logo search
Конференция_Мир Детства 1

Влияние семейных факторов на агрессивное поведение детей

Пономарева М.А., кандидат психологических наук, доцент

(г. Минск, Академия управления при Президенте Республики Беларусь)

Большинство исследователей девиантного поведения считают, что агрессия детей обусловлена средовыми факторами (Бэрон Р., Ричардсон Д., 2001) [1, с. 14]. В отечественной психологии в качестве основной причины непатологической агрессии рассматривается педагогическая запущенность (Платонова Н.М., 2004) [2, с. 9]. Социальным фоном для развития недисциплинированности ребенка является семейное неблагополучие.

На становление агрессивного поведения ребенка влияют различные семейные факторы [3, с. 22]. Формы проявления агрессивности в семейных отношениях разнообразны и включают в себя прямое физическое насилие, оскорбления, холодность, негативные оценки, подавление личности, эмоциональное непринятие ребенка. Члены семьи могут сами демонстрировать агрессивное поведения, актуализируя стремление подражать такому способу взаимодействия у детей.

На проявление агрессивности ребенка оказывает влияние стиль семейного воспитания. Родители, применяющие суровые наказания даже за незначительные поступки, использующие гиперопеку, или, напротив, практически не контролирующие поступки и занятия своих детей (гипоопека), чаще сталкиваются с их агрессивными проявлениями.

Анализируя связь социализации ребенка и семейных условий, можно представить типологию семейных факторов агрессивного поведения детей:

  1. фрустрация базовых потребностей ребенка (например, холодная мать и суровый отец);

  2. жестокое обращение с ребенком (грубость, оскорбления, запугивание, доминирование запретов);

  3. наблюдение за «успешным» агрессивным поведением;

  4. физическое насилие по отношению к ребенку;

  5. гиперпротекция (чрезмерное количество указаний, повышенная тревога за здоровье ребенка);

  6. потворствование (недостаточность требований);

  7. острая травма или утрата.

В целом, агрессивное поведение в семье формируется по следующим механизмам:

- подражание и идентификация с агрессором;

- реакция протеста на фрустрацию базовых потребностей;

- защитная реакция в случае агрессии, направленной на ребенка.

Одним из важнейших механизмов, на основе которых формируется детское поведение, является подражание. Ребенок наблюдает за тем, как другие люди проявляют или контролируют свою агрессию, и подражает им в этом. Таким образом, его собственное агрессивное поведение формируется и определяется тем, что он наблюдает в поведении других.

Вторым механизмом, благодаря которому усваивается агрессивное поведение, является подкрепление. Когда какое-либо по­ведение вознаграждается, оно имеет тенденцию чаще повторяться в будущем; ко­гда же оно наказывается, вероятность его повторения снижается. Агрессивные действия являются в значительной степени реакциями, приобретенными в результате на­учения, а подкрепление оказывается важнейшим фактором агрессии.

Чем более важными, влиятельными, успешными и привлекательными ока­зываются люди, тем чаще дети будут им подражать. Они будут больше подражать людям, которых они чаще видят. Обычно именно родители отвечают всем этим критериям и служат основными моделями для ребенка в первые годы его жизни. Поскольку родители являются как основными источниками подкрепления, так и главным объектом для подражания, будущее агрессивное поведение ребенка во многом зависит от того, как родители обращаются со своим ребенком, и того, как они ведут себя сами.

Таким образом, дети подражают агрессивному по­ведению своих родителей. Оказавшись в ситуации, где он обладает превосходством, ребенок ведет себя по отношению к другим точно так же, как ведут себя по отношению к нему его родители. Если они проявляют агрессивность, он будет делать то же самое. Наказание учит его не проявлять свою агрессивность дома, но оно также учит его, что агрессия допустима, если проходит безнаказанно. Независимо от намерений родителей, дети будут продолжать делать то, что делают, и говорить то, что говорят их родители.

Подкрепление, подражание и наблюдение проявлений агрессии других людей могут объединяться, вырабатывая схемы агрессивного поведения. У детей формируются организованные взаимосвязанные представления об уместности аг­рессии, обстоятельствах, в которых она может или должна происходить, а также о том, в какой форме она должна выражаться, например, в виде вспышек гнева или физического нападения на другого человека. Вероятность того, что схемы агрессии будут фор­мироваться и приводить к агрессивному поведению, может увеличиваться при наличии в окружении ребенка определенных факторов риска, например, распро­страненности насилия в семье. При активизации этих схем агрессивное поведение может превращаться в самоподкрепляющийся процесс, поддерживаемый стабильностью схем агрессии, которые выработал данный индивид (Берковиц Л., 2001).

Агрессивные и неагрессивные дети часто воспринимают и интерпретируют сигналы от окружающих по-разному. Агрессивные дети ожидают от окружающих опасность и враждебность, в своих проблемах винят окружающих и обстоятельства, имеют ограниченный выбор реакций на проблемную ситуацию, редко выражают свои чувства словами, предпочитая действие, часто не думают о последствиях своих поступков, ценят месть превыше дружбы, менее склонны к компромиссам, чем другие дети, полагают, что их агрессивные действия дают ощутимые результаты.

Агрессивные дети в основном эгоцентричны, искаженно воспринимают окружающих мотивы поведения окружающих, приписывают враждебные намерения окружающим. Необходимо учить этих детей разграничивать индивидуальные когнитивные и эмоциональные процессы, находить сходное и различное в людях, определять альтернативные объяснения ситуациям, определять, что думают и чего хотят окружающие. При взаимодействии с агрессивным ребенком особенно важно осознание собственных чувств, мыслей и желаний, это поможет вам постоянно находиться в контексте ситуации и не позволит агрессивному ребенку втянуть вас в привычный для него сценарий развития отношений. Если вы научите такого ребенка осознавать его собственные чувства, мысли и желания в каждый момент времени и согласовывать их с окружением, то проявления агрессивности перестанут быть проблемой.

Коррекционную работу с агрессивными детьми целесообразно проводить в следующих основных направлениях:

  1. Обучение детей конструктивным способам выражения гнева;

  2. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;

  3. Обучение детей приемам саморегуляции;

  4. Развитие эмпатии.

Таким образом, на проявления агрессивности у детей значительное влияние оказывают семейные факторы. Ранняя терапия антисоциального поведения у дошкольников и младших школьников могла бы предотвратить развитие тяжелых агрессивных расстройств в подростковом возрасте. Трансформация гиперактивности в агрессивность, а агрессивности в делинквентность может быть предупреждена социально-психологическими мерами, направленными на его семью и дальнее социальное окружение.

Список цитированных источников:

  1. Бэрон, Р. Агрессия / Бэрон, Р., Ричардсон Д. – СПб: Питер, 2001. – 352 с.

  2. Агрессия у детей и подростков: учебное пособие / Н.М. Платонова; под ред. Н.М.Платоновой.- СПб: Речь, 2004. – 336 с.

  3. Берковиц, Л. Агрессия; причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 512 с.