logo search
Конференция_Мир Детства 1

Применение занимательного материала на уроках математики в начальных классах

Тимохова О.В., студентка 4 курса

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Левчук З.К., кандидат педагогических наук, доцент

Проблема методов обучения сегодня приобретает всё большее значение. Этой проблеме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, так как учение – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Известно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учащихся в этом процессе. Поэтому необходимо найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках математики занимательного материала.

Под занимательностью на уроке понимаются те компоненты урока (способы подачи нового материала, специфические свойства информации и заданий, связанные с учебным материалом, а иногда и с организацией обучения), которые содержат в себе элементы необычайного удивительного, неожиданного, вызывают интерес у школьников к учебному предмету, способствуют созданию положительной эмоциональной обстановки учения.

Во взаимодействии педагогов с детьми занимательный материал и игра занимает немаловажное значение. На это указывали такие выдающиеся педагоги как К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, Амонашвили Ш. А., А.С. Макаренко и др. Психологические механизмы игровой деятельности, ее влияние на развитие ребенка, возможности ее использования в педагогических целях привлекли внимание целого ряда педагогов и психологов: Я.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Н.С. Лукина и др. [1], [3].

Активизации познавательной деятельности младших школьников посвящены работы Амонашвили Ш. А., В.В. Давыдова, Ю.К. Бабанского и др.

Вместе с тем в работе учителей начальных классов выявляются недостатки, которые мешают эффективному применению занимательности в обучении младших школьников. Они сводятся к следующему: использование занимательных моментов, не соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей; методически неграмотное проведение игр в процессе обучения младших школьников; отсутствие наглядного и раздаточного материала, использование которого давало бы наибольший эффект при применении занимательного материала [1], [4].

Практика показывает, что увлечённые занимательным материалом дети легче усваивают программный материал, приобретают определённые знания, умения и навыки. Занимательный материал является важнейшим средством формирования познавательного интереса младших школьников на уроках математики. Занимательность связана с интересными сторонами вещей, явлений, процессов, воздействующих на человека, на школьника. В природе занимательности заключены чрезвычайно значимые для познавательного интереса, а значит и для формирования познавательной активности, элементы, которые могут вызвать чувство удивления, являющееся началом всякого познания.

Основная задача учителя – заинтересовать детей, с этой целью необходимо использовать на практике различный занимательный материал: дидактические и сюжетно - ролевые игры, задачи в стихах, задачи-шутки, загадки, ребусы, игровые и занимательные ситуации [10], [4].

Занимательный материал на уроках математики не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, приучает считаться с интересами товарищей, вносит в урок оживление, повышает интерес к знаниям, развивает воображение, внимание и детей, обеспечивает усовершенствование умственной деятельности. Например, для формирования внимания, воображения, поднятия интереса целесообразно использовать математические сказки, математические загадки, головоломки, которые развивают мышление, кроссворды, занимательные задачи, которые вносят в урок оживление, увеличивают интерес к знаниям, улучшают воображение и память детей.

Например: при изучении в 3 классе темы « Внетабличное умножение» мы применяли следующий занимательный материал:

На птичьем дворе гусей дети кормили,

Целыми семьями их выводили.

Всего было 5 гусиных семей,

В каждой семье по 12 детей.

Папа и мама, бабушка с дедом.

Сколько гусей собралось за обедом?

Затем, при изучении в 3 классе темы « Устное деление трехзначных чисел на однозначное число», использовали такой материал:

Зайцы по лесу бежали,

Волчьи следы по дороге считали.

Стая большая волков здесь прошла.

Каждая лапа в снегу их видна.

Оставили волки 120 следов.

Сколько, скажите, здесь было волков?

Исследование показало, что включение в урок математики занимательности, игровых ситуаций, делает процесс обучения интересным, создаёт у ребят бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание, развивает познавательный интерес [5], [7].

Например, с целью развития познавательного интереса мы использовали геометрический материал следующим образом: 1. вывесили плакат с рисунком, составленным из геометрических фигур. 2. раздали детям геометрические фигуры и дали задание – составить из данных фигур домик, елочку, кораблик и т.д.

В ходе исследования проводились различные уроки-путешествия. Такие как "В цирке", "Веселые страты", "Плывем к Робинзону Крузо", "В зоопарке", "Полет в космос" и др., которые ненавязчиво обогащали словарный запас, развивали речь, активизировали внимание детей, расширяли кругозор, прививали интерес к предмету, развивали фантазию, воспитывали нравственные качества и главное – в работу включались абсолютно все учащиеся. В результате мы пришли к выводу - важная особенность уроков - путешествия состоит в том, что они побуждают к работе мысли. Вовлекают учеников в активное сотрудничество с учителем на уроке, будят их любознательность.

В процессе исследования, мы выявили, что занимательный материал позволяет не только активно включать учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательные процессы детей. Занимательность помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме.

При этом занимательный материал особенно необходим в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Например, благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. Но не следует забывать о том, что занимательный материал должен быть связан с темой урока и помогать раскрывать цели и задачи урока. При использовании занимательности очень важно следить за ее дозировкой и ролью, отводимой ей на конкретном уроке.

Таким образом исследование показало, что включение в урок математики занимательного материала, дидактических игр, делает процесс обучения интересным, создаёт у ребят бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание, развивает скорость и гибкость мыслительных операций, воспитывает любовь к математике, повышает эффективность учебно-воспитательного процесса.

Список цитированных источников:

  1. Амонашвили, Ш.А. В школу - с шести лет. - М.: Педагогика, 1986.- 176с.

  2. Эльконин, Д.Б. Психология игры.- 2-е изд.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.- 360с.

  3. Сухомлинский, В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1975.-272с.

  4. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. - М.: ИЦ «Академия», 2005. – 288с.

  5. Лысенкова, С. Н. Когда легко учиться. – М.: Педагогика, 1985. – 174с.

  6. Олехник, С.Н., Нестеренко, Ю.В., Потапов, М.К.. Старинные занимательные задачи. - М.: Дрофа, 2002. - 176с.

  7. Волина, В. Праздник числа (Занимательный математика для детей): Книга для педагогов и родителей.- 336с.

  8. Быкова, Т.П. Настандартные задачи по математике. 2 класс.- М.: издательство «Экзамен», - 2008. - 125с.

  9. Андрущенко, А.В. Развитие пространственного воображения на уроках математики.: Пособие для педагогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 136с.

  10. Агейчык, Н.Н. Математические шифровки для первоклассников: занимательные задания для отработки устного счета.- Минск: Пачатковая школа, 2008.- 48с.