logo
Конференция_Мир Детства 1

Позитивный аспект игровых комплексных упражнений творческого характера в структуре уроков математики начальной школы

Богатырева Я.В., учащаяся 3 курса

(г. Орша, Оршанский колледж УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Богатырева А.Э., магистр педагогики

В практикоориентированной подготовке будущих учителей в области методики начального обучения математике уделяется немаловажное значение вопросам организации учебного процесса в соответствии с принципами здоровьесберегающей педагогики, главным из которых является принцип ненанесения вреда.

Поскольку в начальной школе урокам математики в расписании учебных занятий отведено одно из центральных мест (18–20%), то, несомненно, на этих уроках учитель имеет немалые возможности для выработки у младших школьников сильной и осознанной мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья.

В ходе подготовки и проведения пробных уроков, преддипломной педагогической практики авторским коллективом учащихся и преподавателей разработана и введена в действие система мероприятий по формированию осознанной мотивации к ЗОЖ, сохранению и укреплению здоровья детей, которая включает:

Особого внимания требует проблема предупреждения вредного воздействия на здоровье учащихся факторов, непосредственно связанных с проведением урока (ограниченное пространство, напряжение органов зрения, нарушение кровоснабжения, недостаток двигательной активности и т.д.). Её решение предполагает применение специальных упражнений, приемов снятия физического и психического напряжения, физических и динамических пауз достаточно широко предлагаемых отечественной периодикой. Вместе с тем, все эти упражнения должны проводиться в комплексе и иметь игровую направленность, поскольку в младшем школьном возрасте игровая деятельность является преобладающей.

В результате опроса 45 учителей начальной школы, среди которых большинство выпускников Оршанского колледжа УО «ВГУ им. П.М. Машерова», было выявлено:

Рассмотрим более детально специфику применения на уроках математики игровых комплексных упражнений творческого характера, самыми популярными из которых являются динамические паузы.

Динамическая пауза – это пауза в учебной деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности и предназначенная для предупреждения утомления и снижения работоспособности младших школьников. С развитием двигательных навыков тесно связно звукопроизношение, поэтому очень важно использовать динамические паузы со словами, стихотворениями по разной тематике и пр. Вместе с тем, динамопаузы выполняют следующие функции:

В свою очередь, динамические паузы включают физкультминутки, микропаузы, последние из которых, по мнению ряда ученых, должны проводиться на 10-ой и 30-ой минутах урока. Их длительность – 10-20 секунд. При проведении первой микропаузы обычно используют гимнастику для глаз, речевую разминку, пальчиковую и дыхательную гимнастику, что способствует развитию мелкой моторики, артикуляции, навыков правильного дыхания, укреплению мышц глаза. Во время второй микропаузы целесообразно провести зрительную гимнастику, психологическую паузу (для нормализации эмоционального тонуса у учащихся, развития воображения), релаксацию (для снятия эмоционального напряжения у детей) [3, с.169].

Физкультминутка – кратковременная серия (1–1,5 мин.) физических упражнений, используемых для активного отдыха на уроке, которая проводится на 20–25 мин. урока и позволяет активизировать внимание учащихся, повысить способность к восприятию учебного материала, уменьшить отрицательное воздействие однообразной рабочей позы и т.д.

Грамотно подобранная физминутка, соответствующая не только предмету, но и теме урока, способствует повышению эффективности усвоения учебного материала. Например, при ознакомлении учащихся с понятиями «справа», «слева», можно рекомендовать такое упражнение:

Это – правая рука,

Это – левая рука.

Справа – шумная дубрава,

Слева – быстрая река...

Обернулись мы, и вот

Стало все наоборот:

Слева – шумная дубрава,

Справа – быстрая река...

Неужели стала правой

Моя левая рука?

Во время проведения пальчиковой гимнастики на уроках математики рекомендуется перейти от разминки пальцев и ладоней на их массаж, т.е. выбрать упражнения на растирание и на статическое напряжение, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а весёлые стихи, помогут ученикам снять моральное напряжение.

Ёжик топал по дорожке

И грибочки нёс в лукошке.

Чтоб грибочки сосчитать,

Нужно пальцы загибать. (Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой руке, потом на правой. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулаки).

Наибольшая эффективность от динамических пауз достигается тогда, когда они по форме и содержанию разнообразны. Особенно дети любят танцевальные физкультминутки или ритмические упражнения, которые выполняются под веселую музыку известных детских песен. Интерес к выполнению таких упражнений возрастает в несколько раз, если они будут представлены с помощью компьютерных средств в виде интерактивных презентаций или видеороликов, которые можно как позаимствовать в глобальной сети Интернет, так и создать самому на основе использования программного приложения Microsoft PowerPoint, графического редактора Macromedia Flash и пр. Главное в мультимедийных проектах, на наш взгляд, – красочность, музыкальность, интерактивность и, безусловно, качественные характеристики.

Младшим школьникам очень нравится подражать тому, «кто» или «что» им симпатизирует. Поэтому герои детских мультфильмов или песен весьма востребованы детской аудиторией в качестве участников виртуального танцпола, копируя которых учащиеся выполняют различные упражнения. Причем, совсем не обязательно, чтобы это были какие-то зверушки, птицы или человечки, т.е. «одушевленные существа». Так, например, знаменитая «ёлочка» из известной новогодней песенки может выполнять с учащимися комплекс развивающих упражнений с помощью умело и грамотно созданной анимированной презентации.

В настоящее время учителями активно применяются электронные зарядки для глаз. Опять же при помощи мультимедийных средств (не более 2-3 минут). Под музыкальное сопровождение необходимо глазами следить за движущимися объектами (вправо, влево, вверх, вниз, вращать в стороны).

Применение средств мультимедиа усиливает мотивацию школьников к выполнению специальных упражнений, а демонстрация через проектор (если это возможно) на большом экране позволяет вовлечь весь класс в процесс получения знаний, вместе с тем, исключая вред здоровью детей от мониторов компьютеров.

Таким образом, умелый подбор и неоднократное включение структуру урока соответствующих игровых движений, сопровождаемых речью, способствует повышению интереса учащихся к учебному материалу, оказывает на них позитивное комплексное воздействие, помогает сохранить и укрепить здоровье [4, с. 22]. Более того, знание и применение методов и приемов, которые позволяют сохранить здоровье ребенка за годы его учёбы в школе, – одна из важнейших составляющих профессиональной компетентности современного педагога.

Список цитированных источников:

  1. Богатырёва, А.Э. Здоровьесберегающий потенциал уроков математики в начальной школе / А.Э. Богатырева // Наука – образованию, производству, экономике: материалы XV(63) Региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов. – Витебск: УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2010. – С. 414–415.

  2. Фомина, Е.И. Применение динамических пауз в течение дня /Е.И. Фомина //[Электронный ресурс]. – Режим доступа http://festival.1september.ru/articles/538602/

  3. Овечкина, М.В. Совершенствование динамических пауз – необходимое условие оптимизации двигательной активности учащихся /М.В. Овечкина // Школа – территория здоровья: Материалы Всероссийской научно-практической конференции ,25 декабря 2010. – М., Издательский дом Паганель, 2010. – С. 169–170.

  4. Малюкова, И.Б. Динамическая пауза на занятиях в детском саду и на уроках в начальной школе /И. Б. Малюкова // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – №2. – С. 18–22.