logo
Конференция_Мир Детства 1

Начальная школа

Цели

Основные направления

Формы и средства

Формирование представлений о здоровом образе жизни, значении физической культуры, спорта и олимпийского движения в жизни общества и человека. Формирование физических качеств ребенка.

Ознакомление с историей Олимпийских игр и основными идеалами на учебных занятиях, уроках физической культуры, внедрение в учебный и воспитательный процесс идеи здорового образа жизни, значения спорта для человека.

Включение элементов олимпийского образования в учебные предметы, теоретический раздел «Олимпийские знания» в предмете физическая культура и здоровье, организация олимпийских кружков, проведение олимпийских викторин, встреч, конкурсов, бесед, турниров.

Рисунок 1 – Национальная система олимпийского образования

Несмотря на то, что многие ученые благодаря своим исследованиям пришли к тому, что олимпийское образование должно внедряться не только на уроках, которые непосредственно связаны с физической культурой и спортом, но и на других общеобразовательных уроках, существенные шаги в этом направлении не осуществляются. Для качественного преподавания олимпийских знаний необходимо наличие соответствующей литературы и множества методических материалов, но в настоящее время таковой практически нет.

Цель исследования – определить место олимпийского образования в образовательном пространстве младших школьников.

Методы исследования – анализ научно-методической литературы, теоретический анализ и обобщение.

Образовательное пространство характеризуется объемом образовательных услуг, мощностью и интенсивностью образовательной информации, образовательной инфраструктурой общества. Основными же характеристиками образовательной инфраструктуры являются качественный и количественный состав элементов данной инфраструктуры, их пространственное расположение и взаимодействие.

В каждом учреждении образования складывается свое образовательное пространство. Образовательное учреждение выступает как форма орга­низации образовательного пространства. Образовательное пространство можно определить как пространство, в котором осуществляются образовательные услуги [3].

На каждом уровне образования, начиная с дошкольного и завершая высшей школой, количественный состав образовательного пространства увеличивается, что связано с предъявляемыми требованиями общества. Качественный состав инфраструктуры на каждом этапе должен оставаться на высоком уровне, так как знания, полученные на начальных ступенях образования, в процессе обучения не обновляются, а дополняются. Степень накопления знаний зависит от основы, которая заложена в начале обучения. Чем она прочнее, тем устойчивее последующие процессы.

Наиболее активно олимпийское образование должно реализоваться в школе. Это связано с тем, что в школьном возрасте ребенок заинтересован в изучении нового, ранее незнакомого материала, особенно если он преподносится доступным для каждого возраста способом. Чем лучше школьники осведомлены о ценностях олимпизма, тем крепче олимпийское движение.

Многообразие составных элементов образовательного пространства младших школьников, позволяет внедрять в учебный процесс параллельно с основными теоретическими и практическими знаниями знания, которые связаны с олимпийским движением.

Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Поэтому именно в этот период необходимо пропагандировать олимпийское движение.

Для внедрения олимпийских знаний среди учащихся 1–4 классов необходима программа, которая опирается на мифические персонажи Олимпа, традиционные ритуалы Олимпийских игр, истории олимпийских игр, истории олимпийских медалей, характеризующие лучшие нравственные качества спортсменов: честность, волю к победе, взаимовыручку.

Включение олимпийского образования в процесс обучения способствует формированию у детей интереса к физическому совершенствованию. Основные теоретические сведения излагаются учителем в форме бесед, игр, рассматривания репродукций и видеоматериала. Дети рассматривают материалы, где представлены шествие спортсменов и поднятие флага, слушают олимпийские гимны. Ребенок пополняет словарный запас и накапливает тот теоретический опыт, который в дальнейшем он повторит и закрепит в двигательной деятельности. Также значительный объем знаний учащиеся могут получать в процессе изучения общеобразовательных предметов.

Олимпийское образование играет важную роль в объединении знаний, полученных на уроках, связанных с физической культурой, а также других общеобразовательных предметов, на которых возможно изучение олимпийского движения, идеалов и ценностей олимпизма. Материалы общеобразовательных учебных предметов младших школьников позволяют в полной мере реализовывать этот процесс, сочетая параллельное изучение основных теоретических и практических знаний с олимпийскими знаниями.

Любой результат младших школьников следует положительно оценивать, чтобы не снизить интерес к работе, а одобрение проделанной работы, будет способствовать стремлению детей к дальнейшей деятельности.

Широкий спектр составных элементов образовательного пространства младших школьников позволяет включать в эти элементы и олимпийские знания, то есть расширять границы начального образования, так как помимо основных знаний ребята будут получать знания об олимпийском движении. Младший школьный возраст – самый оптимальный возраст для начала внедрения олимпийских знаний, ценностей и идеалов. Чем младше возраст, тем проще подобрать средства, методы и способы, чтобы заинтересовать ребят в изучении олимпийского движения и привить привычку к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом.

Приемы обучения должны быть подобраны так, чтобы они были посильны для учеников и отражали последовательность восхождения от менее сложных к более сложным задачам. Олимпийское образование через систему целенаправленных знаний возбуждает интерес и усиливает мотивацию у младших школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом, к укреплению здоровья, что повышает работоспособность и сосредотачивает на достижении поставленных целей.

Список цитированных источников:

1. Кобринский, М.Е. Концептуальные основания олимпийского образования в физкультурном ВУЗЕ / М.Е. Кобринский, Ц. Высоцки // Мир спорта. – 2005. – № 2 (19). – С. 82–85.

2. Кобринский, М.Е. Белорусский олимпийский учебник: учебн. пособие / М.Е. Кобринский, Л.Г. Тригубович – Мн.: Бел. Олимп. Акад., 2005. – 240 с.: ил. С. 3–4.

3. Демиденко, О.П. Поликультурное образовательное пространство: понятие, структура / О.П. Демиденко, ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет» факультет «Психологии», г. Ставрополь, Россия K-psycho-kpp@stavsu.ru.