Формирование правильного чтения первоклассников на основе применения дидактических игр в период обучения грамоте
Глизерина Н.Д., г. Йошкар-Ола, ФНК ФГБОУ ВПО МарГУ,
кандидат педагогических наук, доцент
Качаева А.В., студентка 6 курса
(Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ФНК ФГБОУ ВПО МарГУ)
Обучение грамоте является начальной ступенью изучения русского языка в школе и предполагает овладение детьми элементарными умениями чтения. Полноценный и достаточно автоматизированный навык чтения, формирующийся в начальных классах, выступает как необходимое средство приобретения знаний, помогает школьнику постоянно расширять свой кругозор, создает благоприятные условия для развития его умственных способностей, воображения, способствует творческой деятельности в различных областях.
В теоретико-методическом наследии Ф.И. Буслаева, К.Д. Ушинского, И.И. Срезневского, A.M. Пешковского, а также современных ученых-методистов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, В.Г. Горецкого, Л.Ф. Климановой, М.И. Омороковой и других большое внимание уделяется вопросам обучения чтению, формирования прочного навыка чтения. Постоянно совершенствуются методика обучения чтению, программы по данному предмету, методический аппарат и характер материала книг для чтения, структура урока чтения.
В методике чтение определяется как «процесс перекодирования графически зафиксированного текста в звуковую речь, ее понимание или непосредственно в смысловые единицы, без звукового оформления» [1, с. 265].
Результаты экспериментальных исследований и практика современной школы по выработке навыка чтения свидетельствуют о неравномерности его формирования. Если в период обучения грамоте первоклассники показывают сравнительно высокие результаты овладения элементарными умениями чтения (слоговой способ чтения, осознанность), то уже на втором году обучения намечается замедление, спад в становлении навыка чтения. В целом от 5% до 12% учащихся начальных классов овладевают навыком чтения ниже требуемого стандартом образования уровня по темпу, способу и правильности чтения.
Как показал констатирующий эксперимент, проведенный нами, нарушения правильности чтения (пропуски, замены, искажения слогов и слов) наблюдаются у 65% - 70% обучающихся 1-го класса. Поскольку правильность является основой адекватного понимания прочитанного, необходима специальная работа над правильностью чтения, предусматривающая в частности применение на уроках обучения грамоте дидактических игр.
Вопрос о роли игровой деятельности в обучении детей рассматривается в работах выдающихся педагогов и психологов Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.С. Макаренко, Д.Б. Эльконина и других. Термин «дидактические игры» впервые ввели Ф. Фебель и М. Монтессори.
Дидактические игры - это «специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры» [3, с. 71].
Цель настоящего исследования заключалась в теоретическом обосновании и практической реализации работы по формированию правильного чтения младших школьников в период обучения грамоте на основе применения дидактических игр.
Задачи исследования:
1) проанализировать научную литературу по теме исследования;
2) подобрать дидактические игры, применяемые в период обучения грамоте и способствующие формированию правильного чтения обучающихся.
3) провести опытно-экспериментальное исследование и проанализировать его результаты.
На констатирующем этапа эксперимента было выявлено, что уровень сформированности навыка чтения первоклассников является недостаточным. Значительное количество школьников допускает ошибки при чтении. Поэтому было выдвинуто предположение о том, что формирование правильного чтения обучающихся в период обучения грамоте будет более результативным, если:
- учитель будет знать группы типичных ошибок в чтении и причины их возникновения у первоклассников;
- на уроках обучения грамоте будут систематически использоваться дидактические игры, подобранные и разработанные с учетом результатов диагностики чтения;
- дидактические игры будут направлены на совершенствование зрительного восприятия, обогащение лексического состава речи, развитие смысловой догадки, повышение уровня осознанности чтения.
В рамках формирующего эксперимента на уроках обучения грамоте вводились дидактические игры, способствующие формированию правильного чтения обучающихся. Игры были подобраны с учетом выявленных частотных нарушений чтения (пропусков, замен, искажений слогов и слов, ошибок в постановке ударения) и предусматривали тренировку зрительного восприятия, обогащение речи детей новыми словами или новыми значениями уже известных слов, развитие смысловой догадки, совершенствование понимания прочитанного. Приведем в качестве примера некоторые из них [2].
1. Игры, направленные на развитие зрительного восприятия и преодоление пропусков и замен при чтении.
Помоги слову найти последнюю букву
Оборудование: касса букв и слогов.
Описание игры. Учитель выставляет (пишет на доске) в два столбика начала слов и их последние буквы:
СЛО З
ГЛА М
СТО К
ГРО Н
КРИ Л
ПЛО Б
ГРИ В
Ученик по вызову учителя соединяет начало слова с буквой и прочитывает получившееся слово.
Может быть и такой вариант игры: задание размещается на индивидуальных карточках. Победителем является тот, кто раньше других выполнит задание.
2. Игры, способствующие обогащению речи детей на уровне лексики и преодолению искажений, акцентологических ошибок.
Наоборот
Оборудование: карточки слов.
Описание игры. Учитель называет слова, дети из карточек слов, выставленных на доске, выбирают те, на которых даны слова с противоположным значением.
3. Игры, предусматривающие развитие смысловой догадки, осознанности чтения и направленные на преодоление пропусков, замен, нарушений орфоэпических норм.
Парашюты
Оборудование: бумажные парашюты, к стропам которых прикреплены буквы.
Описание игры. На доске столбик слов с пропущенными буквами. На наборном полотне парашюты, количество которых соответствует количеству слов в столбике. Вызванный ученик прикрепляет нужный парашют к слову таким образом, чтобы буква точно «приземлилась» на своем месте, и читает слово.
На контрольном этапе исследования в экспериментальной группе была выявлена положительная динамика уровня сформированности навыка чтения обучающихся: по сравнению с констатирующим этапом количество школьников с высоким уровнем возросло на 15%, а с низким - уменьшилось на 20%. В контрольной группе число обучающихся с высоким уровнем увеличилось на 5%, а с низким – осталось прежним.
В экспериментальной группе на контрольном этапе, по сравнению с констатирующим, в положительную сторону изменились показатели правильности чтения: уменьшилось количество детей с ошибками в окончаниях слов на 5%, с заменами в чтении – на 15%, с перестановками – на 10%, с ошибками в постановке ударения – на 5%, с искажениями – на 25%. У детей контрольной группы на контрольном этапе эксперимента значимая положительная динамика не выявлена.
В целом на контрольном этапе в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной, количество обучающихся с высоким уровнем сформированности навыка чтения составило на 10% больше, с уровнем выше среднего - на 5% меньше, со средним уровнем на 5% больше, с низким - на 10% меньше.
Результаты исследования позволяют сделать вывод о целесообразности введения на уроках обучения грамоте дидактических игр для формирования правильного чтения первоклассников.
Список цитированных источников:
Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 1999. – 272 с.
Максимук, Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению: пособие для учителей начальных классов. – М.: ВАКО, 2006. - 128 с.
Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.
Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М: Владос – пресс, 2004. – 304 с.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы
- Психолого-педагогические аспекты обучения младших школьников
- Формирование опыта творческой деятельности младших школьников в контексте личностно ориентированного обучения
- Детская литература как средство формирования гендерных стереотипов
- К вопросу о полоролевых различиях мальчиков и девочек дошкольного возраста в экологическом образовании
- Содержание нравственного воспитания школьников
- Особенности социализации детей-сирот
- Принципы формирования культуры здоровья младших школьников и младших подростков
- Формирование экологической культуры у младших школьников
- Развитие субъектности у детей посредством совместного просмотра мультфильмов
- Пейзажная живопись и ее значение для ребенка
- Работа в школе по профилактике вовлечения в деструктивные секты
- Позитивный аспект игровых комплексных упражнений творческого характера в структуре уроков математики начальной школы
- Социальная среда детского оздоровительного лагеря как условие самореализации личности ребенка
- Роль игрушки в полоролевом воспитании дошкольников
- Использование интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников
- Особенности общения учащихся начальных классов
- 4. Психологические.
- Некоторые секреты «школьного» здоровья доктора базарного
- Детские страхи в дошкольном возрасте
- Формирование правильного чтения первоклассников на основе применения дидактических игр в период обучения грамоте
- Особенности полоролевой социализации детей в неполных семьях Гукова е.В.
- Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений
- Семья и брак в системе ценностных ориентаций старшеклассников
- Фарміраванне маўленчай культуры малодшых школьнікаў сродкамі беларускага фальклору Дзярнова а.У.
- Использование экологических сказок в формировании у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе
- К вопросу о педагогической культуре родителей
- Средствами субъективизации
- Формирование у младших школьников знаний о правилах поведения в природе
- Правядзенне нестандартных ўрокаў пры вывучэнні блока ведаў “мая радзіма – беларусь” у 4 класе
- Компьютерные технологии как средство активизации познавательной деятельности в обучении младших школьников с целью формирования и развития коммуникативной культуры
- Анализ деятельности учреждений внешкольного воспитания и обучения витебской области в 2010–2011 учебном году
- Реализация методики субъективизации на уроках литературного чтения
- Работа над скороговоркой как средство совершенствования дикционных навыков младших школьников
- Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах
- Использование интерактивных информационно-обучающих средств в формировании миропознания младших школьников
- Психолого-педагогические основы творческой деятельности
- Моделирование текстовых задач как средство математического развития младших школьников
- Умения каллиграфического письма как цель и результат обучения младших школьников письму
- Имидж современного учителя как важный фактор восприятия педагогической профессии
- Познавательно-практическая деятельность как средство умственного развития детей младшего дошкольного возраста
- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ручного ткачества
- Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике
- Олимпийское образование в образовательном пространстве младших школьников
- Уровень
- Начальная школа
- Малые фольклорные жанры как средство повышения познавательного интереса младших школьников к урокам математики
- Раскрытие экологических связей в природе при изучении курса «человек и мир»
- Педагогическая поддержка творчески одаренных детей
- Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
- Развитие коммуникативных и организаторских умений младших школьников на основе групповой деятельности в курсе «окружающий мир»
- Педагогические условия формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики
- Проблема выбора содержания и форм семейного досуга
- Как научить младших школьников читать?
- Роль детской литературы в терапии «потерь»
- Современные подходы к классификации сказок
- Детские капризы: причины, пути предупреждения и преодоления
- Виды современного родительства
- Влияние семейных факторов на агрессивное поведение детей
- История происхождения и развития детской игры
- Ребенок и экран
- Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях педагогического колледжа
- Развитие коммуникативной компетенции в процессе психосоциальной адаптации выпускников интерната в образовательной среде учреждения среднего специального образования
- Начальной школы
- Этнокультурная компетентность
- Развіццё творчых здольнасцей вучняў пачатковых класаў праз мадэліраванне казак
- Формирование гражданственности младших школьников
- Идеографическая классификация фразеологических единиц немецкого языка, используемых при изучении курса в средней школе
- К проблеме развития мелкой моторики у леворуких детей в современной школе
- Развитие математического мышления младших школьников с помощью решения нестандартных задач
- Формирование умений у младших школьников выполнять и составлять творческие задания на занятиях по труду
- Развитие исследовательских способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
- Отношения детей к окружающей среде
- Формы и методы взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению
- Влияние анимационных фильмов на проявление тревожности у младших школьников
- Психологические условия формированиЯ ценностного отношения к материнству у девушек из полной и неполной семЕй
- Воспитательный потенциал сказки в субкультуре дошкольника
- Формирование нравственных качеств у учащихся начальных классов
- Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства
- Применение занимательного материала на уроках математики в начальных классах
- Профессиональное самоопределение старших подростков как многокомпонентная система
- Затруднения старших подростков в профессиональном самоопределении
- Девиантного поведения
- Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте
- Новые подходы в методике преподавания коммуникативного курса русского языка в начальных классах
- Социальная подсистема личностных особенностей несовершеннолетних с делинквентным поведением
- Развития личности школьника
- Дидактическая игра как средство экологического образования старших дошкольников
- Поведением к здоровому образу жизни
- О значении поговорок и пословиц для осмысления подтекста басен
- Применение дидактических игр на уроках математики в начальных классах
- Специфика развития ребенка в современном информационном пространстве
- Экологические проекты в начальной школе
- Объединениях и группировках
- Стиль семейного воспитания как один из факторов девиантного поведения подростков
- Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей (по системе в.Ф. Базарного)
- Роль некоторых единиц лингвистической системы в развитии фонематического слуха младших школьников
- Смысложизненные ценности и профессиональный выбор брестских школьников
- Часть II. Теория музыки. Теория и методика
- Музыкального образования
- Воспитательный процесс в высшем учебном заведении
- (На примере поликультурного воспитания)
- Развитие интереса к музыкальной деятельности у младших школьников
- Методические аспекты концертмейстерской подготовки будущих учителей музыки
- Бесценное наследие
- Роль диалогических методов в повышении качества музыкальной подготовки младших школьников
- Развитие эвристического мышления младших школьников в процессе восприятия образного содержания музыкального произведения
- Развитие музыкальной памяти у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах
- Коллективное инструментальное исполнительство на простейших музыкальных инструментах как средство развития исполнительских умений детей младшего школьного возраста
- Использование мультимедиа при обучении музыке
- Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки в школе
- Влияние музыкально-образовательной среды на формирование личности композитора андрея эшпая
- Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки посредством информационных технологий
- Содержание
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения
- Часть II. История музыки. Теория и методика музыкального образования
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.