Стиль семейного воспитания как один из факторов девиантного поведения подростков
Шушпакова И.А., студентка 4 курса
(г. Гомель, УО «ГГУ им. Ф. Скорины»)
Научный руководитель – Сильченко И.В., кандидат психологических наук, доцент
В связи с неуклонным ростом ненаказуемого антисоциального поведения среди подростков, коренным изменением его характера и структуры (ранняя алкоголизация, токсикомания, наркомания, никотиномания, распущенность в сфере сексуальных отношений, эгоизация, дегуманизация межличностных и межгрупповых отношений) вопрос о девиантном поведении приобретает особую актуальность.
Особенно губительно злоупотребление наркотиками и алкоголем в молодежной среде - поражается и настоящее, и будущее общества. От этого страдает все общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь, а также здоровье будущих матерей. Ведь эти вещества особенно активно влияют на несформировавшийся организм, постепенно разрушая его. При систематическом употреблении алкоголя и наркотиков развиваются опасные болезни, которые не только опасны для здоровья человека, но и практически неизлечимы.
Проблема девиантного поведения широко освещена в зарубежной и отечественной психологической литературе, но важно отметить, что его конкретный аспект подростковая девиация изучен в меньшей степени.
На сегодняшний день в психологии девиантного поведения выделены типичные подростковые девиации: деленкветное поведение, наркомания, токсикомания, алкоголизм, агрессивное и суцидальное поведение, сверхценные увлечения и др. (В.Г.Василевский, Н.В. Вострокнутов, Т.А. Донских, Ц.П. Короленко и др) [1,с.12].
Значительный вклад в изучение девиантного поведения подростков внесли работы ученых, исследующих отдельные аспекты этого явления. Как нарушение процесса социализации девиантное поведение рассматривается Б.Н. Алмазовым, С.А. Беличевой, Б.П. Битинас, И.С. Коном, Г.Ф. Кумариной, А.В. Мудрик, И.А. Невским. Проблеме проявления девиантных форм поведения у подростков, вызванных неблагоприятным положением в системе внутрисемейных отношений, посвящены работы В.Г. Бочаровой, Ю.Р. Вишневского, И.А. Горьковой, Г.А. Гурко, И.А. Двойменного, А.Н. Елизарова, Е.Н. Заборовой, В.А. Лелекова, А.В. Меренкова, В.Д. Москаленко, Г.П. Орлова, Б.С. Павлова, В.Г. Попова, ЯЛ. Рыбцовой, ЛЛ. Рубиной, В.В. Солодовникова, В.Т. Шапко. Исследованию проблемы профилактики и коррекции девиантного поведения посвящены труды Е.В.Змановской, Ю.А. Клейберга, Л.Б.Шнейдер, С.А. Беличевой, А.С. Белкина, В.П. Кащенко, Л.М. Семенюк С.А. Игумнова, В.Т. Кондрашенко, И.А. Фурманова и др.
Особое внимание уделяется вопросу о детерминации отклоняющегося поведения. Детерминирующие факторы действуют на различных уровнях социальной организации, в которой личность является одной из подсистем, тем самым окружение влияет на личность, как и личность на окружение. Однако, несмотря на множество подходов к исследованию девиантного поведения, проблема подростковых девиаций требует дальнейшего изучения.
С.А. Беличёва в числе разнообразных, взаимосвязанных факторов, обусловливающих проявление отклоняющегося поведения, выделяет:
- индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида;
- психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания;
- социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе;
- личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общении, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения;
- социальный фактор, определяющийся социально-экономическими условиями существования общества [2, с.20].
Л.Б. Шнейдер выделяет конкретные причины отклоняющегося поведения несовершеннолетних, среди которых выделяется неблагополучная ситуация в семье (непонимание взрослыми трудностей детей, отрицательная оценка взрослыми способностей детей, конфликты с родителями, чрезмерная занятость родителей, напряженная социально-экономическая ситуация в жизни ребенка, обилие запретов со стороны родителей, постоянные нарекания, брань в семье, одиночество, излишний контроль, авторитарность родителей, неполные семьи), стремление к самостоятельности и независимости, пренебрежение со стороны сверстников, недостаточная уверенность ребенка в себе, отсутствие навыков социального поведения, желание обратить на себя внимание, комплекс его психологических свойств (особенности темперамента, характера, личности), которые предрасполагают к девиациям [1, с.15]. Однако проблема требует изучения.
Исходя из вышесказанного, целью настоящего исследования явилось изучение стилей воспитания в семьях подростков, склонных к девиантному поведению. Для определения стилевых особенностей семейного воспитания нами была использована методика «Родителей оценивают дети» И.А. Фурманова и А.А. Аладьина (1999) [3].
Исследование проводилось на базе УО «ГГПТУ № 30 речного флота» г. Гомеля. Выборку составили 185 учащихся в возрасте 15 – 18 лет. Респонденты были разделены на две группы. В первую группу вошли подростки, состоящие на учёте в училище и в ИДН, а так же подростки которые по данным психолога и учителей проявляют отклоняющееся поведение – 95 человек, во вторую - 90 человек, учащиеся без отклонений в поведении.
В ходе исследования было выявлено, что в 50,6% семей, где воспитываются подростки склонные к девиантному поведению, наблюдается дисгармоничный стиль воспитания. В контрольной группе данный показатель 6,6%. Сравнение стилей семейного воспитания в двух группах показало, что доминирующим в первой группе является потворствующая гиперпротекция -35,7%, во второй группе этот же стиль составил - 2,2%.
Дисгармоничный стиль родительского воспитания у подростков, склонных к девиантному поведению, встречается чаще (φ*= 7,498, при α= 0,01%). Это говорит о том, что отклонения в семейном воспитании являются важным социально психологическим фактором девиантного поведения подростков.
Потворствующая гиперпротекция у группы подростков склонных к девиантному поведению встречается значительно чаще, чем у контрольной группы (φ*=6,696, при α=0,01%). Это говорит о том, что подростку слишком много оказывают внимания, вызывая при этом у него дискомфорт, он должен стараться быть всегда идеалом для своих родителей, это приводит к сильному психологическому напряжению, которое он пытается снять при помощи алкоголя, наркотических веществ и т.д.
Стили семейного воспитания - гиперпротекция, эмоциональное отвержение и жестокое обращение, в контрольной группе не выявлены, а в экспериментальной группе имеют единичный выбор, поэтому статистическая значимость не доказана. Гипопротекция наблюдается в контрольной и экспериментальной группах, однако полученное эмпирическое значение φ*=1,516, при α=0,05% находится в зоне не значимости.
Одним из доминирующих типов семейного воспитания, приводящим к девиантому поведению подростков, является потворствующая гиперпротекция. При этом стиле воспитания ребёнок растёт с исключительным чувством первенства, вне препятствий, противоречий и помех. Результат такого воспитания отражается в том, что ребёнок вырастает несчастным «первым человеком», с дряблым характером, с отсутствием всякой сдерживающей дисциплины, неспособным на борьбу с жизнью. В такой ситуации он легко поддаётся негативным влияниям внешней среды и легко попадает в «плохие компании». Затрудняется усвоение нравственных норм в следствии чрезмерное покровительство со стороны родителей. Подросток освобождается от необходимости разрешения проблемных ситуаций, поскольку решения либо предлагаются ему готовыми, либо достигаются без его участия. В результате он лишается возможности не только самостоятельно преодолевать трудности, но даже их трезво оценить.
Проявления гиперопеки отражены в инертности родительского отношения к ребенку. К уже подросшему ребенку, к которому нужно предъявлять более серьезные требования, продолжают относиться как к маленькому. Эта проблема приобретает особое значение в подростковом возрасте, когда несоответствие родительского отношения возросшим возможностям ребенка может привести к острым конфликтам. Гиперопека проявляется в мелочной опеке, жестком контроле над поведением, чрезмерном навязывании собственной воли, что лишает подростка самостоятельности, инициативы, чувства ответственности и долга
По мнению Степанова С.С., главная неблагоприятная роль потворствующей гиперпротекци – передача избыточного беспокойства детям, психологическое заражение несвойственной возрасту тревогой. Это порождает зависимость, несамостоятельность, инфантилизм, неуверенность в себе, избегание риска, противоречивые тенденции в формировании личности, отсутствие своевременно развитых навыков общения [4, с. 154].
Потворствующая гиперпротекция мешает выработке навыков к систематическому труду, упорства в достижении цели, умения постоять за себя. Такой стиль семейного воспитания создает для подростка кризисную ситуацию: с одной стороны, желание быть на виду, лидировать среди сверстников, жажда престижного положения, а с другой - полное неумение осуществлять лидерские функции, подчинять себе, постоять за себя и за свои интересы. Именно поэтому подросток, пытаясь сгладить эти противоречия, часто обращается к алкоголю, наркотическим веществам, пытается реализоваться в глазах сверстников путём совершения правонарушений.
Слепая родительская любовь, постоянное восхищение ребенком, удовлетворение любых его капризов, снисходительное отношение к недостаткам, проступкам формируют у ребенка превратное представление о себе, о своих правах и обязанностях. Искаженные представления о социальных отношениях, полученные в семье, приходят к резкому столкновению с реальными отношениями, когда ребенок выходит за рамки «тепличных отношений» своей семьи. Притязания таких подростков оказываются выше их действительных возможностей, в силу чего возникает внутренний конфликт, приводящий к эмоциональным расстройствам и нарушениям поведения. Это проявляется в упрямстве, повышенной обидчивости, конфликтных отношениях с окружающими. К одноклассникам такие подростки относятся как к соперникам, постоянно стремятся выделиться, показать себя, командовать. Не удовлетворив своих амбиций, они стремятся реабилитировать себя «оригинальностью» суждений, демонстративным отвержением общепринятых ценностей, не конформным поведением. В конечном счете, начинают дерзить в школе, срывать уроки, прогуливать, втягиваться в компании «трудных».
Список цитированных источников:
1. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. - М.: Академический прект, Трикста, 2005. – 336 с.
2. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева - М., 1993. – 81 с.
3. Олифович, Н.И. Психология семейных кризисов/ Н.И. Олифович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Валента. - СПб.: Речь, 2008. - 360 с.
4. Степанов, С.С. Популярная психологическая энциклопедия / C.C Степанов. – М.: Эксмо, 2005. – 672 с.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы
- Психолого-педагогические аспекты обучения младших школьников
- Формирование опыта творческой деятельности младших школьников в контексте личностно ориентированного обучения
- Детская литература как средство формирования гендерных стереотипов
- К вопросу о полоролевых различиях мальчиков и девочек дошкольного возраста в экологическом образовании
- Содержание нравственного воспитания школьников
- Особенности социализации детей-сирот
- Принципы формирования культуры здоровья младших школьников и младших подростков
- Формирование экологической культуры у младших школьников
- Развитие субъектности у детей посредством совместного просмотра мультфильмов
- Пейзажная живопись и ее значение для ребенка
- Работа в школе по профилактике вовлечения в деструктивные секты
- Позитивный аспект игровых комплексных упражнений творческого характера в структуре уроков математики начальной школы
- Социальная среда детского оздоровительного лагеря как условие самореализации личности ребенка
- Роль игрушки в полоролевом воспитании дошкольников
- Использование интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников
- Особенности общения учащихся начальных классов
- 4. Психологические.
- Некоторые секреты «школьного» здоровья доктора базарного
- Детские страхи в дошкольном возрасте
- Формирование правильного чтения первоклассников на основе применения дидактических игр в период обучения грамоте
- Особенности полоролевой социализации детей в неполных семьях Гукова е.В.
- Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений
- Семья и брак в системе ценностных ориентаций старшеклассников
- Фарміраванне маўленчай культуры малодшых школьнікаў сродкамі беларускага фальклору Дзярнова а.У.
- Использование экологических сказок в формировании у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе
- К вопросу о педагогической культуре родителей
- Средствами субъективизации
- Формирование у младших школьников знаний о правилах поведения в природе
- Правядзенне нестандартных ўрокаў пры вывучэнні блока ведаў “мая радзіма – беларусь” у 4 класе
- Компьютерные технологии как средство активизации познавательной деятельности в обучении младших школьников с целью формирования и развития коммуникативной культуры
- Анализ деятельности учреждений внешкольного воспитания и обучения витебской области в 2010–2011 учебном году
- Реализация методики субъективизации на уроках литературного чтения
- Работа над скороговоркой как средство совершенствования дикционных навыков младших школьников
- Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах
- Использование интерактивных информационно-обучающих средств в формировании миропознания младших школьников
- Психолого-педагогические основы творческой деятельности
- Моделирование текстовых задач как средство математического развития младших школьников
- Умения каллиграфического письма как цель и результат обучения младших школьников письму
- Имидж современного учителя как важный фактор восприятия педагогической профессии
- Познавательно-практическая деятельность как средство умственного развития детей младшего дошкольного возраста
- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ручного ткачества
- Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике
- Олимпийское образование в образовательном пространстве младших школьников
- Уровень
- Начальная школа
- Малые фольклорные жанры как средство повышения познавательного интереса младших школьников к урокам математики
- Раскрытие экологических связей в природе при изучении курса «человек и мир»
- Педагогическая поддержка творчески одаренных детей
- Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
- Развитие коммуникативных и организаторских умений младших школьников на основе групповой деятельности в курсе «окружающий мир»
- Педагогические условия формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики
- Проблема выбора содержания и форм семейного досуга
- Как научить младших школьников читать?
- Роль детской литературы в терапии «потерь»
- Современные подходы к классификации сказок
- Детские капризы: причины, пути предупреждения и преодоления
- Виды современного родительства
- Влияние семейных факторов на агрессивное поведение детей
- История происхождения и развития детской игры
- Ребенок и экран
- Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях педагогического колледжа
- Развитие коммуникативной компетенции в процессе психосоциальной адаптации выпускников интерната в образовательной среде учреждения среднего специального образования
- Начальной школы
- Этнокультурная компетентность
- Развіццё творчых здольнасцей вучняў пачатковых класаў праз мадэліраванне казак
- Формирование гражданственности младших школьников
- Идеографическая классификация фразеологических единиц немецкого языка, используемых при изучении курса в средней школе
- К проблеме развития мелкой моторики у леворуких детей в современной школе
- Развитие математического мышления младших школьников с помощью решения нестандартных задач
- Формирование умений у младших школьников выполнять и составлять творческие задания на занятиях по труду
- Развитие исследовательских способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
- Отношения детей к окружающей среде
- Формы и методы взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению
- Влияние анимационных фильмов на проявление тревожности у младших школьников
- Психологические условия формированиЯ ценностного отношения к материнству у девушек из полной и неполной семЕй
- Воспитательный потенциал сказки в субкультуре дошкольника
- Формирование нравственных качеств у учащихся начальных классов
- Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства
- Применение занимательного материала на уроках математики в начальных классах
- Профессиональное самоопределение старших подростков как многокомпонентная система
- Затруднения старших подростков в профессиональном самоопределении
- Девиантного поведения
- Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте
- Новые подходы в методике преподавания коммуникативного курса русского языка в начальных классах
- Социальная подсистема личностных особенностей несовершеннолетних с делинквентным поведением
- Развития личности школьника
- Дидактическая игра как средство экологического образования старших дошкольников
- Поведением к здоровому образу жизни
- О значении поговорок и пословиц для осмысления подтекста басен
- Применение дидактических игр на уроках математики в начальных классах
- Специфика развития ребенка в современном информационном пространстве
- Экологические проекты в начальной школе
- Объединениях и группировках
- Стиль семейного воспитания как один из факторов девиантного поведения подростков
- Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей (по системе в.Ф. Базарного)
- Роль некоторых единиц лингвистической системы в развитии фонематического слуха младших школьников
- Смысложизненные ценности и профессиональный выбор брестских школьников
- Часть II. Теория музыки. Теория и методика
- Музыкального образования
- Воспитательный процесс в высшем учебном заведении
- (На примере поликультурного воспитания)
- Развитие интереса к музыкальной деятельности у младших школьников
- Методические аспекты концертмейстерской подготовки будущих учителей музыки
- Бесценное наследие
- Роль диалогических методов в повышении качества музыкальной подготовки младших школьников
- Развитие эвристического мышления младших школьников в процессе восприятия образного содержания музыкального произведения
- Развитие музыкальной памяти у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах
- Коллективное инструментальное исполнительство на простейших музыкальных инструментах как средство развития исполнительских умений детей младшего школьного возраста
- Использование мультимедиа при обучении музыке
- Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки в школе
- Влияние музыкально-образовательной среды на формирование личности композитора андрея эшпая
- Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки посредством информационных технологий
- Содержание
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения
- Часть II. История музыки. Теория и методика музыкального образования
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.