Формы и методы взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению
Стефанович И.М., студентка 4 курса
(г. Гродно, УО «ГрГУ им. Я. Купалы»)
Научный руководитель – Тарантей Л.М., кандидат педагогических наук, доцент
С приходом ребенка 2-4 лет в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: чёткий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит потенциально опасного, другой стиль общения. Все это обрушивается на ребенка одновременно создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.). Что делает проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Различают биологическую и социальную адаптацию. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).
Проблема адаптации исследовалась с медицинских, психологических и педагогических позиций Н.М. Аксариной, Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е.О. Смирновой, Я.Л. Коломинским, Л.Г. Голубевой, Т.Н. Дороновой.
Проблемы, связанные с адаптацией и для детей, и для родителей, и для педагога нелегки. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребёнка в семье и дошкольном учреждении, которая приводила к наиболее адекватному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения и прежде всего со сверстниками. Моделью успешной социализации детей раннего дошкольного возраста является адаптационная площадка. Адаптационная площадка обеспечивает безболезненную адаптацию к дошкольному учреждению, создаёт условия для постепенного «отрыва» ребёнка от родителей, развития его коммуникативных способностей. Родители имеют возможность находиться в группе вместе с ребёнком, наблюдать за вхождением его в мир сверстников и взрослых, совершенствовать родительские навыки в развитии и становлении личности ребёнка.
На базе - ДЦРР № 98 г. Гродно было проведено исследование, в котором участвовали воспитанники младшего возраста, посещавшие адаптационную площадку. Характерной чертой такой формы работы выступает комплексность подхода к проблеме адаптации. Целью работы адаптационной площадки, является выработка психологически и социально приемлемых моделей поведения детей и родителей в условиях пребывания в дошкольном учреждении.
Для ее достижения решались следующие задачи:
- знакомство детей и их родителей с жизнедеятельностью дошкольного учреждения;
- формирование у детей стойкого интереса к общению со взрослыми и сверстниками;
- расширение опыта общения; формирование позитивных эмоций от общения;
- устранение беспокойства, боязливости, неуверенности в себе;
- обучение родителей оптимальным моделям взаимодействия с ребенком;
- выработка у детей адаптивного стиля поведения.
Адаптационная площадка в дошкольном учреждении начинала работать за два месяца до начала учебного года, непосредственно перед поступлением детей в детский сад. Количественный состав группы - не более 10 детей. Продолжительность пребывания на ней 2 – 2,5 часа, посещение свободное. Наилучшие результаты получались при включении в игру родителей ребенка, его братьев и сестер, если они есть, или эмоционально поддерживающих близких взрослых. Занятия строились как ролевое проигрывание основных режимных моментов, проводимых в детском саду: утренний прием детей, завтрак, прогулка, обед, дневной сон, уход домой. Их организация требовала предварительной подготовки, необходимого оборудования. По просьбе специалиста родители приносили с собой несладкое печенье, фрукты, питье.
В основе работы адаптационной площадки лежит совместная игровая деятельность детей и взрослых. Структурными элементами занятий являются подвижные, развивающие, пальчиковые игры, элементы релаксации, музыкотерапии, ритуалы приветствия и прощания. Начинались адаптационные занятие с прихода детей в детский сад, где их радушно встречал воспитатель, и вовлекал в разнообразную деятельность, не давая скучать и чувствовать себя одиноко. Дети (и родители) делали зарядку, читали книги, рисовали, конструировали из песка, играли в подвижные игры. Ритм игровой активности снижался во время «завтрака» и «обеда», а затем «укладывание спать». Воспитатель всячески активизировал игровое сотрудничество в группе: давал поручения, например, полить цветы или помочь сервировать стол, обращал внимание на спокойных жизнерадостных детей, оказывал поддержку, выражал одобрение по поводу совместных игр и т.д.
Исключительное значение для повышения эффективности адаптационных занятий имело объяснение, кто и чем занят в детском саду. Поэтому каждая игра начиналась с представления воспитателя и чёткого проговаривания основных видов деятельности детей в дошкольном учреждении. Предварительное знакомство будущих воспитанников с жизнедеятельностью сада значительно уменьшило последствия эмоционального стресса и способствовало более быстрой нормализации защитных сил организма. Занятия с детьми проводил воспитатель группы раннего возраста, который будет в дальнейшем работать с данными детьми. При необходимости подключались и другие специалисты: педагог-психолог, медицинский работник, учитель-дефектолог и др. Занятия организовывались, как и в групповом помещении, так и в музыкальном и спортивном залах, в зависимости от содержания.
Обратная связь с родителями – важный компонент существования адаптационной площадки. В начальный период работы посетителям предлагалась анкета прогноза адаптации, которая помогла определить тематику групповых и индивидуальных консультаций специалистов дошкольного учреждения. Обязательными являлись встречи родителей с администрацией детского сада, воспитателями групп раннего возраста, медицинским работником, педагогом – психологом. Опыт показал, что огромной популярностью у посетителей адаптационной площадки пользовалась внедрённая «Домашняя родительская папка» с памятками: «Адаптация детей к дошкольному учреждению» с информацией воспитателя, «Как надо вести себя родителям с ребёнком, когда он впервые начал посещать детский сад» с рекомендациями психолога, «Общение и развитие речи» с рекомендациями учителя-дефектолога, «Что такое гомеопатия и как укрепить здоровье ребёнка перед поступлением в детский сад» с советами медперсонала и др.
На протяжении всего времени функционирования адаптационной площадки педагогами велись карты наблюдения за детьми с указанием эмоционального фона активности (игровой, двигательной, речевой), отношением к окружающим взрослым и детям, характер деятельности каждого ребёнка). Такие данные позволили им составить прогноз дальнейшей работы с детьми уже в учебном году и выработать рекомендации для родителей.
По окончании работы адаптационной площадки проводился блиц-опрос посетителей, который позволял выявить степень удовлетворенности их запросов. Так большинство родителей положительно отзывались об организации и содержании работы адаптационной площадки и отмечали у себя снижение негативных опасений по поводу поступления детей в детский сад.
В ходе исследования было проведено наблюдение за поведением детей в период адаптации, беседы с воспитателями, родителями, психологом, медсестрой. Что позволило охарактеризовать поведение детей и распределить полученные результаты по группам адаптации. Оценка эмоционального состояния, деятельности детей, их взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, сна, речи позволили определить группы адаптации:
- к первой группе (сложная адаптация) не отнесено ни одного человека, т.е. ребёнок со сложной адаптацией отсутствовал - 0%;
- ко второй группе (средняя адаптация) относилось 5 человек – 62,5%;
- к третьей группе (легкая адаптация) относилось 3 человека – 37,5%.
Наблюдение в период адаптации за детьми раннего дошкольного возраста показали, что в функциональном состоянии организма детей не возникло кардинальных сдвигов. У большинства детей эмоциональное состояние было спокойное и уравновешенное. Работа проведенная воспитателем по обучению дошкольников способам правильного взаимодействия и реагирования, способствовала положительным взаимоотношениям взрослых и детей. У воспитанников отмечалась потребность в общении со сверстниками и в активных самостоятельных действиях.
Таким образом, результаты исследования позволили заключить, что организация адаптационной площадки для детей раннего возраста, не посещающих дошкольное учреждение, позволила смягчить адаптационный стресс и более продуктивно позволила осуществлять просветительскую работу с семьей.
Ученые различают биологическую и социальную адаптацию. Биологическая адаптация – это способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Социальная адаптация – это приспособление человека к условиям новой социальной среды. Сложный и многовариантный процесс социальной адаптации подвержен влиянию разных факторов, которые определяют её течение, темпы и результаты. Ученые различают три степени адаптации ребёнка к дошкольному учреждению: лёгкую, средней тяжести и тяжелую.
Адаптационная площадка – эффективная модель социализации детей дошкольного возраста, которая обеспечивает безболезненную адаптацию к дошкольному учреждению, создаёт условия для постепенного отлучения ребёнка от родителей, развития его коммуникативных способностей. Родители имеют возможность находиться в группе вместе с ребёнком, наблюдать за вхождением его в мир сверстников и взрослых, совершенствовать родительские навыки, обеспечивающие успешное жизненное начало для своих детей.
Список использованных источников:
1. Диагностика в детском саду / под ред. Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной Ростов-н/Д: Феникс, 2004. – 321 с.
2. Жердеева, Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) Е.В. Жердеева. – Ростов-н/Д: Феникс, 2008, – 186 с.
3. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студентов сред. проф. Учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. 7-е изд., стеор. – М.: Академия, 2007. – 416 с.
4. Кощева, З.В. Первые шаги малыша в деском саду: метод. пособие / З.В. Кощева. Минск.: Зорны верасень. 2006. – 68 с.
5. Российская педагогическая энциклопедия. Адаптация.: В 2 т. / под ред. В.В. Давыдова. – М.: БСЭ, 1993. – Т.2. – 854 с.
6. Смирнова, Е.О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста / Е.О. Смирнова. – М.: Мозаика-Синтез, 1996. – 160 с.
7. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой. – М.: Просвещение, 1980. – 345 с.
8. Терёхина, О.А. Адаптационная площадка / О. А. Терёхина // Пралеска. – № 4,6 / 2008г. – С. 29-33.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы
- Психолого-педагогические аспекты обучения младших школьников
- Формирование опыта творческой деятельности младших школьников в контексте личностно ориентированного обучения
- Детская литература как средство формирования гендерных стереотипов
- К вопросу о полоролевых различиях мальчиков и девочек дошкольного возраста в экологическом образовании
- Содержание нравственного воспитания школьников
- Особенности социализации детей-сирот
- Принципы формирования культуры здоровья младших школьников и младших подростков
- Формирование экологической культуры у младших школьников
- Развитие субъектности у детей посредством совместного просмотра мультфильмов
- Пейзажная живопись и ее значение для ребенка
- Работа в школе по профилактике вовлечения в деструктивные секты
- Позитивный аспект игровых комплексных упражнений творческого характера в структуре уроков математики начальной школы
- Социальная среда детского оздоровительного лагеря как условие самореализации личности ребенка
- Роль игрушки в полоролевом воспитании дошкольников
- Использование интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников
- Особенности общения учащихся начальных классов
- 4. Психологические.
- Некоторые секреты «школьного» здоровья доктора базарного
- Детские страхи в дошкольном возрасте
- Формирование правильного чтения первоклассников на основе применения дидактических игр в период обучения грамоте
- Особенности полоролевой социализации детей в неполных семьях Гукова е.В.
- Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений
- Семья и брак в системе ценностных ориентаций старшеклассников
- Фарміраванне маўленчай культуры малодшых школьнікаў сродкамі беларускага фальклору Дзярнова а.У.
- Использование экологических сказок в формировании у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе
- К вопросу о педагогической культуре родителей
- Средствами субъективизации
- Формирование у младших школьников знаний о правилах поведения в природе
- Правядзенне нестандартных ўрокаў пры вывучэнні блока ведаў “мая радзіма – беларусь” у 4 класе
- Компьютерные технологии как средство активизации познавательной деятельности в обучении младших школьников с целью формирования и развития коммуникативной культуры
- Анализ деятельности учреждений внешкольного воспитания и обучения витебской области в 2010–2011 учебном году
- Реализация методики субъективизации на уроках литературного чтения
- Работа над скороговоркой как средство совершенствования дикционных навыков младших школьников
- Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах
- Использование интерактивных информационно-обучающих средств в формировании миропознания младших школьников
- Психолого-педагогические основы творческой деятельности
- Моделирование текстовых задач как средство математического развития младших школьников
- Умения каллиграфического письма как цель и результат обучения младших школьников письму
- Имидж современного учителя как важный фактор восприятия педагогической профессии
- Познавательно-практическая деятельность как средство умственного развития детей младшего дошкольного возраста
- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ручного ткачества
- Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике
- Олимпийское образование в образовательном пространстве младших школьников
- Уровень
- Начальная школа
- Малые фольклорные жанры как средство повышения познавательного интереса младших школьников к урокам математики
- Раскрытие экологических связей в природе при изучении курса «человек и мир»
- Педагогическая поддержка творчески одаренных детей
- Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
- Развитие коммуникативных и организаторских умений младших школьников на основе групповой деятельности в курсе «окружающий мир»
- Педагогические условия формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики
- Проблема выбора содержания и форм семейного досуга
- Как научить младших школьников читать?
- Роль детской литературы в терапии «потерь»
- Современные подходы к классификации сказок
- Детские капризы: причины, пути предупреждения и преодоления
- Виды современного родительства
- Влияние семейных факторов на агрессивное поведение детей
- История происхождения и развития детской игры
- Ребенок и экран
- Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях педагогического колледжа
- Развитие коммуникативной компетенции в процессе психосоциальной адаптации выпускников интерната в образовательной среде учреждения среднего специального образования
- Начальной школы
- Этнокультурная компетентность
- Развіццё творчых здольнасцей вучняў пачатковых класаў праз мадэліраванне казак
- Формирование гражданственности младших школьников
- Идеографическая классификация фразеологических единиц немецкого языка, используемых при изучении курса в средней школе
- К проблеме развития мелкой моторики у леворуких детей в современной школе
- Развитие математического мышления младших школьников с помощью решения нестандартных задач
- Формирование умений у младших школьников выполнять и составлять творческие задания на занятиях по труду
- Развитие исследовательских способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
- Отношения детей к окружающей среде
- Формы и методы взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению
- Влияние анимационных фильмов на проявление тревожности у младших школьников
- Психологические условия формированиЯ ценностного отношения к материнству у девушек из полной и неполной семЕй
- Воспитательный потенциал сказки в субкультуре дошкольника
- Формирование нравственных качеств у учащихся начальных классов
- Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства
- Применение занимательного материала на уроках математики в начальных классах
- Профессиональное самоопределение старших подростков как многокомпонентная система
- Затруднения старших подростков в профессиональном самоопределении
- Девиантного поведения
- Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте
- Новые подходы в методике преподавания коммуникативного курса русского языка в начальных классах
- Социальная подсистема личностных особенностей несовершеннолетних с делинквентным поведением
- Развития личности школьника
- Дидактическая игра как средство экологического образования старших дошкольников
- Поведением к здоровому образу жизни
- О значении поговорок и пословиц для осмысления подтекста басен
- Применение дидактических игр на уроках математики в начальных классах
- Специфика развития ребенка в современном информационном пространстве
- Экологические проекты в начальной школе
- Объединениях и группировках
- Стиль семейного воспитания как один из факторов девиантного поведения подростков
- Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей (по системе в.Ф. Базарного)
- Роль некоторых единиц лингвистической системы в развитии фонематического слуха младших школьников
- Смысложизненные ценности и профессиональный выбор брестских школьников
- Часть II. Теория музыки. Теория и методика
- Музыкального образования
- Воспитательный процесс в высшем учебном заведении
- (На примере поликультурного воспитания)
- Развитие интереса к музыкальной деятельности у младших школьников
- Методические аспекты концертмейстерской подготовки будущих учителей музыки
- Бесценное наследие
- Роль диалогических методов в повышении качества музыкальной подготовки младших школьников
- Развитие эвристического мышления младших школьников в процессе восприятия образного содержания музыкального произведения
- Развитие музыкальной памяти у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах
- Коллективное инструментальное исполнительство на простейших музыкальных инструментах как средство развития исполнительских умений детей младшего школьного возраста
- Использование мультимедиа при обучении музыке
- Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки в школе
- Влияние музыкально-образовательной среды на формирование личности композитора андрея эшпая
- Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки посредством информационных технологий
- Содержание
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения
- Часть II. История музыки. Теория и методика музыкального образования
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.