Работа над скороговоркой как средство совершенствования дикционных навыков младших школьников
Ковалевская Т.А., старший преподаватель
Эсман А.Л., студентка 5 курса
(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)
Дикция характеризует произносительные качества звучащей речи. Работа над дикцией является неотъемлемой частью воспитания звуковой культуры речи младших школьников.
Произносительная сторона речи усваивается ребенком постепенно. К началу дошкольного возраста речевой аппарат ребенка сформирован, функционирует и фонематический слух.
Однако многие дети уже в школьном возрасте имеют различные нарушения дикции, то есть их речь невнятная, некоторые школьники не могут выговаривать все звуки. Есть много способов для того, чтобы усовершенствовать дикцию ребёнка. Цель данной статьи – показать некоторые приёмы работы над скороговоркой как средством совершенствования дикционных навыков младших школьников.
Скороговорки, как известно, являются чрезвычайно благодатным материалом произносительных упражнений, так как они богаты звуковыми повторами, в них хорошо выражен ритм речи. Содержание скороговорок доступно для понимания младших школьников, дети легко их запоминают и, как правило, с интересом воспроизводят. Рассмотрим некоторые определения скороговорки.
Интересна эволюция понятия «скороговорка» в разных изданиях «Словаря русского языка » С.Ожегова. Если в издании 1978 года даётся следующее определение: «Искусственно, ради забавы придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь», то уже в словарь 1990 года внесена важная поправка: «Скороговорка – специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка» [1] .
Во втором определении исчезает утверждение «ради забавы придуманная». Это связано, в частности, с тем, что скороговорки взяли на вооружение учителя и логопеды, поэтому новые тексты разрабатываются не для забавы, а для коррекции и совершенствования речевого аппарата детей. Укажем наиболее важные требования при подборе скороговорок для совершенствования дикционных навыков.
Разумеется, что скороговорка, выбранная для работы над дикцией, должна содержать звуки, которые следует «ставить» на каком-либо этапе. Однако, если рассматривать скороговорку только как тренировочный «министих», содержащий трудные звуки, значит обеднять развивающий и воспитательный потенциал скороговорки как речевого жанра.
Обязательно следует обращать внимание на содержание скороговорок, прогнозировать воспитательное воздействие на учеников и значимость для формирования речевой культуры в целом.
Важно также учитывать другие особенности скороговорок. Например, что скороговорки бывают короткие и длинные, рифмованные и нерифмованные, сюжетные и бессюжетные, логичные и абсурдные, с повторами и без повторов, «построенные» на одном звуке и на сочетаниях звуков, доступные детскому восприятию и не рассчитанные на него. Не многие жанры литературы могут состязаться со скороговорками в подобном разнообразии.
Бондаренко А.А. утверждает, что работа над скороговоркой начинается с осмысления их содержательной стороны [2]. Так, лишь уяснив мысль, заложенную в стихотворной строке Э. Таккера «В школу пошёл – учись хорошо!», ученики смогут действенно выразить ее в звучащем слове, тренируясь, с одной стороны, в отчётливом произнесении согласного звука [ш] и дифференциации его со звуком [с’] (или [с]), близким по артикуляционно – акустическим признакам, а с другой – в литературном произношении глагола на – сь в форме повелительного наклонения (учись).
После этого идёт уже достаточно закрепившаяся последовательность проведения упражнений со скороговорками:
1-й этап: замедленное, преувеличенно четкое произнесение скороговорки, что представляет собой как бы ответ на вопрос: из каких слов состоит скороговорка?
2-й этап: произнесение скороговорки в обычном, нормальном темпе.
3-й этап: произнесение скороговорки в быстром темпе.
М.Р.Львов предлагает наиболее широкую последовательность работы над скороговорками [3]:
1) медленное, размеренное произнесение скороговорки учителем;
2) осмысление содержательной стороны, сопровождаемое при необходимости наглядным материалом;
3) повторное, с усиленной (яркой, выпуклой) артикуляцией, произнесение скороговорки учителем;
4) обнаружение учащимися повторяющегося звука и хоровое размеренное произнесение;
5) индивидуальное произнесение в соответствии с действительной задачей, предложенными обстоятельствами;
6) анализ выполнения упражнения с точки зрения успешности решения дикционных и интонационных задач.
Несмотря на некоторые отличия в последовательности работы, Бондаренко А.А. и Львов М.Р. считают, что при работе с младшими школьниками на уроке важно заботиться не о наращивании скорости проговаривания записанного текста, а о том, что В.И. Даль называл «чисторечием», т.е. о внятности, ясности и правильности произношения. Однако при самостоятельной тренировке во внеурочное время детям рекомендуется убыстрять темп проговаривания. Чтение скороговорки в разных темпах речи связывается с произнесением, различным по силе голоса: шёпотом, вполголоса, громко; при этом соблюдается общее правило проговаривания текста на выходе. Произносительные разминки не должны превращаться в чисто технический тренинг.
На основе последовательности, предложенной Львовым М.Р., мы работали со скороговорками для улучшения дикции учащихся 3 класса. Приведём фрагменты уроков.
Фрагмент урока 1:
- Ребята, а теперь посмотрите на доску, здесь написана скороговорка. Сейчас мы попробуем выучить её и научиться быстро произносить, а главное произносить чётко, внятно, разборчиво, так, чтобы всё всем было понятно.
- Сначала я прочитаю скороговорку медленно, чтобы вам всем было понятно, о чём в ней говорится.
Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене
Будет Сеня.
- Какие слова в скороговорке вам не понятны? (Сени, в сени. В деревенских избах и в старину в городских домах: помещение между жилой частью дома и крыльцом. Говорят: «Холодные сени»)
- Подумайте, о ком говорится в скороговорке. (О Сене.)
- Что делает мальчик Сеня? (Носит сено в сени.)
- А зачем он это делает? (Так как он будет спать.)
- А сейчас послушайте внимательно ещё раз эту скороговорку.
- Какие слова в скороговорке сходны по звучанию? ( Сеня, сени, сено.)
- Какие согласные звуки повторяются в скороговорке много раз? (Звуки [с] - [с’],[н]-[н’].)
- Посчитаем, сколько раз произносится согласный звук [н’] (4 раза), согласный звук [н] ( з раза), согласный звук [с’] ( 6 раз), согласный звук [с] (1 раз).
- Попытаемся проговорить скороговорку медленно, все вместе хором 2 раза.
- Теперь шёпотом про себя несколько раз – вначале медленно, потом всё быстрее и быстрее.
- Кто может произнести вслух скороговорку в быстром темпе, а также чётко, ясно, так чтобы всем было понятно?
- Молодцы, все смогли произнести скороговорку отчётливо и разборчиво. Поупражняйтесь дома в произношении скороговорки…
Фрагмент урока 2:
- А теперь посмотрите на доску, здесь написана скороговорка.
- Сейчас мы попробуем выучить её и научиться быстро произносить, не забывая о правильном, отчётливом, разборчивом произнесении. Сначала я прочитаю вам скороговорку медленно, чтобы всем было понятно, о чём в ней говорится.
Вдоль по улице одной
Лодки плавали весной.
Да пропали, прохудились -
Под волной крутою скрылись…
Разве это лодки?-
Из газет пилотки.
- Какие слова в скороговорке вам не понятны? ( Пилотка – шапка, сделанная из газеты.)
- Ребята, о чём говорится в скороговорке? ( О лодках – пилотках)
- Посмотрите на картинки, которые висят на доске. Какая из них больше всего подходит к нашей скороговорке?
- А сейчас послушайте внимательно ещё раз скороговорку.
- Какие согласные звуки повторяются в скороговорке много раз? ( Звуки [л] - [л’].)
- Посчитаем, сколько раз произносится согласный звук [л’]? (6 раз)
- А сколько раз произносится согласный звук [л]? (5 раз)
- Скажем скороговорку медленно, все вместе.
- Теперь шёпотом про себя несколько раз – вначале медленно, потом всё быстрее и быстрее. Не забывайте о правильном произнесении каждого звука.
- А теперь поиграем и посмотрим, как вы научились говорить скороговорку.
- Играем по цепочке. Первый игрок произносит первую строчку скороговорки: Вдоль по улице одной…
- Второй – первую и вторую: Вдоль по улице одной
Лодки плавали весной.
- Третий- первую, вторую и третью и т.д.
- Каждый ученик должен принять участие в игре.
Подобным образом нами была проведена работа над скороговорками на уроках литературного чтения в течении второй четверти, которая показала, что систематическая работа над скороговорками в указанной последовательности влияет на совершенствование дикционных навыков младших школьников, развивает их речевую культуру.
Список цитированных источников:
Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. «Толковый словарь русского языка»; 2001.
Бондаренко, А.А. Работа над дикцией в начальных классах / А.А. Бондаренко // Начальная школа. - 1987. - № 1. - С. 30-35.
Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М., 2000.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы
- Психолого-педагогические аспекты обучения младших школьников
- Формирование опыта творческой деятельности младших школьников в контексте личностно ориентированного обучения
- Детская литература как средство формирования гендерных стереотипов
- К вопросу о полоролевых различиях мальчиков и девочек дошкольного возраста в экологическом образовании
- Содержание нравственного воспитания школьников
- Особенности социализации детей-сирот
- Принципы формирования культуры здоровья младших школьников и младших подростков
- Формирование экологической культуры у младших школьников
- Развитие субъектности у детей посредством совместного просмотра мультфильмов
- Пейзажная живопись и ее значение для ребенка
- Работа в школе по профилактике вовлечения в деструктивные секты
- Позитивный аспект игровых комплексных упражнений творческого характера в структуре уроков математики начальной школы
- Социальная среда детского оздоровительного лагеря как условие самореализации личности ребенка
- Роль игрушки в полоролевом воспитании дошкольников
- Использование интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников
- Особенности общения учащихся начальных классов
- 4. Психологические.
- Некоторые секреты «школьного» здоровья доктора базарного
- Детские страхи в дошкольном возрасте
- Формирование правильного чтения первоклассников на основе применения дидактических игр в период обучения грамоте
- Особенности полоролевой социализации детей в неполных семьях Гукова е.В.
- Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений
- Семья и брак в системе ценностных ориентаций старшеклассников
- Фарміраванне маўленчай культуры малодшых школьнікаў сродкамі беларускага фальклору Дзярнова а.У.
- Использование экологических сказок в формировании у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе
- К вопросу о педагогической культуре родителей
- Средствами субъективизации
- Формирование у младших школьников знаний о правилах поведения в природе
- Правядзенне нестандартных ўрокаў пры вывучэнні блока ведаў “мая радзіма – беларусь” у 4 класе
- Компьютерные технологии как средство активизации познавательной деятельности в обучении младших школьников с целью формирования и развития коммуникативной культуры
- Анализ деятельности учреждений внешкольного воспитания и обучения витебской области в 2010–2011 учебном году
- Реализация методики субъективизации на уроках литературного чтения
- Работа над скороговоркой как средство совершенствования дикционных навыков младших школьников
- Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах
- Использование интерактивных информационно-обучающих средств в формировании миропознания младших школьников
- Психолого-педагогические основы творческой деятельности
- Моделирование текстовых задач как средство математического развития младших школьников
- Умения каллиграфического письма как цель и результат обучения младших школьников письму
- Имидж современного учителя как важный фактор восприятия педагогической профессии
- Познавательно-практическая деятельность как средство умственного развития детей младшего дошкольного возраста
- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ручного ткачества
- Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике
- Олимпийское образование в образовательном пространстве младших школьников
- Уровень
- Начальная школа
- Малые фольклорные жанры как средство повышения познавательного интереса младших школьников к урокам математики
- Раскрытие экологических связей в природе при изучении курса «человек и мир»
- Педагогическая поддержка творчески одаренных детей
- Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
- Развитие коммуникативных и организаторских умений младших школьников на основе групповой деятельности в курсе «окружающий мир»
- Педагогические условия формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики
- Проблема выбора содержания и форм семейного досуга
- Как научить младших школьников читать?
- Роль детской литературы в терапии «потерь»
- Современные подходы к классификации сказок
- Детские капризы: причины, пути предупреждения и преодоления
- Виды современного родительства
- Влияние семейных факторов на агрессивное поведение детей
- История происхождения и развития детской игры
- Ребенок и экран
- Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях педагогического колледжа
- Развитие коммуникативной компетенции в процессе психосоциальной адаптации выпускников интерната в образовательной среде учреждения среднего специального образования
- Начальной школы
- Этнокультурная компетентность
- Развіццё творчых здольнасцей вучняў пачатковых класаў праз мадэліраванне казак
- Формирование гражданственности младших школьников
- Идеографическая классификация фразеологических единиц немецкого языка, используемых при изучении курса в средней школе
- К проблеме развития мелкой моторики у леворуких детей в современной школе
- Развитие математического мышления младших школьников с помощью решения нестандартных задач
- Формирование умений у младших школьников выполнять и составлять творческие задания на занятиях по труду
- Развитие исследовательских способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
- Отношения детей к окружающей среде
- Формы и методы взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению
- Влияние анимационных фильмов на проявление тревожности у младших школьников
- Психологические условия формированиЯ ценностного отношения к материнству у девушек из полной и неполной семЕй
- Воспитательный потенциал сказки в субкультуре дошкольника
- Формирование нравственных качеств у учащихся начальных классов
- Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства
- Применение занимательного материала на уроках математики в начальных классах
- Профессиональное самоопределение старших подростков как многокомпонентная система
- Затруднения старших подростков в профессиональном самоопределении
- Девиантного поведения
- Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте
- Новые подходы в методике преподавания коммуникативного курса русского языка в начальных классах
- Социальная подсистема личностных особенностей несовершеннолетних с делинквентным поведением
- Развития личности школьника
- Дидактическая игра как средство экологического образования старших дошкольников
- Поведением к здоровому образу жизни
- О значении поговорок и пословиц для осмысления подтекста басен
- Применение дидактических игр на уроках математики в начальных классах
- Специфика развития ребенка в современном информационном пространстве
- Экологические проекты в начальной школе
- Объединениях и группировках
- Стиль семейного воспитания как один из факторов девиантного поведения подростков
- Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей (по системе в.Ф. Базарного)
- Роль некоторых единиц лингвистической системы в развитии фонематического слуха младших школьников
- Смысложизненные ценности и профессиональный выбор брестских школьников
- Часть II. Теория музыки. Теория и методика
- Музыкального образования
- Воспитательный процесс в высшем учебном заведении
- (На примере поликультурного воспитания)
- Развитие интереса к музыкальной деятельности у младших школьников
- Методические аспекты концертмейстерской подготовки будущих учителей музыки
- Бесценное наследие
- Роль диалогических методов в повышении качества музыкальной подготовки младших школьников
- Развитие эвристического мышления младших школьников в процессе восприятия образного содержания музыкального произведения
- Развитие музыкальной памяти у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах
- Коллективное инструментальное исполнительство на простейших музыкальных инструментах как средство развития исполнительских умений детей младшего школьного возраста
- Использование мультимедиа при обучении музыке
- Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки в школе
- Влияние музыкально-образовательной среды на формирование личности композитора андрея эшпая
- Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки посредством информационных технологий
- Содержание
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения
- Часть II. История музыки. Теория и методика музыкального образования
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.