logo search
Конференция_Мир Детства 1

Девиантного поведения

Филипченко Е.А., студентка 5 курса

(г. Гомель, УО «ГГУ им. Ф. Скорины»)

Научный руководитель – Сильченко И.В., кандидат психологических наук, доцент

Девиантное поведение подростков в последнее десятилетие стало причиной пристального внимания со стороны ученых различных специальностей: медиков, педагогов, психологов и т.д. Это внимание продиктовано главным образом тем, что в подростковом возрасте увеличивается рост жестокости, агрессивности, преступности, злоупотребления спиртными напитками. Подростковый возраст с его бурными нейроэндокринными сдвигами с давних пор считается фактором, способствующим развитию девиантного поведения (А.Е. Личко, В.С. Бартенский). Это один из кризисных этапов в становлении личности человека (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, В.Н. Мясищев, Г. Олпорт, С.Л. Рубинштейн и др.). Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой «Я-концепции». Во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения. В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли. В-четвертых, подростковый период характеризуется следующими особенностями развития: реакциями эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения (хобби), имитации, формирующимся сексуальным влечением; ярким проявлением акцентуаций характера. Именно эти факторы могут оказаться, способствующими проявлению девиантного поведения (А.Е. Личко, В.С. Бартенский).

В психологической литературе отклоняющееся (девиантное) поведение рассматривается как устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией [1, с.15].

В исследованиях отклоняющегося поведения значительное место отводится изучению мотивов, причин, условий и факторов способствующих его развитию, возможностей его предупреждения и преодоления. В ряде работ отечественных ученых выделяются общие социально-психологические факторы девиантного поведения, затрудняющие либо облегчающие процесс его реализации (С.А. Беличева, И.Б. Громова, И.С. Кон, Ю.А. Клейберг, И.С. Полонский, И.Ю. Сундиев, Д.И. Фельдштейн и др.) Так, Д. И. Фельдштейн считает, что подростки-девианты инертны, агрессивны, вспыльчивы, отличаются грубостью, необычайной для данного возраста, склонностью к слезам, у подавляющего большинства отмечается лживость и безответственность [2]. С.А. Кулаков отмечает, что подросткам с девиантным поведением свойственны определенные искажения в различных сферах. В поведенческой сфере – это избегания решения проблем, нестабильность отношений с окружающими, однотипный способ реагирования на фрустрацию и трудности, отсутствие критической оценки своих действий; в аффективной сфере – это эмоциональная лабильность, быстрое возникновение тревоги и депрессии; в мотивационно-потребностной сфере: блокировка потребности в защищенности, свободе, принадлежности к референтной группе, в когнитивной сфере наблюдается нарушение построения заключений, наличие «глобальных» выводов, формирование выводов при отсутствии доводов в его поддержку и перфекционизм [3]. Выявленные в исследованиях особенности способствуют возникновению девиатных форм поведения.

В нашем исследовании, мы попытались выявить социально-психологические особенности подростков, препятствующие формированию девиантного поведения.

Всего были обследованы 94 подростка, в возрасте от 16 до 18 лет, обучавшихся в профессионально-техническом училище г. Гомеля. Предстовители этой возрастной группы нас интерисовали по следующим причинам: подростки воспитывались, учились практически в одинаковых условиях, но одни успешно адаптировались в обществе, а у других формировалось отклоняющее поведение.

По данным проведенной анкеты на выявление подростков, употребляющих психоактивные вещества и анализа личных дел подростков, состоящих на учете в Инспекции по делам несовершеннолетних и наркологическом диспансере, выборка была разделена на две группы:

  1. подростки с проявлением девиантных форм поведения;

  2. подростки не склонные к проявлению девиантных форм поведения.

В последующем статистическая обработка данных с помощью φ* - критерия углового преобразования Фишера проводилась с учетом выделенных групп [4].

В качестве метода исследования использована психодиагностическая методика «Опросник социально-психологической адаптации» Р. Даймонда и К. Роджерса (1954), адаптированный Т.В.Снегиревой [5].

По шкале «лживость» в двух группах подростков были получены статистически незначимые показатели (б ≥ 0,05), что говорит о высоком уровне искренности испытуемых в ситуации обследования.

В 1-й группе показатели по шкалам «адаптивность» (φ*= 5, 369, α ≤ 0,01) и «принятия себя» (φ*= 6, 254, α ≤ 0,01) имеют достоверно более низкие значения, чем во 2-й группе. Это свидетельствует о том, что уровень приспособления у подростков с проявлением девиантных форм поведения к существованию в обществе не соответствует требованиям этого общества и не согласуется с собственными потребностями, мотивами и интересами. Так же у них прослеживается низкая степень удовлетворенности своими характеристиками.

В 1-й группе достоверно более выражены, чем во 2-й группе, показатели по шкалам «дезадаптации» (φ*= 2,881; α <0,01), «непринятие себя» (φ*= 2,927, α ≤ 0,01), «эмоциональный дискомфорт» (φ*= 2,476, α ≤ 0,01), «эскапизм» (φ*= 3, 806, α ≥ 0,01).

Высокие показатели по шкале «дезадаптации» свидетельствуют о том, что личность подростов с проявлением девиантных форм поведения является незрелой. У таких подростков возможны невротические отклонения, дисгармонии в сфере принятия решения. Все это может быть результатом постоянных неуспешных попыток реализовать цель или наличия двух и более равнозначных целей. Так же высокие показатели по шкале «неприятия себя» указывает на высокую степень неудовлетворенности своими личностными чертами.

Высокие показатели по шкале «эмоциональный дискомфорт» указывают на высокий уровень неопределенность в эмоциональном отношении (неуверенность, подавленность, вялость и т.п.) к окружающей социальной действительности с проявлением девиантных форм поведения. По шкале «эскапизм (уход от проблем)» выявленные высокие показатели свидетельствует о высоком уровне избегания проблемных ситуаций, уход от них.

Во 2-й группе показатели по шкалам «адаптивность» (φ*= 3,542, α ≤ 0,01) и «принятия себя» (φ*= 2,927, α ≤ 0,01), «эмоциональный комфорт» (φ*= 2,476, α ≤ 0,01) достоверно более выражены, чем в 1-й группе.

Высокие показатели по шкале «адаптации» у подростков не склонных к проявлению девиантных форм поведения, указывают на высокий уровень приспособления к существованию в обществе, а так же соответствие собственных потребностей, мотивов и интересов потребностям, мотивам и интересам данного общества.

По шкале «эмоциональный комфорт» высокие показатели у подростов 2-й группы указывают на высокую степень определенности в своем эмоциональном отношении к происходящей действительности, окружающим предметам и явлениям. Высокие показатели по шкале «приятия себя» указывают на высокую степень удовлетворенности личности своими характеристиками.

В тоже время у подростков 2-й группы показатели по шкалам «дезадаптации» (φ*= 7,098; α <0,01), «непринятие себя» (φ*= 3,120, α ≤ 0,01) имеют достоверно более низкие значения, чем в 1-й группе. Это свидетельствует о том, что подростки, не склонные к проявлению девиантных форм поведения, являются более зрелыми личностями, у них не наблюдается дисгармоний в сфере принятия решения, и они успешно реализовывают поставленные перед собой цели.

На основании полученных данных, можно сделать вывод о том, что социально-психологическими особенностями, способствующими устойчивости к формированию девиантных форм поведения, являются способность контролировать своё поведение, социальная адаптация, умение контролировать свои эмоции, склонность самостоятельно принимать решения, реализовывать поставленные цели, удовлетворенность своими личностными характеристиками и качествами.

Полученные результаты позволят построить профилактическую программу, с помощью которой возможно целенаправленно воздействовать на личность подростков и сформировать устойчивость к девиантному поведению.

Список цитированных источников:

  1. Змановская, Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения: учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений / Е.В. Змановская. – М.: Академия, 2003. – 288 с.

  2. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно - содержательные характеристики процесса развития личности / Д.И. Фельдштейн. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. – 672с.

  3. Кулаков, С.А. На приеме у психолога – подросток / С.А. Кулаков. – СПб.: Союз, 2001. – 350 с.

  4. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2001. – 350 с.

  5. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. Пособие / ред.- сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: «Бахрах», 2001. – 672 с.