logo search
Конференция_Мир Детства 1

Развитие коммуникативной компетенции в процессе психосоциальной адаптации выпускников интерната в образовательной среде учреждения среднего специального образования

Рыбакова О.Н., педагог социальный

Сайковская Т.О., педагог-психолог

(г. Полоцк, Полоцкий колледж УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Само бытие человека есть глубочайшее общение.

Быть – значит общаться…

Жить – значит участвовать в диалоге.

Компетенция – круг вопросов, проблем и задач, в решении которых тот или иной специалист является знающим лицом, то есть обладает соответствующими познаниями и личным опытом. Компетенция, таким образом, выражается в готовности субъекта эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для решения определенного круга проблем.

Компетенция необходима человеку, живущему в обществе бурно развивающихся технологий. Качество жизни такого человека нередко определяется тем, насколько хорошо он освоил разнообразные алгоритмы и технологии и в какой мере способен выполнять нестандартные действия. Способность к осуществлению такого управления своими знаниями и умениями и будет являться компетентностью.

Коммуникативная компетентность – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих коммуникативными навыками. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной речи.

Анализ социально-педагогических паспортов групп нового набора нашего колледжа выявляет присутствие в составе числа учащихся выпускников учреждений образования разных типов: базовых школ, средних школ, гимназий и учреждений интернатного типа. Следует отметить устойчивую динамику роста количества учащихся, имеющих статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за последние три года: в 2009 г. – 1%, в 2010 г. – 3%. Из общего числа вновь поступивших учащихся в 2011 г. около 5 % составляют учащиеся- выпускники школ-интернатов.

В связи с прослеживаемой тенденцией увеличения данного контингента учащихся актуальным является необходимость заострить внимание участников образовательного процесса на особенностях постинтернатной адаптации учащихся данной категории и в том числе на важность развития у них коммуникативной компетентности. В современной психолого-педагогической литературе данная проблема недостаточно глубоко освещена, что побудило специалистов СППС колледжа к ее изучению.

Для понимания актуальности выбранной темы необходимо рассмотреть социально-психологический портрет молодого человека, вступающего в самостоятельную жизнь. Для большинства выпускников интернатных учреждений характерны недостаточно развитый социальный интеллект: неспособность применять на практике полученные знания, неумение ориентироваться в социуме и взаимодействовать с ним, заниженная самооценка.

При определении задач профессиональной подготовки важно учитывать базовый уровень сформированных коммуникативных умений и навыков, так как наше учреждение образования готовит специалистов для работы в профессиональной сфере «человек – человек», и поэтому умение общаться является для выпускника ведущим, профессионально важным качеством.

«Чтобы полноценно общаться, - указывает известный психолог А.Н. Леонтьев, - человек должен в принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения - оно будет неэффективным». 

В связи с этим мы определили основные причины, побуждающие участников образовательного процесса уделять внимание развитию коммуникативных качеств у учащихся-выпускников интернатных учреждений. Развивать способность к общению у данной категории учащихся необходимо:

  1. для взаимного обогащения жизненными возможностями (передача общественного опыта, культурного наследия, азы преемственности и творчества);

  2. для бытия в сфере многоплановой деятельности (обмен информацией, организация совместной деятельности и взаимодействия);

  3. для удовлетворения особой потребности в контактах с другими людьми, направленных на соподчинение социальным критериям и на достижение сочувственного понимания и радости, при этом сохраняя незыблемыми свою индивидуальность и допустимое приближение собеседников.

Следует отметить выраженную тенденцию выпускников общеобразовательных учреждений последних лет к снижению уровня владения коммуникативными навыками. Учащиеся не всегда могут свободно аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, т.е. примитивными невербальными способами общения. Молодые люди затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний.  Учащиеся допускают большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.

Психолого-педагогическая диагностика учащихся-выпускников интернатных учреждений выявляет, кроме вышеназванного, и наличие таких специфических особенностей, как выраженная неуверенность в себе и своих способностях; инфантильность; бедный словарный запас. Наличие барьеров в психосоциальной адаптации среди одногруппников приводит к порождению стремления группироваться и вступать в более тесное взаимодействие с такими же выпускниками школ-интернатов. При возникновении необходимости вступить во взаимодействие с членами педагогического коллектива учащиеся-сироты прибегают к помощи третьих лиц, тем самым избегая прямых личных контактов и достигая своих целей через посредников. Причиной этому является низкий уровень  сформированности индивидуально-личностных оснований для коммуникативной компетентности. Позволим себе предположить, что это является следствием развития личности данной категории учащихся в учреждениях интернатного типа, ограничивающего круг общения его воспитанников. Оказавшись в новых условиях коммуникации – в рамках колледжа, общежития, учащиеся сталкиваются с трудностями в психосоциальной адаптации.

Психосоциальная адаптация – процесс, направленный на расширение сферы коммуникативного опыта человека. Это многоуровневый непрерывный процесс, выражающийся, с одной стороны, в установлении внутренней целостности субъектов, а с другой – во взаимослиянии человека с новой средой.

Развитие любой компетенции, в том числе и коммуникативной, предполагает активное взаимодействие педагога с учащимся.

Важным механизмом развития коммуникативной компетенции является поиск новых поведенческих ролевых стандартов. На первое место выходит профессиональная коммуникативная компетентность педагога, способного выступить образцом риторического речевого поведения. Подражание ролевым стандартам педагога, эффективному применению им особых форм и методов общения приводит к накоплению у учащихся собственного коммуникативного опыта.

На протяжении трехлетнего изучения данной проблемы специалистами социально-педагогической и психологической службы колледжа выделены основные направления формирования коммуникативной компетентности в процессе профессионального становления будущих специалистов. Обозначим основные этапы работы:

  1. Чтобы владеть коммуникативной компетентностью, необходимо иметь определённые знания. В нашем колледже знания научных основ общения учащиеся приобретают на предметах профессионального цикла: уроках педагогики, психологии, основ делового общения, основ культуры речи. В ходе изучения спецкурса «Введение в специальность» большое внимание уделяется изучению основ профессионального взаимодействия, особенностей профессиональной лексики, разнообразных форм делового общения.

Важно помнить, что знания лишь формируют представления учащихся о механизмах общения, что является недостаточным признаком сформированности коммуникативной компетентности. Для преодоления этого недостатка необходимо, чтобы учащиеся имели практику применения знаний.

  1. Коммуникативная грамотность учащегося нашего колледжа реализуется в процессе учебной деятельности, что приводит к формированию умений слушать, отвечать, дискутировать. На производственной практике формируются умения доносить мысль, доходчиво объяснять, вести диалог, аргументировать высказывания, умения управлять своим поведением, чувствами.

  2. Особое внимание специалистами СППС колледжа уделяется формированию перцептивных навыков, эмпатии, саморегуляции в повседневной жизни учащихся из категории детей-сирот, что является одним их основных элементов их успешной психосоциальной адаптации. С этой целью организуются тренинги общения, конфликтологии, личностного роста. Результатом работы является сформированность умений и навыков наблюдать, переключать внимание, понимать душевное состояние другого человека, умения «читать по лицу», устанавливать вербальный и невербальный контакт с собеседником.

Систематически проводимая работа по развитию коммуникативной компетентности дает определенные результаты:

  1. Опыт работы с учащимися-сиротами по формированию коммуникативной компетентности показывает, что далеко не все из них готовы к изменению сложившихся стереотипов и принятию новых форм ролевого поведения, предпочитая использовать старые поведенческие шаблоны. Это не приводит к развитию коммуникативной компетентности, которая является необходимым условием профессиональной подготовки выпускников нашего учреждения образования. И, как следствие, у учащихся, имеющих статус детей-сирот, возникает желание сменить выбранную специальность на профессию, не требующую высокого уровня сформированности коммуникативной компетентности.

  2. У определенной группы учащихся-сирот удается добиться значительного роста речевых навыков общения, межличностного взаимодействия, но одновременно не всегда получается достигать высокого уровня развития навыков эмпатии, умения учитывать мнение других людей, проявлять инициативу. Это не является непреодолимым препятствием к овладению профессиональной компетентностью в области межличностного взаимодействия выпускника колледжа, а лишь требует дальнейшей работы по самосовершенствованию.

  3. Особое удовлетворение от проделанной работы приносят те учащиеся из числа детей-сирот, которые за время обучения в колледже достигают достаточно высокого уровня коммуникативной компетентности и к моменту вступления в самостоятельную профессиональную деятельность не отличаются от учащихся, которые накапливали свой коммуникативный опыт в условиях семейного воспитания и школы.

Обобщая результаты проделанной работы по развитию коммуникативной компетентности учащихся-сирот с целью повышения эффективности психосоциальной адаптации в условиях учреждения среднего специального образования, можно сделать вывод: поставленная цель – подготовка выпускников  к конструктивной социальной самореализации – достигнута:

Благодаря такой форме социально-педагогической и психологической поддержки выпускники получают шанс стать полноправными членами общества и достойными гражданами.

Список использованных источников:

  1. Бабочкин, П.И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе. – М., 2000.

  2. Демчинский, В.Ф. Психодинамическая функциональная модель человеческой самоорганизации // Мир психологии. – 2011. – № 2.

  3. Коломинский, Я.Л. Психология педагогического взаимодействия // Психология. – 2007. – № 1.

  4. Пархомович, В.Б. Построение модели психосоциальной адаптации // Психология. – 2006. – № 2.

  5. Шелихова, Н.И. Техника педагогического общения / Под редакцией Гинзбурга М. Р. – М.: Институт практической психологии, 1998.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧЕБНОГО СОДЕРЖАНИЯ