Развития личности школьника
Хоботова А.О., магистрантка
(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)
Научный руководитель – Рыбакова Т.И., кандидат педагогических наук, доцент
Сегодня учащиеся, находящиеся на пороге изучения черчения, порой представляют его лишь как предмет, при изучении которого они научаться выполнять чертежи, овладеют навыками графической деятельности. Но разве черчение ограничивается только одной стороной – графической? Задача педагога разъяснить и показать в процессе обучения черчению ошибочность данного мнения и ввести учащихся в удивительный мир, способствующий всестороннему развитию личности – в мир черчения.
В современной школе черчение является той учебной дисциплиной, при изучении которой учащиеся не только овладевают процессами оперирования различными видами графических изображений, но и развиваются умственно и духовно. Хотя, без сомнения, графические изображения и графическая деятельность – это важнейшие составляющие учебной дисциплины «Черчение». Но графическая деятельность учащихся призвана не только развивать навыки выполнения чертежей, она так же приобщает их к невербальному интернациональному языку человечества – графическому языку.
Графический язык – язык графических изображений – это основа формирования графической культуры, являющейся в нынешних условиях ценнейшим достоянием всякого образованного человека [1]. Вклад черчения в приобщение учащихся к графическому языку неоценим, как и его развивающие функции. Ведь черчение также способствует всестороннему развитию личности и формированию ключевых образовательных компетенций. Уроки черчения формируют и развивают:
пространственные представления;
пространственное воображение;
логическое, образное и пространственное мышление;
общекультурный компонент графической грамотности;
эстетическую восприимчивость и художественный вкус;
зрительную память;
речь.
Не будем ограничиваться простым перечислением и рассмотрим на конкретных примерах, как те или иные учебные задания по черчению способствуют развитию личности учащегося.
Развитию пространственных представлений и пространственного воображения у учащихся способствуют различные упражнения и задачи, вот лишь некоторые из них:
выполнение аксонометрических изображений предметов по их чертежам;
дочерчивание линий на чертеже, руководствуясь наглядным изображением изделия;
анализ формы предмета путём мысленного расчленения его на простейшие геометрические тела;
изменение пространственного положения предмета;
изменение формы предмета путём удаления его частей;
изменение взаимного расположения частей детали;
моделирование изделий [2, с. 23].
Упражнения по техническому рисунку развивают глазомер, способствуют обретению навыков свободных и плавных движений руки при нанесении изображения на бумагу. Также при выполнении технического рисунка можно говорить и о развитии эстетического вкуса и художественно восприятия, чему способствует выбор композиции и штриховки, передача светотени.
Развитию эстетического вкуса и художественного восприятия способствуют и творческие задачи, например вычерчивание орнаментов с применением геометрических построений, создание изображений при помощи различных видов сопряжений, а также оформление чертежей шрифтовыми надписями.
Упражнения устного характера, такие как, например, анализ формы предметов, упражнения на чтение чертежей не только стимулируют мыслительную активность учащихся, но и развивают речь, так как подобные упражнения связаны с речемыслительной деятельностью.
Во время общения на уроках черчения (между учащимися, учащимися и педагогом), а также во время выполнения графических работ происходит воспитание положительных качеств личности у учащихся (трудолюбие, ответственность, отзывчивость, аккуратность, самостоятельность и др.).
Одним словом, все виды графической деятельности учащихся на уроках черчения направлены на развитие и формирование различных качеств личности, и графическая деятельность выступает не конечной и не единственной целью изучения черчения. Процесс решения графических задач является средством развития эстетического восприятия и художественного вкуса, пространственных представлений и воображения, логического мышления, речи. К тому же, через графическую деятельность на уроках черчения у учащихся реализуются и развиваются такие познавательные процессы, как восприятие, ощущение, представление, мышление, запоминание и многие другие. А при выполнении чертежей эти процессы к тому же сочетаются с кинестезическими и моторными функциями рук.
Не следует забывать и о том, что учебная дисциплина «Черчение» так же расширяет кругозор учащихся, приобщает их к международному графическому языку. Черчение знакомит учащихся с такими профессиями, как инженер, архитектор, строитель, проектировщик, художник, дизайнер, что способствует осознанному выбору профессии. А применение современных информационных технологий при обучении черчению способствует подготовке учащихся к дальнейшей профессиональной деятельности на высоком уровне.
В заключение хочется отметить, что «Черчение» – удивительный и всесторонний предмет! Где, как не на уроке черчения учащийся может почувствовать себя и художником, и архитектором, и дизайнером, и инженером? На каком ещё уроке предоставляется возможность как просто вычертить синусоиду, так и спроектировать сказочный город будущего, выполнить чертёж или создать международный документ, который будет понятен человеку в любой другой стране мира? Какой предмет, кроме черчения, так гармонично и всесторонне способствует личностному развитию учащихся? Всё это лишь малая часть того, что дисциплина «Черчение» способно дать учащимся. Этот удивительный, всеохватывающий предмет в руках грамотного педагога - волшебный инструмент благотворного воздействия на ум и душу ученика.
Список цитированных источников:
Альхименок, А.А. Графический язык в системе школьного образования/ А.А. Альхименок // Искусство и культура. – 2011. - №2 (2). - С. 135-141.
Методика обучения черчению: Учебное пособие для студентов и учащихся худож.-граф. спец. учеб. заведений / В.Н. Виноградов [и др.]; под общ. ред. Е.А. Василенко. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы
- Психолого-педагогические аспекты обучения младших школьников
- Формирование опыта творческой деятельности младших школьников в контексте личностно ориентированного обучения
- Детская литература как средство формирования гендерных стереотипов
- К вопросу о полоролевых различиях мальчиков и девочек дошкольного возраста в экологическом образовании
- Содержание нравственного воспитания школьников
- Особенности социализации детей-сирот
- Принципы формирования культуры здоровья младших школьников и младших подростков
- Формирование экологической культуры у младших школьников
- Развитие субъектности у детей посредством совместного просмотра мультфильмов
- Пейзажная живопись и ее значение для ребенка
- Работа в школе по профилактике вовлечения в деструктивные секты
- Позитивный аспект игровых комплексных упражнений творческого характера в структуре уроков математики начальной школы
- Социальная среда детского оздоровительного лагеря как условие самореализации личности ребенка
- Роль игрушки в полоролевом воспитании дошкольников
- Использование интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников
- Особенности общения учащихся начальных классов
- 4. Психологические.
- Некоторые секреты «школьного» здоровья доктора базарного
- Детские страхи в дошкольном возрасте
- Формирование правильного чтения первоклассников на основе применения дидактических игр в период обучения грамоте
- Особенности полоролевой социализации детей в неполных семьях Гукова е.В.
- Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений
- Семья и брак в системе ценностных ориентаций старшеклассников
- Фарміраванне маўленчай культуры малодшых школьнікаў сродкамі беларускага фальклору Дзярнова а.У.
- Использование экологических сказок в формировании у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе
- К вопросу о педагогической культуре родителей
- Средствами субъективизации
- Формирование у младших школьников знаний о правилах поведения в природе
- Правядзенне нестандартных ўрокаў пры вывучэнні блока ведаў “мая радзіма – беларусь” у 4 класе
- Компьютерные технологии как средство активизации познавательной деятельности в обучении младших школьников с целью формирования и развития коммуникативной культуры
- Анализ деятельности учреждений внешкольного воспитания и обучения витебской области в 2010–2011 учебном году
- Реализация методики субъективизации на уроках литературного чтения
- Работа над скороговоркой как средство совершенствования дикционных навыков младших школьников
- Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах
- Использование интерактивных информационно-обучающих средств в формировании миропознания младших школьников
- Психолого-педагогические основы творческой деятельности
- Моделирование текстовых задач как средство математического развития младших школьников
- Умения каллиграфического письма как цель и результат обучения младших школьников письму
- Имидж современного учителя как важный фактор восприятия педагогической профессии
- Познавательно-практическая деятельность как средство умственного развития детей младшего дошкольного возраста
- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ручного ткачества
- Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике
- Олимпийское образование в образовательном пространстве младших школьников
- Уровень
- Начальная школа
- Малые фольклорные жанры как средство повышения познавательного интереса младших школьников к урокам математики
- Раскрытие экологических связей в природе при изучении курса «человек и мир»
- Педагогическая поддержка творчески одаренных детей
- Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
- Развитие коммуникативных и организаторских умений младших школьников на основе групповой деятельности в курсе «окружающий мир»
- Педагогические условия формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики
- Проблема выбора содержания и форм семейного досуга
- Как научить младших школьников читать?
- Роль детской литературы в терапии «потерь»
- Современные подходы к классификации сказок
- Детские капризы: причины, пути предупреждения и преодоления
- Виды современного родительства
- Влияние семейных факторов на агрессивное поведение детей
- История происхождения и развития детской игры
- Ребенок и экран
- Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях педагогического колледжа
- Развитие коммуникативной компетенции в процессе психосоциальной адаптации выпускников интерната в образовательной среде учреждения среднего специального образования
- Начальной школы
- Этнокультурная компетентность
- Развіццё творчых здольнасцей вучняў пачатковых класаў праз мадэліраванне казак
- Формирование гражданственности младших школьников
- Идеографическая классификация фразеологических единиц немецкого языка, используемых при изучении курса в средней школе
- К проблеме развития мелкой моторики у леворуких детей в современной школе
- Развитие математического мышления младших школьников с помощью решения нестандартных задач
- Формирование умений у младших школьников выполнять и составлять творческие задания на занятиях по труду
- Развитие исследовательских способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
- Отношения детей к окружающей среде
- Формы и методы взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению
- Влияние анимационных фильмов на проявление тревожности у младших школьников
- Психологические условия формированиЯ ценностного отношения к материнству у девушек из полной и неполной семЕй
- Воспитательный потенциал сказки в субкультуре дошкольника
- Формирование нравственных качеств у учащихся начальных классов
- Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства
- Применение занимательного материала на уроках математики в начальных классах
- Профессиональное самоопределение старших подростков как многокомпонентная система
- Затруднения старших подростков в профессиональном самоопределении
- Девиантного поведения
- Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте
- Новые подходы в методике преподавания коммуникативного курса русского языка в начальных классах
- Социальная подсистема личностных особенностей несовершеннолетних с делинквентным поведением
- Развития личности школьника
- Дидактическая игра как средство экологического образования старших дошкольников
- Поведением к здоровому образу жизни
- О значении поговорок и пословиц для осмысления подтекста басен
- Применение дидактических игр на уроках математики в начальных классах
- Специфика развития ребенка в современном информационном пространстве
- Экологические проекты в начальной школе
- Объединениях и группировках
- Стиль семейного воспитания как один из факторов девиантного поведения подростков
- Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей (по системе в.Ф. Базарного)
- Роль некоторых единиц лингвистической системы в развитии фонематического слуха младших школьников
- Смысложизненные ценности и профессиональный выбор брестских школьников
- Часть II. Теория музыки. Теория и методика
- Музыкального образования
- Воспитательный процесс в высшем учебном заведении
- (На примере поликультурного воспитания)
- Развитие интереса к музыкальной деятельности у младших школьников
- Методические аспекты концертмейстерской подготовки будущих учителей музыки
- Бесценное наследие
- Роль диалогических методов в повышении качества музыкальной подготовки младших школьников
- Развитие эвристического мышления младших школьников в процессе восприятия образного содержания музыкального произведения
- Развитие музыкальной памяти у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах
- Коллективное инструментальное исполнительство на простейших музыкальных инструментах как средство развития исполнительских умений детей младшего школьного возраста
- Использование мультимедиа при обучении музыке
- Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки в школе
- Влияние музыкально-образовательной среды на формирование личности композитора андрея эшпая
- Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки посредством информационных технологий
- Содержание
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения
- Часть II. История музыки. Теория и методика музыкального образования
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.