Позитивный аспект игровых комплексных упражнений творческого характера в структуре уроков математики начальной школы
Богатырева Я.В., учащаяся 3 курса
(г. Орша, Оршанский колледж УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)
Научный руководитель – Богатырева А.Э., магистр педагогики
В практикоориентированной подготовке будущих учителей в области методики начального обучения математике уделяется немаловажное значение вопросам организации учебного процесса в соответствии с принципами здоровьесберегающей педагогики, главным из которых является принцип ненанесения вреда.
Поскольку в начальной школе урокам математики в расписании учебных занятий отведено одно из центральных мест (18–20%), то, несомненно, на этих уроках учитель имеет немалые возможности для выработки у младших школьников сильной и осознанной мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья.
В ходе подготовки и проведения пробных уроков, преддипломной педагогической практики авторским коллективом учащихся и преподавателей разработана и введена в действие система мероприятий по формированию осознанной мотивации к ЗОЖ, сохранению и укреплению здоровья детей, которая включает:
применение интерактивных методов и приёмов обучения, адаптированных к содержанию предмета;
использование мультимедийных средств обучения, способных рационализировать детский труд и оптимизировать процессы запоминания учебного материала;
организация и проведение предметных, сюжетных, ролевых, деловых, имитационных игр.
развитие интереса младших школьников к вопросам здоровья через решение задач валеологического содержания;
малые литературные формы, занимательный материал: пословицы и поговорки, задачи-шутки, задачи в стихотворной форме и со сказочным сюжетом, кроссворды, головоломки и т.д.
проведение электронных зарядок для глаз, физических и динамических пауз для рук, головы, туловища, шеи, ног и «подвижных» учебных заданий (частые выходы к доске, групповые упражнения в нахождении подходящей пары по карточкам и т.д.) [1, с.414].
Особого внимания требует проблема предупреждения вредного воздействия на здоровье учащихся факторов, непосредственно связанных с проведением урока (ограниченное пространство, напряжение органов зрения, нарушение кровоснабжения, недостаток двигательной активности и т.д.). Её решение предполагает применение специальных упражнений, приемов снятия физического и психического напряжения, физических и динамических пауз достаточно широко предлагаемых отечественной периодикой. Вместе с тем, все эти упражнения должны проводиться в комплексе и иметь игровую направленность, поскольку в младшем школьном возрасте игровая деятельность является преобладающей.
В результате опроса 45 учителей начальной школы, среди которых большинство выпускников Оршанского колледжа УО «ВГУ им. П.М. Машерова», было выявлено:
54% педагогов в своем арсенале имеют около 10-12 динамопауз и убеждены в том, что важно не разнообразие специальных упражнений (в т.ч. их текстовое содержание), а оздоровительный эффект, который они должны принести детям.
20% респондентов смогли назвать только по 2-3 физминутки, наиболее часто проводимые на уроках.
9% считают, что «всякого рода упражнения – это зря потраченное время, которого в ряде случаев не хватает на изучение сложных тем». Безусловно, такая позиция не отвечает требованиям квалификационной характеристики современного учителя, который должен использовать в своей практической деятельности здоровьесберегающие технологии, методы и приемы, способствующие укреплению здоровья учащихся.
17% опрошенных нами учителей не испытывают затруднения в выборе динамических пауз к конкретным учебным дисциплинам и темам отдельных уроков. Причем затруднений не возникает по той причине, что педагоги сами являются авторами смыслового содержания «ненайденных» игровых комплексных упражнений. Таким образом, решая проблему «дефицита текстового содержания» для приемов снятия физического и психического напряжения детей, ряд учителей творчески подходят к решению данной проблемы.
Рассмотрим более детально специфику применения на уроках математики игровых комплексных упражнений творческого характера, самыми популярными из которых являются динамические паузы.
Динамическая пауза – это пауза в учебной деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности и предназначенная для предупреждения утомления и снижения работоспособности младших школьников. С развитием двигательных навыков тесно связно звукопроизношение, поэтому очень важно использовать динамические паузы со словами, стихотворениями по разной тематике и пр. Вместе с тем, динамопаузы выполняют следующие функции:
развлекательную – создают благоприятную атмосферу;
релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками нервной системы, мозга;
коммуникативную – объединяют детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию между собой;
воспитательную – формирует моральные и нравственные качества;
обучающую – дают новые знания, умения, навыки, и закрепляют их;
развивающую – развивают речь, внимание, память, мышление;
коррекционную – «исправляют» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка;
профилактическую – предупреждают появления психологических заболеваний [2].
В свою очередь, динамические паузы включают физкультминутки, микропаузы, последние из которых, по мнению ряда ученых, должны проводиться на 10-ой и 30-ой минутах урока. Их длительность – 10-20 секунд. При проведении первой микропаузы обычно используют гимнастику для глаз, речевую разминку, пальчиковую и дыхательную гимнастику, что способствует развитию мелкой моторики, артикуляции, навыков правильного дыхания, укреплению мышц глаза. Во время второй микропаузы целесообразно провести зрительную гимнастику, психологическую паузу (для нормализации эмоционального тонуса у учащихся, развития воображения), релаксацию (для снятия эмоционального напряжения у детей) [3, с.169].
Физкультминутка – кратковременная серия (1–1,5 мин.) физических упражнений, используемых для активного отдыха на уроке, которая проводится на 20–25 мин. урока и позволяет активизировать внимание учащихся, повысить способность к восприятию учебного материала, уменьшить отрицательное воздействие однообразной рабочей позы и т.д.
Грамотно подобранная физминутка, соответствующая не только предмету, но и теме урока, способствует повышению эффективности усвоения учебного материала. Например, при ознакомлении учащихся с понятиями «справа», «слева», можно рекомендовать такое упражнение:
Это – правая рука,
Это – левая рука.
Справа – шумная дубрава,
Слева – быстрая река...
Обернулись мы, и вот
Стало все наоборот:
Слева – шумная дубрава,
Справа – быстрая река...
Неужели стала правой
Моя левая рука?
Во время проведения пальчиковой гимнастики на уроках математики рекомендуется перейти от разминки пальцев и ладоней на их массаж, т.е. выбрать упражнения на растирание и на статическое напряжение, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а весёлые стихи, помогут ученикам снять моральное напряжение.
Ёжик топал по дорожке
И грибочки нёс в лукошке.
Чтоб грибочки сосчитать,
Нужно пальцы загибать. (Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой руке, потом на правой. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулаки).
Наибольшая эффективность от динамических пауз достигается тогда, когда они по форме и содержанию разнообразны. Особенно дети любят танцевальные физкультминутки или ритмические упражнения, которые выполняются под веселую музыку известных детских песен. Интерес к выполнению таких упражнений возрастает в несколько раз, если они будут представлены с помощью компьютерных средств в виде интерактивных презентаций или видеороликов, которые можно как позаимствовать в глобальной сети Интернет, так и создать самому на основе использования программного приложения Microsoft PowerPoint, графического редактора Macromedia Flash и пр. Главное в мультимедийных проектах, на наш взгляд, – красочность, музыкальность, интерактивность и, безусловно, качественные характеристики.
Младшим школьникам очень нравится подражать тому, «кто» или «что» им симпатизирует. Поэтому герои детских мультфильмов или песен весьма востребованы детской аудиторией в качестве участников виртуального танцпола, копируя которых учащиеся выполняют различные упражнения. Причем, совсем не обязательно, чтобы это были какие-то зверушки, птицы или человечки, т.е. «одушевленные существа». Так, например, знаменитая «ёлочка» из известной новогодней песенки может выполнять с учащимися комплекс развивающих упражнений с помощью умело и грамотно созданной анимированной презентации.
В настоящее время учителями активно применяются электронные зарядки для глаз. Опять же при помощи мультимедийных средств (не более 2-3 минут). Под музыкальное сопровождение необходимо глазами следить за движущимися объектами (вправо, влево, вверх, вниз, вращать в стороны).
Применение средств мультимедиа усиливает мотивацию школьников к выполнению специальных упражнений, а демонстрация через проектор (если это возможно) на большом экране позволяет вовлечь весь класс в процесс получения знаний, вместе с тем, исключая вред здоровью детей от мониторов компьютеров.
Таким образом, умелый подбор и неоднократное включение структуру урока соответствующих игровых движений, сопровождаемых речью, способствует повышению интереса учащихся к учебному материалу, оказывает на них позитивное комплексное воздействие, помогает сохранить и укрепить здоровье [4, с. 22]. Более того, знание и применение методов и приемов, которые позволяют сохранить здоровье ребенка за годы его учёбы в школе, – одна из важнейших составляющих профессиональной компетентности современного педагога.
Список цитированных источников:
Богатырёва, А.Э. Здоровьесберегающий потенциал уроков математики в начальной школе / А.Э. Богатырева // Наука – образованию, производству, экономике: материалы XV(63) Региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов. – Витебск: УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2010. – С. 414–415.
Фомина, Е.И. Применение динамических пауз в течение дня /Е.И. Фомина //[Электронный ресурс]. – Режим доступа http://festival.1september.ru/articles/538602/
Овечкина, М.В. Совершенствование динамических пауз – необходимое условие оптимизации двигательной активности учащихся /М.В. Овечкина // Школа – территория здоровья: Материалы Всероссийской научно-практической конференции ,25 декабря 2010. – М., Издательский дом Паганель, 2010. – С. 169–170.
Малюкова, И.Б. Динамическая пауза на занятиях в детском саду и на уроках в начальной школе /И. Б. Малюкова // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – №2. – С. 18–22.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы
- Психолого-педагогические аспекты обучения младших школьников
- Формирование опыта творческой деятельности младших школьников в контексте личностно ориентированного обучения
- Детская литература как средство формирования гендерных стереотипов
- К вопросу о полоролевых различиях мальчиков и девочек дошкольного возраста в экологическом образовании
- Содержание нравственного воспитания школьников
- Особенности социализации детей-сирот
- Принципы формирования культуры здоровья младших школьников и младших подростков
- Формирование экологической культуры у младших школьников
- Развитие субъектности у детей посредством совместного просмотра мультфильмов
- Пейзажная живопись и ее значение для ребенка
- Работа в школе по профилактике вовлечения в деструктивные секты
- Позитивный аспект игровых комплексных упражнений творческого характера в структуре уроков математики начальной школы
- Социальная среда детского оздоровительного лагеря как условие самореализации личности ребенка
- Роль игрушки в полоролевом воспитании дошкольников
- Использование интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников
- Особенности общения учащихся начальных классов
- 4. Психологические.
- Некоторые секреты «школьного» здоровья доктора базарного
- Детские страхи в дошкольном возрасте
- Формирование правильного чтения первоклассников на основе применения дидактических игр в период обучения грамоте
- Особенности полоролевой социализации детей в неполных семьях Гукова е.В.
- Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений
- Семья и брак в системе ценностных ориентаций старшеклассников
- Фарміраванне маўленчай культуры малодшых школьнікаў сродкамі беларускага фальклору Дзярнова а.У.
- Использование экологических сказок в формировании у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе
- К вопросу о педагогической культуре родителей
- Средствами субъективизации
- Формирование у младших школьников знаний о правилах поведения в природе
- Правядзенне нестандартных ўрокаў пры вывучэнні блока ведаў “мая радзіма – беларусь” у 4 класе
- Компьютерные технологии как средство активизации познавательной деятельности в обучении младших школьников с целью формирования и развития коммуникативной культуры
- Анализ деятельности учреждений внешкольного воспитания и обучения витебской области в 2010–2011 учебном году
- Реализация методики субъективизации на уроках литературного чтения
- Работа над скороговоркой как средство совершенствования дикционных навыков младших школьников
- Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах
- Использование интерактивных информационно-обучающих средств в формировании миропознания младших школьников
- Психолого-педагогические основы творческой деятельности
- Моделирование текстовых задач как средство математического развития младших школьников
- Умения каллиграфического письма как цель и результат обучения младших школьников письму
- Имидж современного учителя как важный фактор восприятия педагогической профессии
- Познавательно-практическая деятельность как средство умственного развития детей младшего дошкольного возраста
- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ручного ткачества
- Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике
- Олимпийское образование в образовательном пространстве младших школьников
- Уровень
- Начальная школа
- Малые фольклорные жанры как средство повышения познавательного интереса младших школьников к урокам математики
- Раскрытие экологических связей в природе при изучении курса «человек и мир»
- Педагогическая поддержка творчески одаренных детей
- Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
- Развитие коммуникативных и организаторских умений младших школьников на основе групповой деятельности в курсе «окружающий мир»
- Педагогические условия формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики
- Проблема выбора содержания и форм семейного досуга
- Как научить младших школьников читать?
- Роль детской литературы в терапии «потерь»
- Современные подходы к классификации сказок
- Детские капризы: причины, пути предупреждения и преодоления
- Виды современного родительства
- Влияние семейных факторов на агрессивное поведение детей
- История происхождения и развития детской игры
- Ребенок и экран
- Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях педагогического колледжа
- Развитие коммуникативной компетенции в процессе психосоциальной адаптации выпускников интерната в образовательной среде учреждения среднего специального образования
- Начальной школы
- Этнокультурная компетентность
- Развіццё творчых здольнасцей вучняў пачатковых класаў праз мадэліраванне казак
- Формирование гражданственности младших школьников
- Идеографическая классификация фразеологических единиц немецкого языка, используемых при изучении курса в средней школе
- К проблеме развития мелкой моторики у леворуких детей в современной школе
- Развитие математического мышления младших школьников с помощью решения нестандартных задач
- Формирование умений у младших школьников выполнять и составлять творческие задания на занятиях по труду
- Развитие исследовательских способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
- Отношения детей к окружающей среде
- Формы и методы взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению
- Влияние анимационных фильмов на проявление тревожности у младших школьников
- Психологические условия формированиЯ ценностного отношения к материнству у девушек из полной и неполной семЕй
- Воспитательный потенциал сказки в субкультуре дошкольника
- Формирование нравственных качеств у учащихся начальных классов
- Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства
- Применение занимательного материала на уроках математики в начальных классах
- Профессиональное самоопределение старших подростков как многокомпонентная система
- Затруднения старших подростков в профессиональном самоопределении
- Девиантного поведения
- Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте
- Новые подходы в методике преподавания коммуникативного курса русского языка в начальных классах
- Социальная подсистема личностных особенностей несовершеннолетних с делинквентным поведением
- Развития личности школьника
- Дидактическая игра как средство экологического образования старших дошкольников
- Поведением к здоровому образу жизни
- О значении поговорок и пословиц для осмысления подтекста басен
- Применение дидактических игр на уроках математики в начальных классах
- Специфика развития ребенка в современном информационном пространстве
- Экологические проекты в начальной школе
- Объединениях и группировках
- Стиль семейного воспитания как один из факторов девиантного поведения подростков
- Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей (по системе в.Ф. Базарного)
- Роль некоторых единиц лингвистической системы в развитии фонематического слуха младших школьников
- Смысложизненные ценности и профессиональный выбор брестских школьников
- Часть II. Теория музыки. Теория и методика
- Музыкального образования
- Воспитательный процесс в высшем учебном заведении
- (На примере поликультурного воспитания)
- Развитие интереса к музыкальной деятельности у младших школьников
- Методические аспекты концертмейстерской подготовки будущих учителей музыки
- Бесценное наследие
- Роль диалогических методов в повышении качества музыкальной подготовки младших школьников
- Развитие эвристического мышления младших школьников в процессе восприятия образного содержания музыкального произведения
- Развитие музыкальной памяти у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах
- Коллективное инструментальное исполнительство на простейших музыкальных инструментах как средство развития исполнительских умений детей младшего школьного возраста
- Использование мультимедиа при обучении музыке
- Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки в школе
- Влияние музыкально-образовательной среды на формирование личности композитора андрея эшпая
- Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки посредством информационных технологий
- Содержание
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения
- Часть II. История музыки. Теория и методика музыкального образования
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.