logo search
Конференция_Мир Детства 1

Семья и брак в системе ценностных ориентаций старшеклассников

Демко А.О., студентка 5 курса

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Бумаженко Н.И., кандидат педагогических наук, доцент

Понятие "ценность" весьма широко используется в философской и социальной литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Ценность — это то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать и относиться с уважением, признанием, почтением. По сути, ценность — не свойство какой-либо вещи, а сущность, условие полноценного бытия объекта.

Когда говорят о системе ценностей, то имеют в виду не просто некую совокупность идеальных средств человеческой деятельности, а специфический культурный феномен, своеобразную "пирамидальную призму", в которой и посредством которой преломляется вся система реальных жизненных отношений между субъектом и окружающим его миром.

Ценностные ориентации — это определенная совокупность иерархически связанных между собой ценностей, которая задает человеку направленность его жизнедеятельности.

С юных лет человек в основном приобщается к различным ценностям, уясняет для себя их сущность и смысл. Далее, в процессе обучения, всестороннего развития, накопления жизненного опыта личность вырабатывает способность самостоятельно выбирать системообразующую ценность, т. е. ту, которая в данный момент представляется ей наиболее значимой и одновременно задает определенную иерархию ценностей [1, с. 13].

Система ценностей, сформировавшаяся у человека в процессе всего периода воспитания и социализации, помогает легко и просто классифицировать многообразие явлений и предметов действительности с точки зрения их полезности, необходимости. Она позволяет организовать, систематизировать самую разнообразную информацию, которую человек получает от окружающего мира для удовлетворения своих собственных потребностей, желаний и намерений. Поэтому можно утверждать, что ценностные ориентации личности не являются чем-то произвольным и играют ведущую роль в процессе принятия подавляющего числа решений. Например, решение о вступлении в брак или же о его расторжении прежде всего вытекает из системы ценностей, которая сама базируется на системе потребностей. Система ценностей – один из важнейших компонентов внутренней структуры личности. С её помощью человек легко отграничивает важное от неважного, существенное от несущественного, полезное от бесполезного с точки зрения своих индивидуальных потребностей, влечений, интересов. Это придаёт поведению человека определённую стабильность, устойчивую направленность, организованность. Более того, если мы хорошо знаем систему ценностей конкретного человека, то, в принципе, мы можем предвидеть его поведение в тех или иных жизненных обстоятельствах. Одежда, жилище, домашний комфорт, карьера, успех, любимая работа, здоровье, семья, дети в нашем субъективном восприятии выступают как определённые ценности. В качестве ценностей может выступать всё, что связано с удовлетворением разнообразных потребностей: материальных, психологических, физиологических, эстетических, нравственных. Ценностные ориентации дают личности возможность решить, что для неё значимо и важно в брачной и семейной жизни. Для одних это могут быть дети, их здоровье; для других – благополучие, любовь, ласка со стороны партнёра; для третьих – материальное благосостояние и удовлетворительные жилищные условия. Это также могут быть: удовлетворённость сексуальной жизнью в браке, здоровье как своё собственное, так и партнёра, хорошие взаимоотношения с родителями и родственниками, профессиональный успех и карьера.

Зная ценностные ориентации конкретного индивида, то есть то, что ему дорого, значимо, необходимо в жизни, мы можем предвидеть, как человек будет реагировать на поступки в межличностных отношениях в семейной жизни. Супруги хорошо знают систему ценностей друг друга и могут предвидеть поведение партнёра. Когда молодые люди вступают в брак, то у них, в принципе, существуют одинаковые общечеловеческие ценности [2, с. 45].

Семья – это основанная на единой хозяйственной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

Следовательно, семейные ценности – положительные и отрицательные показатели значимости объектов, относящихся к основанной на единой совместной деятельности общности людей, связанных узами супружества-родительства-родства, в связи с вовлеченностью этих объектов в сферу человеческой жизнедеятельности, человеческими интересами, потребностями, социальными отношениями.

Классификация семейных ценностей вытекает из определения семьи. Можно классифицировать семейные ценности по объектам, составляющим предмет оценки, а можно разделить по элементам связи внутри семьи и по функциям, выполняемым семьей как институтом. Эти две классификации совпадают по некоторым пунктам, но каждая из них позволяет рассмотреть некоторые виды, которые не учтены в другой. В первом случае выделяется три группы семейных ценностей: ценности, связанные с супружеством; ценности, связанные с родительством и ценности, связанные с родством. Среди всего многообразия ценностей супружества можно выделить такие основные ценности, как ценность брака, ценность равноправия супругов, ценность доминирования одного из них, ценности различных половых ролей в семье, ценность межличностных коммуникаций между супругами, отношений взаимоподдержки и взаимопонимания супругов. К основным ценностям родительства относятся ценность детей, включающая в себя ценность многодетности или малодетности, а также ценность воспитания и социализации детей в семье. К ценностям родства можно отнести ценность наличия родственников (например, братьев и сестер), ценность взаимодействия и взаимопомощи между родственниками, ценность расширенной или нуклеарной семьи (нуклеарная семья состоит только из одной супружеской пары с детьми, а расширенная состоит из трех или более поколений и включает две или более нуклеарные семьи).

Второй вариант классификации семейных ценностей – по выполняемым семьей социальным функциям: репродуктивной, экзистенциальной, экономической функциям [3, с.168].

Рассмотрим подробнее две группы семейных ценностей - ценность детей и ценность брака. Прежде чем провести типологизацию ценности детей и брака, необходимо дать определения этих понятий.

Ценность детей – это степень положительного отношения общества, семьи и индивида к детям, а также к определенному числу детей в семье. Ценность детей, как следует из определения, распадается на два элемента: ценность детей как таковых и ценность количества детей [3, с.173].

Брак – санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и детям. Критерием типологизации ценности брака может выступать санкционированность брака обществом. С этой точки зрения можно выделить зарегистрированный брак и незарегистрированный брак (сожительство). В этой классификации можно было бы выделить церковный брак, однако, по белорусскому законодательству в церковный брак могут вступать только люди, зарегистрировавшие свой брак органах ЗАГСа, так что церковный брак является лишь подвидом зарегистрированного брака наряду с гражданским. Следовательно, можно выделить два состояния ценности брака: ценность зарегистрированного брака и ценность сожительства. Другим важным критерием типологизации ценности брака является форма брака. К историческим формам брака, которые до сих пор существуют в некоторых странах мира, относятся полигамия и ее разновидности - полигинию и полиандрию. Но в нашей стране единственной юридически разрешенной и социально одобряемой формой брака является моногамия, то есть союз одного мужчины и одной женщины.

Нами было проведено исследование, цель которого – выявить отношение и подготовленность старшеклассников к браку и семье, определить какие семейные ценности наиболее значимы для старшекласников. Мы провели анкетирование, среди учащихся 10 – 11 классов ГОСШ № 29 г. Витебска. В исследовании приняли участие 30 респондентов, в возрасте 16-17лет, из них 15 девушек и 15 юношей. В результате исследования были получены следующие данные.

50% (в равной степени и девушки, и юноши) опрошенных считают, что семью следует создавать в возрасте 24 – 30 лет, 36 % - в 21 – 23 года. Как видно, большинство старшеклассников не стремится создать семью в более раннем возрасте. Вероятно, это связано с традициями современного общества, в котором приоритетным является получение высшего образования, карьера, а затем уже и создание семьи.

Разговоры о браке и семье в среде сверстников ведутся редко (36% опрошенных). Это связано с возрастными особенностями старшеклассников, которые в большинстве своем еще не задумываются над вопросами создания семьи и брака.

46% респондентов безразлично относятся к добрачным половым связям. 28% – относятся к данному явлению отрицательно (причем, одинаково как девушки, так и юноши), а 26% – положительно.

В том, что брак – разовое решение и жениться нужно только один раз уверены 38% респондентов. А 32% – утверждают, что к разводу может прийти каждая семья. Такая категория людей, создавая семью, уже изначально не уверена в ее прочности.

Мнения о том, кто должен быть главой семьи разделились следующим образом: 56% опрошенных считают, что должны быть сразу оба, 40% – муж, 4% – жена.

Для 36% учащихся родители являются идеалом супругов. Перенять опыт семейных отношений у своих родителей хотели бы 24% молодежи, 54% хотят лишь частично. Родительские взаимоотношения являются для детей наглядным и самым главным уроком семейной жизни, и во многом определяют их установки на выбор будущего супруга(и). К сожалению для большинства опрошенных родители не являются идеалом супружеской пары.

Старшеклассники считают, что наиболее важным и значимым для семьи является материальный достаток (32%, большинство из них юноши), на втором месте любовь (30%). Это говорит о том, что в семейных отношениях современная молодежь на первое место ставит не семейные ценности, такие как любовь, дружба, взаимопонимание, а материальное благополучие.

По мнению респондентов-девушек идеальный супруг должен быть: хорошо зарабатывающим (30%), хорошим отцом (18%), хорошо образованным (14%), хорошим хозяином (8%). Критериями идеальной жены являются: хорошая хозяйка (30%), хорошая мать (18%), верная (14%), хорошо образованная (2%). Цифры свидетельствуют о том, что в современном обществе ценится высокий достаток и считается, что обеспечивать семью должен мужчина.

Большинство старшеклассников (44%) считают, что в семье должно быть 2 ребенка, 32% – 3 ребенка и более, 20% хотят иметь одного ребенка, 4% – считают, что можно жить и без детей. Прослеживается тенденция к созданию малодетных семей. На снижение уровня рождаемости и преобладание малодетных семей оказывают непосредственное влияние такие факторы, как падение уровня жизни, трудности с обеспечением жильем, социальные потрясения и др.

Исходя из данного опроса можно сделать вывод о том, что подрастающее поколение, в большинстве своем (50%) не спешит создавать семью. Скорее всего это связано с нормами современного общества, в котором на первом месте стоит образование, карьера, а затем семья. Старшеклассники отводят второстепенную роль главным семейным ценностям, таким как любовь, дружба, взаимопонимание, а на первое место ставит материальное благополучие семьи (32%). Данный факт говорит о том, что духовные ценности утрачивают свое былое значение и важность в семейных отношениях.

Список цитированных источников:

  1. Зритнева, Е. И. Социология семьи: учеб. пособие для студентов вузов, обращающихся по специальности 020300 «Социология» / Е. И. Зритнева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 150 с.

  2. Куровская, С. Н. Педагогика семьи: пособие / С.Н. Куровская. – Мн.: Тесей, 2006 – 192 с.

  3. Зритнева, Е.И., Клушина, Н. П. Семьеведение: учебное пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по направлению подготовки и специальности «Социальная работа» / Е.И. Зритнева, Н.П. Клушина. – М.: Гуманитарное издательство центр ВЛАДОС, 2006. – 246 с.