logo
Конференция_Мир Детства 1

Развитие коммуникативных и организаторских умений младших школьников на основе групповой деятельности в курсе «окружающий мир»

Мухина С.А., г. Йошкар-Ола, ФНК ФГБОУ ВПО МарГУ,

доцент, кандидат биологических наук

Жданова Е.Н., студентка 5 курса

(Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ФНК ФГБОУ ВПО МарГУ)

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы. В психолого-педагогических исследованиях показано, что общение является одной из ведущих деятельностей учащихся любого возраста, т.е. «процесс взаимодействия и взаимосвязи субъектов, в котором происходит обмен информацией, деятельностью и ее результатами, опытом, умениями, навыками, эмоциональными состояниями». Общение выступает своего рода источником развития. И от того, в какой мере человек с детства подготовлен к взаимодействию с другими людьми, зависит его приспособленность к новым социально-экономическим условиям, общественной и личной жизни. Поэтому очень важно уже в школе обучать работе «в команде», создавать условия для приобретения школьником опыта взаимодействия с коллективом, важно также обучать школьников отстаивать свою позицию. Наиболее благоприятным условием для включения учащихся в общение является групповое обучение.

Групповая деятельность – процесс организации познавательной коллективной деятельности учащихся, в ходе которой происходит раздел функций между учащимися, достигается их позитивная взаимозависимость, осуществляется взаимодействие, требующее индивидуальной ответственности каждого. Известно, что умение учиться — это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» [1].

Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения. Групповая форма деятельности школьников опирается на их самостоятельную работу, которую рассматривают и как форму организации обучения, и как вид учебной деятельности учащихся. Таким образом, рационально организованная групповая (коллективная) деятельность учащихся не только позволяет решать познавательные задачи, способствует повышению эффективности обучения окружающему миру, но помогает становлению личности школьника, сплочению и развитию ученического коллектива. Нами была проведена диагностика уровня коммуникативных и организаторских умений, сформированности навыков учебной деятельности учащихся третьих классов, (42 человека).

Анализ полученных результатов показал, что в экспериментальном и контрольном классах коммуникативные умения находятся на уровне ниже среднего, и средний балл составляет 11 и 10 соответственно. Организаторские умения также находятся на уровне ниже среднего, средний балл класса – 13 и 12. Коммуникативные и организаторские умения в экспериментальном и контрольном классах находятся примерно на одинаковом уровне, но уровень организаторских умений преобладает над коммуникативным. Диагностика сформированности навыков учебной деятельности в экспериментальном классе выявила средний уровень – 3,6 балла. Показатель осознания учебной задачи составляет 4,75, что говорит о достаточно хорошем уровне умения детей выполнять задания вида: исправь ошибки и напиши правильный ответ, подчеркни разными цветами производителей, потребителей и разрушителей, умение сравнивать задания между собой. Показатель анализа условий учебной задачи составляет 3,38. не все дети могут назвать известные и неизвестные данные в задании. На среднем уровне находятся показатели принятия учебной задачи - 3,75. планирования учебной деятельности - 3 балла. Следовательно, дети не в достаточной мере владеют умением определять последовательность своих действий при выполнении определённого задания, и часто само задание выполняют неверно. Уровень показателей самоконтроля и самооценки учебной деятельности составляют соответственно 3,6 и 3,96 баллов.

В ходе проведения уроков окружающего мира, наблюдали недостаточное развитие коммуникативных и организаторских умений учащихся. При работе в группах ученики затруднялись в обсуждении вопросов, так как не каждый мог донести свои мысли до товарищей. Дети не смогли чётко разделить обязанности в группе. Проблема развития коммуникативных умений учащихся в современной школе очень актуальна. Коммуникативные умения помогают раскрыться учащимся, проявлять большую активность и заинтересованность в обучении. Несформированность коммуникативных умений является одной из главных трудностей в обучении и воспитании детей. Наблюдения показывают, что неумение общаться (даже если оно проявляется вне урока) часто отрицательно сказывается на успешности учащихся. Недостаточность развития коммуникативных умений в дальнейшем может привести к тому, что использование группового обучения на уроках не даст положительного результата. Так как дети не умеют слушать друг друга, считаться с мнением товарища и уважать его мнение, отстаивать свою точку зрения. А ведь только за счет качественной коммуникации идет усвоение учебного материала и формирование перечисленных навыков.

Следовательно, на уроках должное внимание нужно обращать на развитие коммуникативных умений обучающихся. Задача учителя развивать организаторские умения учащихся для того, чтобы они смело брали на себя функции организатора при групповой работе и научились нести ответственность за работу других товарищей.

Достоинства групповой организации учебной работы учащихся на уроке очевидны. Результаты совместной работы учащихся весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности.

Список цитированных источников:

1. Цукерман, Г.А. От умения сотрудничать к умению учить себя / Г.А. Цукерман // Пси­хологическая наука и образование. 1996. № 2. – С. 27- 40.