logo search
Конференция_Мир Детства 1

О значении поговорок и пословиц для осмысления подтекста басен

Шавалда Ю.А., студентка 5 курса

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Кунтыш М.Ф., кандидат филологических наук, доцент

Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта - наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят: Ее давно мы затвердили, Ее и внуки затвердят. Кн. П. Вяземский

Как известно, басня является благодарным материалом для размышлений о многозначности художественного образа.

Басня — это стихотворное или прозаическое литературное произведение воспитательного, сатирического характера. В конце басни обязательно содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль в виде различных пословиц и поговорок, большинство из которых уже употребляются нами как самостоятельные выражения и могут вступать в синонимичные отношения. Действующими лицами обычно здесь выступают животные, растения, вещи, в чьих образах олицетворяются нравы людей, в забавной и занимательной форме восхваляются добродетель, осмеиваются недостатки, слабости и пороки людей.

Таким образом, басня помогает у детей сформировать установку на художественное восприятие, так как этому способствует подчеркнуто условный и замкнутый мир басни, ее неопределенное пространство и время, аллегорические персонажи, уже знакомые детям по сказкам о животных; расширяет представления ребенка о мире пословиц, развивает умения анализировать, сопоставлять, видеть скрытый смысл.

Но проблема восприятия скрытого смысла представляется сегодня малоизученной. Однако значение исследований в этом направлении всё возрастает. Так как информационные процессы в современном обществе требуют от личности достаточно высокого уровня коммуникативной компетенции, навыков эффективной переработки информации. И для того чтобы сформировалась такая личность, отвечающая требованиям современности, уже с детских лет нужно уделять особое внимание вопросам, заключающим в себе понимание подтекста и переносного смысла.

Понимание условности речи  необходимо начинать развивать у детей как можно раньше: буквально с первых классов начальной школы (а иногда, и в старшем дошкольном возрасте), открывая все новые рубежи познания. Проникновение же в суть сказанного, поиск скрытого в слове смысла  является необходимым условием дальнейшего полноценного развития детей. В достижении таких результатов помогает работа с баснями, где особого внимания заслуживают крылатые выражения, поговорки и пословицы.

Следовательно, мы отсюда понимаем актуальность поставленной проблемы о значении работы над басней, над её подтекстом, то есть ухода от дословного понимания пословицы и басни.

Целью данной работы является выявление скрытого смысла басен, пословиц и поговорок.

Объектом является процесс формирования умений анализировать подтекст.

Предметом является умение актуализировать скрытую информацию басен, пословиц и поговорок.

Для решения же этих задач, мы предлагаем для учащихся младших классов следующие задания:

  1. «Два в одном»

Детям предлагаются фразеологизмы, у которых есть омонимичные свободные словосочетания и необходимо привести контексты употребления этих устойчивых выражений:

Белое пятно – пятно на одежде и какой-то неизученный вопрос;

Бросаться в глаза – бросить что-то в глаза и останавливать на себе внимание;

Бросать перчатку – уронить перчатку и сделать решающий вызов кому-то;

Взять в свои руки - схватить руками и подчинить (кого-то) своей воле;

Длинный язык – сильно удлиненный по форме язык и неумение хранить тайну;

Сердце болит – сильные сердечные приступы и беспокойство, переживание за кого-либо;

  1. «Третий лишний»

В каждом наборе, состоящем из трёх пословиц, предлагается отыскать 2 сходные по смыслу:

  1. Собирай по ягодке, - наберешь кузовок.

Море переплыть – не поле перейти.

По капле и море собирается.

  1. Волков бояться, - в лес не ходить.

Лягушек бояться - в реке не купаться.

В своём болоте и лягушка поёт.

  1. Волки сыты, и овцы целы.

С волками жить, - по-волчьи выть.

С воронами летать, - по-вороньи каркать.

  1. С возу упало, - пиши пропало.

Было, да сплыло.

Воз возу не равен.

  1. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.

Куй железо, пока горячо.

В огне и железо плавится

Далее можно предложить детям обосновать свой выбор, помогая отыскивать аргументы и доказательства выбора, обсуждая их с классом и поощряя наиболее удачные. Делается это с целью проверки степени осознанности сделанного выбора.

  1. «Сходные по смыслу»

Ребёнку предлагается внимательно прочитать басню, попытаться очень кратко, не пересказывая сюжета, подумать, о чём главную мысль басни и попытаться сформулировать её. Потом прочесть приведенные ниже пословицы и отыскать среди них сходные с басней по смыслу. Для того чтобы заинтересовать ребёнка, мы предлагаем обыграть это задание: предложить представить, что басня – это мама, а пословица – её ребёнок, и нужно помочь маме-басне найти своего ребёнка-пословицу среди чужих, не похожих на неё; как и любой ребёнок похож на свою мать, так и наша пословица сходна с басней смыслом:

1. Басня «Лисица и виноград»

Пословицы: Видит кот молоко, да рыло коротко.

Лиса придет – и курица раскудахчется.

2. Басня «Лягушка и вол»

Пословицы: Лягушек бояться, - в реке не купаться.

Загляделась курица на утиные яйца, - зад разорвался.

3. Басня «Лев на ловле»

Пословицы: Волк волка не съест.

Всем по семь, хозяину – восемь, хозяйке – девять, что ровно делит.

Таким образом, работу по формированию понимания подтекста и переносного смысла мы осуществили на базе УО «Долгопольской средней школы» в процессе использования выше перечисленных заданий в 4 классе. Работа заключалась в поиске сходного по смыслу содержания (наборы пословиц, фразеологизмов, басен) и обсуждении этих вариантов с детьми в процессе индивидуальной работы. Но далее мы собрали ребят и поиграли с ними, используя приведенные выше задания. Тогда каждый ребенок, услышав ответы своих товарищей, мог намного лучше фантазировать, оценить свои возможности, сопоставив их с другими, даже появился и элемент соревнования, который очень заражал и стимулировал детей к дальнейшим действиям.

Проведённая выше работа детям очень понравилась, они были увлечены работой, заметно улучшилось настроение, появился интерес к подобным видам занятий, проявлялись старание и любознательность.

Список цитированных источников:

1. Мищенкова, Л.В. 150 лучших развивающих игр для детей 7-10 лет. – Ярославль: Академия развития, 2009. – 224 с.: ил. – (Золотая коллекция игр).

2. Овчинникова, Т.Н. О смысле слова: методическое пособие. Обучение детей младшего школьного возраста пониманию смысла прочитанного. М. - 2006. – 65 с.