logo
Конференция_Мир Детства 1

Формирование правильного чтения первоклассников на основе применения дидактических игр в период обучения грамоте

Глизерина Н.Д., г. Йошкар-Ола, ФНК ФГБОУ ВПО МарГУ,

кандидат педагогических наук, доцент

Качаева А.В., студентка 6 курса

(Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ФНК ФГБОУ ВПО МарГУ)

Обучение грамоте является начальной ступенью изучения русского языка в школе и предполагает овладение детьми элементарными умениями чтения. Полноценный и достаточно автоматизированный навык чтения, формирующийся в начальных классах, выступает как необходимое средство приобретения знаний, помогает школьнику постоянно расширять свой кругозор, создает благоприятные условия для развития его умственных способностей, воображения, способствует творческой деятельности в различных областях.

В теоретико-методическом наследии Ф.И. Буслаева, К.Д. Ушинского, И.И. Срезневского, A.M. Пешковского, а также современных ученых-методистов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, В.Г. Горецкого, Л.Ф. Климановой, М.И. Омороковой и других большое внимание уделяется вопросам обучения чтению, формирования прочного навыка чтения. Постоянно совершенствуются методика обучения чтению, программы по данному предмету, методический аппарат и характер материала книг для чтения, структура урока чтения.

В методике чтение определяется как «процесс перекодирования графически зафиксированного текста в звуковую речь, ее понимание или непосредственно в смысловые единицы, без звукового оформления» [1, с. 265].

Результаты экспериментальных исследований и практика современной школы по выработке навыка чтения свидетельствуют о неравномерности его формирования. Если в период обучения грамоте первоклассники показывают сравнительно высокие результаты овладения элементарными умениями чтения (слоговой способ чтения, осознанность), то уже на втором году обучения намечается замедление, спад в становлении навыка чтения. В целом от 5% до 12% учащихся начальных классов овладевают навыком чтения ниже требуемого стандартом образования уровня по темпу, способу и правильности чтения.

Как показал констатирующий эксперимент, проведенный нами, нарушения правильности чтения (пропуски, замены, искажения слогов и слов) наблюдаются у 65% - 70% обучающихся 1-го класса. Поскольку правильность является основой адекватного понимания прочитанного, необходима специальная работа над правильностью чтения, предусматривающая в частности применение на уроках обучения грамоте дидактических игр.

Вопрос о роли игровой деятельности в обучении детей рассматривается в работах выдающихся педагогов и психологов Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.С. Макаренко, Д.Б. Эльконина и других. Термин «дидактические игры» впервые ввели Ф. Фебель и М. Монтессори.

Дидактические игры - это «специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры» [3, с. 71].

Цель настоящего исследования заключалась в теоретическом обосновании и практической реализации работы по формированию правильного чтения младших школьников в период обучения грамоте на основе применения дидактических игр.

Задачи исследования:

1) проанализировать научную литературу по теме исследования;

2) подобрать дидактические игры, применяемые в период обучения грамоте и способствующие формированию правильного чтения обучающихся.

3) провести опытно-экспериментальное исследование и проанализировать его результаты.

На констатирующем этапа эксперимента было выявлено, что уровень сформированности навыка чтения первоклассников является недостаточным. Значительное количество школьников допускает ошибки при чтении. Поэтому было выдвинуто предположение о том, что формирование правильного чтения обучающихся в период обучения грамоте будет более результативным, если:

- учитель будет знать группы типичных ошибок в чтении и причины их возникновения у первоклассников;

- на уроках обучения грамоте будут систематически использоваться дидактические игры, подобранные и разработанные с учетом результатов диагностики чтения;

- дидактические игры будут направлены на совершенствование зрительного восприятия, обогащение лексического состава речи, развитие смысловой догадки, повышение уровня осознанности чтения.

В рамках формирующего эксперимента на уроках обучения грамоте вводились дидактические игры, способствующие формированию правильного чтения обучающихся. Игры были подобраны с учетом выявленных частотных нарушений чтения (пропусков, замен, искажений слогов и слов, ошибок в постановке ударения) и предусматривали тренировку зрительного восприятия, обогащение речи детей новыми словами или новыми значениями уже известных слов, развитие смысловой догадки, совершенствование понимания прочитанного. Приведем в качестве примера некоторые из них [2].

1. Игры, направленные на развитие зрительного восприятия и преодоление пропусков и замен при чтении.

Помоги слову найти последнюю букву

Оборудование: касса букв и слогов.

Описание игры. Учитель выставляет (пишет на доске) в два столбика начала слов и их последние буквы:

СЛО З

ГЛА М

СТО К

ГРО Н

КРИ Л

ПЛО Б

ГРИ В

Ученик по вызову учителя соединяет начало слова с буквой и прочитывает получившееся слово.

Может быть и такой вариант игры: задание размещается на индивидуальных карточках. Победителем является тот, кто раньше других выполнит задание.

2. Игры, способствующие обогащению речи детей на уровне лексики и преодолению искажений, акцентологических ошибок.

Наоборот

Оборудование: карточки слов.

Описание игры. Учитель называет слова, дети из карточек слов, выставленных на доске, выбирают те, на которых даны слова с противоположным значением.

3. Игры, предусматривающие развитие смысловой догадки, осознанности чтения и направленные на преодоление пропусков, замен, нарушений орфоэпических норм.

Парашюты

Оборудование: бумажные парашюты, к стропам которых прикреплены буквы.

Описание игры. На доске столбик слов с пропущенными буквами. На наборном полотне парашюты, количество которых соответствует количеству слов в столбике. Вызванный ученик прикрепляет нужный парашют к слову таким образом, чтобы буква точно «приземлилась» на своем месте, и читает слово.

На контрольном этапе исследования в экспериментальной группе была выявлена положительная динамика уровня сформированности навыка чтения обучающихся: по сравнению с констатирующим этапом количество школьников с высоким уровнем возросло на 15%, а с низким - уменьшилось на 20%. В контрольной группе число обучающихся с высоким уровнем увеличилось на 5%, а с низким – осталось прежним.

В экспериментальной группе на контрольном этапе, по сравнению с констатирующим, в положительную сторону изменились показатели правильности чтения: уменьшилось количество детей с ошибками в окончаниях слов на 5%, с заменами в чтении – на 15%, с перестановками – на 10%, с ошибками в постановке ударения – на 5%, с искажениями – на 25%. У детей контрольной группы на контрольном этапе эксперимента значимая положительная динамика не выявлена.

В целом на контрольном этапе в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной, количество обучающихся с высоким уровнем сформированности навыка чтения составило на 10% больше, с уровнем выше среднего - на 5% меньше, со средним уровнем на 5% больше, с низким - на 10% меньше.

Результаты исследования позволяют сделать вывод о целесообразности введения на уроках обучения грамоте дидактических игр для формирования правильного чтения первоклассников.

Список цитированных источников:

  1. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 1999. – 272 с.

  2. Максимук, Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению: пособие для учителей начальных классов. – М.: ВАКО, 2006. - 128 с.

  3. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.

  4. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М: Владос – пресс, 2004. – 304 с.