logo search
Конференция_Мир Детства 1

Затруднения старших подростков в профессиональном самоопределении

Тыкоцкая А.А., магистрант

(г. Могилев, УО «МГУ им. А.А. Кулешова»)

Научный руководитель – Дедулевич М.Н., кандидат педагогических наук, доцент

Важнейшая задача учреждения образования – формирование полноценных граждан своей страны, а это во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут и где будут работать [1, с. 12]. Учащаяся молодежь испытывает трудности при поиске необходимой информации, выборе наиболее подходящих вариантов, обосновании намеченного выбора профессии, построении образовательного маршрута и т.д.

Согласно экспериментальным исследованиям Т.В. Кудрявцева и В.Ю. Шегуровой, многие выпускники средней школы выбирают профессию случайно, затрудняясь сколько-нибудь обоснованно мотивировать свой выбор. Авторами подчёркивается, что в этом смысле выбор профессии в подростковом возрасте может быть осуществлён под непосредственным влиянием случайно возникшего интереса или внешних обстоятельств и являться актом подражания товарищам или родителям [2, с. 52-54]. Представления старших подростков о самих себе неглубоки, приблизительны, профессиональные планы и намерения динамичны.

Самостоятельно преодолевать трудности, возникающие при выборе профессии, подростку сложно в силу ряда особенностей: тревога перед будущим, чувство неопределенности, ориентация на внешний контроль, недоверие к себе и к миру, ориентация самооценки на мнение других. В связи с этим встает вопрос о необходимости выявления основных затруднений, которые испытывают старшие подростки в процессе профессионального самоопределения.

Наше исследование проходило на базе средней школы № 37 г. Могилёва, в котором приняли участие 86 учащихся девятых классов. Одним из направлений нашего исследования являлось выявление типичных затруднений при осуществлении профессионального самоопределения, изучение предпочитаемых профессий, случаев отсутствия выбора профессии, окончательность решения о выборе жизненной и профессиональной перспективы.

В качестве методов исследования мы применили анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование, беседу. В целях определения затруднений в сфере выбора профессии мы использовали опросник «Профессиональные намерения» [3, c. 26 – 33].

Профессии, которые выбрали учащиеся, представлены в табл. 1.

Таблица 1 – Профессиональный выбор учащихся, n и % (N=86)

Профессия

n

%

рабочий

3

4

инженер

18

21

преподаватель

2

2

юрист

12

14

другой вариант

51

59

Из предложенных вариантов ответов чаще всего учащиеся выбирают профессию «инженер» (21%).

Большинство голосов (59%) было отдано за «другой вариант» и были получены следующие варианты: 9 учащихся (10%) не определились с выбором профессии, по 6 учащихся (7%) выбрали профессии «программист» и «врач», по 4 опрошенных (5%) выбрали профессии «дизайнер», «милиционер, военный, МВД», 3 человека (3%) назвали профессии «фармацевт», по 2 человека (2%) отметили профессии «ветеринар», «журналист», «стоматолог», «машинист», «флорист» и «архитектор». По одному голосу (1%) получили профессии «артист», «парикмахер или мастер по наращиванию ногтей или кулинар», «экономист», «стюардесса», «банкир», «проводница», «фотограф», «психолог», «директор», «археолог».

Учащиеся часто называли не одну, а две-три профессии, что может свидетельствовать о неустойчивости и динамичности профессиональных намерений.

Особые сложности респонденты испытывали при определении профессий, которые являются близкими или родственными выбираемой ими. Испытуемым предлагалось ответить на вопрос «Имеются ли профессии, близкие или родственные избранной Вами, которыми Вы могли бы успешно овладеть? Назовите 2-3 родственные профессии» (см. рис. 1).

Рисунок 1 - Знания о близких или родственных профессиях, n и %

Достаточно большая часть опрошенных (43%) не имеет представления о близких или родственных профессиях. Из 37 учащихся (43%), которые дали положительный ответ, пытались назвать родственные профессии лишь 23 учащихся (27%): «врач – провизор», «архитектордизайнер интерьера», «дизайнер – модельер», «архитектор – строитель и фармацевт – врач», «инженер – инженер различных специализаций», «инженер – юрист, рабочий», «экономист – бухгалтер», «инженер – электрик, техник, программист», «ветеринар – микробиолог, врач, биолог», «журналист – переводчик-референт», «дизайнер, флорист, фотограф – художник, дизайнер», «флорист, фармацевт – бухгалтер, фармацевт», «юрист – милиционер, бухгалтер», «фармацевт – врач», «юрист – военный», «машинист – военный», «рабочий – плотник, строитель, токарь», «военный – милиционер», «директор – судебный исполнитель», «юрист – сотрудник МВД», «программист - банкир, инженер-программист», «преподаватель – экономист, медсестра, секретарь суда», «археолог – преподаватель, экскурсовод».

Однако не у всех учащихся, которые называли родственные профессии, сформировано представление о том, какие профессии можно отнести к родственным.

Учащиеся указали факторы, мешающие им в осуществлении профессионального самоопределения (см. табл. 2).

Таблица 2 - Факторы, мешающие в осуществлении профессионального самоопределения, n и % (N=86)

Факторы

n

%

отсутствие устойчивого интереса к чему-либо

30

35

плохая информированность о профессиях

24

28

неуверенность в себе, низкая самооценка

16

19

неуспех в выполнении многих дел

6

7

другие причины: ничего не мешает

4

4

другие причины: не хватает знаний

4

4

другие причины: мне не нравится

эта профессия

1

1

другие причины: невостребованность творческих профессий

1

1

Чаще всего был назван такие факторы, мешающие в осуществлении профессионального самоопределения, как «отсутствие устойчивого интереса к чему-либо» (35%) и «плохая информированность о профессиях» (28%).

Окончательность решения о выборе профессии представлена на рис. 2.

Рисунок 2 – Окончательность решения о выборе профессии, n и %

Большинство старших подростков (58%) свое решение о выборе профессии считают неокончательным.

Некоторые учащиеся находятся в ситуации выбора между двумя и даже тремя различными профессиями, также небольшая часть девятиклассников не выбрали профессию. Значительная часть учащихся не имеет представления о близких или родственных профессиях; встречаются мнения, что родственных профессий для выбираемой старшими подростками профессии не существует. Не у всех учащихся, которые пытались назвать родственные профессии, сформировано представление о том, какие профессии можно отнести к родственным. Основные факторы, мешающие в осуществлении профессионального самоопределения - отсутствие устойчивого интереса к чему-либо (внутренний фактор) и плохая информированность о профессиях (внешний фактор). Многие учащиеся свое решение о выборе профессии считают неокончательным.

Старшие подростки не готовы взять на себя ответственности за профессиональное и личностное самоопределение, им требуется компетентный профессиональный совет, дополнительная опора в своем важном жизненном выборе. На наш взгляд, необходима организация педагогического сопровождения, в которое включаются мероприятия, направленные на повышение информированности учащихся о мире профессий, на повышение самооценки, развитие интересов, содействие в самостоятельно-поисковой деятельности в целях расширения личностной компетентности при решении вопросов, связанных с выбором профессии.

Список цитированных источников:

  1. Иванов, С.А. «Нужно. Смогу. Хочу» - формула удачного выбора профессии / С.А. Иванов // Народная асвета. – 2009. - № 3. – С. 12-17.

  2. Кудрявцев, Т.В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности / Т.В. Кудрявцев, В.Ю. Шегурова // Вопросы психологии. – 1983. - №2. – С. 51-59.

  3. Практикум по психологии профессиональной школы / Под ред. Э.Ф. Зеера. Свердловск. - 1990. – С.26 – 33.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСТОЙЧИВОСТИ К ФОРМИРОВАНИЮ