logo search
Конференция_Мир Детства 1

К вопросу о педагогической культуре родителей

Дудка А.В., студентка 3 курса

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Вакушенко Т.Д., преподаватель

Анализ функционирования современной семьи свидетельствует, что родители зачастую не способны создать благоприятные условия для эффективной социализации ребенка, что приводит к обострению различных социальных проблем. Ошибки и просчеты, допускаемые родителями в процессе воспитания и развития ребенка, могут оказаться невосполнимыми и проявляться позднее в асоциальном поведении ребенка, в трудностях его адаптации к жизни в обществе, в различных отклонениях психического и личностного развития.

Многие социальные проблемы часто являются следствием воспитания детей родителями с низким уровнем педагогической культуры, которая проявляется в безответственном отношении к выполнению своих воспитательных функций, неготовности и нежеланием менять сложившиеся стереотипы воспитания.

Современный ритм жизни, увеличение количества неполных, конфликтных семей, занятость родителей наряду с низким уровнем их педагогической культуры существенно искажают характер детско-родительских отношений. Это проявляется в объединении и формализации контактов родителей с ребенком, исчезновении совместных форм деятельности, в дефиците теплоты и внимательного отношения друг к другу, что часто приводит к формированию у ребенка неадекватной самооценки, неуверенности в своих силах, отрицательных форм самоутверждения, а в крайних случаях выражается в педагогической запущенности и задержках психического развития.

Поэтому формирование педагогической культуры родителей является одной из важнейших задач современного общества, выступает частью современной социальной политики государства.

Понятие «педагогическая культура родителей» в современной педагогической литературе трактуется достаточно широко и неоднозначно.

Так, В.Я. Титаренко определяет педагогическую культуру родителей как «совокупность специфических “механизмов” и средств, обладание которыми делает семью способной организовать воспитательный процесс и руководить им в соответствии с определенными требованиями». Под специфическими механизмами автор подразумевает четкое осознание воспитательных целей, способов их достижений, включая определенные знания в области наук о воспитании, т.е. соответствующую сумму психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и других знаний, а также умения и навыки их реализации в жизни [2]. И.В. Гребенников представляет педагогическую культуру родителей как их «педагогическую культурность, т.е. совокупность уровней педагогической подготовленности и развития определенных качеств отцов и матерей, отражающих степень их зрелости как воспитателей и проявляющихся в процессе деятельности по семейному и общественному воспитанию детей» [1]. С.Н. Щербакова рассматривает педагогическую культуру родителей как личностное образование, проявляющееся в ценностно-целевой направленности родителей на полноценное воспитание и развитие ребенка, в способности к саморегуляции и контролю своего поведения, в творческом владении психолого-педагогическими знаниями, технологиями, гуманистическим стилем взаимодействия с ребенком [4, с. 42].

В.В. Чечетом разработаны показатели педагогической культуры, которые представляют интерес как для науки, так и практики:

Осознание (понимание) задач семейного воспитания с учетом требований времени, положительных и отрицательных факторов воздействия на семью и воспитание детей.

Применение в комплексе разнообразных средств, форм и методов, которые необходимы для реализации задач семейного воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Наличие контактов и способов взаимодействия родителей с педагогами и другими специалистами, представителями учреждений и служб микросоциума.

Участие в педагогическом обучении, самообразовании и самовоспитании.

Способность на основе психолого-педагогических знаний и практики семейного воспитания создавать в семье благоприятные условия для полноценного развития детей, гуманизации их жизнедеятельности.

Участие в обучении других родителей на основе знаний, своего положительного опыта воспитания детей [3].

Следует обратить внимание на то, что в настоящее время в содержании педагогической культуры родителей, в ее развитии особое значение придается таким вопросам, как утверждение ответственного родительства («Конвенция ООН о правах ребенка», Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» и др.); совершенствование родителями их педагогической культуры в течение всей жизни; повышение роли отца в воспитании детей; переориентация отдельных молодых мам со «скрытого инфантицида» (отказ матери от ребенка) на позитивную готовность к материнству и др.

Все это выводит ученых и практиков на изучение трех основных аспектов в становлении педагогической культуры родителей: аксиологического, информационно-содержательного, технологического, которые тесно взаимосвязаны между собой. Аксиологический аспект педагогической культуры родителей отражает систему их ценностных ориентаций, ответственность, уважение, признание личностного «я» ребенка, гуманистическую природу детско-родительских отношений, понимание ценностей семейной жизни и семейного воспитания: любовь, здоровье, здоровый образ жизни, семейные и культурно-национальные традиции и обычаи.

Информационно-содержательный аспект педагогической культуры родителей представляет сумму психолого-педагогических, физиолого-гигиенических, правовых знаний, необходимых для полноценного осуществления воспитания в семье. Прежде всего, это знание особенностей возрастного анатомо-физиологического и психического развития детей, подростков, юношества, владение знаниями о проблемах, типичных ошибках семейного воспитания и способах их устранения; знание прав и обязанностей родителей, вопросов правовой и экономической защиты личности ребенка

Технологический аспект педагогической культуры родителей отражает уровень творческой самореализации родителей в процессе воспитания и развития ребенка в семье, включая разнообразные способы и приемы общения с ребенком, стиль взаимодействия с ним, умения организовать жизнь и занятия детей в семье, организовать семейный труд и отдых, умение диагностировать способности, интересы и склонности ребенка, реализацию рефлексивной позиции родителей в процессе детско-родительских отношений.

В тоже время следует отметить, что уровень педагогической культуры родителей зависит от уровня их образования и общей культуры, от индивидуальных особенностей (способностей, темперамента, характера), определяется богатством жизненного опыта, уровнем собственной воспитанности. В настоящее время уровень педагогической культуры основной массы родителей недостаточно высок, что отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, проявляется в низком уровне воспитанности современных детей. Многие родители некомпетентны в вопросах семейного воспитания, не знакомы с закономерностями развития и воспитания детей в разные возрастные периоды, четко не представляют цели семейного воспитания, не видят оптимальные пути достижения этих целей, воспитывают собственных детей подобно тому, как воспитывали их самих, не учитывая изменившиеся социокультурные условия.

Мы считаем, что процесс формирования педагогической культуры должен выступать как целостный, системно организованный и непрерывный процесс, включающий в себя взаимодействие всех социальных институтов: систему государственных органов власти, воспитательно-образовательных учреждений, сферу социального и медицинского обслуживания, религиозных организаций, средства массовой информации, неформализованные структуры и т.д. Причем, каждый социальный институт должен создавать условия для реализации внутреннего воспитательного потенциала родителей в решении проблем семейного воспитания.

Вопросы содержания образования родителей не могут рассматриваться в отрыве от социального и образовательного контекста их жизни и жизни ребенка. При отборе содержания психолого-педагогического просвещения родителей необходимо учитывать, с одной стороны, такие характеристики семьи, как: тип семьи (полная, неполная, нуклеарная, расширенная), возраст родителей, их образовательный уровень и профессиональную принадлежность, социально-экономическое положение семьи, состоят ли родители в повторном браке, являются ли оба родителя родными, родовые и национальные традиции семьи, отношение к религии, тип взаимоотношений в семье и тип (стиль) семейного воспитания. С другой стороны, не менее важно при отборе содержания образования родителей учитывать пол ребенка, возрастной этап развития ребенка, его физическое и психическое здоровье, наличие и характер нарушений в развитии ребенка, характер и причины девиантного поведения. Таким образом, образовательный заказ разных семей будет иметь свою специфику. С учетом этой специфики и должна выстраиваться система педагогического просвещения родителей.

Анализ литературы показал, что необходимо учитывать психолого-педагогические условия, повышающие эффективность формирования педагогической культуры родителей, которые заключаются в:

– наличии соответствующих установок и ценностных ориентаций у родителей, направленных на коррекцию своих взаимоотношений с ребенком;

– проявлении волевых, эмоциональных усилий с целью преобразования себя, изменения сложившихся стереотипов в процессе семейного воспитания;

– готовности получать помощь и поддержку со стороны специалистов в области педагогики и психологии.

Таким образом, эффективность семейного воспитания, полноценное психическое и личностное развитие ребенка зависит от уровня педагогической культуры родителей. Недостатки и пробелы компетентности родителей в вопросах семейного воспитания ведут к необходимости оказания квалифицированной помощи родителям в развитии, воспитании и обучении подрастающего поколения. Основной целью такой помощи является коррекция и устранение ошибок семейного воспитания, формирование и совершенствование педагогической культуры родителей.

Список цитированных источников:

  1. Гребенников, И.В. Основы семейной жизни / И.В. Гребенников. – Москва, 1991.

  2. Титаренко, В.Я. Семья и формирование личности / В.Я. Титаренко. – Москва, 1987.

  3. Чечет, В.В. Педагогика семейного воспитания / В.В. Чечет. – Минск, 2007

  4. Щербакова, С.Н. Основные направления развития и совершенствования психолого-педагогической культуры родителей. Психолого-педагогическая помощь детям в условиях воздействия последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции: сборник научных статей / С.Н. Щербакова. – Брянск: Изд-во Брянского государственного педагогического университета, 1998. – С. 42-43.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ