Дидактическая игра как средство экологического образования старших дошкольников
Ходанович О.Г., студентка 4 курса
(г. Брест, УО «БрГУ им. А.С. Пушкина»)
Научный руководитель – Казаручик Г.Н., кандидат педагогических наук, доцент
Актуальность исследования обусловливается двумя основными концептуальными положениями: во-первых, необходимостью сохранения среды обитания человека в условиях современной экологической ситуации, т. е. обеспечения естественной основы жизни и деятельности человека, без которой невозможно его благополучие; во-вторых, необходимостью гармоничного развития личности, которое включает в себя гуманистическое мироощущение, связанное с восприятием природы. Поэтому формирование нового типа отношения человека к природе, их гармонизация становятся одной из главных задач образования.
Основные положения концепции экологического образования разработаны в трудах И.Т. Гайсина, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Г.Н. Каропы, Н.К. Катович, С.С. Кашлева, А.Н. Сидельковского, Г.П. Сикорской, И.Т. Суравегиной, А.Г. Шевцова, Т.П. Южаковой. Учеными определены цели, задачи, принципы и содержание экологического образования, сформулированы ведущие идеи и категории данной области психолого-педагогической науки.
Одним из важнейших принципов экологического образования является принцип непрерывности. При этом под непрерывностью понимается взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Особую роль в этом процессе занимает период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. Поэтому дошкольным учреждениям принадлежит важное место в воспитании личности, способной жить в гармонии с собой, обществом, природой, в системе подготовки молодого поколения к рациональному природопользованию.
Отдельные аспекты экологического образования дошкольников изучались Н.Н. Вересовым, Н.А. Гунягой, С.Н. Николаевой, Г.И. Островской, Л.И. Пономаревой, Н.А. Рыжовой, В.Г. Фокиной, Л.Т. Шанасыровой, И.А. Шараповой и др. Вместе с тем весьма актуальным остается вопрос о совершенствовании системы работы дошкольных учреждений по экологическому образованию детей, которое предполагает прежде всего подбор и использование адекватных форм организации, методов и средств воспитания и обучения дошкольников. Особую значимость данная проблема приобретает в условиях гуманизации педагогического процесса, предусматривающего применение демократического стиля общения воспитателя и воспитанников, способствующего развитию познавательного интереса и самостоятельности детей, успешному усвоению ими знаний и умений, свободному ориентированию в окружающей действительности.
Большие возможности для решения указанных задач заложены в игре – ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте. Через игру ребенок познает окружающий мир, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Благодаря взаимодействию воспитателя и воспитанников в игровой деятельности происходит отказ от авторитарного стиля воспитания и обучения детей.
Среди многообразия видов детских игр особое место занимает дидактическая игра, которая традиционно рассматривается как средство умственного воспитания дошкольников (В.Н. Аванесова, В.Р. Беспалова, З.М. Богуславская, Р.И. Жуковская, В.В. Колечко, А.А. Смоленцева, Е.И. Тихеева и др.). Однако исследования А.К. Бондаренко, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Г.И. Толкачевой и др. показали возможности дидактической игры в разностороннем воспитании личности ребенка-дошкольника. Именно это положение ученых дало нам основание предположить, что использование дидактических игр будет содействовать эффективности процесса экологического образования.
С целью проверки выдвинутой гипотезы был разработан и проведен педагогический эксперимент, включающий три этапа: констатирующий, преобразующий и контрольный.
Цель констатирующего этапа заключалась в определении уровня экологической образованности детей старшего дошкольного возраста на начало проведения эксперимента. Так, мы смогли констатировать, что значительных различий в уровне экологической образованности детей экспериментальных и контрольных групп (ЭГ и КГ) нет. Фрагментарность и поверхностность представлений не способствовала осознанию детьми природы как единого целого, затрудняла их практическую ориентировку в природе, не формировала эмоционально-положительное отношение к живым существам. В то же время результаты констатирующего этапа эксперимента дают основание предполагать, что детям 5–6 лет доступно усвоение элементарных экологических представлений, понимание нравственного смысла своих действий и поступков в природе, потому что даже без целенаправленного обучения и воспитания определенная часть детей ЭГ и КГ имеют высокий уровень экологической образованности (12,64% дошкольников ЭГ и 11,98% КГ продемонстрировали высокий уровень экологических представлений о признаках живого и его целостности; 16,09% ЭГ и 13,77% КГ имеют выраженную положительную направленность отношения к природе; 5,75% ЭГ и 7,19% КГ продемонстрировали высокий уровень умений и навыков по уходу за природными объектами). Вместе с тем, значительная часть детей имеют низкий уровень экологической образованности (35,06% дошкольников ЭГ и 32,93% КГ показали низкий уровень сформированности представлений о взаимосвязях в природе, для 24,14% детей ЭГ и 21,56% КГ характерна отрицательная направленность отношения к природе).
Выявленные в ходе констатирующего этапа эксперимента неиспользованные дошкольными учреждениями воспитательные резервы помогли определить основные пути решения задачи экологического образования старших дошкольников в процессе дидактических игр на преобразующем этапе.
В соответствии с содержанием экологического образования, предусматривающего расширение и углубление экологических представлений детей, развитие у них эмоционально-ценностного отношения к природе, формирование мотивов, а также умений экологически целесообразной деятельности, нами были разработаны, подобраны и модифицированы дидактические игры, объединенные в три группы:
– дидактические игры для расширения и углубления экологических представлений;
– дидактические игры для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе;
– дидактические игры, направленные на приобщение к экологически ориентированной деятельности.
Разработка серии дидактических игр для формирования экологических представлений велась с учетом тех представлений, которые могут быть сформированы у детей старшего дошкольного возраста:
– о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах;
– о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы);
– о человеке как части природы;
– о культуре поведения в природе.
Процесс формирования экологических представлений у детей шел от усвоения ими знаний об особенностях жизни конкретных организмов, отдельных связей и межвидовых отношений к установлению цепочки биоценологических связей и на их основе – к освоению закономерностей функционирования различных природных сообществ; от знаний о человеке как части природы к пониманию взаимосвязи его с другими объектами природы, взаимовлияния их друг на друга.
Дидактические игры, направленные на обогащение экологических представлений старших дошкольников, проводились чаще всего с небольшими подгруппами детей. Игры использовались вариативно в зависимости от уровня сформированности экологических представлений, который дошкольники продемонстрировали на констатирующем этапе исследования.
Само по себе наличие экологических представлений не гарантирует экологически целесообразного поведения личности. Для этого необходимо еще и соответствующее отношение к природе. Оно определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность поступать с точки зрения экологической целесообразности. Исходя из этого, в экспериментальной работе значительное место нами было отведено разработке и апробации дидактических игр, содержание которых непосредственно направлено на развитие эмоционально-ценностного отношения к природе.
Уже в процессе освоения экологических представлений у детей происходило формирование эмоционального отношения к растительному и животному миру. Формируя у детей теплое, любовное отношение к реальной природе, конкретному ее объекту или явлению, мы помогали им прочувствовать и осмыслить красоту и совершенство в природе, особенно на экскурсиях, сопровождаемых эмоциональными беседами. А для того, чтобы конкретизировать отношение к природе, сделать его более осмысленным, помочь ребенку обобщить впечатления от наблюдений, использовали специальные дидактические игры.
Суть дидактических игр данного блока состояла в том, что дошкольники при непосредственном контакте с объектами природы (наблюдении или более близком контакте: прикосновении к растению, поглаживании ствола, листьев и т. д.) должны были рассказать что-либо интересное об объекте природы. Это могли быть особенности внешнего вида, роста, развития, ухода, или случаи бережного (жестокого) отношения людей к растениям, животным.
Важным показателем экологической образованности дошкольников является их участие в деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, в процессе которой углубляются и закрепляются полученные ранее экологические представления и проявляется активное гуманное отношение к природе. Учитывая положение психологов и педагогов о том, что отличительной особенностью труда детей является его близость к игре, трудовая деятельность экологического содержания организовывалась нами с включением в нее дидактических игр.
Серия дидактических игр, разработанная нами для приобщения дошкольников к посильной экологической деятельности, отличается от игр предыдущей серии большей занимательностью, динамичностью (некоторые дидактические игры содержат элементы подвижных игр) и меньшим напряжением мыслительной деятельности. Основная цель дидактических игр данной серии состояла в том, чтобы сформировать у дошкольников мотивацию к экологической деятельности: вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами; эмоционально настроить детей на тот или иной вид труда; активизировать их в процессе выполнения поручений.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы и выявления эффективности формирующего этапа эксперимента был проведен контрольный этап. Результаты диагностики показали, что уровень экологической образованности детей ЭГ стал намного выше, не только по сравнению с началом учебного года, но и по сравнению с дошкольниками КГ (см. таблицу). Так, значительно шире и глубже стали экологические представления ребят. У дошкольников КГ также несколько повысился уровень представлений, однако, эти изменения касаются главным образом увеличения количества представлений о многообразии природных объектов. У детей же ЭГ наряду с этим наблюдалась способность устанавливать взаимосвязи в природе, уверенно ориентироваться в правилах поведения в природе и придерживаться их. Последнее стало возможным благодаря развитию эмоциональной сферы детей, способности видеть прекрасное в природе, адекватно реагировать на поступки сверстников и взрослых, оценивать их с точки зрения экологической целесообразности.
Таблица – Уровень экологической образованности детей ЭГ и КГ
на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Условно выделенные уровни | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||||||
констатирующий этап | контрольный этап | констатирующий этап | контрольный этап | |||||
абсол. числа | % | абсол. числа | % | абсол. числа | % | абсол. числа | % | |
Высокий | 4 | 13,3 | 9 | 30 | 3 | 9,7 | 5 | 16,1 |
Средний | 14 | 46,7 | 15 | 50 | 17 | 54,9 | 18 | 58,1 |
Низкий | 12 | 40 | 6 | 20 | 11 | 35,4 | 8 | 25,8 |
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что положительной динамике экологической образованности детей старшего дошкольного возраста содействует использование дидактических игр экологического содержания, включающей три серии: игры для расширения экологических представлений детей, развития у них эмоционально-ценностного отношения к природе и приобщения к экологически целесообразной деятельности.
Дидактические игры содействуют эффективному решению задач экологического образования детей старшего дошкольного возраста при следующих условиях. Во-первых, при реализации комплексного подхода в использовании дидактических игр, который предусматривает подбор игр с учетом задач экологического образования, вариативное их использование, оптимальное сочетание экологических игр с другими методами и средствами. Во-вторых, при обеспечении сочетания интеллектуального, эмоционального восприятия старшими дошкольниками материала дидактических игр и разнообразных практических действий. В-третьих, при реализации индивидуально-дифференцированного подхода во взаимодействии взрослого с детьми в процессе проведения дидактических игр. В-четвертых, при создании развивающей предметно-пространственной среды с включением атрибутики для самостоятельной организации детьми игровой деятельности экологического содержания.
ПРИОБЩЕНИЕ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы
- Психолого-педагогические аспекты обучения младших школьников
- Формирование опыта творческой деятельности младших школьников в контексте личностно ориентированного обучения
- Детская литература как средство формирования гендерных стереотипов
- К вопросу о полоролевых различиях мальчиков и девочек дошкольного возраста в экологическом образовании
- Содержание нравственного воспитания школьников
- Особенности социализации детей-сирот
- Принципы формирования культуры здоровья младших школьников и младших подростков
- Формирование экологической культуры у младших школьников
- Развитие субъектности у детей посредством совместного просмотра мультфильмов
- Пейзажная живопись и ее значение для ребенка
- Работа в школе по профилактике вовлечения в деструктивные секты
- Позитивный аспект игровых комплексных упражнений творческого характера в структуре уроков математики начальной школы
- Социальная среда детского оздоровительного лагеря как условие самореализации личности ребенка
- Роль игрушки в полоролевом воспитании дошкольников
- Использование интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников
- Особенности общения учащихся начальных классов
- 4. Психологические.
- Некоторые секреты «школьного» здоровья доктора базарного
- Детские страхи в дошкольном возрасте
- Формирование правильного чтения первоклассников на основе применения дидактических игр в период обучения грамоте
- Особенности полоролевой социализации детей в неполных семьях Гукова е.В.
- Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений
- Семья и брак в системе ценностных ориентаций старшеклассников
- Фарміраванне маўленчай культуры малодшых школьнікаў сродкамі беларускага фальклору Дзярнова а.У.
- Использование экологических сказок в формировании у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе
- К вопросу о педагогической культуре родителей
- Средствами субъективизации
- Формирование у младших школьников знаний о правилах поведения в природе
- Правядзенне нестандартных ўрокаў пры вывучэнні блока ведаў “мая радзіма – беларусь” у 4 класе
- Компьютерные технологии как средство активизации познавательной деятельности в обучении младших школьников с целью формирования и развития коммуникативной культуры
- Анализ деятельности учреждений внешкольного воспитания и обучения витебской области в 2010–2011 учебном году
- Реализация методики субъективизации на уроках литературного чтения
- Работа над скороговоркой как средство совершенствования дикционных навыков младших школьников
- Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах
- Использование интерактивных информационно-обучающих средств в формировании миропознания младших школьников
- Психолого-педагогические основы творческой деятельности
- Моделирование текстовых задач как средство математического развития младших школьников
- Умения каллиграфического письма как цель и результат обучения младших школьников письму
- Имидж современного учителя как важный фактор восприятия педагогической профессии
- Познавательно-практическая деятельность как средство умственного развития детей младшего дошкольного возраста
- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ручного ткачества
- Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике
- Олимпийское образование в образовательном пространстве младших школьников
- Уровень
- Начальная школа
- Малые фольклорные жанры как средство повышения познавательного интереса младших школьников к урокам математики
- Раскрытие экологических связей в природе при изучении курса «человек и мир»
- Педагогическая поддержка творчески одаренных детей
- Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
- Развитие коммуникативных и организаторских умений младших школьников на основе групповой деятельности в курсе «окружающий мир»
- Педагогические условия формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики
- Проблема выбора содержания и форм семейного досуга
- Как научить младших школьников читать?
- Роль детской литературы в терапии «потерь»
- Современные подходы к классификации сказок
- Детские капризы: причины, пути предупреждения и преодоления
- Виды современного родительства
- Влияние семейных факторов на агрессивное поведение детей
- История происхождения и развития детской игры
- Ребенок и экран
- Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях педагогического колледжа
- Развитие коммуникативной компетенции в процессе психосоциальной адаптации выпускников интерната в образовательной среде учреждения среднего специального образования
- Начальной школы
- Этнокультурная компетентность
- Развіццё творчых здольнасцей вучняў пачатковых класаў праз мадэліраванне казак
- Формирование гражданственности младших школьников
- Идеографическая классификация фразеологических единиц немецкого языка, используемых при изучении курса в средней школе
- К проблеме развития мелкой моторики у леворуких детей в современной школе
- Развитие математического мышления младших школьников с помощью решения нестандартных задач
- Формирование умений у младших школьников выполнять и составлять творческие задания на занятиях по труду
- Развитие исследовательских способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
- Отношения детей к окружающей среде
- Формы и методы взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению
- Влияние анимационных фильмов на проявление тревожности у младших школьников
- Психологические условия формированиЯ ценностного отношения к материнству у девушек из полной и неполной семЕй
- Воспитательный потенциал сказки в субкультуре дошкольника
- Формирование нравственных качеств у учащихся начальных классов
- Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства
- Применение занимательного материала на уроках математики в начальных классах
- Профессиональное самоопределение старших подростков как многокомпонентная система
- Затруднения старших подростков в профессиональном самоопределении
- Девиантного поведения
- Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте
- Новые подходы в методике преподавания коммуникативного курса русского языка в начальных классах
- Социальная подсистема личностных особенностей несовершеннолетних с делинквентным поведением
- Развития личности школьника
- Дидактическая игра как средство экологического образования старших дошкольников
- Поведением к здоровому образу жизни
- О значении поговорок и пословиц для осмысления подтекста басен
- Применение дидактических игр на уроках математики в начальных классах
- Специфика развития ребенка в современном информационном пространстве
- Экологические проекты в начальной школе
- Объединениях и группировках
- Стиль семейного воспитания как один из факторов девиантного поведения подростков
- Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей (по системе в.Ф. Базарного)
- Роль некоторых единиц лингвистической системы в развитии фонематического слуха младших школьников
- Смысложизненные ценности и профессиональный выбор брестских школьников
- Часть II. Теория музыки. Теория и методика
- Музыкального образования
- Воспитательный процесс в высшем учебном заведении
- (На примере поликультурного воспитания)
- Развитие интереса к музыкальной деятельности у младших школьников
- Методические аспекты концертмейстерской подготовки будущих учителей музыки
- Бесценное наследие
- Роль диалогических методов в повышении качества музыкальной подготовки младших школьников
- Развитие эвристического мышления младших школьников в процессе восприятия образного содержания музыкального произведения
- Развитие музыкальной памяти у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах
- Коллективное инструментальное исполнительство на простейших музыкальных инструментах как средство развития исполнительских умений детей младшего школьного возраста
- Использование мультимедиа при обучении музыке
- Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки в школе
- Влияние музыкально-образовательной среды на формирование личности композитора андрея эшпая
- Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки посредством информационных технологий
- Содержание
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения
- Часть II. История музыки. Теория и методика музыкального образования
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.