных классов
- 4. Психологические.
- Некоторые секреты «школьного» здоровья доктора базарного
- Детские страхи в дошкольном возрасте
- Формирование правильного чтения первоклассников на основе применения дидактических игр в период обучения грамоте
- Особенности полоролевой социализации детей в неполных семьях Гукова е.В.
- Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений
- Семья и брак в системе ценностных ориентаций старшеклассников
- Фарміраванне маўленчай культуры малодшых школьнікаў сродкамі беларускага фальклору Дзярнова а.У.
- Использование экологических сказок в формировании у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе
- К вопросу о педагогической культуре родителей
- Средствами субъективизации
- Формирование у младших школьников знаний о правилах поведения в природе
- Правядзенне нестандартных ўрокаў пры вывучэнні блока ведаў “мая радзіма – беларусь” у 4 класе
- Компьютерные технологии как средство активизации познавательной деятельности в обучении младших школьников с целью формирования и развития коммуникативной культуры
- Анализ деятельности учреждений внешкольного воспитания и обучения витебской области в 2010–2011 учебном году
- Реализация методики субъективизации на уроках литературного чтения
- Работа над скороговоркой как средство совершенствования дикционных навыков младших школьников
- Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах
- Использование интерактивных информационно-обучающих средств в формировании миропознания младших школьников
- Психолого-педагогические основы творческой деятельности
- Моделирование текстовых задач как средство математического развития младших школьников
- Умения каллиграфического письма как цель и результат обучения младших школьников письму
- Имидж современного учителя как важный фактор восприятия педагогической профессии
- Познавательно-практическая деятельность как средство умственного развития детей младшего дошкольного возраста
- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ручного ткачества
- Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике
- Олимпийское образование в образовательном пространстве младших школьников
- Уровень
- Начальная школа
- Малые фольклорные жанры как средство повышения познавательного интереса младших школьников к урокам математики
- Раскрытие экологических связей в природе при изучении курса «человек и мир»
- Педагогическая поддержка творчески одаренных детей
- Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
- Развитие коммуникативных и организаторских умений младших школьников на основе групповой деятельности в курсе «окружающий мир»
- Педагогические условия формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики
- Проблема выбора содержания и форм семейного досуга
- Как научить младших школьников читать?
- Роль детской литературы в терапии «потерь»
- Современные подходы к классификации сказок
- Детские капризы: причины, пути предупреждения и преодоления
- Виды современного родительства
- Влияние семейных факторов на агрессивное поведение детей
- История происхождения и развития детской игры
- Ребенок и экран
- Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях педагогического колледжа
- Развитие коммуникативной компетенции в процессе психосоциальной адаптации выпускников интерната в образовательной среде учреждения среднего специального образования
- Начальной школы
- Этнокультурная компетентность
- Развіццё творчых здольнасцей вучняў пачатковых класаў праз мадэліраванне казак
- Формирование гражданственности младших школьников
- Идеографическая классификация фразеологических единиц немецкого языка, используемых при изучении курса в средней школе
- К проблеме развития мелкой моторики у леворуких детей в современной школе
- Развитие математического мышления младших школьников с помощью решения нестандартных задач
- Формирование умений у младших школьников выполнять и составлять творческие задания на занятиях по труду
- Развитие исследовательских способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
- Отношения детей к окружающей среде
- Формы и методы взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению
- Влияние анимационных фильмов на проявление тревожности у младших школьников
- Психологические условия формированиЯ ценностного отношения к материнству у девушек из полной и неполной семЕй
- Воспитательный потенциал сказки в субкультуре дошкольника
- Формирование нравственных качеств у учащихся начальных классов
- Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства
- Применение занимательного материала на уроках математики в начальных классах
- Профессиональное самоопределение старших подростков как многокомпонентная система
- Затруднения старших подростков в профессиональном самоопределении
- Девиантного поведения
- Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте
- Новые подходы в методике преподавания коммуникативного курса русского языка в начальных классах
- Социальная подсистема личностных особенностей несовершеннолетних с делинквентным поведением
- Развития личности школьника
- Дидактическая игра как средство экологического образования старших дошкольников
- Поведением к здоровому образу жизни
- О значении поговорок и пословиц для осмысления подтекста басен
- Применение дидактических игр на уроках математики в начальных классах
- Специфика развития ребенка в современном информационном пространстве
- Экологические проекты в начальной школе
- Объединениях и группировках
- Стиль семейного воспитания как один из факторов девиантного поведения подростков
- Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей (по системе в.Ф. Базарного)
- Роль некоторых единиц лингвистической системы в развитии фонематического слуха младших школьников
- Смысложизненные ценности и профессиональный выбор брестских школьников
- Часть II. Теория музыки. Теория и методика
- Музыкального образования
- Воспитательный процесс в высшем учебном заведении
- (На примере поликультурного воспитания)
- Развитие интереса к музыкальной деятельности у младших школьников
- Методические аспекты концертмейстерской подготовки будущих учителей музыки
- Бесценное наследие
- Роль диалогических методов в повышении качества музыкальной подготовки младших школьников
- Развитие эвристического мышления младших школьников в процессе восприятия образного содержания музыкального произведения
- Развитие музыкальной памяти у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах
- Коллективное инструментальное исполнительство на простейших музыкальных инструментах как средство развития исполнительских умений детей младшего школьного возраста
- Использование мультимедиа при обучении музыке
- Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки в школе
- Влияние музыкально-образовательной среды на формирование личности композитора андрея эшпая
- Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки посредством информационных технологий
- Содержание
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения
- Часть II. История музыки. Теория и методика музыкального образования
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.