Умения каллиграфического письма как цель и результат обучения младших школьников письму
Леонова-Кирдик Л.В., студентка 5 курса
(г. Гродно, УО «ГрГУ им. Я. Купалы»)
Научный руководитель – Шинтарь З.Л., кандидат педагогических наук, доцент
Целью школьного образования является творческая организация учебного процесса, направленного на личностное развитие учащихся.
В начальном обучении важное место занимает система языковых знаний, умений и навыков, в которой особое место отводится письму, как наиболее сложной, осознанной форме речевой деятельности [7]. Разработке проблемы обучения детей письму посвящены исследования М.М.Безруких [2], Л.С. Выготского [4], А.Р. Лурия [7]. Вместе с тем в методических трудах основное внимание уделяется обучению письму как системе отношений между звуками и буквами при обучении грамоте. Обучение детей каллиграфическому письму представлено лишь в некоторых исследованиях [1; 5; 6; 9].
Анализ работ указанных авторов и практики работы учителей позволил установить, что имеется необходимость более четкой систематизации умений каллиграфического письма, позволяющей использовать их как цель и результат обучения младших школьников письму: а) в любой системе обучения, б) с целью развития учащихся.
Для решения поставленной задачи будем использовать определение письма как процесса воспроизведения букв и их комплексов на бумаге с помощью определенных движений рукой. Его психофизиологический механизм представлен слухо-артикуляционным, зрительно-двигательным и рукодвигательным компонентами [2; 7].
Организация обучения письму способствует:
1) поднятию на новый уровень наглядно-образного и отвлеченного мышления учащихся, необходимого для восприятия конфигурации букв;
2) совершенствованию способности к зрительному восприятию различных форм;
3) становлению умения ориентироваться в пространстве листа, строки, легко определять пространственные отношения меду элементами письма;
4) укреплению руки, улучшению координации движений, развитию умения самостоятельно управлять всей сложной системой действий пишущей руки;
5) формированию у младших школьников внутренней потребности в аккуратном, разборчивом, эстетически выдержанном оформлении всех выполняемых записей.
Таким образом, процесс обучения каллиграфическому письму − это организация синтетического акта мышечной и интеллектуальной деятельности ученика.
В развитых формах процесс письма протекает так, что его техническая сторона работает в своеобразном автоматическом режиме, как навык. Контроль за ним протекает на подсознательном уровне.
Смысловая же сторона проявляет себя как сложное умение.
Приобретаемые человеком умения не только определяют качество его деятельности и обогащают опыт, но могут стать свидетельством уровня общего умственного развития человека, качеств его ума. Легкость и быстрота овладения умением говорят о высоком уровне способностей данного человека.
Сформировать навык каллиграфического письма, значит научить выполнять учебную деятельность, связанную с умениями анализировать буквы и буквенные комплексы на уроках письма, так как Р.С. Немов утверждает, что умение – это элемент деятельности, позволяющий что-либо делать с высоким качеством, например, точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций 8.
В этой связи возникает необходимость в выделении конкретных умений ученика, которые необходимо сформировать для обеспечения каллиграфического письма. Эти умения скомпонованы в соответствии с качественными показателями каллиграфического письма: графически грамотного, чёткого и устойчивого написания букв и соединений, связного и скорого письма. К ним относятся:
− умение соблюдать размеры рабочей строки (все элементы букв надо доводить до верхней и нижней линейки рабочей строки);
− умение соблюдать правильный и единообразный угол наклона при письме (тетрадь должна лежать с наклоном; все линии надо вести на центр груди);
− умение соблюдать одинаковые интервалы между письменными знаками (расстояние между элементами, буквами на строке, между словами в предложении должно равняться примерно букве н строчной; ширина букв должна быть одинаковой);
− умение соединять элементы в букве, буквы в слове (по алгоритму трех видов соединения (верхнее, нижнее, средне-плавное);
− умение писать буквы и комплексы плавно и связно (надо знать начальную точку для письма каждого элемента, чтобы безотрывно писать целую букву; надо знать начальную точку для письма каждой буквы, чтобы безотрывно писать несколько букв, останавливаться лишь в начальной точке);
− умение писать без напряжения (при письме линий вниз рука напрягается: считаем 1,2,3; при письме линий в сторону-вверх рука расслабляется- считаем: и);
− умение писать быстро (скорость письма для первого класса 7-15 букв в минуту);
− умение писать красиво (на протяжении всего обучения письму вырабатываются критерии красивого письма: чисто, без помарок, четко [9].
Обучение детей каллиграфическому письму, по мнению специалистов, способствует развитию детей. Однако, чтобы более эффективно осуществлять развитие учащихся в ходе обучения любому предмету, необходимо, как указывают психологи и дидакты, включать учащихся в такие виды деятельности, которые развивают двигательную, интеллектуальную, волевую, эмоциональную и мотивационную сферы личности.
Анализ школьной практики обучения письму показал, что учителя широко используют дидактические игры, наглядные пособия и упражнения, которые вызывают у младших школьников заинтересованность, стремление участвовать в различных учебных ситуациях и связанные с ними радостные переживания [5; 6]. Однако деятельность учащихся в большинстве случаев носит репродуктивный характер, требующий активного функционирования восприятия и процессов памяти. Задания, которые активизируют мыслительную деятельность учащихся и предполагают выполнение операций сравнения, вычленения, классификации, обобщения и др., используются учителями крайне редко. Развитие умений каллиграфического письма происходит стихийно, в основном благодаря тому, что авторы пособий, которыми пользуются учителя, стремились при создании учебного материала вызвать у детей интерес к занятиям, радость, удовольствие, используя присущие этому возрасту пытливость ума, направленность на преодоление небольших трудностей, стремление к необычному, новому. В целом можно сказать, что в массовой школьной практике не сложился определенный взгляд на развитие интеллектуальных умений при обучении каллиграфическому письму как на одну из специальных и важнейших на начальном этапе педагогических задач.
С позиции современных педагогических и психологических концепций формирование умений каллиграфического письма должно учитывать следующее. Во-первых, эти умения необходимо рассматривать не только как компонент интеллектуальной сферы, но и как один из результатов развития всех психических сфер во взаимосвязи. Известно, что эффективное развитие мыслительных операций происходит лишь при условии активного функционирования мотивационной, волевой, эмоциональной и других сфер психики человека [3]. Следовательно, формирование умений каллиграфического письма не может не опираться на активизацию мотивационных состояний (заинтересованности, любопытства, желания и др.), эмоций и чувств учащихся.
К умениям содержательно-операционного уровня относятся прежде всего интеллектуальные умения: анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать. Именно их формирование и представляет собой основной перечень развивающих задач обучения каллиграфическому письму в начальной школе.
Рассмотрим кратко интеллектуальные умения каллиграфического письма на основе выделенных выше его характеристик: графическую грамотность, каллиграфическую чёткость и устойчивость написания букв и соединений, связность и скорость письма.
Для формирования графической грамотности необходимы умения: обобщать буквы по одному из элементов, исключать букву из группы по отсутствию у нее общего с ними элемента, находить общий элемент в буквах, сравнивать буквы, находить указанный элемент в буквах, составлять группы букв на основе общего элемента, продолжать ряд букв на основе одного из элементов, списывать письменные буквосочетания и находить их в печатном тексте.
Для выработки каллиграфической четкости и устойчивости письма важны умения: называть и записывать основные элементы письменного алфавита, находить их шаблоны, писать отдельные буквы и их соединения, сравнивать элементы в буквах по их пространственному расположению, по размеру, комментировать правила написания отдельных элементов в буквах, сравнивать написание общего элемента в разных буквах, выполнять логические упражнения и др.
Для отработки связности и скорости письма требуются следующие умения: безотрывно писать несколько букв, слогов, трехбуквенных слов, списывать текст с уточнением, выписывать из текста слова с указанными орфограммами безотрывно, писать росчерки по прописи, рисовать узоры-бордюры, безотрывно писать элементы в сочетании по 2, 3, 4, составлять узоры-росчерки, определять алгоритмы соединений букв, списывать с письменного текста, и др.
Таким образом, обучение младших школьников каллиграфическому письму обеспечивает формирование умений каллиграфического письма двух уровней: умений писать буквенные знаки и умений, развивающих мотивационную, интеллектуальную, эмоциональную, волевую сферы личности ученика. Результативность сделанных выводов подтверждена экспериментально: высокий уровень сформированности умений каллиграфического письма отмечен у 34,61% учащихся экспериментального класса и у 11,54% учащихся контрольного класса. Низкий уровень сформированности умений каллиграфического письма показали 11,54% учащихся экспериментального класса и 34,61% учащихся контрольного.
Следовательно, обучение учащихся первоначальному письму будет иметь развивающий характер, если будет включать наряду с тренировочными упражнениями разнообразные по форме и содержанию умственные и практические осмысленные действия (анализ, синтез, сравнение, группировку, конструирование и реконструирование буквенных знаков). Это создает оптимальные условия для формирования умений воспроизведения букв и их соединения в комплексы.
Список цитированных источников:
Агаркова, Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников / Н.Г.Агаркова // Начальная школа. − 1999. − №4.− С.23.
Безруких, М.М. Как научить ребёнка писать красиво / М.М.Безруких // Вопросы психологии. − 1974.− №4.− С.44.
Белова, Г.Н. Формирование интеллектуальных умений у младших школьников в процессе обучения иностранному языку: Методическое пособие / Г.Н. Белова.− Калининград: Калининградский университет, 1999. – 30 с.
Выготский, Л.С. Мышление и речь: Избранные психологические исследования / Л.С.Выготский. − М.: Изд-во РСФСР. − 1959. − 358с.
Желтовская, Л.Я. и др. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников / Л.Я. Желтовская, Е.Н.Соколова. − М.: Просвещение, 1987.− 125с.
Илюхина, В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме / В.А. Илюхина // Начальная школа. - 1999. - №8. - С.45-49.
Лурия, А.Р. Об историческом развитии познавательного процесса. Экспериментально-психологические исследования / А.Р. Лурия. М.: «Наука», 1974.− 172 с.
Немов, Р.С. Психология. Книга 1 / Р.С. Немов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. – 681 с.
Шинтарь, З.Л. Каллиграфия: метод. рекомендации / З.Л. Шинтарь. − Гродно: ГрГУ., 2001. – 27 с.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы
- Психолого-педагогические аспекты обучения младших школьников
- Формирование опыта творческой деятельности младших школьников в контексте личностно ориентированного обучения
- Детская литература как средство формирования гендерных стереотипов
- К вопросу о полоролевых различиях мальчиков и девочек дошкольного возраста в экологическом образовании
- Содержание нравственного воспитания школьников
- Особенности социализации детей-сирот
- Принципы формирования культуры здоровья младших школьников и младших подростков
- Формирование экологической культуры у младших школьников
- Развитие субъектности у детей посредством совместного просмотра мультфильмов
- Пейзажная живопись и ее значение для ребенка
- Работа в школе по профилактике вовлечения в деструктивные секты
- Позитивный аспект игровых комплексных упражнений творческого характера в структуре уроков математики начальной школы
- Социальная среда детского оздоровительного лагеря как условие самореализации личности ребенка
- Роль игрушки в полоролевом воспитании дошкольников
- Использование интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников
- Особенности общения учащихся начальных классов
- 4. Психологические.
- Некоторые секреты «школьного» здоровья доктора базарного
- Детские страхи в дошкольном возрасте
- Формирование правильного чтения первоклассников на основе применения дидактических игр в период обучения грамоте
- Особенности полоролевой социализации детей в неполных семьях Гукова е.В.
- Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений
- Семья и брак в системе ценностных ориентаций старшеклассников
- Фарміраванне маўленчай культуры малодшых школьнікаў сродкамі беларускага фальклору Дзярнова а.У.
- Использование экологических сказок в формировании у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе
- К вопросу о педагогической культуре родителей
- Средствами субъективизации
- Формирование у младших школьников знаний о правилах поведения в природе
- Правядзенне нестандартных ўрокаў пры вывучэнні блока ведаў “мая радзіма – беларусь” у 4 класе
- Компьютерные технологии как средство активизации познавательной деятельности в обучении младших школьников с целью формирования и развития коммуникативной культуры
- Анализ деятельности учреждений внешкольного воспитания и обучения витебской области в 2010–2011 учебном году
- Реализация методики субъективизации на уроках литературного чтения
- Работа над скороговоркой как средство совершенствования дикционных навыков младших школьников
- Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах
- Использование интерактивных информационно-обучающих средств в формировании миропознания младших школьников
- Психолого-педагогические основы творческой деятельности
- Моделирование текстовых задач как средство математического развития младших школьников
- Умения каллиграфического письма как цель и результат обучения младших школьников письму
- Имидж современного учителя как важный фактор восприятия педагогической профессии
- Познавательно-практическая деятельность как средство умственного развития детей младшего дошкольного возраста
- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ручного ткачества
- Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике
- Олимпийское образование в образовательном пространстве младших школьников
- Уровень
- Начальная школа
- Малые фольклорные жанры как средство повышения познавательного интереса младших школьников к урокам математики
- Раскрытие экологических связей в природе при изучении курса «человек и мир»
- Педагогическая поддержка творчески одаренных детей
- Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
- Развитие коммуникативных и организаторских умений младших школьников на основе групповой деятельности в курсе «окружающий мир»
- Педагогические условия формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики
- Проблема выбора содержания и форм семейного досуга
- Как научить младших школьников читать?
- Роль детской литературы в терапии «потерь»
- Современные подходы к классификации сказок
- Детские капризы: причины, пути предупреждения и преодоления
- Виды современного родительства
- Влияние семейных факторов на агрессивное поведение детей
- История происхождения и развития детской игры
- Ребенок и экран
- Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях педагогического колледжа
- Развитие коммуникативной компетенции в процессе психосоциальной адаптации выпускников интерната в образовательной среде учреждения среднего специального образования
- Начальной школы
- Этнокультурная компетентность
- Развіццё творчых здольнасцей вучняў пачатковых класаў праз мадэліраванне казак
- Формирование гражданственности младших школьников
- Идеографическая классификация фразеологических единиц немецкого языка, используемых при изучении курса в средней школе
- К проблеме развития мелкой моторики у леворуких детей в современной школе
- Развитие математического мышления младших школьников с помощью решения нестандартных задач
- Формирование умений у младших школьников выполнять и составлять творческие задания на занятиях по труду
- Развитие исследовательских способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
- Отношения детей к окружающей среде
- Формы и методы взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению
- Влияние анимационных фильмов на проявление тревожности у младших школьников
- Психологические условия формированиЯ ценностного отношения к материнству у девушек из полной и неполной семЕй
- Воспитательный потенциал сказки в субкультуре дошкольника
- Формирование нравственных качеств у учащихся начальных классов
- Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства
- Применение занимательного материала на уроках математики в начальных классах
- Профессиональное самоопределение старших подростков как многокомпонентная система
- Затруднения старших подростков в профессиональном самоопределении
- Девиантного поведения
- Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте
- Новые подходы в методике преподавания коммуникативного курса русского языка в начальных классах
- Социальная подсистема личностных особенностей несовершеннолетних с делинквентным поведением
- Развития личности школьника
- Дидактическая игра как средство экологического образования старших дошкольников
- Поведением к здоровому образу жизни
- О значении поговорок и пословиц для осмысления подтекста басен
- Применение дидактических игр на уроках математики в начальных классах
- Специфика развития ребенка в современном информационном пространстве
- Экологические проекты в начальной школе
- Объединениях и группировках
- Стиль семейного воспитания как один из факторов девиантного поведения подростков
- Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей (по системе в.Ф. Базарного)
- Роль некоторых единиц лингвистической системы в развитии фонематического слуха младших школьников
- Смысложизненные ценности и профессиональный выбор брестских школьников
- Часть II. Теория музыки. Теория и методика
- Музыкального образования
- Воспитательный процесс в высшем учебном заведении
- (На примере поликультурного воспитания)
- Развитие интереса к музыкальной деятельности у младших школьников
- Методические аспекты концертмейстерской подготовки будущих учителей музыки
- Бесценное наследие
- Роль диалогических методов в повышении качества музыкальной подготовки младших школьников
- Развитие эвристического мышления младших школьников в процессе восприятия образного содержания музыкального произведения
- Развитие музыкальной памяти у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах
- Коллективное инструментальное исполнительство на простейших музыкальных инструментах как средство развития исполнительских умений детей младшего школьного возраста
- Использование мультимедиа при обучении музыке
- Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки в школе
- Влияние музыкально-образовательной среды на формирование личности композитора андрея эшпая
- Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки посредством информационных технологий
- Содержание
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения
- Часть II. История музыки. Теория и методика музыкального образования
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.