Начальная школа
Цели Основные направления Формы и средства
Формирование представлений о здоровом образе жизни, значении физической культуры, спорта и олимпийского движения в жизни общества и человека. Формирование физических качеств ребенка. Ознакомление с историей Олимпийских игр и основными идеалами на учебных занятиях, уроках физической культуры, внедрение в учебный и воспитательный процесс идеи здорового образа жизни, значения спорта для человека. Включение элементов олимпийского образования в учебные предметы, теоретический раздел «Олимпийские знания» в предмете физическая культура и здоровье, организация олимпийских кружков, проведение олимпийских викторин, встреч, конкурсов, бесед, турниров.
Рисунок 1 – Национальная система олимпийского образования
Несмотря на то, что многие ученые благодаря своим исследованиям пришли к тому, что олимпийское образование должно внедряться не только на уроках, которые непосредственно связаны с физической культурой и спортом, но и на других общеобразовательных уроках, существенные шаги в этом направлении не осуществляются. Для качественного преподавания олимпийских знаний необходимо наличие соответствующей литературы и множества методических материалов, но в настоящее время таковой практически нет.
Цель исследования – определить место олимпийского образования в образовательном пространстве младших школьников.
Методы исследования – анализ научно-методической литературы, теоретический анализ и обобщение.
Образовательное пространство характеризуется объемом образовательных услуг, мощностью и интенсивностью образовательной информации, образовательной инфраструктурой общества. Основными же характеристиками образовательной инфраструктуры являются качественный и количественный состав элементов данной инфраструктуры, их пространственное расположение и взаимодействие.
В каждом учреждении образования складывается свое образовательное пространство. Образовательное учреждение выступает как форма организации образовательного пространства. Образовательное пространство можно определить как пространство, в котором осуществляются образовательные услуги [3].
На каждом уровне образования, начиная с дошкольного и завершая высшей школой, количественный состав образовательного пространства увеличивается, что связано с предъявляемыми требованиями общества. Качественный состав инфраструктуры на каждом этапе должен оставаться на высоком уровне, так как знания, полученные на начальных ступенях образования, в процессе обучения не обновляются, а дополняются. Степень накопления знаний зависит от основы, которая заложена в начале обучения. Чем она прочнее, тем устойчивее последующие процессы.
Наиболее активно олимпийское образование должно реализоваться в школе. Это связано с тем, что в школьном возрасте ребенок заинтересован в изучении нового, ранее незнакомого материала, особенно если он преподносится доступным для каждого возраста способом. Чем лучше школьники осведомлены о ценностях олимпизма, тем крепче олимпийское движение.
Многообразие составных элементов образовательного пространства младших школьников, позволяет внедрять в учебный процесс параллельно с основными теоретическими и практическими знаниями знания, которые связаны с олимпийским движением.
Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Поэтому именно в этот период необходимо пропагандировать олимпийское движение.
Для внедрения олимпийских знаний среди учащихся 1–4 классов необходима программа, которая опирается на мифические персонажи Олимпа, традиционные ритуалы Олимпийских игр, истории олимпийских игр, истории олимпийских медалей, характеризующие лучшие нравственные качества спортсменов: честность, волю к победе, взаимовыручку.
Включение олимпийского образования в процесс обучения способствует формированию у детей интереса к физическому совершенствованию. Основные теоретические сведения излагаются учителем в форме бесед, игр, рассматривания репродукций и видеоматериала. Дети рассматривают материалы, где представлены шествие спортсменов и поднятие флага, слушают олимпийские гимны. Ребенок пополняет словарный запас и накапливает тот теоретический опыт, который в дальнейшем он повторит и закрепит в двигательной деятельности. Также значительный объем знаний учащиеся могут получать в процессе изучения общеобразовательных предметов.
Олимпийское образование играет важную роль в объединении знаний, полученных на уроках, связанных с физической культурой, а также других общеобразовательных предметов, на которых возможно изучение олимпийского движения, идеалов и ценностей олимпизма. Материалы общеобразовательных учебных предметов младших школьников позволяют в полной мере реализовывать этот процесс, сочетая параллельное изучение основных теоретических и практических знаний с олимпийскими знаниями.
Любой результат младших школьников следует положительно оценивать, чтобы не снизить интерес к работе, а одобрение проделанной работы, будет способствовать стремлению детей к дальнейшей деятельности.
Широкий спектр составных элементов образовательного пространства младших школьников позволяет включать в эти элементы и олимпийские знания, то есть расширять границы начального образования, так как помимо основных знаний ребята будут получать знания об олимпийском движении. Младший школьный возраст – самый оптимальный возраст для начала внедрения олимпийских знаний, ценностей и идеалов. Чем младше возраст, тем проще подобрать средства, методы и способы, чтобы заинтересовать ребят в изучении олимпийского движения и привить привычку к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом.
Приемы обучения должны быть подобраны так, чтобы они были посильны для учеников и отражали последовательность восхождения от менее сложных к более сложным задачам. Олимпийское образование через систему целенаправленных знаний возбуждает интерес и усиливает мотивацию у младших школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом, к укреплению здоровья, что повышает работоспособность и сосредотачивает на достижении поставленных целей.
Список цитированных источников:
1. Кобринский, М.Е. Концептуальные основания олимпийского образования в физкультурном ВУЗЕ / М.Е. Кобринский, Ц. Высоцки // Мир спорта. – 2005. – № 2 (19). – С. 82–85.
2. Кобринский, М.Е. Белорусский олимпийский учебник: учебн. пособие / М.Е. Кобринский, Л.Г. Тригубович – Мн.: Бел. Олимп. Акад., 2005. – 240 с.: ил. С. 3–4.
3. Демиденко, О.П. Поликультурное образовательное пространство: понятие, структура / О.П. Демиденко, ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет» факультет «Психологии», г. Ставрополь, Россия K-psycho-kpp@stavsu.ru.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы
- Психолого-педагогические аспекты обучения младших школьников
- Формирование опыта творческой деятельности младших школьников в контексте личностно ориентированного обучения
- Детская литература как средство формирования гендерных стереотипов
- К вопросу о полоролевых различиях мальчиков и девочек дошкольного возраста в экологическом образовании
- Содержание нравственного воспитания школьников
- Особенности социализации детей-сирот
- Принципы формирования культуры здоровья младших школьников и младших подростков
- Формирование экологической культуры у младших школьников
- Развитие субъектности у детей посредством совместного просмотра мультфильмов
- Пейзажная живопись и ее значение для ребенка
- Работа в школе по профилактике вовлечения в деструктивные секты
- Позитивный аспект игровых комплексных упражнений творческого характера в структуре уроков математики начальной школы
- Социальная среда детского оздоровительного лагеря как условие самореализации личности ребенка
- Роль игрушки в полоролевом воспитании дошкольников
- Использование интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников
- Особенности общения учащихся начальных классов
- 4. Психологические.
- Некоторые секреты «школьного» здоровья доктора базарного
- Детские страхи в дошкольном возрасте
- Формирование правильного чтения первоклассников на основе применения дидактических игр в период обучения грамоте
- Особенности полоролевой социализации детей в неполных семьях Гукова е.В.
- Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений
- Семья и брак в системе ценностных ориентаций старшеклассников
- Фарміраванне маўленчай культуры малодшых школьнікаў сродкамі беларускага фальклору Дзярнова а.У.
- Использование экологических сказок в формировании у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе
- К вопросу о педагогической культуре родителей
- Средствами субъективизации
- Формирование у младших школьников знаний о правилах поведения в природе
- Правядзенне нестандартных ўрокаў пры вывучэнні блока ведаў “мая радзіма – беларусь” у 4 класе
- Компьютерные технологии как средство активизации познавательной деятельности в обучении младших школьников с целью формирования и развития коммуникативной культуры
- Анализ деятельности учреждений внешкольного воспитания и обучения витебской области в 2010–2011 учебном году
- Реализация методики субъективизации на уроках литературного чтения
- Работа над скороговоркой как средство совершенствования дикционных навыков младших школьников
- Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах
- Использование интерактивных информационно-обучающих средств в формировании миропознания младших школьников
- Психолого-педагогические основы творческой деятельности
- Моделирование текстовых задач как средство математического развития младших школьников
- Умения каллиграфического письма как цель и результат обучения младших школьников письму
- Имидж современного учителя как важный фактор восприятия педагогической профессии
- Познавательно-практическая деятельность как средство умственного развития детей младшего дошкольного возраста
- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ручного ткачества
- Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике
- Олимпийское образование в образовательном пространстве младших школьников
- Уровень
- Начальная школа
- Малые фольклорные жанры как средство повышения познавательного интереса младших школьников к урокам математики
- Раскрытие экологических связей в природе при изучении курса «человек и мир»
- Педагогическая поддержка творчески одаренных детей
- Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
- Развитие коммуникативных и организаторских умений младших школьников на основе групповой деятельности в курсе «окружающий мир»
- Педагогические условия формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики
- Проблема выбора содержания и форм семейного досуга
- Как научить младших школьников читать?
- Роль детской литературы в терапии «потерь»
- Современные подходы к классификации сказок
- Детские капризы: причины, пути предупреждения и преодоления
- Виды современного родительства
- Влияние семейных факторов на агрессивное поведение детей
- История происхождения и развития детской игры
- Ребенок и экран
- Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях педагогического колледжа
- Развитие коммуникативной компетенции в процессе психосоциальной адаптации выпускников интерната в образовательной среде учреждения среднего специального образования
- Начальной школы
- Этнокультурная компетентность
- Развіццё творчых здольнасцей вучняў пачатковых класаў праз мадэліраванне казак
- Формирование гражданственности младших школьников
- Идеографическая классификация фразеологических единиц немецкого языка, используемых при изучении курса в средней школе
- К проблеме развития мелкой моторики у леворуких детей в современной школе
- Развитие математического мышления младших школьников с помощью решения нестандартных задач
- Формирование умений у младших школьников выполнять и составлять творческие задания на занятиях по труду
- Развитие исследовательских способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
- Отношения детей к окружающей среде
- Формы и методы взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению
- Влияние анимационных фильмов на проявление тревожности у младших школьников
- Психологические условия формированиЯ ценностного отношения к материнству у девушек из полной и неполной семЕй
- Воспитательный потенциал сказки в субкультуре дошкольника
- Формирование нравственных качеств у учащихся начальных классов
- Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства
- Применение занимательного материала на уроках математики в начальных классах
- Профессиональное самоопределение старших подростков как многокомпонентная система
- Затруднения старших подростков в профессиональном самоопределении
- Девиантного поведения
- Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте
- Новые подходы в методике преподавания коммуникативного курса русского языка в начальных классах
- Социальная подсистема личностных особенностей несовершеннолетних с делинквентным поведением
- Развития личности школьника
- Дидактическая игра как средство экологического образования старших дошкольников
- Поведением к здоровому образу жизни
- О значении поговорок и пословиц для осмысления подтекста басен
- Применение дидактических игр на уроках математики в начальных классах
- Специфика развития ребенка в современном информационном пространстве
- Экологические проекты в начальной школе
- Объединениях и группировках
- Стиль семейного воспитания как один из факторов девиантного поведения подростков
- Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей (по системе в.Ф. Базарного)
- Роль некоторых единиц лингвистической системы в развитии фонематического слуха младших школьников
- Смысложизненные ценности и профессиональный выбор брестских школьников
- Часть II. Теория музыки. Теория и методика
- Музыкального образования
- Воспитательный процесс в высшем учебном заведении
- (На примере поликультурного воспитания)
- Развитие интереса к музыкальной деятельности у младших школьников
- Методические аспекты концертмейстерской подготовки будущих учителей музыки
- Бесценное наследие
- Роль диалогических методов в повышении качества музыкальной подготовки младших школьников
- Развитие эвристического мышления младших школьников в процессе восприятия образного содержания музыкального произведения
- Развитие музыкальной памяти у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах
- Коллективное инструментальное исполнительство на простейших музыкальных инструментах как средство развития исполнительских умений детей младшего школьного возраста
- Использование мультимедиа при обучении музыке
- Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки в школе
- Влияние музыкально-образовательной среды на формирование личности композитора андрея эшпая
- Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки посредством информационных технологий
- Содержание
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения
- Часть II. История музыки. Теория и методика музыкального образования
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.