logo
Конференция_Мир Детства 1

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки в школе

Пушкарь Н.В., аспирантка 2 курса

(г. Калининград, БФУ им. И. Канта)

Научный руководитель – Самсонова Н.В., доктор педагогических наук, профессор

В период вхождения в мировое образовательное пространство и перехода к информационному обществу, человечество должно обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры для того, чтобы свободно ориентироваться в возросшем информационном потоке. Знания новых информационных технологий и умение их применять в различных ситуациях, зачастую требующих нетрадиционного творческого подхода, особенно когда речь идет об искусстве является одним из аспектов информационной культуры.

В современном образовании для более быстрого восприятия и возможности переработки большего количества информации, овладению современными средствами, методами и технологиями у учащихся актуальным является не только изучение, но и применение педагогических технологий на уроках.

Использование компьютерных технологий в учебном процессе еще достаточно новый метод, и готовых материалов – электронных пособий, специальных обучающих программ по предмету «Музыка» очень мало. Становится понятна роль учителя, решающего дидактические задачи с использованием компьютера. Информация дает возможность не просто решать эти задачи, а сделать решение оптимальным, что существенно повышает эффективность процесса обучения через богатые возможности компьютерной информации. Такой дидактический приём, как видеометод и использование компьютера – экранное преподнесение информации служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, помогая учителю четко реализовать все дидактические функции учителя: подбирать материал, вести диалог на основе выбранной информации, увлекать, создавать эффективные условия взаимодействия учителя и ученика [11, c. 47-49].

Современные педагогические технологии сложно представить без широкого применения новых информационных компьютерных технологий. Большой интерес к современным компьютерным системам является мотивационной основой учебной деятельности. Именно информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции методов, реализовывать заложенные в них потенциальные возможности; они становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания [4, c. 27].

Актуальным для преподавания музыки в общеобразовательной школе становится широкое использование мультимедийных средств обучения. Это мультимедийный компьютер, укомплектованный звуковой стереокартой, приводом DVD/CD-ROM, звуковыми стереоколонками, микрофоном, видеокартой; устройства ввода видеоизображений в компьютер для оцифровки; различные экраны; мультимедиа проектор; устройства аудио - и видеовоспроизведения и отображения информации [9; 12].

Для успешного обучения школьников в информационно-коммуникативных технологиях сочетается ряд компонентов, среди которых можно выделить и телевизионное изображение, и анимация, и графика, и звук. С помощью компьютерных программ можно не только повысить уровень интереса к урокам музыки, но и решить проблемы с наглядными пособиями, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала. Можно отметить что, фрагменты уроков, на которых используются мультимедийные презентации, выполняют один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности [5].

Благодаря использованию мультимедийных пособий, ученики показывают более высокую активность на уроках, охотно высказывают своё мнение, размышляют, рассуждают. Демонстрационный зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки. Основой развития музыкального мышления детей становится неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразие вариантов «слышания» («видения») конкретных музыкальных сочинений, что позволяет учащимся устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой, художественной фотографией и т. п. [7, c. 157-159].

Таким образом, можно четко выделить преимущества использования информационно-коммуникативных технологий перед традиционным обучением:

Наряду с преимуществами использования ИКТ на уроках музыки в школах, к сожалению, существует и ряд проблем, связанный в том числе:

В современном школьном образовании для осуществления главной задачи – усвоения знаний школьниками – необходимо использование информационно-коммуникационных технологий, что позволяет изменить облик современного урока, а значит сделать процесс обучения более занимательным, познавательным, интересным, активным, то есть таким, который отвечает тенденциям современного образования, предоставляя нужную информацию в нужное время.

Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными технологиями обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания [2].

Таким образом, использование информационно-коммуникативных технологий позволяет решать ряд задач: повышают интерес к предмету, а также успеваемость и качество знаний учащихся, дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, развивает творческие, исследовательские способности учащихся, способствует приобретению навыков самоорганизации, развивает у учащихся логическое мышление. Всё это, в конечном счёте, способствует оптимизации учебного процесса на основе его информатизации.

Список цитированных источников:

  1. Абдрашитова, Е.Е. Музыкально-компьютерные технологии в сельской школе / Е.Е. Абдрашитова // Музыка в школе. – 2009. - №1. – С. 33-36.

  2. Афанасьева, О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе / О.В. Афанасьева // Музыка в школе. – 2007. - №5,6. Раздел «Музыкальная электроника».

  3. Баженова, Л.М. Медиаобразование как средство художественного развития младших школьников / Л.М. Баженова // Начальная школа. – 2002. - №5. – С.50-54.

  4. Бороздин, А.О. Применение музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе / А.О. Бороздин // Музыка в школе. – 2006. - №1. – С. 27-31.

  5. Глаголева, Н.А. Электронное музыкальное творчество в общеобразовательной школе / Н.А. Глаголева. – М.: Ижица, 2004. 96.

  6. Затямина, Т.А. Компьютерные технологии на уроках музыки / Т.А. Затямина // Искусство в школе. – 2006. - №5. – С. 41-43.

  7. Комарова, И. Использование информационных технологий в совершенствовании системы образования / И. Комарова // Народное образование. – 2006. - №2. – С. 157 – 159.

  8. Красильников, И.И. Концепция музыкального обучения на основе цифрового инструментария / И.И. Красильников // Искусство в школе. – 2005. - №2. – С. 37-40.

  9. Кривошеева, А.О. Разработка и использование компьютерных обучающих программ / А.О. Кривошеева // Информационные технологии. – 1996. - № 2.

  10. Меньшикова, Н.А. Мультимедиа реклама музыкального произведения как средство формирования интереса учащихся к классическому искусству / Меньшикова Н.А. // Музыка в школе. – 2007. - №4 – С.20-27.

  11. Садикова, И.М. Обучающие компьютерные программы на уроке музыки / И.М. Садикова // Музыка в школе. – 2009. - №3. – С. 47-49.

  12. Холупова, Л.И. Использование мультимедийных технологий в учебном процессе / Л.И. Холупова // Культура. Наука. Творчество: материалы III Между- нар. науч.-практ. конф. - М, 2009. - 524 с.

  13. Цветанова-Чурукова Л.З. Информационные технологии // Начальная школа. – 2008. - №8. – С. 84-88.