Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях педагогического колледжа
Рыбакова О.Н., магистрант
(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)
Научный руководитель – Минаева В.М., кандидат педагогических наук, доцент
Проблема развития личности, путей её формирования, как известно, является не новой и в то же время необходимой. Актуальность проблемы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обусловлена тем, что выпускники интернатных учреждений – «необходимая для нормального функционирования общества социальная группа» [1].
В последние годы особенно усилился интерес исследователей к научному осмыслению социализации детей-сирот в условиях переходного периода, в котором закладываются основы и частично формируются долговременные, стратегические жизненные установки и ценностные ориентации. К изучению личностных и характерологических особенностей детей-сирот обращались многие отечественные и зарубежные исследователи: И.А.Арямов, И.Е.Байтингер, Дж.Боулби, Я.Корчак, А.С.Макаренко, В.С.Мухина, А. М.Прихожан, Н.Н.Толстых и др. Они установили, что у детей-сирот проявляются: затрудненность и поверхностность общения, выражающиеся в несформированности умения контактировать с людьми при наличии стремления к общению; агрессивность – мгновенно возникающая враждебность; иждевенческая позиция; недостаточная инициативность; неразвитость эмоциональной сферы.
Юность и, как правило, совпадающая с ней пора студенчества есть тот особый сензитивный период, когда наиболее полно, ценностно-ориентированно идет процесс социализации. На основе гуманистических принципов, общенравственных приоритетов личность выстраивает взаимоотношения качественно нового типа, как с внутренним миром, так и внешним, что способствует её полноценному личностному росту. Именно поэтому период обучения в колледже мы считаем важнейшим этапом в процессе социализации выпускников интернатных учреждений.
Социализация детей-сирот в условиях колледжа представляет собой процесс вхождения молодых людей в жизнь общества, сущность которого составляет триединство: социальная адаптация – социальная идентификация – индивидуализация.
Существенным в данном случае нам представляется становление личности в социуме – усвоение индивидом определенной системы ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, что позволяет функционировать в нем. Выход на уровень осмысления проблемы социализации позволяет вполне объективно обосновать естественную необходимость сознательного, планомерного управления процессом социализации детей-сирот, что, в конечном счете, обеспечит устойчивое их развитие без катаклизмов и потрясений [2].
Сложность влияния образовательного учреждения на процесс социализации детей-сирот в современном обществе заключается ещё и в том, что для молодого поколения XXI века значимыми оказываются индивидуализм, сверхмобильность и риск. Выпускник интернатного учреждения сталкивается с рядом трудностей: все возрастающая скорость жизненных ритмов и многообразие социальных связей усложняют возможность целостного понимания окружающего мира. Духовные жизненные цели подменяются «средствами жизни», борьбой за материальные блага и социальный статус, меркантилизацией содержания жизни, стремлением к получению удовольствий. Именно поэтому система социализации детей-сирот в колледже направлена на социокультурное становление молодого поколения с учетом его особенностей, интересов и смысложизненных целей, а также освоения традиций, ценностей и норм, присущих белорусской ментальности.
В ходе социализации личности надо овладеть способами и средствами понимания сущности вещей реальной действительности, без чего ей будет весьма трудно определиться в выборе субъективной жизненной позиции, гармонично сочетающейся с интересами социума. Важен не объем знаний, а умение применять их на практике. Необходимым условием для этого является способность молодого человека к рефлексии. Учащемуся нельзя дать «всю картину мира», её причинно-следственные связи готовыми, так как целостность мира и себя он может ощутить и осознать только путем духовных усилий. Следовательно, важным составляющим направлением образования является личностно-ориентированное, способствующее успешной социализации молодого поколения в современном обществе.
Развитие рефлексии учащегося-сироты происходит посредством его критического отношения к окружающему миру и самому себе в ходе анализа, оценки, поиска смысла жизнедеятельности. Рефлексия молодого человека – это обсуждение с самим собой и обществом возникающих проблем, внутренних сомнений и трудностей. Она должна развиваться у индивида в образовательном процессе как необходимая для его совершенствования и как составляющая компетенции социализации, определяющей позицию и место субъекта в социуме.
Динамично выстраиваемое образование становится важнейшим фактором, обеспечивающим успешную социализацию, понимаемую как становление социальной сущности человека, включение его в систему общественных отношений, формирование его в качестве субъекта общественной жизни. Воспитательные воздействия в образовательном процессе рассматриваются не как автономные и изолированные социальные действия, а как специфическая, но интегральная часть всей совокупности общественных влияний на развитие молодёжи. Под влиянием этого подхода современная образовательная практика учитывает социальные условия, в которых проходит воспитание.
Социализация проявляется сначала в стихийной неоформленной деятельности, готовящей учащихся-сирот к жизни в данном сообществе. Это происходит путем передачи моделей действий и деятельности в непосредственном труде и совместном коллективном проживании, которое требует совместной коммуникации представителей различных поколений, действий на общий результат.
Молодые люди осваивают не только трудовые и коммуникационные навыки, но и статусно-ролевые позиции, постепенно замещая взрослых в том или ином фрагменте жизни.
Заканчивается процесс социализации полным усвоением данных видов деятельности, выработкой навыка самостоятельного его осуществления. Это комплекс не только знаний и умений, но и понимания, зачем, в каких случаях необходимо их применять, как это влияет на жизнь общества.
Деятельность участников образовательного процесса колледжа направляется на «создание людей», способных оригинально мыслить, выдвигать новые идеи. Творчество должно стать уделом каждого человека. Так, при решении любой проблемы в сознании индивида сталкиваются стереотипы, принятые законы её разрешения, с одной стороны, и новый творческий подход к её решению – с другой, который определяется знаниями, опытом, внутренним миром личности, её морально-нравственными состояниями. Поэтому каждый индивид решает проблему по-своему. Но очень важно сформировать понимание того факта, что, делая жизненный выбор, молодой человек обязан ориентироваться на пробуждение положительных, жизнеутверждающих творческих сил.
В связи с вышеизложенным критериями успешной социализации учащегося, имеющего статус сироты, мы определяем следующие:
успешность в решении социальных и личностных задач;
вариативность мышления;
способность к адаптации в новых социально-экономических условиях;
способность понимания стратегических ориентиров развития общества (ориентация в будущее);
социальная мобильность;
духовность: осознание ценностей и смысла жизни;
готовность к выполнению различных социальных ролей: семейных, профессиональных, гражданских;
национальная идентичность (самосознание).
Таким образом, в системе среднего специального образования для успешного протекания процесса социализации детей-сирот выполняется целенаправленная работа. Она предусматривает учет индивидуальных особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализацию принципа личностно-ориентированного обучения и воспитания, определение критериев для диагностирования и прогнозирования успешной социализации выпускников учреждений образования интернатного типа.
Список цитированных источников:
Шилова, М.И. Многофакторный анализ деформаций характера детей-сирот / Педагогика. – 2010. – №2.
Прохоров, Ю.М. Социализация как социально-педагогическая категория и её процессуально-содержательные характеристики / Социально-педагогическая работа. – 2006. – №2.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы
- Психолого-педагогические аспекты обучения младших школьников
- Формирование опыта творческой деятельности младших школьников в контексте личностно ориентированного обучения
- Детская литература как средство формирования гендерных стереотипов
- К вопросу о полоролевых различиях мальчиков и девочек дошкольного возраста в экологическом образовании
- Содержание нравственного воспитания школьников
- Особенности социализации детей-сирот
- Принципы формирования культуры здоровья младших школьников и младших подростков
- Формирование экологической культуры у младших школьников
- Развитие субъектности у детей посредством совместного просмотра мультфильмов
- Пейзажная живопись и ее значение для ребенка
- Работа в школе по профилактике вовлечения в деструктивные секты
- Позитивный аспект игровых комплексных упражнений творческого характера в структуре уроков математики начальной школы
- Социальная среда детского оздоровительного лагеря как условие самореализации личности ребенка
- Роль игрушки в полоролевом воспитании дошкольников
- Использование интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников
- Особенности общения учащихся начальных классов
- 4. Психологические.
- Некоторые секреты «школьного» здоровья доктора базарного
- Детские страхи в дошкольном возрасте
- Формирование правильного чтения первоклассников на основе применения дидактических игр в период обучения грамоте
- Особенности полоролевой социализации детей в неполных семьях Гукова е.В.
- Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений
- Семья и брак в системе ценностных ориентаций старшеклассников
- Фарміраванне маўленчай культуры малодшых школьнікаў сродкамі беларускага фальклору Дзярнова а.У.
- Использование экологических сказок в формировании у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе
- К вопросу о педагогической культуре родителей
- Средствами субъективизации
- Формирование у младших школьников знаний о правилах поведения в природе
- Правядзенне нестандартных ўрокаў пры вывучэнні блока ведаў “мая радзіма – беларусь” у 4 класе
- Компьютерные технологии как средство активизации познавательной деятельности в обучении младших школьников с целью формирования и развития коммуникативной культуры
- Анализ деятельности учреждений внешкольного воспитания и обучения витебской области в 2010–2011 учебном году
- Реализация методики субъективизации на уроках литературного чтения
- Работа над скороговоркой как средство совершенствования дикционных навыков младших школьников
- Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах
- Использование интерактивных информационно-обучающих средств в формировании миропознания младших школьников
- Психолого-педагогические основы творческой деятельности
- Моделирование текстовых задач как средство математического развития младших школьников
- Умения каллиграфического письма как цель и результат обучения младших школьников письму
- Имидж современного учителя как важный фактор восприятия педагогической профессии
- Познавательно-практическая деятельность как средство умственного развития детей младшего дошкольного возраста
- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ручного ткачества
- Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике
- Олимпийское образование в образовательном пространстве младших школьников
- Уровень
- Начальная школа
- Малые фольклорные жанры как средство повышения познавательного интереса младших школьников к урокам математики
- Раскрытие экологических связей в природе при изучении курса «человек и мир»
- Педагогическая поддержка творчески одаренных детей
- Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
- Развитие коммуникативных и организаторских умений младших школьников на основе групповой деятельности в курсе «окружающий мир»
- Педагогические условия формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики
- Проблема выбора содержания и форм семейного досуга
- Как научить младших школьников читать?
- Роль детской литературы в терапии «потерь»
- Современные подходы к классификации сказок
- Детские капризы: причины, пути предупреждения и преодоления
- Виды современного родительства
- Влияние семейных факторов на агрессивное поведение детей
- История происхождения и развития детской игры
- Ребенок и экран
- Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях педагогического колледжа
- Развитие коммуникативной компетенции в процессе психосоциальной адаптации выпускников интерната в образовательной среде учреждения среднего специального образования
- Начальной школы
- Этнокультурная компетентность
- Развіццё творчых здольнасцей вучняў пачатковых класаў праз мадэліраванне казак
- Формирование гражданственности младших школьников
- Идеографическая классификация фразеологических единиц немецкого языка, используемых при изучении курса в средней школе
- К проблеме развития мелкой моторики у леворуких детей в современной школе
- Развитие математического мышления младших школьников с помощью решения нестандартных задач
- Формирование умений у младших школьников выполнять и составлять творческие задания на занятиях по труду
- Развитие исследовательских способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
- Отношения детей к окружающей среде
- Формы и методы взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению
- Влияние анимационных фильмов на проявление тревожности у младших школьников
- Психологические условия формированиЯ ценностного отношения к материнству у девушек из полной и неполной семЕй
- Воспитательный потенциал сказки в субкультуре дошкольника
- Формирование нравственных качеств у учащихся начальных классов
- Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства
- Применение занимательного материала на уроках математики в начальных классах
- Профессиональное самоопределение старших подростков как многокомпонентная система
- Затруднения старших подростков в профессиональном самоопределении
- Девиантного поведения
- Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте
- Новые подходы в методике преподавания коммуникативного курса русского языка в начальных классах
- Социальная подсистема личностных особенностей несовершеннолетних с делинквентным поведением
- Развития личности школьника
- Дидактическая игра как средство экологического образования старших дошкольников
- Поведением к здоровому образу жизни
- О значении поговорок и пословиц для осмысления подтекста басен
- Применение дидактических игр на уроках математики в начальных классах
- Специфика развития ребенка в современном информационном пространстве
- Экологические проекты в начальной школе
- Объединениях и группировках
- Стиль семейного воспитания как один из факторов девиантного поведения подростков
- Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей (по системе в.Ф. Базарного)
- Роль некоторых единиц лингвистической системы в развитии фонематического слуха младших школьников
- Смысложизненные ценности и профессиональный выбор брестских школьников
- Часть II. Теория музыки. Теория и методика
- Музыкального образования
- Воспитательный процесс в высшем учебном заведении
- (На примере поликультурного воспитания)
- Развитие интереса к музыкальной деятельности у младших школьников
- Методические аспекты концертмейстерской подготовки будущих учителей музыки
- Бесценное наследие
- Роль диалогических методов в повышении качества музыкальной подготовки младших школьников
- Развитие эвристического мышления младших школьников в процессе восприятия образного содержания музыкального произведения
- Развитие музыкальной памяти у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах
- Коллективное инструментальное исполнительство на простейших музыкальных инструментах как средство развития исполнительских умений детей младшего школьного возраста
- Использование мультимедиа при обучении музыке
- Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки в школе
- Влияние музыкально-образовательной среды на формирование личности композитора андрея эшпая
- Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки посредством информационных технологий
- Содержание
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения
- Часть II. История музыки. Теория и методика музыкального образования
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.