logo
Конференция_Мир Детства 1

К проблеме развития мелкой моторики у леворуких детей в современной школе

Соколовская А.О., учащаяся 4 курса

(г. Орша, Оршанский колледж УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Мануйленко Л.Н., магистр педагогики

Леворукость веками была и остается загадкой, загадкой еще не разгаданной, притягивающей внимание. В обществе сложилось неоднозначное отношение к леворукости: одни считают это серьезным недостатком, другие - проявлением гениальности. Существование таких крайних точек зрения свидетельствует о малой изученности этого явления. Большая часть человечества – праворукие. Левшей гораздо меньше, по данным исследователей из разных стран от 5 до 30 %. Отмечается, что есть люди сильно леворукие или сильно праворукие, то есть, наиболее активно действующие той или иной рукой, а есть амбидексторы - люди, одинаково хорошо владеющие и той, и другой конечностью. Число левшей заметно сокращается по мере взросления, но это не значит, что леворукость исчезает сама по себе. Просто «агрессивность» праворукой среды заставляет их переучиваться, порой с огромным трудом.

Некоторые признаки преобладания одной из рук в деятельности ребёнка можно уловить в самом раннем возрасте. Кулачок правой руки будущий правша сжимает сильнее, чем левой, уже в возрасте семнадцати дней, чуть позже он будет дольше удерживать погремушку в правой руке. По другим данным, о леворукости ребёнка можно судить с трёх месяцев. Именно в этот период у детей утрачиваются рефлексы новорождённых, и происходит становление основных поздних и моторных реакций. У будущего левши рефлексы новорождённого исчезают сначала на левой руке, она становится более раскованной и используется для манипулирования предметами и игровых действий [2].

Однако все эти прогнозы в возрасте до четырёх-пяти лет, по мнению большинства исследователей малоэффективны, так как, начиная с шестнадцати-двадцати недель и до двух лет, происходят волнообразные изменения рукости, с двух до пяти лет руки практически равноценны и одинаково активны.

Особенно важно определить ведущую руку перед школой. Почему? Во-первых, потому, что именно в этом возрасте ребёнок учится правильно держать карандаш, ручку, учится писать, и необходимо, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой, а переучивание может отрицательно отразиться на росте и развитии ребёнка, осложнить процесс адаптации к школе, привести к серьёзным нарушениям здоровья.

Существует несколько вариантов определения рукости. Есть и отдельные тесты, традиционно используемые для определения леворукости. Одним из таких хорошо известных тестов является переплетение пальцев рук. Тест должен выполняться быстро, без подготовки. У правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей - левый. Несмотря на большую популярность, тест малоэффективен. Второй, столь же известный, «поза Наполеона» - скрещивание рук. У правшей правая кисть сверху на левом предплечье, а левая кисть - под правым предплечьем, у левшей - сверху кисть левой руки, а под левым предплечьем - правая. Третий - аплодирование. У правшей при аплодировании более активна правая рука; у левшей - левая. Этот тест считается информативным у взрослых, а дети аплодируют двумя руками, хлопая обеими ладошками.

Очень интересны и информативны пробы на одновременные действия обеих рук, например, рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, более чёткие, ровные, углы не сглажены, точки соединения не расходятся. Некоторые исследователи рекомендуют выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более чётко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисует не ведущей рукой.

Как же помочь леворуким детям адаптироваться к школе?

Отказ от переучивания леворукого ребёнка всё же не решает всех проблем, возникающих в процессе его обучения в школе. Скорее, появляется ряд других, связанных с дифференцированными (с учётом особенностей леворуких) методами обучения, комплексом гигиенических требований к рабочему месту, инструменту и т.д. [1].

Фактически леворукого ребёнка у нас учат так же, как праворукого, и именно поэтому в школе нередко настаивают на переучивании. Между тем функциональные особенности большинства леворуких детей, такие как трудности осуществления зрительно-моторных координаций, нарушение пространственного восприятия, повышенная утомляемость и сниженная работоспособность, тревожность и возбудимость, приводят к целому ряду школьных трудностей.

Анализ психолого-педагогической литературы, наши собственные наблюдения показывают, что почти все леворукие дети не удовлетворены собой, относят себя к «слабым ученикам» и в то же время считают справедливым недовольство родителей. Что же делать им, не верящим в себя и знающим, что и взрослые в них не верят. А что делать родителям и учителям, какую избрать тактику поведения, как помочь леворукому ребёнку не потерять себя?

Итак, первое условие - леворукий ребёнок никогда, ни в какой форме, ни в какой ситуации не должен чувствовать негативное отношение к леворукости.

Второе условие - не драматизировать ситуацию школьных неудач. Ребёнок должен быть уверен, что нет ничего непоправимого, что все трудности преходящи и с помощью взрослых он с ними справится.

Третье условие – рациональный режим дня.

Четвёртое условие – приготовление уроков не должно быть причиной ссор, взаимного раздражения, конфликтов. Лучше, если с первого дня ребёнок будет садиться за уроки сам и научится просить о помощи, если он в ней нуждается.

Главная трудность – найти золотую середину, объединяющую требовательность и уважение к ребёнку, доброе отношение к нему.

Начинать работу по развитию мелкой моторики необходимо с самого раннего возраста. В работе с леворукими детьми следует учитывать определенные особенности выработки у них учебных навыков. Многие дети, приходя в 1 класс, сталкиваются с такой неизвестной до этого времени проблемой как письмо в тетради, и письмом вообще. У детей слабы и не развиты руки, им приходится прилагать массу усилий, чтобы суметь удержать ручку в руках, а письмо их рук не отличается каллиграфичностью, оно аграфично.

Постановка техники письма у левшей специфична: для леворукого ребенка одинаково неудобно как правонаклонное, так и левонаклонное письмо, так как при письме он будет загораживать себе строку рабочей рукой. Поэтому следует ставить руку так, чтобы строка была открыта. Для леворуких рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое (безнаклонное) письмо [1]. При этом способ держания ручки может быть различным: обычным, как у правшей, или инвертированным, когда рука расположена над строчкой и изогнута в виде крючка.

При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен. Леворукие дети чаще выполняют овалы слева направо и сверху вниз; их письмо имеет больше обрывов, менее связно, буквы соединяются короткими прямыми линиями. Требовать от левши безотрывного письма противопоказано. В классе леворуких детей рекомендуется сажать у окна, слева за партой. В таком положении ребенок не мешает соседу, и его рабочее место имеет достаточную освещенность.

Справедливым является замечание, что современные школьные программы, ориентированные прежде всего на развитие логико-знаковых, т. е. левополушарных, компонентов мышления, не дают возможности реализовать потенциал леворукого ребенка, имеющего правополушарную ориентацию. Между тем специальные исследования свидетельствуют об относительно более высоком творческом потенциале левшей, который обнаруживается при проблемном обучении и приобщении к художественному творчеству.

Роль учителя велика, но не безгранична. Учитель может проконсультировать, показать на примере, но очень важно, чтобы дома родители не забывали о своем предназначении, адаптации леворукого ребёнка к жизни в дальнейшем.

Процесс развития мелкой моторики детских рук довольно длителен и должен происходить не только на уроках во время выполнения письменных упражнений, подготовке к письму, счету наглядного материала. Тренировку рук необходимо продолжать и во внеурочной деятельности. При этом следует пользоваться такими средствами развития мелкой моторики, как пластилин, разнообразные крупы, бусы, пуговицы, природный материал, песок, нитки, шнурки, ткани, счетные палочки, бумага [3]. Для развития мелкой моторики можно использовать следующие упражнения и игры: игры с пластилином: мнем и отщипываем; надавливаем и размазываем; скатываем шарики, раскатываем колбаски; режем на кусочки; лепим картинки; готовим обед. Игры с бумагой: бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок. Игры со счетными палочками, игры с конструктором, мозаикой, игры с пуговицами, игры с природным материалом позволяют развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка. Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги. Игры с песком, игры с водой, шитье, вязание, плетение, застежки, игры с веревочкой. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему. Использование элементов теневого театра позволяет учителю активизировать деятельность учащихся во время урока, снять у них напряжение, усталость.

Существует большое разнообразие развивающих игр, но главное - это стремление и желание помочь леворуким детям пройти адаптацию к жизни в школе, сформировать письменные навыки, умение слушать и слышать учителя и выполнять его требования. Учителю необходимо, прежде всего, помнить о том, какой вклад он внесет в развитие и коррекцию данного ребенка, формирование и становление его личности.

Таким образом, с какими бы трудностями ни столкнулся леворукий малыш, и в детском саду, и в школе, он с успехом преодолеет любые невзгоды, если будет постоянно ощущать родительскую поддержку, понимание и любовь со стороны учителя, а также не будет чувствовать негативного отношения к леворукости у людей, чье мнение ему дорого.

Список цитированных источников:

  1. Безруких, М.М. Леворукий ребёнок в школе и дом / М.М. Безруких. – Екатеринбург: АРД, ЛТД, 1998. – 320 с.

  2. Семенович, А.В. Эти невероятные левши / А.В. Семенович - М., 2007.-250 с.

  3. Шанина, С.А., Гаврилова А.С., Играем пальчиками – развиваем речь / С.А. Шанина, А.С. Гаврилова – М.: 2008. – 251 с.