logo
Конференция_Мир Детства 1

Анализ деятельности учреждений внешкольного воспитания и обучения витебской области в 2010–2011 учебном году

Карапетян И.А., магистрантка

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Загорулько Р.В., кандидат педагогических наук, доцент

Нашей задачей был анализ деятельности УВВО Витебской области, организация работы которых в 2010-2011 учебном году строилась на основании таких документов как: Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, республиканская и областная программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, республиканские программы «Молодые таланты Беларуси», «Дети Беларуси», «Молодежь Беларуси».

Приоритетными и стратегическими направлениями деятельности внешкольных учреждений области в 2010-2011 учебном году стали:

- ориентация на инновационное развитие и создание образовательных программ нового поколения, расширение и развитие сети кружков в регионах;

- выполнение социальных стандартов в сфере организации культурно-досуговой деятельности детей;

- методическое обеспечение воспитательной деятельности;

- развитие творческого потенциала педагогов.

Система учреждений внешкольного воспитания и обучения Витебской области остается стабильной на протяжении ряда лет: функционирует 36 внешкольных учреждений, из которых 30 являются многопрофильными.

В области осуществляется планомерное развитие сети детских объединений по интересам, создаются условия для повышения качества образовательных услуг на основе запросов и потребностей детей и их родителей.

В данном учебном году в УВВО области функционировало 3462 кружковых групп и 2064 кружков.

По направлениям кружки распределены следующим образом:

- техническое – 235 кружков (412 групп, 4739 учащихся) – 11,4% от общего числа всех кружков;

- эколого-биологическое – 210 кружков (398 групп, 4818 учащихся) – 10,2%;

- туристско-краеведческое – 238 кружков (376 групп, 4629 учащихся) – 11,5%;

- спортивное – 274 кружка (345 групп, 4 887 учащихся) – 13,3%;

- художественное творчество – 810 кружков (1514 групп, 17593 учащихся) – 39,2%;

- другие – 297 кружков (417 групп, 5201 учащийся) -14,4%.

На базе общеобразовательных учреждений были открыты и работали 94 филиала от учреждений внешкольного воспитания и обучения, это 566 кружков, в которых занималось 7095 учащихся.

В регионах области складывается сложная демографическая ситуация, что определенным образом влияет на количественный состав учащихся в кружках. Кроме того, за последние годы значительно усилилась конкуренция в плане предоставления образовательных услуг между учреждениями образования, культуры и спорта.

Сотрудничество с дошкольными учреждениями образования и организация учреждениями внешкольного воспитания и обучения школ раннего развития способствует привлечению в кружки детей дошкольного возраста – 2587 учащихся.

Во внешкольных учреждениях области продолжается работа по развитию и открытию новых современных, перспективных детских объединений по интересам. Имеется стабильный позитивный опыт работы в данном направлении в УВВО Браславского, Лепельского, Лиозненского, Ушачского, Шарковщинского, Шумилинского районов, г.Орши.

Развиваются кружки, способствующие профессиональной ориентации учащихся. Расширяется сеть клубно-профильных объединений, которые способствуют воспитанию гражданственности и патриотизма подрастающего поколения, развитию экологической культуры учащихся, формированию навыков здорового образа жизни, активной жизненной позиции ребят. Например, клубы «Эрудит» и «Турист» УО «ГЦДТ Докшицкого района», клуб выходного дня «Ритм» УО «ГЦВР Лиозненского района» и др.

Во многих внешкольных учреждениях области активно работают кружки и клубы очень актуального для детей игрового, социально-художественного направления: «Ритм» (Сенненский р-н), «Агитбригада» (Бешенковичский р-н), «Школа ди-джеев» (Чашникский р-н, «Затейник» (Октябрьский р-н г.Витебска), кружок юных ведущих «Бим-Бом» (Оршанский р-н), «Вожатый» (Железнодорожный р-н г.Витебска), клуб «Подросток» (Сенненский р-н).

Активно внедряются педагогами УВВО инновационные формы организации учебно-воспитательного процесса: арт–технологии, технологии проектного обучения, развивающие и здоровьесберегающие технологии (УО ”ГЦДТг. Браслава“), дидактические игры (УО ”Глубокский ГРЦВР“), технологии иллюстрированного, игрового, индивидуализированного обучения (УО ”ГОВР Поставского района“) и др.

В связи с насущной необходимостью обновления содержания и форм деятельности кружков расширяется внедрение в образовательный процесс информационных, компьютерных, Интернет-технологий, что повышает коммуникационную культуру и информационную компетентность педагогов и учащихся.

В течение учебного года воспитаники УВВО области приняли участие в международных и республиканских фестивалях и конкурсах и соревнованиях, итогом участия в которых за последние три года стали 45 побед в международных конкурсах, 164 - в республиканских конкурсах и соревнованиях, около 700 - в областных. Организовано и проведено 78 персональных выставок творческих работ учащихся внешкольных учреждений.

Однако, многие учреждения указывают на недостаточное финансирование участия УВВО в различных конкурсах, соревнованиях со стороны районных или городских отделов образования.

Приоритетным направлением воспитательной работы в учреждениях образования является гражданско-патриотическое и идейно-нравственное воспитание обучающихся.

Детское движение в Витебской области целенаправленно развивается в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка, Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь ”О правах ребёнка“, Законом Республики Беларусь ”Об общественных объединениях“, Законом Республики Беларусь ”О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений в Республики Беларусь“, иными актами действующего законодательства и рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь.

Перед коллективами учреждений внешкольного воспитания и обучения стоит задача организации шестого школьного дня с максимальной пользой для детей и подростков, создание всех необходимых условий для самореализации. Наполнение субботних дней в УВВО варьирует с учетом специфики и возможностей каждого учреждения. Как правило, это тематические субботы, в рамках которых проводятся праздники, выставки, заседания семейных клубов, мастерские, походы выходного дня, турслеты и т.д.

Анализ деятельности УВВО области показал, что в настоящее время особое внимание уделяется занятости детей в выходные дни и вечернее время. Более 60 % массовых мероприятий проводятся в шестой день учебной недели.

Также действует социально-педагогическая и психологическая служба, которая осуществляет работу по повышению психологической культуры педагогов объединений через занятия с элементами тренинга (в рамках дифференцированной школы для руководителей кружков «Путь к успеху», стажерской площадки для начинающих методистов области, Витебского городского клуба педагогов-организаторов), индивидуальные и групповые консультации («Формирование творческих способностей детей и подростков в условиях УВВО», «Роль педагога в условиях адаптации ребенка в кружке», «Общение как средство организации взаимопонимания с детьми и подростками»), лекционно-практические занятия («Детская тревожность: причины возникновения и пути педагогической коррекции», «Синдром профессионального выгорания и его профилактика», «Профессиональное самопознание педагогов») и другие.

Отсюда следует, что основные показатели, характеризующие состояние внешкольного воспитания и обучения детей в области, свидетельствуют о ее устойчивом функционировании и развитии. Роль внешкольных учреждений в общей системе образования области неуклонно возрастает.

Результативность работы УВВО области подтверждается популярностью и востребованностью образовательных услуг среди родителей, учащихся и педагогов учреждений образования области, профессиональный уровень и качество образовательных услуг педагогов-внешкольников нами оценены достаточно высоко.

Вместе с тем в организации образовательной деятельности УВВО имеются определенные проблемы и недостатки, для устранения которых необходимо:

- в первую очередь обеспечить хорошую информированность общественности о деятельности внешкольных учреждений: привлечь СМИ, развивать сотрудничество с учреждениями образования;

- принять меры к укреплению материально-технической базы учреждений внешкольного воспитания и обучения, обеспечению необходимой компьютерной техникой, расходными материалами для организации работы детских объединений по интересам;

- совершенствовать деятельность учреждений внешкольного воспитания и обучения в период летних каникул: организовать работу объединений по интересам, проведение культурно-развлекательных мероприятий для детей и подростков, работу лагерей дневного пребывания, профильных, труда и отдыха. Обеспечить широкое информирование учащихся и их родителей о работе учреждений внешкольного воспитания и обучения в период каникул;

- внедрять новые формы работы по семейному, гендерному воспитанию, формированию у молодежи навыков ответственного репродуктивного поведения через реализацию целевых программ и планов, внедрение активных и интерактивных форм. Продолжать работу по организации взаимодействия учреждений внешкольного воспитания и обучения с семьей, по созданию семейных клубов, клубов выходного дня, шире привлекать родителей к организации и проведению массовых мероприятий с детьми и молодежью.

Таким образом деятельность учреждений внешкольного воспитания и обучения Витебской области можно оценить довольно высоко, однако существует необходимость в развитии как новых так и уже имеющихся направлений, а также следует озаботиться проблемой улучшения финансирования работы УВВО.