Роль игрушки в полоролевом воспитании дошкольников
Болтач Е.В., студентка 2 курса
(г. Гродно, УО «ГрГУ им. Я. Купалы»)
Научный руководитель – Тарантей Л.М., кандидат педагогических наук, доцент
Родители и педагоги в процессе воспитательного воздействия на ребёнка редко задумываются над тем, что изначально ребёнок рождается представителем определённого пола, и, к сожалению, недостаточно учитывают гендерные различия детей в воспитании своих сыновей и дочерей.
Таким образом, изучение проблемы полоролевого воспитания достаточно актуально.
Необходимость решения данной проблемы подчёркивают многие учёные (О.А. Воронина, М. Гариен, Д. Еремеева, И.С. Кон, Д.В. Колесов, Л.В. Попова, Т.А. Репина, Л.Л. Рыбцова, А.Г. Хрипкова, Т.П. Хризман, Л.В. Штылёва и многие другие).
Существуют различные мнения о сущности полоролевого воспитания. Однако неоспорим тот факт, что необходим дифференцированный подход к становлению личности детей разного пола в соответствии с их психологическими особенностями, будущими социальными ролями и функциями в семье и обществе.
Традиционно игрушки и игры помогали девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивали умение общаться и навыки сотрудничества. Игрушки и игры мальчиков побуждали их к изобретательству, преобразованию окружающего мира, помогали развить навыки, которые позже лягут в основу пространственных и интеллектуальных способностей, поощряли независимое, соревновательное и лидерское поведение. Поэтому с целью решения проблемы полоролевого воспитания дошкольников мы обратились к игре как основному виду деятельности и средству воспитания детей дошкольного возраста и к игрушке как основному атрибуту игры. Очевидно, что отдельно взятая игрушка не может оказать достаточное влияние на формирование личности ребёнка. Кроме того, ребёнок по своей природе предпочитает разнообразие игр и игрушек и ежедневно имеет дело не с отдельной игрушкой, а с предметно-игровой средой, то есть системой материальных объектов.
Мы предположили, что рационально организованная предметно-игровая среда, ориентированная на пол ребёнка будет способствовать решению задач полоролевого воспитания дошкольников.
Исследование проводилось в группе детей 4–5 лет, в которой уже на протяжении года велась работа по полоролевому воспитанию. Однако в силу возраста детей эта работа ограничивалась формированием представлений о явных половых различиях во внешности и поведении людей разного пола. Целью педагогов на данном этапе работы была сформированность у детей представлений о половых различиях мальчиков и девочек (как внешних, так и поведенческих), а также осознание каждым ребёнком собственной половой принадлежности.
На констатирующем этапе эксперимента мы провели опрос детей с целью изучения гендерных установок и степени сформированности у дошкольников представлений о половых ролях в форме полустандартизированного интервью, разработанного В.Е. Каганом [1, с. 405]. Опрос проводился индивидуально.
В результате проведённого опроса мы выяснили, что у всех детей сформированы представления о половых ролях. Все дети безошибочно называют свой пол и определяют свои будущие социальные роли, ориентируются в гендерных различиях. Так же все дети имеют представление о неизменности половой принадлежности.
После выяснения степени сформированности у детей гендерных установок мы решили в процессе наблюдения выяснить, каким образом эти установки отражаются в их игровой деятельности. Больше всего нас интересовало то, какие ресурсы предметно-игровой среды предпочитают мальчики, а какие девочки, а также взаимоотношения детей разного пола в игре. С самого начала наблюдения за играми детей мы обратили внимание на интерес детей разного пола к разным видам игр. Мы увидели, что девочки с удовольствием играют в настольно-печатные и дидактические игры, охотно участвуют в подвижных играх по правилам. Для девочек в этих играх важна стабильность. Они знают игровые действия, правила, чётко понимают поставленную задачу и предвидят результат. Мальчики охотнее играют со строительным и природным материалом: песком, водой. Здесь для них важно само действие. В подвижных играх мальчикам интересен и важен результат. В сюжетно-отобразительных и сюжетно-ролевых играх мальчики, как правило, играют второстепенные роли (например, «папа на работе») или переводят сюжетно-ролевую игру в подвижную игру (папа превратился в Бэтмена, спасающего мир и «летающего» по группе).
В совместных играх конфликты наблюдались чаще между детьми одного пола. Участвуя в играх детей, мы увидели ещё и то, что для девочек воспитатель – эмоциональный центр жизни их в группе, и в игре они могут позволить «опуститься» взрослому на их уровень, предлагают ему роль ведомого, младшего. Для мальчика взрослый – партнёр, в игре он, наоборот, старается подняться до уровня взрослого, на равных играя в футбол или собирая какую-либо модель из конструктора.
И наконец, в процессе наблюдения за играми детей мы увидели, что набор игрушек у мальчиков и девочек различается. Кроме того, одну и ту же игрушку девочки и мальчики используют по-разному. В связи с этим различием нас заинтересовало, каким образом детьми разного пола будут использовать в игре один и тот же предмет-заместитель без ярко выраженных функций. С этой целью мы провели эксперимент. Мы предложили мальчику и девочке для игры ореховые скорлупки. Ореховая скорлупка в руках у девочки превратилась в колыбельку для маленькой куколки, у мальчика в лодку. При этом у мальчика практически мгновенно возникли идеи по «переоборудованию», «достраиванию» скорлупки.
Проанализировав наблюдаемые факты, мы пришли к выводу, что девочки выбирают игрушки и игры, дающие им возможность практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивают умение общаться и навыки сотрудничества. Мальчикам же интересны игры и игрушки, побуждающие к изобретательству, преобразованию окружающего мира. Неоспоримый факт, что большинство игрушек конкретно предназначены либо для мальчиков, либо для девочек. И мы увидели, что дети предпочитают игры и игрушки типичные для своего пола. Но является ли это предпочтение «естественным» или создается социальным окружением? По этому поводу существует несколько гипотез. Одна из них предполагает, что мальчики и девочки изначально обладают различной врожденной предрасположенностью, благодаря чему и начинают со временем отдавать предпочтения различным игрушкам. Но, к сожалению, мы не можем исключить возможности, что к тому моменту, когда ребенок начинает отдавать предпочтения игрушкам типичным для его пола, дифференциальная социализация в какой-то мере уже произошла.
Таким образом, вне зависимости от причин формирования игровых предпочтений детей очевидно, что эти предпочтения, являясь следствием гендерных различий мальчиков и девочек, являются и источником дальнейшей полоролевой дифференциации.
Основываясь на данных о различии психофизиологического развития мальчиков и девочек и фактах, полученных в процессе наблюдения за играми детей, мы сформулировали задачи полоролевого воспитания, реализация которых, по нашему мнению, возможна в игре, при помощи игрушек. Задачи дифференцируются по полу воспитанников. Так, для мальчиков задачи представлены следующим образом:
Коррекция познавательной сферы посредством развития вербального интеллекта.
Коррекция мотивационной сферы посредством ориентирования на процесс достижения результата, а не только на сам результат.
Коррекция сферы поведения путём снижения агрессивности, развития эмпатии, желания оказывать помощь другим детям, уступчивости.
Для девочек определены такие задачи, как:
Коррекция познавательной сферы, а именно – развитие пространственной ориентации (плоскостной и объёмной).
Коррекция мотивационной сферы с помощью игр, которые учат не бояться поражения, стимулируя активность детей.
Коррекция сферы поведения с помощью игр, которые имеют несколько вариантов развития сюжета
Ряд задач носит общий характер:
Углублять представления детей о содержании социальных ролей мужчины и женщины.
Формировать адекватную полу модель поведения.
Способствовать формированию дружеских взаимоотношений между детьми.
С целью реализации поставленных задач мы предлагали детям игры, направленые на компенсацию слабых и развитие сильных сторон игровой деятельности мальчиков и девочек.
Для коррекции познавательной сферы девочкам были предложены пазлы, мозаики, кубики (для развития пространственной ориентации); мальчикам – речевые настольные игры, игры-шнуровки (для развития вербального интеллекта.
Для коррекции мотивационной сферы: девочкам – игры с непрогнозируемым заранее результатом (настольно-печатные игры, лото, домино; спортивные игры – кегли, кольцеброс); мальчикам – игры, где можно предвидеть результат, но чтобы достичь его, необходима не скорость, а качество выполнения (пазлы, конструкторы LEGO).
Для коррекции сферы поведения мальчикам предлагались сюжетно-ролевые игры с главными ролями и соответствующие игровые атрибуты; девочкам – групповые подвижные игры, где каждая из участниц по очереди выполняла роль водящего.
Для всех детей с целью углубления представлений детей о содержании социальных ролей мужчины и женщины в свободное пользование детям предлагались настольно-печатные игры «Семья», «Всё профессии нужны, все профессии важны» и др. Для формирования адекватной полу модели поведения в сюжетно-ролевых играх мы использовали косвенный метод руководства сюжетно-ролевой игрой посредством внесения в игру дополнительных игрушек-атрибутов. Это позволяло направлять сюжет игры в нужном направлении и стимулировать адекватное полу поведение детей в играх.
С целью формирования дружеских взаимоотношений между детьми мы внесли в предметно-игровую среду игрушки, орентированные на совместные игры детей, требующие взаимодействия, общения, взаимопощи для достижения результата (мяч, объёмный конструктор), на прогулке предлагали детям покататься на качелях наперевес, покатать друг друга на обычных качелях.
Все игрушки мы разместили таким образом, чтобы ребёнок свободно мог воспользоваться тем или иным игровым оборудованием. Но в то же время мы ненавязчиво влияли на выбор игрушек детьми советом, предложением и т.п.
Помимо игрушек необходимых для реализации поставленных задач мы разнообразили содержание предметно-игровой среды игрушками типичными только для мальчиков и только для девочек. Так как мы предположили, что эти игрушки будут способствовать дальнейшей полоролевой дифференциации детей.
Таким образом, мы создали предметно-игровую среду, которая, по нашему мнению, должна способствовать реализации поставленных задач полоролевого воспитания. Завершив формирующий этап эксперимента мы стали наблюдать за самостоятельной игровой деятельностью детей с целью изучения результатов изменений в предметно-игровой среде.
У мальчиков мы наблюдали повышение коммуникативности. Мальчики стали чаще и содержательнее общаться в различных игровых ситуациях. Большой интерес стали вызывать у мальчиков режиссёрские игры, требующие озвучивания ролей, а также появился интерес к игрушкам кукольного театра. Всё это свидетельствует о развитии вербального интеллекта.
Мальчики стали более усидчивыми. С удовольствием стали играть с игрушками требующими длительной кропотливой деятельности (пазлы, мелкий конструктор, мозаики). Причём мальчики перестали нервничать в случаях, когда долго не достигали нужного результата. Стали более рассудительными. В подвижных играх мальчики стали сами следить за выполнением правил игры. Им стала важна не только победа, но и сам ход игры. У них появился интерес к самому процессу деятельности, а не только результату, что свидетельствует о коррекции мотивационной сферы.
Кроме того, реже стали возникать конфликты между мальчиками. Они стали с удовольствием играть в сюжетно-ролевые игры. Перестали брать на себя пассивные роли (такие как “папа на работе”, “папа смотрит телевизор”) и переводить игру в подвижную. Стали проявлять заботу по отношению к “жене” и “детям”. Снижение агрессии и развитие эмпатии, доброжелательности стало проявляться и в повседневных делах группы. С мальчиками стало легче договорится, они стали уступчивее. Таким образом, мы наблюдали положительные изменения в сфере поведения мальчиков группы.
Положительные изменения произошли и в поведении девочек. В процессе наблюдения мы обнаружили, что девочки стали легче справляться с заданиями, требующими ориентации в пространстве – плоскостной и объёмной. В игровой деятельности девочки стали смелее и активнее. Особенно ярко это стало проявляться в подвижных играх и в распределении ролей в сюжетно-ролевых играх. Поведение девочек стало более разнообразным. Они перестали пугаться, когда события начинали развиваться по незапланированному, незнакомому для них сюжету. Все эти изменения свидетельствуют о коррекции познавательной, мотивационной сфер и сферы поведения у девочек.
Степень сформированности представлений детей о содержании социальных ролей мужчины и женщины мы оценили, наблюдая за сюжетно-ролевыми играми детей. На наши предложения взять на себя роль несвойственную полу дети отвечали резким отказом. Девочки не согласились играть в столяров, а игрушечные молоток, пилу и отвёртку использовали в качестве предметов, замещающих кухонную утварь. Мальчики же отказались поиграть в ателье и “пошить” куклам наряды. Таким образом, у детей расширились представления о содержании социальных ролей мужчины и женщины.
В играх и повседневной жизни детей мы увидели, что мальчики стали чаще помогать девочкам, заботится о них, часто даже запрещать им выполнять тяжёлую работу (задвинуть скамейки, перенести стульчик или тяжёлый ящик с конструктором). При этом мальчики стали гордится своим отношением к девочкам. Интересно то, что некоторые мальчики стали сами спрашивать у нас, не дожидаясь просьб и поручений, какая для них есть мужская работа. Удивило ещё и то, что мальчики стали сами замечать неисправности сантехники, поломку мебели и даже пробовать починить неисправное. Естественно, что в силу возраста детей поломки только усугублялись, но мы реагировали на действия детей одобрением. Девочки стали с удовольствием украшать группу, следить за аккуратностью и чистотой кукольной одежды, скатертей, салфеток, сами стали предлагать свою помощь в сервировке столов. Для них стало важно создание уюта в окружающем пространстве. Важно и то, что возникла потребность создания не только уюта и красоты в интерьере, но и психологического комфорта. Девочки стали часто выступать в роли миротворцев: жалеть обиженных, успокаивать сердитых и т.п. Заметим, что количество конфликтов между детьми значительно уменьшилось. Все изменения в поведении мальчиков и девочек говорят о формировании адекватной полу модели поведения и дружеских взаимоотношений между детьми.
Таким образом, за период эксперимента под влиянием формирующих воздействий произошли положительные сдвиги в расширении представлений детей о качествах мужественности и женственности, а также корекция познавательной, мотивационной и поведенческой сфер у мальчиков и девочек. Так положительные изменения в познавательной сфере мы наблюдали у 75 % мальчиков и 90,9 % девочек. В мотивационной сфере в различной степени проявились изменения у 100 % мальчиков и 81,8 % девочек. Коррекция поведения произошла у 87,5 % мальчиков и 90,9 % девочек. У всех детей расширились представления о содержании социальных ролей мужчины и женщины. И у мальчиков, и у девочек продолжилось формирование адекватной полу модели поведения. 94,7 % детей стали дружелюбнее по отношению к сверстникам как своего пола, так и противоположного.
То есть изменения предметно-игровой среды способствовали реализации сформулированных нами задач.
Таким образом, мы пришли к следующим выводам:
При рационально организованной работе по полоролевому воспитанию детей в соответствии с их возрастными особенностями наблюдается достачная сформированность представлений детей о половых ролях. И мальчики, и девочки правильно называют свой пол и определяют свои будущие социальные роли, ориентируются в гендерных различиях. Так же все дети имеют представление о неизменности половой принадлежности.
Мальчики и девочки предпочитают различные ресурсы предметно-игровой среды, а одни и те же ресурсы используют по-разному. Различия в предпочтениях девочек и мальчиков являются как следствием гендерных различий детей, так и источником дальнейшей полоролевой дифференциации.
Поведение, идентичное полу, правильные представления о половых ролях и дружелюбные взаимоотношения детей разного пола можно сформировать, используя предметно-игровую среду, ориентированную на пол ребёнка. Предметно-игровая среда должна быть организована таким образом, чтобы её воздействие на воспитанников не противоречило основным принципам полоролевого воспитания, его целям, задачам и содержанию.
Список цитированных источников:
Бендас, Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие / Т.В. Бендас. — СПб.: Питер, 2006. – 431 с.
Жолнерович, Н., Калиновская, М. Игрушка: её место и роль в воспитании ребёнка / Н. Жолнерович, М. Калиновская // Пралеска – 2007. – № 12. – С. 6 – 9.
Кудрявцева, Е., Ледовски, Н. О нравственном воспитании детей разного пола в группе сверстников / Е. Кудрявцева, Н. Ледовски // Дошкольное воспитание – 2003. – № 9. – С. 21 – 28.
Организация работы по полоролевому воспитанию детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / [сост.: И.И. Зайцева, О.М. Гончарова]; под ред. Е.А. Зайченко. – 2-е изд. – Мозырь: Белый Ветер. – 2007. – 66 с.
Павлова, Л. Какие игрушки предпочитают малыши / Л. Павлова // Дошкольное воспитание – 1997. – № 12. – С. 86 – 89.
Еремеева, В.Д. Мальчики и девочки – два разных мира / В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман. – С-Пб: Тускарора. – 1998. – 178 с.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы
- Психолого-педагогические аспекты обучения младших школьников
- Формирование опыта творческой деятельности младших школьников в контексте личностно ориентированного обучения
- Детская литература как средство формирования гендерных стереотипов
- К вопросу о полоролевых различиях мальчиков и девочек дошкольного возраста в экологическом образовании
- Содержание нравственного воспитания школьников
- Особенности социализации детей-сирот
- Принципы формирования культуры здоровья младших школьников и младших подростков
- Формирование экологической культуры у младших школьников
- Развитие субъектности у детей посредством совместного просмотра мультфильмов
- Пейзажная живопись и ее значение для ребенка
- Работа в школе по профилактике вовлечения в деструктивные секты
- Позитивный аспект игровых комплексных упражнений творческого характера в структуре уроков математики начальной школы
- Социальная среда детского оздоровительного лагеря как условие самореализации личности ребенка
- Роль игрушки в полоролевом воспитании дошкольников
- Использование интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников
- Особенности общения учащихся начальных классов
- 4. Психологические.
- Некоторые секреты «школьного» здоровья доктора базарного
- Детские страхи в дошкольном возрасте
- Формирование правильного чтения первоклассников на основе применения дидактических игр в период обучения грамоте
- Особенности полоролевой социализации детей в неполных семьях Гукова е.В.
- Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений
- Семья и брак в системе ценностных ориентаций старшеклассников
- Фарміраванне маўленчай культуры малодшых школьнікаў сродкамі беларускага фальклору Дзярнова а.У.
- Использование экологических сказок в формировании у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе
- К вопросу о педагогической культуре родителей
- Средствами субъективизации
- Формирование у младших школьников знаний о правилах поведения в природе
- Правядзенне нестандартных ўрокаў пры вывучэнні блока ведаў “мая радзіма – беларусь” у 4 класе
- Компьютерные технологии как средство активизации познавательной деятельности в обучении младших школьников с целью формирования и развития коммуникативной культуры
- Анализ деятельности учреждений внешкольного воспитания и обучения витебской области в 2010–2011 учебном году
- Реализация методики субъективизации на уроках литературного чтения
- Работа над скороговоркой как средство совершенствования дикционных навыков младших школьников
- Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах
- Использование интерактивных информационно-обучающих средств в формировании миропознания младших школьников
- Психолого-педагогические основы творческой деятельности
- Моделирование текстовых задач как средство математического развития младших школьников
- Умения каллиграфического письма как цель и результат обучения младших школьников письму
- Имидж современного учителя как важный фактор восприятия педагогической профессии
- Познавательно-практическая деятельность как средство умственного развития детей младшего дошкольного возраста
- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ручного ткачества
- Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике
- Олимпийское образование в образовательном пространстве младших школьников
- Уровень
- Начальная школа
- Малые фольклорные жанры как средство повышения познавательного интереса младших школьников к урокам математики
- Раскрытие экологических связей в природе при изучении курса «человек и мир»
- Педагогическая поддержка творчески одаренных детей
- Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
- Развитие коммуникативных и организаторских умений младших школьников на основе групповой деятельности в курсе «окружающий мир»
- Педагогические условия формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики
- Проблема выбора содержания и форм семейного досуга
- Как научить младших школьников читать?
- Роль детской литературы в терапии «потерь»
- Современные подходы к классификации сказок
- Детские капризы: причины, пути предупреждения и преодоления
- Виды современного родительства
- Влияние семейных факторов на агрессивное поведение детей
- История происхождения и развития детской игры
- Ребенок и экран
- Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях педагогического колледжа
- Развитие коммуникативной компетенции в процессе психосоциальной адаптации выпускников интерната в образовательной среде учреждения среднего специального образования
- Начальной школы
- Этнокультурная компетентность
- Развіццё творчых здольнасцей вучняў пачатковых класаў праз мадэліраванне казак
- Формирование гражданственности младших школьников
- Идеографическая классификация фразеологических единиц немецкого языка, используемых при изучении курса в средней школе
- К проблеме развития мелкой моторики у леворуких детей в современной школе
- Развитие математического мышления младших школьников с помощью решения нестандартных задач
- Формирование умений у младших школьников выполнять и составлять творческие задания на занятиях по труду
- Развитие исследовательских способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
- Отношения детей к окружающей среде
- Формы и методы взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению
- Влияние анимационных фильмов на проявление тревожности у младших школьников
- Психологические условия формированиЯ ценностного отношения к материнству у девушек из полной и неполной семЕй
- Воспитательный потенциал сказки в субкультуре дошкольника
- Формирование нравственных качеств у учащихся начальных классов
- Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства
- Применение занимательного материала на уроках математики в начальных классах
- Профессиональное самоопределение старших подростков как многокомпонентная система
- Затруднения старших подростков в профессиональном самоопределении
- Девиантного поведения
- Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте
- Новые подходы в методике преподавания коммуникативного курса русского языка в начальных классах
- Социальная подсистема личностных особенностей несовершеннолетних с делинквентным поведением
- Развития личности школьника
- Дидактическая игра как средство экологического образования старших дошкольников
- Поведением к здоровому образу жизни
- О значении поговорок и пословиц для осмысления подтекста басен
- Применение дидактических игр на уроках математики в начальных классах
- Специфика развития ребенка в современном информационном пространстве
- Экологические проекты в начальной школе
- Объединениях и группировках
- Стиль семейного воспитания как один из факторов девиантного поведения подростков
- Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей (по системе в.Ф. Базарного)
- Роль некоторых единиц лингвистической системы в развитии фонематического слуха младших школьников
- Смысложизненные ценности и профессиональный выбор брестских школьников
- Часть II. Теория музыки. Теория и методика
- Музыкального образования
- Воспитательный процесс в высшем учебном заведении
- (На примере поликультурного воспитания)
- Развитие интереса к музыкальной деятельности у младших школьников
- Методические аспекты концертмейстерской подготовки будущих учителей музыки
- Бесценное наследие
- Роль диалогических методов в повышении качества музыкальной подготовки младших школьников
- Развитие эвристического мышления младших школьников в процессе восприятия образного содержания музыкального произведения
- Развитие музыкальной памяти у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах
- Коллективное инструментальное исполнительство на простейших музыкальных инструментах как средство развития исполнительских умений детей младшего школьного возраста
- Использование мультимедиа при обучении музыке
- Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки в школе
- Влияние музыкально-образовательной среды на формирование личности композитора андрея эшпая
- Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки посредством информационных технологий
- Содержание
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения
- Часть II. История музыки. Теория и методика музыкального образования
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.