logo search
Конференция_Мир Детства 1

Профессиональное самоопределение старших подростков как многокомпонентная система

Тыкоцкая А.А., магистрант

(г. Могилев, УО «МГУ им. А.А. Кулешова»)

Научный руководитель – Дедулевич М.Н., кандидат педагогических наук, доцент

Выбор профессии является одним из важнейших актов, который совершает старший подросток в процессе своего профессионального самоопределения и личностного становления. Правильный выбор профессии, соответствующий интересам, склонностям, способностям, возможностям, состоянию здоровья и потребностям рынка труда является сложной проблемой для личности, поскольку решить данный актуальный вопрос необходимо в подростковом возрасте.

Актуальность рассмотрения профессионального самоопределения как многокомпонентной системы обусловлена поэтапной реализацией действий на пути к адекватному и реальному профессиональному выбору.

Методами исследования выступили анализ психолого-педагогической литературы, методы сравнительного анализа и обобщения, моделирование.

Различные авторы термин «профессиональное самоопределение» определяют неоднозначно. Термин «профессиональное самоопределение» был сформулирован Д. А. Леонтьевым, который рассматривает его как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала [6].

М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович определяют профессиональное самоопределение как процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности – кем стать, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать. Профессиональное самоопределение – важное событие на жизненном пути человека. Оно связано не только с прошлым опытом личности, но и простирается далеко в будущее, участвуя в формировании образа «Я», предопределяя в конечном счете многие стороны жизни. Профессиональное самоопределение отражает определенный уровень личных притязаний, основанный на оценке своих способностей и возможностей [3, с. 293].

Анализ исследований Е.А.Климова, Н.С. Пряжникова и Е.Ю. Пряжниковой, Э.Ф. Зеера, А.К. Марковой позволяет определить профессиональное самоопределение как сложный, длительный и часто многократный процесс, неотделимый от развития личности в целом и как деятельность человека, принимающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда [5, 8, 4, 7] Профессиональное самоопределение личности является важнейшей составляющей жизненного пути. Его начальный этап проходит в период обучения в школе и реализуется в выборе профессии.

Опираясь на работы К.А. Абульхановой-Славской, Е.И. Головахи, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, профессиональное самоопределение принято рассматривать как процесс определения человеком своего места в мире, обществе, процесс, развивающийся в двух аспектах: ценностно-смысловом и деятельностном.

Ценностно-смысловой аспект профессионального самоопределения характеризует отношения, оценки, планы и намерения личности в сфере труда и профессионального образования, позволяет соотнести эти величины с полученными результатами деятельности. Интегрирует такие понятия, как «личный профессиональный план»; «интересы, направленность личности», «профессиональные намерения». Основу для развертывания профессионального самоопределения составляет система личностных смыслов человека. Личностный смысл представляет собой индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение личности к тем объектам, ради которых осуществляются деятельность и общение.

Деятельностный аспект профессионального самоопределения личности включает в себя реальные действия, деятельность, труд и их результаты. Основу для профессионального самоопределения в этом аспекте составляют качества, которые так или иначе стабильно проявляются в действиях человека, связанных с выбором и осуществлением профессиональной деятельности. Эти аспекты самоопределения личности находятся в системных, противоречивых отношениях. Самоопределение эффективно, если оно приводит к достижению деятельностно-смыслового единства личности [1, 2, 5, 8].

Обобщение позиций различных авторов, а также осмысление практики собственной работы позволило нам разработать обобщенную модель профессионального самоопределения как многокомпонентной системы (см. рисунок).

Актуализация процесса профессионального самоопределения у старших подростков начинается с возникновением необходимости выбрать профессию. При построении образа наиболее привлекательной сферы будущей профессиональной деятельности необходимо выявить, проанализировать и сопоставить интересы, склонности, способности, возможности и их соответствие требованиям профессии.

Ситуация выбора профессии

Построение образа наиболее привлекательной сферы будущей профессиональной деятельности

Интересы

Склонности и способности

Возможности

Сопоставление, соотнесение своих индивидуально-типологических особенностей выбираемой профессии

Профессиональное сознание и профессиональная направленность

Профессиональные предпочтения

О

Образование основного и резервных

профессиональных намерений

Принятие решения о выборе профессии

Разработка программы, путей и способов

овладения профессией

Профессиональное самоопределение

Рисунок - Обобщенная модель профессионального самоопределения

как многокомпонентной системы

Согласно модели, профессиональное самоопределение, будучи неотъемлемой частью развития личности, является сложной системой, включающей профессиональную направленность и профессиональное сознание, из которых первоначально формируются профессиональные предпочтения, переходящие впоследствии в профессиональные намерения.

Профессиональные намерения реализуются в ходе принятия решения о выборе профессии, разработке программы, путей и способов овладения профессией.

Таким образом, профессиональное самоопределение предполагает целый комплекс самостоятельных активных взаимосвязанных действий, которые предпринимает субъект будущей профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение является процессом самостоятельного выбора профессии, который осуществляет личность, проанализировав свои данные и их соответствие требованиям профессии.

Результатом профессионального самоопределения в старшем подростковом возрасте является реалистичный план ближайших шагов на профессиональном пути.

Старшие подростки не всегда готовы самостоятельно и осознанно реализовать действия, направленные на пошаговую реализацию профессионального самоопределения. В силу комплексности и многоэтапности профессионального самоопределения необходима организация системы педагогического сопровождения. Данный вид профессионального содействия играет особую роль в ситуациях выявления индивидуально-типологических особенностей личности и сопоставлении данных особенностей с требованиями профессии, а также в определении путей и способов овладения профессией, разработке программы действий и их практической реализации.

Список цитированных источников:

  1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 203 с.

  2. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е.И. Головаха. –  Киев: Наукова думка, 1988. – 162 с.

  3. Дьяченко, М.И. Психологический словарь-справочник / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Минск: Харвест, М.: АСТ, 2001. – 576 с.

  4. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер.– 2-е изд., перераб., доп.– М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.– 336 с.

  5. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Климов. – Ростов-на - Дону: Феникс, 1996. – 512 с.

  6. Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д.А. Леонтьев, Е.А. Шалобанова // Вопросы психологии. – 2001. – № 1. – С.57-66.

  7. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: Знание, 1996. – 230 с.

  8. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. «Психология». / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – М.: Акад., 2003. – 476 с.