logo
Конференция_Мир Детства 1

Содержание нравственного воспитания школьников

Баранок В.Н., кандидат педагогических наук, доцент

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Прогрессивное развитие коллективов, общества и мирового сообщества в целом, невозможно без нравственного воспитания человека. Актуальность нравственного воспитания человека постоянно возрастает. Это вызвано:

- необходимостью постоянного повышения общей культуры человека, в том числе и культуры общения;

- увеличением числа ежедневного соприкосновения человека с другими людьми;

- значительным ростом численности населения стран и планеты в целом и соответствующим уменьшением жизненного пространства, приходящегося на одного человека и т.д.

Без глубокого освоения человеком основ морали он не сможет:

- разобраться в сложных жизненных взаимоотношениях;

- определить свое место в жизни;

- принимать активнее участие в ее совершенствовании;

Красота межличностного общения доставляет человеку наслаждение и удовольствие; делает приятными встречи с людьми.

Аморальная жизнь ведет человека к деградации как личности, семьянина, гражданина и, в конечном итоге, к самоуничтожению.

Большой вклад в разработку теории и методики нравственного воспитания человека внесли педагоги – классики Я.А.Коменский, Д.Локк, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, И.Гербарт, А.Н.Толстой, К.Д.Ушинский.

«Весь труд и все искусство воспитания должны быть направлены к тому, чтобы вооружить душу добродетелью, закрепить ее в ней…», - писал Д.Локк.

Значительный вклад в разработку проблем нравственного воспитания внесли такие видные ученые как В.А.Сухомлинский, Н.И.Болдырев, О.С.Богданова, И.С.Марьенко, Д.И.Ведзинский, К.В.Гавриловец, И.И.Казимирская и др.

Нравственное воспитание школьников – это сложный педагогический процесс, который направлен на достижение целого ряда целей. А именно, целями нравственного воспитания школьников являются:

- сформировать каждого школьника духовно богатой, высокообразованной и высококультурной личностью, пропагандистом правил, норм и принципов высоконравственного поведения;

- сформировать из учащихся класса коллектив нравственного самовоспитания и нравственного воспитания сверстников, младших и старших товарищей; оказывать помощь в формировании аналогичных общешкольного и внутришкольного коллективов;

- сформировать у воспитанников потребность в нравственном самосовершенствовании, нравственном совершенствовании других людей;

- перевести индивидуальное и коллективное нравственное совершенствование в самосовершенствование, самораскрытие, саморазвитие и самоформирование.

Многообразие целей нравственного воспитания школьников приводит к необходимости реализации сложной программы их достижения. Программное содержание нравственного воспитания школьников должно как минимум включать их психологическую, теоретическую, методическую и практическую подготовку.

Психологическая подготовка каждого школьника включает:

- помощь ему в осознании личной и общественной значимости высоконравственного поведения;

- выработку у него эмоционально-ценностного отношения к нравственному самовоспитанию и нравственному воспитанию сверстников, младших и старших товарищей, имеющего личностный смысл;

- формирование убеждения в необходимости нравственного самовоспитания и нравственного воспитания других людей;

- формирование желания проявлять образцы высококультурного поведения; изучать, сохранять и приумножать прогрессивные традиции высоконравственных взаимоотношений между людьми.

Теоретическая и методическая подготовка школьника к нравственному самовоспитанию и нравственному воспитанию других людей призвана вооружать их знаниями по:

- истории, теории, методике и практике высоконравственного поведения;

- теории и методике нравственного самовоспитания;

- теории и методике нравственного воспитания сверстников, младших и старших товарищей;

- теории и методике организации и управления коллективами по нравственному самовоспитанию и нравственному воспитанию других людей.

Практическая подготовка школьников к нравственному самовоспитанию и нравственному воспитанию других людей должна быть направлена на:

- развитие у них психических познавательных процессов;

- формирование навыков и умений, привычек высоконравственного поведения, нравственного самовоспитания и нравственного воспитания сверстников, младших и старших товарищей;

- воспитание необходимых для высоконравственного поведения качеств и чувств;

- накопление социального ценного жизненного опыта высоконравственного поведения.

Все элементы нравственного воспитания школьников тесно взаимосвязаны между собой и закладывают основы для проявления им культуры высоконравственных отношений.

Список цитированных источников:

  1. Локк, Д. Педагогические сочинения / Д.Локк. – М., 1939. – с. 112 – 113.