Принципы формирования культуры здоровья младших школьников и младших подростков
Башкова Л.Н., магистр
(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)
Научный руководитель – Кунцевич З.С., доктор педагогических наук
Основой организации любого учебно-воспитательного процесса являются его принципы. Принципы формирования основ культуры здоровья школьников в начальной и средней школе выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общедидактические и специфические принципы.
Общедидактические принципы выступают как основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы формирования культуры здоровья учащихся в учебно-воспитательном процессе начальной и средней школе. К ним относятся следующие принципы.
Принцип научности и связи теории с практикой, который предписывает, чтобы все изучаемые знания по сохранению и укреплению здоровья давались в современной, доступной трактовке, а также предметом изучения были бы не только история здравоохранения и современные теории, но и прогнозы о возможных путях и условиях достижения баланса между человеком и его здоровьем. При этом, чтобы теория сохранения здоровья не осталась абстрактной, необходимо опираться на уже накопленный учащимися опыт собственной деятельности в данном направлении. Изучив некоторые теоретические положения, необходимо дать им выход в практику, вырабатывая у школьников умения и навыки применения полученных здоровьесохранных знаний в жизнедеятельности. Формами связи теории с практикой в начальной школе являются ссылки на факты, события, упражнения, экскурсии, обсуждения проблем, связанных со здоровьем. В средней школе, расширяя вышеназванные формы, также целесообразно применять практические и творческие работы, обсуждать возможные варианты решения проблем сохранения и укрепления здоровья.
Принцип сознательности и активности нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к вопросам сохранения и укрепления здоровья и предполагает высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества учащихся в вопросах сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья окружающих. В начальной школе повышению сознательности и активности способствует применение учителем специальных методических приемов, направленных на формирование культуры здоровья младших школьников: возбуждение интереса через выявление дефицита информации, эмоциональная окрашенность, игровая имитация, сопереживание и т.д. В средней школе, постепенно осознавая воздействие собственной здоровьесохранной деятельности на организм, младшие подростки через разрешение проблемных ситуаций учатся самостоятельно и творчески решать задачи сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья окружающих.
Принцип наглядности обязывает строить процесс формирования культуры здоровья школьников с максимальным использованием форм привлечения органов чувств учащихся. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе. В начальной школе важно использование в процессе формирования культуры здоровья младших школьников таких видов наглядности, как естественная наглядность (натуральные предметы и объекты), изобразительная наглядность (рисунки, фотографии и др.), реальные модели. В средней школе, когда происходит переход к абстрактным понятиям, необходимой является абстрактно-символическая наглядность: схемы, таблицы, графики, символы. Такая наглядность помогает младшим подросткам постигнуть сущность здоровья и динамику его развития.
Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений и навыков, направленных на сохранение и укрепление здоровья, на основе которых формируется целостная научная картина мира. Современный учебно-воспитательный процесс построен таким образом, что ученик должен, во-первых, овладеть изучаемой теорией как системой, а во-вторых, из отдельных теорий и других элементов знания, опыта традиций он должен составить сначала частичную, а затем и полную картину мира. Формируя культуру здоровья учащихся, решение этих задач возможно только используя интеграцию знаний учебной дисциплины и знаний по сохранению и укреплению здоровья. Приемами, позволяющими повысить системность и последовательность знаний учащихся по сохранению и укреплению здоровья, являются следующие: в начальной школе - выделение главного, основной идеи, ведущих положений, существенных связей в процессе сохранения и укрепления здоровья; в средней школе – структуризация и синхронизация вопросов здоровья, выражаемые в виде схем и таблиц, а также компактная целостная подача темы или крупного «блока» учебного материала со здоровьесохранным содержанием.
Принцип доступности требует меры трудности в вопросах сохранения и укрепления здоровья, преодолеваемой с помощью педагога в процессе рационально организованной деятельности в «зоне ближайшего развития» ученика.
Принцип прочности требует не бессмысленного заучивания правил и норм сохранения здоровья, а запоминания учащимися исходных положений, ведущих идей, логику действий, направленных на сохранение и укрепление здоровья.
Эффективность реализации преемственности в формировании культуры здоровья учащихся в учебно-воспитательном процессе начальной и средней школы возрастает не только при наполнении общедидактических принципов здоровьесохранным содержанием, но и при использовании ряда специфических принципов, выражающих специфические закономерности реализации преемственности в формировании культуры здоровья в начальной и средней школе. К ним относятся следующие принципы:
- принцип комплексности, который обеспечивает целостность организации учебно-воспитательного процесса в начальной и средней школе и проявляется в содержательном и процессуальном аспектах реализации преемственности в формировании основ культуры здоровья учащихся в начальной и средней школе;
- принцип интегративности, обеспечивающий активное использование знаний по сохранению и укреплению здоровья в курсах естественно-научных, гуманитарных и искусствоведческих дисциплин начальной и средней школы, и предполагающий синтез и развитие знаний младших школьников и младших подростков по учебной дисциплине одновременно с расширением знаний о сохранении и укреплении здоровья;
- принцип единства здоровьесохранных знаний, умений, навыков и здоровьетворческого поведения учащихся, предполагающий одновременно с убеждением школьников в истинности и жизненной силе получаемых знаний, приобретение ими умений и навыков сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья окружающих.
Таким образом, организация учебно-воспитательного на основе вышеназванных принципов позволит без ущерба для здоровья осуществлять переход учащихся из начальной школы в среднюю, и будет способствовать формированию у них потребности в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья окружающих.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы
- Психолого-педагогические аспекты обучения младших школьников
- Формирование опыта творческой деятельности младших школьников в контексте личностно ориентированного обучения
- Детская литература как средство формирования гендерных стереотипов
- К вопросу о полоролевых различиях мальчиков и девочек дошкольного возраста в экологическом образовании
- Содержание нравственного воспитания школьников
- Особенности социализации детей-сирот
- Принципы формирования культуры здоровья младших школьников и младших подростков
- Формирование экологической культуры у младших школьников
- Развитие субъектности у детей посредством совместного просмотра мультфильмов
- Пейзажная живопись и ее значение для ребенка
- Работа в школе по профилактике вовлечения в деструктивные секты
- Позитивный аспект игровых комплексных упражнений творческого характера в структуре уроков математики начальной школы
- Социальная среда детского оздоровительного лагеря как условие самореализации личности ребенка
- Роль игрушки в полоролевом воспитании дошкольников
- Использование интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников
- Особенности общения учащихся начальных классов
- 4. Психологические.
- Некоторые секреты «школьного» здоровья доктора базарного
- Детские страхи в дошкольном возрасте
- Формирование правильного чтения первоклассников на основе применения дидактических игр в период обучения грамоте
- Особенности полоролевой социализации детей в неполных семьях Гукова е.В.
- Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений
- Семья и брак в системе ценностных ориентаций старшеклассников
- Фарміраванне маўленчай культуры малодшых школьнікаў сродкамі беларускага фальклору Дзярнова а.У.
- Использование экологических сказок в формировании у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе
- К вопросу о педагогической культуре родителей
- Средствами субъективизации
- Формирование у младших школьников знаний о правилах поведения в природе
- Правядзенне нестандартных ўрокаў пры вывучэнні блока ведаў “мая радзіма – беларусь” у 4 класе
- Компьютерные технологии как средство активизации познавательной деятельности в обучении младших школьников с целью формирования и развития коммуникативной культуры
- Анализ деятельности учреждений внешкольного воспитания и обучения витебской области в 2010–2011 учебном году
- Реализация методики субъективизации на уроках литературного чтения
- Работа над скороговоркой как средство совершенствования дикционных навыков младших школьников
- Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах
- Использование интерактивных информационно-обучающих средств в формировании миропознания младших школьников
- Психолого-педагогические основы творческой деятельности
- Моделирование текстовых задач как средство математического развития младших школьников
- Умения каллиграфического письма как цель и результат обучения младших школьников письму
- Имидж современного учителя как важный фактор восприятия педагогической профессии
- Познавательно-практическая деятельность как средство умственного развития детей младшего дошкольного возраста
- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ручного ткачества
- Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике
- Олимпийское образование в образовательном пространстве младших школьников
- Уровень
- Начальная школа
- Малые фольклорные жанры как средство повышения познавательного интереса младших школьников к урокам математики
- Раскрытие экологических связей в природе при изучении курса «человек и мир»
- Педагогическая поддержка творчески одаренных детей
- Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
- Развитие коммуникативных и организаторских умений младших школьников на основе групповой деятельности в курсе «окружающий мир»
- Педагогические условия формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики
- Проблема выбора содержания и форм семейного досуга
- Как научить младших школьников читать?
- Роль детской литературы в терапии «потерь»
- Современные подходы к классификации сказок
- Детские капризы: причины, пути предупреждения и преодоления
- Виды современного родительства
- Влияние семейных факторов на агрессивное поведение детей
- История происхождения и развития детской игры
- Ребенок и экран
- Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях педагогического колледжа
- Развитие коммуникативной компетенции в процессе психосоциальной адаптации выпускников интерната в образовательной среде учреждения среднего специального образования
- Начальной школы
- Этнокультурная компетентность
- Развіццё творчых здольнасцей вучняў пачатковых класаў праз мадэліраванне казак
- Формирование гражданственности младших школьников
- Идеографическая классификация фразеологических единиц немецкого языка, используемых при изучении курса в средней школе
- К проблеме развития мелкой моторики у леворуких детей в современной школе
- Развитие математического мышления младших школьников с помощью решения нестандартных задач
- Формирование умений у младших школьников выполнять и составлять творческие задания на занятиях по труду
- Развитие исследовательских способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
- Отношения детей к окружающей среде
- Формы и методы взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению
- Влияние анимационных фильмов на проявление тревожности у младших школьников
- Психологические условия формированиЯ ценностного отношения к материнству у девушек из полной и неполной семЕй
- Воспитательный потенциал сказки в субкультуре дошкольника
- Формирование нравственных качеств у учащихся начальных классов
- Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства
- Применение занимательного материала на уроках математики в начальных классах
- Профессиональное самоопределение старших подростков как многокомпонентная система
- Затруднения старших подростков в профессиональном самоопределении
- Девиантного поведения
- Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте
- Новые подходы в методике преподавания коммуникативного курса русского языка в начальных классах
- Социальная подсистема личностных особенностей несовершеннолетних с делинквентным поведением
- Развития личности школьника
- Дидактическая игра как средство экологического образования старших дошкольников
- Поведением к здоровому образу жизни
- О значении поговорок и пословиц для осмысления подтекста басен
- Применение дидактических игр на уроках математики в начальных классах
- Специфика развития ребенка в современном информационном пространстве
- Экологические проекты в начальной школе
- Объединениях и группировках
- Стиль семейного воспитания как один из факторов девиантного поведения подростков
- Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей (по системе в.Ф. Базарного)
- Роль некоторых единиц лингвистической системы в развитии фонематического слуха младших школьников
- Смысложизненные ценности и профессиональный выбор брестских школьников
- Часть II. Теория музыки. Теория и методика
- Музыкального образования
- Воспитательный процесс в высшем учебном заведении
- (На примере поликультурного воспитания)
- Развитие интереса к музыкальной деятельности у младших школьников
- Методические аспекты концертмейстерской подготовки будущих учителей музыки
- Бесценное наследие
- Роль диалогических методов в повышении качества музыкальной подготовки младших школьников
- Развитие эвристического мышления младших школьников в процессе восприятия образного содержания музыкального произведения
- Развитие музыкальной памяти у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах
- Коллективное инструментальное исполнительство на простейших музыкальных инструментах как средство развития исполнительских умений детей младшего школьного возраста
- Использование мультимедиа при обучении музыке
- Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки в школе
- Влияние музыкально-образовательной среды на формирование личности композитора андрея эшпая
- Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки посредством информационных технологий
- Содержание
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения
- Часть II. История музыки. Теория и методика музыкального образования
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.