Современные подходы к классификации сказок
Окунева В.С., студентка 3 курса
(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)
Научный руководитель – Минаева В.М., кандидат педагогических наук, профессор
В современной начальной школе важно создать и сохранить положительный эмоциональный настрой детей на обучение в школе, способствовать дальнейшему развитию их творческих способностей, фантазии и воображения. В связи с этим очень важной и актуальной для нас представляется проблема использования сказок в учебном процессе. Для их эффективного использования, у учителя должно быть чёткое представление о классификации сказок и их воспитательном потенциале. Обратимся к более подробному рассмотрению этой проблемы.
Существуют разные подходы к классификации сказок с позиции лингвиста, фольклориста, литературоведа. Наша задача – проанализировать сказки с позиции учителя начальных классов. Такой подход, предполагает взгляд на сказку как на средство воспитания, привлечения внимания ребёнка к изученному материалу, активизации его знаний и творческих способностей.
Исследователи сказок дают разные классификации. Это обусловлено неоднородностью сказок, обширным тематическим диапазоном, многообразием мотивов и персонажей, в них заключённых, несчётным количеством способов разрешения конфликтов.
И все-таки расхождение во взглядах на сказку сопряжено с тем, что расценивается в ней как основное: установка на вымысел или стремление отразить действительность посредством вымысла.
На этой основе возникает классификация сказок, хотя и не вполне единообразная. Так, при проблемно-тематическом подходе выделяются сказки, посвящённые животным, сказки о необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки, социально-бытовые, сказки-анекдоты, сказки-перевёртыши и другие.
Резко очерченных границ эти группы сказок не имеют, но, несмотря на зыбкость разграничения, такая классификация позволяет начать с ребёнком предметный разговор о сказках в рамках условной "системы" – что, безусловно, облегчает работу учителя.
В научных исследованиях последних лет также прослеживаются редкие подходы к классификации сказок. Е.Н. Мещерякова делит литературные сказки на «сказки жизни» и «сказки культуры»; М. Генчиева, выделяет лирические сказки, восходящие к андерсеновской позиции, антисказки («сказки - повертевши»), опирающиеся на произведения К. Чапека, и сказки на народной основе; Н.С. Бибко, в сказочном мире выделила чудесный, условный и смешанный.
Оригинальная классификация культурологического подхода предложена О.Н. Халуторных при рассмотрении волшебной литературной сказки как социально- культурного феномена. Предложены типы сказочной реальности в зависимости от социально - исторического этапа развития общества: фольклорная сказка, морализаторская сказка и волшебная литературная сказка.
В свою очередь литературные сказки можно рассматривать с точек зрения:
- времени возникновения и, соответственно, особенностей отражения времени (сказка рубежа веков, советская литературная сказка 20- 80-х годов, сказка последнего десятилетия);
- взаимодействия с фольклорно - сказочными основами, которые предусматривают литературно - фольклорное единство: функциональное, стилизованное, перекодированное (например, пародийно - ироническое);
- ориентации на своего читателя»: детская, юношеская, универсальная или («двухадресная»);
- функциональной (развлекательная, дидактическая, познавательно - дидактическая, философская, сатирическая и т.д.
Следует отметить, что внутри общего понятия «авторская сказка» выделены многоступенчатые функционально - тематических группы, которые отражены Л. В. Овчинниковой [1]: философские (философско-сатирические и философско-аллегорические (Л. С. Петрушевская), философско - лирические (М. Пришвин); приключенческие социальные (А. Гайдар, Ю. Олеша, Л. Лагин и др.), романтические (В. Крапивин), научно- фантастические (А. И Б. Стругацкие, К.Булычев), игровые (Э.Успенский); познавательные (В. Бианки, К. Паустовский, В. Сутеев и др.). Безусловно, предложенная классификация не является универсальной, а принципы, положенные в её основу, - бесспорными. Она может быть продолжена и дополнена.
Следовательно, в основу предлагаемой систематизации сказок положены следующие принципы: своеобразие фольклоризма, жанровый синтез, функциональные характеристики, авторская позиция и некоторые особенности поэтики.
Имеются и другие подходы к типологии сказок. Так, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева предложила выделять:
- художественные (народные и авторские) сказки;
- психотерапевтические сказки;
- дидактические сказки;
- медитативные сказки.
Эти типы сказок используются в сказкотерапии, которая является синтезом многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур.
В фольклористике наиболее популярна классификация сказок, созданная В.Я. Проппом [2]. Он выделил следующие:
- сказки о животных;
- сказки о людях (волшебные, новеллистические, включая анекдоты);
- кумулятивные сказки (строятся на многократном повторении какого-то звена, вследствие чего возникает либо «нагромождение» (Терем мухи), либо «цепь» (Репка), либо «последовательный ряд встреч» (Колобок)).
В последнее время появилась такая классификационная единица, как экологическая сказка.
Экологические сказки несут «экологическую информацию», т.е. дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Они в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, расширяют экологический кругозор, способствуют осмыслению окружающего мира и изменению взаимоотношений людей со средой обитания. Помогают открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир и нацелены, на формирование у человека бережного отношения к природе.
Кроме того, экологические сказки учат: познавать окружающий мир; воспитывать чувство причастности к благополучию в природе; думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение его богатства и красоты.
Также, экологическая сказка формирует у учащихся культуру поведения и бережное отношение к живому, развивает познавательный интерес к природе. Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос, их призыв не вторгаться к ним со своим злом. Ведь и у них также есть мамы, папы и любимые дедушки, потеря которых также трагична для них. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения, воды одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни. Важно максимально приблизить сказки к тем местам, где проживают слушатели. Сказки можно воспроизводить как читая, так и разыгрывая небольшие спектакли - от кукольных до ролевых. Положительным эффект будет больше, если чтецами или актёрами выступать будут старшие школьники при выступлении перед дошкольниками и учащимися начальных классов.
Анализ экологических сказок показал, что они могут быть разной воспитательной направленности. В частности, существует типы, которые многими педагогами рассматриваются как природоохранные, хотя на самом деле отражают потребительский подход людей к природе. Сюжет их строится следующим образом: сначала дети узнают, как много благ даёт нам природа (например, лес рассматривается как источник пищи, древесины, как место для охоты), а затем делается вывод о том, что именно поэтому природу надо беречь. Такая потребительская точка зрения прочно укоренилась в нашем сознании. Особенно она характерна для произведений, написанных в 1930 - 1970-e гг., когда в литературе воспевались покорение и завоевание природы. В тот период господствовала установка «человек — хозяин природы», и вполне естественно, что авторы ряда сказок воплощали такой стереотип в своих произведениях.
В сказках, как правило, очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, ландшафтов, описываются национальные и культурные традиции и праздники, отражаются взаимоотношение людей со средой обитания. В течение долгого времени человек воспринимал природу как нечто враждебное, таящее опасность, непознанное. В сказках народов мира леса, болота обычно населены злыми духами и прочими «отрицательными персонажами». Можно выделить группу животных, которых люди считали своими врагами. Это, как правило, хищные звери.
У многих детей и взрослых существует стереотип: хищные животные плохие, злые, им не место рядом с человеком, волк и крокодил не нуждаются в нашей защите и помощи. В формирование такого отношения вносят вклад и сказки. Дети очень хорошо усваивают характеристики животных - героев сказок: волк — злой, лиса — хитрая, заяц — трусливый и т.д. Очень часто эти представления у них остаются на всю жизнь. Поэтому важно помнить, что в таких характеристиках нашли отражение взаимоотношения людей с животными и наблюдения за ними во время охоты или защиты от них домашних животных. Конечно, у человека более тёплое отношение к корове, дающей молоко, чем к волку, который может напасть на эту корову.
Во многих сказках нашло отражение деление животных на красивых и безобразных. Последние, естественно, не вызывают сочувствия. Например, отрицательная характеристика крота и жабы в сказке Г.Х. Андерсена «Дюймовочка». Такое отношение автора к персонажам передаётся и детям. С другой стороны, Э. Успенский, сделав обаятельным и симпатичным крокодила Гену, вызвал тем самым у детей доброе отношение к этому животному, которое, как правило, в сказках многих народов выполняет ту же роль, что волк в русских сказках.
Во многих народных сказках природа воспринимается именно с точки зрении её житейской пользы для человека. Особое внимание уделяется животным — помощникам человека. Впрочем, помогать людям они начинают только в определённых условиях (в которые их поставил человек!) – например, чтобы сохранить свою жизнь или жизнь своих детей: «Не ешь меня: я тебе ещё пригожусь» А отношение Емели к Щуке или Старика к Золотой Рыбке – это уже настоящий шантаж со стороны человека! В то же время большинство травоядных животных, особенно если они симпатичные, пушистые и вызывают сочувствие, наделяются положительными чертами. [3]
Таким образом, в настоящее время нет единого подхода к классификации сказок, так как их исследователи берут за основу разные критерии. Для нас представляют особый интерес экологические сказки, которые способствуют воспитанию бережного и ответственного отношения к природе и оказывают положительное влияние на учебный процесс в начальной школе.
Список цитированных источников:
1. Овчинникова, Л.В. Русская литературная сказка XX века / Л.В Овчиникова. – М.: изд. «Флинта»: «Наука», 2003. - С. 312.
2. Пропп, В.Я Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки / В.Я. Пропп. - М.: изд. «Лабиринт», 1998. – С.221.
3. Минаева, В.М. Сказки в экологическом воспитании младших школьников // В.М. Минаева, С.В. Чубаро. - Витебск.: изд. УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 1999. - С. 5 - 7.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы
- Психолого-педагогические аспекты обучения младших школьников
- Формирование опыта творческой деятельности младших школьников в контексте личностно ориентированного обучения
- Детская литература как средство формирования гендерных стереотипов
- К вопросу о полоролевых различиях мальчиков и девочек дошкольного возраста в экологическом образовании
- Содержание нравственного воспитания школьников
- Особенности социализации детей-сирот
- Принципы формирования культуры здоровья младших школьников и младших подростков
- Формирование экологической культуры у младших школьников
- Развитие субъектности у детей посредством совместного просмотра мультфильмов
- Пейзажная живопись и ее значение для ребенка
- Работа в школе по профилактике вовлечения в деструктивные секты
- Позитивный аспект игровых комплексных упражнений творческого характера в структуре уроков математики начальной школы
- Социальная среда детского оздоровительного лагеря как условие самореализации личности ребенка
- Роль игрушки в полоролевом воспитании дошкольников
- Использование интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников
- Особенности общения учащихся начальных классов
- 4. Психологические.
- Некоторые секреты «школьного» здоровья доктора базарного
- Детские страхи в дошкольном возрасте
- Формирование правильного чтения первоклассников на основе применения дидактических игр в период обучения грамоте
- Особенности полоролевой социализации детей в неполных семьях Гукова е.В.
- Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений
- Семья и брак в системе ценностных ориентаций старшеклассников
- Фарміраванне маўленчай культуры малодшых школьнікаў сродкамі беларускага фальклору Дзярнова а.У.
- Использование экологических сказок в формировании у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе
- К вопросу о педагогической культуре родителей
- Средствами субъективизации
- Формирование у младших школьников знаний о правилах поведения в природе
- Правядзенне нестандартных ўрокаў пры вывучэнні блока ведаў “мая радзіма – беларусь” у 4 класе
- Компьютерные технологии как средство активизации познавательной деятельности в обучении младших школьников с целью формирования и развития коммуникативной культуры
- Анализ деятельности учреждений внешкольного воспитания и обучения витебской области в 2010–2011 учебном году
- Реализация методики субъективизации на уроках литературного чтения
- Работа над скороговоркой как средство совершенствования дикционных навыков младших школьников
- Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах
- Использование интерактивных информационно-обучающих средств в формировании миропознания младших школьников
- Психолого-педагогические основы творческой деятельности
- Моделирование текстовых задач как средство математического развития младших школьников
- Умения каллиграфического письма как цель и результат обучения младших школьников письму
- Имидж современного учителя как важный фактор восприятия педагогической профессии
- Познавательно-практическая деятельность как средство умственного развития детей младшего дошкольного возраста
- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ручного ткачества
- Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике
- Олимпийское образование в образовательном пространстве младших школьников
- Уровень
- Начальная школа
- Малые фольклорные жанры как средство повышения познавательного интереса младших школьников к урокам математики
- Раскрытие экологических связей в природе при изучении курса «человек и мир»
- Педагогическая поддержка творчески одаренных детей
- Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
- Развитие коммуникативных и организаторских умений младших школьников на основе групповой деятельности в курсе «окружающий мир»
- Педагогические условия формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики
- Проблема выбора содержания и форм семейного досуга
- Как научить младших школьников читать?
- Роль детской литературы в терапии «потерь»
- Современные подходы к классификации сказок
- Детские капризы: причины, пути предупреждения и преодоления
- Виды современного родительства
- Влияние семейных факторов на агрессивное поведение детей
- История происхождения и развития детской игры
- Ребенок и экран
- Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях педагогического колледжа
- Развитие коммуникативной компетенции в процессе психосоциальной адаптации выпускников интерната в образовательной среде учреждения среднего специального образования
- Начальной школы
- Этнокультурная компетентность
- Развіццё творчых здольнасцей вучняў пачатковых класаў праз мадэліраванне казак
- Формирование гражданственности младших школьников
- Идеографическая классификация фразеологических единиц немецкого языка, используемых при изучении курса в средней школе
- К проблеме развития мелкой моторики у леворуких детей в современной школе
- Развитие математического мышления младших школьников с помощью решения нестандартных задач
- Формирование умений у младших школьников выполнять и составлять творческие задания на занятиях по труду
- Развитие исследовательских способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
- Отношения детей к окружающей среде
- Формы и методы взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению
- Влияние анимационных фильмов на проявление тревожности у младших школьников
- Психологические условия формированиЯ ценностного отношения к материнству у девушек из полной и неполной семЕй
- Воспитательный потенциал сказки в субкультуре дошкольника
- Формирование нравственных качеств у учащихся начальных классов
- Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства
- Применение занимательного материала на уроках математики в начальных классах
- Профессиональное самоопределение старших подростков как многокомпонентная система
- Затруднения старших подростков в профессиональном самоопределении
- Девиантного поведения
- Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте
- Новые подходы в методике преподавания коммуникативного курса русского языка в начальных классах
- Социальная подсистема личностных особенностей несовершеннолетних с делинквентным поведением
- Развития личности школьника
- Дидактическая игра как средство экологического образования старших дошкольников
- Поведением к здоровому образу жизни
- О значении поговорок и пословиц для осмысления подтекста басен
- Применение дидактических игр на уроках математики в начальных классах
- Специфика развития ребенка в современном информационном пространстве
- Экологические проекты в начальной школе
- Объединениях и группировках
- Стиль семейного воспитания как один из факторов девиантного поведения подростков
- Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей (по системе в.Ф. Базарного)
- Роль некоторых единиц лингвистической системы в развитии фонематического слуха младших школьников
- Смысложизненные ценности и профессиональный выбор брестских школьников
- Часть II. Теория музыки. Теория и методика
- Музыкального образования
- Воспитательный процесс в высшем учебном заведении
- (На примере поликультурного воспитания)
- Развитие интереса к музыкальной деятельности у младших школьников
- Методические аспекты концертмейстерской подготовки будущих учителей музыки
- Бесценное наследие
- Роль диалогических методов в повышении качества музыкальной подготовки младших школьников
- Развитие эвристического мышления младших школьников в процессе восприятия образного содержания музыкального произведения
- Развитие музыкальной памяти у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах
- Коллективное инструментальное исполнительство на простейших музыкальных инструментах как средство развития исполнительских умений детей младшего школьного возраста
- Использование мультимедиа при обучении музыке
- Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки в школе
- Влияние музыкально-образовательной среды на формирование личности композитора андрея эшпая
- Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки посредством информационных технологий
- Содержание
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения
- Часть II. История музыки. Теория и методика музыкального образования
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.