Затруднения старших подростков в профессиональном самоопределении
Тыкоцкая А.А., магистрант
(г. Могилев, УО «МГУ им. А.А. Кулешова»)
Научный руководитель – Дедулевич М.Н., кандидат педагогических наук, доцент
Важнейшая задача учреждения образования – формирование полноценных граждан своей страны, а это во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут и где будут работать [1, с. 12]. Учащаяся молодежь испытывает трудности при поиске необходимой информации, выборе наиболее подходящих вариантов, обосновании намеченного выбора профессии, построении образовательного маршрута и т.д.
Согласно экспериментальным исследованиям Т.В. Кудрявцева и В.Ю. Шегуровой, многие выпускники средней школы выбирают профессию случайно, затрудняясь сколько-нибудь обоснованно мотивировать свой выбор. Авторами подчёркивается, что в этом смысле выбор профессии в подростковом возрасте может быть осуществлён под непосредственным влиянием случайно возникшего интереса или внешних обстоятельств и являться актом подражания товарищам или родителям [2, с. 52-54]. Представления старших подростков о самих себе неглубоки, приблизительны, профессиональные планы и намерения динамичны.
Самостоятельно преодолевать трудности, возникающие при выборе профессии, подростку сложно в силу ряда особенностей: тревога перед будущим, чувство неопределенности, ориентация на внешний контроль, недоверие к себе и к миру, ориентация самооценки на мнение других. В связи с этим встает вопрос о необходимости выявления основных затруднений, которые испытывают старшие подростки в процессе профессионального самоопределения.
Наше исследование проходило на базе средней школы № 37 г. Могилёва, в котором приняли участие 86 учащихся девятых классов. Одним из направлений нашего исследования являлось выявление типичных затруднений при осуществлении профессионального самоопределения, изучение предпочитаемых профессий, случаев отсутствия выбора профессии, окончательность решения о выборе жизненной и профессиональной перспективы.
В качестве методов исследования мы применили анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование, беседу. В целях определения затруднений в сфере выбора профессии мы использовали опросник «Профессиональные намерения» [3, c. 26 – 33].
Профессии, которые выбрали учащиеся, представлены в табл. 1.
Таблица 1 – Профессиональный выбор учащихся, n и % (N=86)
Профессия | n | % |
рабочий | 3 | 4 |
инженер | 18 | 21 |
преподаватель | 2 | 2 |
юрист | 12 | 14 |
другой вариант | 51 | 59 |
Из предложенных вариантов ответов чаще всего учащиеся выбирают профессию «инженер» (21%).
Большинство голосов (59%) было отдано за «другой вариант» и были получены следующие варианты: 9 учащихся (10%) не определились с выбором профессии, по 6 учащихся (7%) выбрали профессии «программист» и «врач», по 4 опрошенных (5%) выбрали профессии «дизайнер», «милиционер, военный, МВД», 3 человека (3%) назвали профессии «фармацевт», по 2 человека (2%) отметили профессии «ветеринар», «журналист», «стоматолог», «машинист», «флорист» и «архитектор». По одному голосу (1%) получили профессии «артист», «парикмахер или мастер по наращиванию ногтей или кулинар», «экономист», «стюардесса», «банкир», «проводница», «фотограф», «психолог», «директор», «археолог».
Учащиеся часто называли не одну, а две-три профессии, что может свидетельствовать о неустойчивости и динамичности профессиональных намерений.
Особые сложности респонденты испытывали при определении профессий, которые являются близкими или родственными выбираемой ими. Испытуемым предлагалось ответить на вопрос «Имеются ли профессии, близкие или родственные избранной Вами, которыми Вы могли бы успешно овладеть? Назовите 2-3 родственные профессии» (см. рис. 1).
Рисунок 1 - Знания о близких или родственных профессиях, n и %
Достаточно большая часть опрошенных (43%) не имеет представления о близких или родственных профессиях. Из 37 учащихся (43%), которые дали положительный ответ, пытались назвать родственные профессии лишь 23 учащихся (27%): «врач – провизор», «архитектор – дизайнер интерьера», «дизайнер – модельер», «архитектор – строитель и фармацевт – врач», «инженер – инженер различных специализаций», «инженер – юрист, рабочий», «экономист – бухгалтер», «инженер – электрик, техник, программист», «ветеринар – микробиолог, врач, биолог», «журналист – переводчик-референт», «дизайнер, флорист, фотограф – художник, дизайнер», «флорист, фармацевт – бухгалтер, фармацевт», «юрист – милиционер, бухгалтер», «фармацевт – врач», «юрист – военный», «машинист – военный», «рабочий – плотник, строитель, токарь», «военный – милиционер», «директор – судебный исполнитель», «юрист – сотрудник МВД», «программист - банкир, инженер-программист», «преподаватель – экономист, медсестра, секретарь суда», «археолог – преподаватель, экскурсовод».
Однако не у всех учащихся, которые называли родственные профессии, сформировано представление о том, какие профессии можно отнести к родственным.
Учащиеся указали факторы, мешающие им в осуществлении профессионального самоопределения (см. табл. 2).
Таблица 2 - Факторы, мешающие в осуществлении профессионального самоопределения, n и % (N=86)
Факторы | n | % |
отсутствие устойчивого интереса к чему-либо | 30 | 35 |
плохая информированность о профессиях | 24 | 28 |
неуверенность в себе, низкая самооценка | 16 | 19 |
неуспех в выполнении многих дел | 6 | 7 |
другие причины: ничего не мешает | 4 | 4 |
другие причины: не хватает знаний | 4 | 4 |
другие причины: мне не нравится эта профессия | 1 | 1 |
другие причины: невостребованность творческих профессий | 1 | 1 |
Чаще всего был назван такие факторы, мешающие в осуществлении профессионального самоопределения, как «отсутствие устойчивого интереса к чему-либо» (35%) и «плохая информированность о профессиях» (28%).
Окончательность решения о выборе профессии представлена на рис. 2.
Рисунок 2 – Окончательность решения о выборе профессии, n и %
Большинство старших подростков (58%) свое решение о выборе профессии считают неокончательным.
Некоторые учащиеся находятся в ситуации выбора между двумя и даже тремя различными профессиями, также небольшая часть девятиклассников не выбрали профессию. Значительная часть учащихся не имеет представления о близких или родственных профессиях; встречаются мнения, что родственных профессий для выбираемой старшими подростками профессии не существует. Не у всех учащихся, которые пытались назвать родственные профессии, сформировано представление о том, какие профессии можно отнести к родственным. Основные факторы, мешающие в осуществлении профессионального самоопределения - отсутствие устойчивого интереса к чему-либо (внутренний фактор) и плохая информированность о профессиях (внешний фактор). Многие учащиеся свое решение о выборе профессии считают неокончательным.
Старшие подростки не готовы взять на себя ответственности за профессиональное и личностное самоопределение, им требуется компетентный профессиональный совет, дополнительная опора в своем важном жизненном выборе. На наш взгляд, необходима организация педагогического сопровождения, в которое включаются мероприятия, направленные на повышение информированности учащихся о мире профессий, на повышение самооценки, развитие интересов, содействие в самостоятельно-поисковой деятельности в целях расширения личностной компетентности при решении вопросов, связанных с выбором профессии.
Список цитированных источников:
Иванов, С.А. «Нужно. Смогу. Хочу» - формула удачного выбора профессии / С.А. Иванов // Народная асвета. – 2009. - № 3. – С. 12-17.
Кудрявцев, Т.В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности / Т.В. Кудрявцев, В.Ю. Шегурова // Вопросы психологии. – 1983. - №2. – С. 51-59.
Практикум по психологии профессиональной школы / Под ред. Э.Ф. Зеера. Свердловск. - 1990. – С.26 – 33.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСТОЙЧИВОСТИ К ФОРМИРОВАНИЮ
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы
- Психолого-педагогические аспекты обучения младших школьников
- Формирование опыта творческой деятельности младших школьников в контексте личностно ориентированного обучения
- Детская литература как средство формирования гендерных стереотипов
- К вопросу о полоролевых различиях мальчиков и девочек дошкольного возраста в экологическом образовании
- Содержание нравственного воспитания школьников
- Особенности социализации детей-сирот
- Принципы формирования культуры здоровья младших школьников и младших подростков
- Формирование экологической культуры у младших школьников
- Развитие субъектности у детей посредством совместного просмотра мультфильмов
- Пейзажная живопись и ее значение для ребенка
- Работа в школе по профилактике вовлечения в деструктивные секты
- Позитивный аспект игровых комплексных упражнений творческого характера в структуре уроков математики начальной школы
- Социальная среда детского оздоровительного лагеря как условие самореализации личности ребенка
- Роль игрушки в полоролевом воспитании дошкольников
- Использование интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников
- Особенности общения учащихся начальных классов
- 4. Психологические.
- Некоторые секреты «школьного» здоровья доктора базарного
- Детские страхи в дошкольном возрасте
- Формирование правильного чтения первоклассников на основе применения дидактических игр в период обучения грамоте
- Особенности полоролевой социализации детей в неполных семьях Гукова е.В.
- Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений
- Семья и брак в системе ценностных ориентаций старшеклассников
- Фарміраванне маўленчай культуры малодшых школьнікаў сродкамі беларускага фальклору Дзярнова а.У.
- Использование экологических сказок в формировании у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе
- К вопросу о педагогической культуре родителей
- Средствами субъективизации
- Формирование у младших школьников знаний о правилах поведения в природе
- Правядзенне нестандартных ўрокаў пры вывучэнні блока ведаў “мая радзіма – беларусь” у 4 класе
- Компьютерные технологии как средство активизации познавательной деятельности в обучении младших школьников с целью формирования и развития коммуникативной культуры
- Анализ деятельности учреждений внешкольного воспитания и обучения витебской области в 2010–2011 учебном году
- Реализация методики субъективизации на уроках литературного чтения
- Работа над скороговоркой как средство совершенствования дикционных навыков младших школьников
- Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах
- Использование интерактивных информационно-обучающих средств в формировании миропознания младших школьников
- Психолого-педагогические основы творческой деятельности
- Моделирование текстовых задач как средство математического развития младших школьников
- Умения каллиграфического письма как цель и результат обучения младших школьников письму
- Имидж современного учителя как важный фактор восприятия педагогической профессии
- Познавательно-практическая деятельность как средство умственного развития детей младшего дошкольного возраста
- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ручного ткачества
- Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике
- Олимпийское образование в образовательном пространстве младших школьников
- Уровень
- Начальная школа
- Малые фольклорные жанры как средство повышения познавательного интереса младших школьников к урокам математики
- Раскрытие экологических связей в природе при изучении курса «человек и мир»
- Педагогическая поддержка творчески одаренных детей
- Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
- Развитие коммуникативных и организаторских умений младших школьников на основе групповой деятельности в курсе «окружающий мир»
- Педагогические условия формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики
- Проблема выбора содержания и форм семейного досуга
- Как научить младших школьников читать?
- Роль детской литературы в терапии «потерь»
- Современные подходы к классификации сказок
- Детские капризы: причины, пути предупреждения и преодоления
- Виды современного родительства
- Влияние семейных факторов на агрессивное поведение детей
- История происхождения и развития детской игры
- Ребенок и экран
- Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях педагогического колледжа
- Развитие коммуникативной компетенции в процессе психосоциальной адаптации выпускников интерната в образовательной среде учреждения среднего специального образования
- Начальной школы
- Этнокультурная компетентность
- Развіццё творчых здольнасцей вучняў пачатковых класаў праз мадэліраванне казак
- Формирование гражданственности младших школьников
- Идеографическая классификация фразеологических единиц немецкого языка, используемых при изучении курса в средней школе
- К проблеме развития мелкой моторики у леворуких детей в современной школе
- Развитие математического мышления младших школьников с помощью решения нестандартных задач
- Формирование умений у младших школьников выполнять и составлять творческие задания на занятиях по труду
- Развитие исследовательских способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
- Отношения детей к окружающей среде
- Формы и методы взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению
- Влияние анимационных фильмов на проявление тревожности у младших школьников
- Психологические условия формированиЯ ценностного отношения к материнству у девушек из полной и неполной семЕй
- Воспитательный потенциал сказки в субкультуре дошкольника
- Формирование нравственных качеств у учащихся начальных классов
- Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства
- Применение занимательного материала на уроках математики в начальных классах
- Профессиональное самоопределение старших подростков как многокомпонентная система
- Затруднения старших подростков в профессиональном самоопределении
- Девиантного поведения
- Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте
- Новые подходы в методике преподавания коммуникативного курса русского языка в начальных классах
- Социальная подсистема личностных особенностей несовершеннолетних с делинквентным поведением
- Развития личности школьника
- Дидактическая игра как средство экологического образования старших дошкольников
- Поведением к здоровому образу жизни
- О значении поговорок и пословиц для осмысления подтекста басен
- Применение дидактических игр на уроках математики в начальных классах
- Специфика развития ребенка в современном информационном пространстве
- Экологические проекты в начальной школе
- Объединениях и группировках
- Стиль семейного воспитания как один из факторов девиантного поведения подростков
- Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей (по системе в.Ф. Базарного)
- Роль некоторых единиц лингвистической системы в развитии фонематического слуха младших школьников
- Смысложизненные ценности и профессиональный выбор брестских школьников
- Часть II. Теория музыки. Теория и методика
- Музыкального образования
- Воспитательный процесс в высшем учебном заведении
- (На примере поликультурного воспитания)
- Развитие интереса к музыкальной деятельности у младших школьников
- Методические аспекты концертмейстерской подготовки будущих учителей музыки
- Бесценное наследие
- Роль диалогических методов в повышении качества музыкальной подготовки младших школьников
- Развитие эвристического мышления младших школьников в процессе восприятия образного содержания музыкального произведения
- Развитие музыкальной памяти у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах
- Коллективное инструментальное исполнительство на простейших музыкальных инструментах как средство развития исполнительских умений детей младшего школьного возраста
- Использование мультимедиа при обучении музыке
- Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки в школе
- Влияние музыкально-образовательной среды на формирование личности композитора андрея эшпая
- Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки посредством информационных технологий
- Содержание
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения
- Часть II. История музыки. Теория и методика музыкального образования
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.