logo
Конференция_Мир Детства 1

(На примере поликультурного воспитания)

Авдеева В.А., студентка 3 курса

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Авдеева С.Л., старший преподаватель

В условиях складывающихся предпосылок перехода к информационному обществу концептуальным фактором становится формирование у студентов умения сознательно регулировать и управлять социальными процессами. От этого, зависит, каким станет выпускник высшей школы: патриотом, законопослушным гражданином, критически мыслящей личностью и человеком, небезразличным к проблемам общества и государства. Вопрос о том, как формируется данные качества личности, через усвоение учебной информации и освоение способов деятельности продолжают оставаться дискуссионными. Остаётся нерешённой проблема педагогической интерпретации общечеловеческих и национальных ценностей.

Поликультурное воспитание – процесс, в ходе которого учитываются культурные и воспитательные интересы разных национальных меньшинств и решаются задачи адаптации человека к ценностям многонациональной культуры, обучая взаимодействию между людьми с разными традициями, ориентации на диалог культур и понимание равноценности культур разных народов. Образование рассматривается как способ вхождения человека в мир культуры, а культура – как совокупность ценностей, норм, идеалов, культурно-оформленных образцов поведения и деятельности, характерных для белорусского народа. Процесс освоения культуры сопровождается внутренним переживанием её исторически сложившихся достижений посредством художественно-творческой деятельности.

В современной психолого-педагогической теории подчёркивается актуальность исследования условий становления индивида как культурно-исторического субъекта, который будет воспринимать историю как своё прошлое и чувствовать ответственность перед будущим общества как перед своим будущим, зависящим от его действий в настоящем.

Развитие личности связывается с её вхождением в социально-культурную среду и интеграцией в ней, так как индивид становится личностью по мере овладения им содержанием социального опыта. Личность рассматривается как система отношений человека к окружающему миру, которое выражается в деятельности, взглядах, убеждениях, мировоззрении, и как отношение к самому себе, которое проявляется в самооценке, идеалах. Под мировоззрением понимается совокупность взглядов, оценок, норм, установок, принципов, определяющих видение и понимание человеком окружающего мира, выраженные в жизненной позиции, программах поведения и действия людей. Совокупность идей, взглядов, представлений, в которых народ понимает себя как национальная общность и осознаёт исторические корни своего происхождения, понимается как национальное самосознание.

Результатом поликультурного воспитания видится формирование у студенческой молодёжи персонального способа ориентации в историческом опыте. В составе данного способа находятся:

Принцип культурно-исторической среды. Исходное положение о педагогической целесообразности усвоения студенческой молодёжью совокупности достижения белорусского народа в области материальной и духовной культуры, которые транслируются в процессе обучения через усвоение содержания образования, будем определять как принцип культурно-исторической среды.

Место принципа культурно-исторической среды

При его использовании в воспитательном процессе

Парадигма образования

Адаптационная (традиционная)

Трансформационная (инновационная)

Концепция содержания образования

Культурологическая (М.Н.Скаткин, В.В.Краевский, И.Я.Лернер)

Функция образования

Трансляция содержания социальной и национальной культуры для её сохранения (воспроизводства) и развития

Цели образования

Социальзация личности. Формирование гражданского патриотизма и исторической памяти как важнейшего факутора идентификации социальной группы

Основные концептуальные идеи

Разнообразие культур как движущая сила в развитии человеческого общества. Идея диалога культур в обучении. Единство и многообразие культур как основа мультикультурности Беларуси и диалога национальных культур

Принципы конструирования содержания

Принцип культурно-исторической среды. Принцип трансформации когнетивного содержания образования в эмоциональное состояние познающего субъекта

Национальная идентичность понимается как конкретная эмоционально-психологическая (предполагает собственное отношение к изучаемому материалу),политико-идеологическая (связанная с умением выявлять и соотносить различные позиции) и культурная (формируется через представление художественного образа) позиция личности, которая проявляется в восприятии и идентификации себя в окружающем мире с точки зрения представителя белорусской нации, которая имеет глубокие исторические корни. Целесообразно использование понятия “территориально-культурная идентичность”, т.е. переживаемые и осознаваемые смыслы культурно-географической реальности, которые формируют осознание сопричастности к определённой территориальной общности как специфическому жизненному пространству личности, а также для обозначения органического характера процесса в исторической жизни человеческих сообществ на определённой земле.

Таким образом, сформированность ценностных ориентаций среди студенческой молодёжи служит показателем эффективности воспитательной работы. Формирование чётких представлений о поликультурном воспитании позволит сделать «традиционные» ценности (труд, гражданственность, патриотизм, национальное достоинство) равнозначными с личностными ценностями, такими как любовь, семья, здоровье, дружба, бытовое благоустройство.

Список цитированных источников:

  1. Буткевич, В.В. Гражданское воспитание детей и учащейся молодёжи Мн., 2007. – С. 23.

2. Нарыс гісторыі беларуская дзяржаунасці: ХХ стагоддзе. М.П. Касцюк [і інш.]; рэдкал.: А.А. Каваленя [ і інш.]., Мн., 2008. – С. 30