logo search
Конференция_Мир Детства 1

Формирование опыта творческой деятельности младших школьников в контексте личностно ориентированного обучения

Амасович Н.В., кандидат педагогических наук, доцент

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Современная наука ставит задачу обоснования оптимальных условий и закономерностей педагогического сопровождения развития детской креативности. Пристальное внимание к этой проблеме обусловлено тем, что гуманистическая парадигма образования представляет ребенка как носителя особого культурного мира (существенно иного, чем мир взрослого), в котором действуют свои законы, ценности, смыслы и ценности. Этот мир не менее сложен, многокрасочен, противоречив, чем мир взрослых. Не желая знать или не подозревая о существовании уникальной планеты детства, учитель с неизбежностью травмирует ее. Последствия педагогического травматизма достаточно известны: аутизм, нарушения в работе речи, памяти и воображения, нравственная глухота, агрессивность, безынициативность в суждениях и действиях, трудности в социализации. Острота эмоциональных реакций, открытость, бескорыстие и беззащитность души ребенка, его уникальная способность одинаково сопереживать живому и неживому, образно-мифологическое мышление, страсть к эксперименту и любопытство к таинственному – все эти качества предполагают отношение к нему как целостной личности, находящейся в процессе становления и осознания себя в отношениях с окружающим миром.

Современные нормативно-правовые документы ориентируют педагогов на адекватность вхождения в духовно-эмоциональный мир ребенка с позиции признания его права на самовыражение и творчество, которое предполагает:

В этой связи возрастает роль творческой деятельности в учебно-воспитательном процессе школы. Став субъектом творчества, ученик начинает выходить за пределы задач, поставленных учителем, активно ищет новые области реализации своих способностей, по-новому осмысливает и оценивает результаты своих действий. В этих поисках проявляется, утверждается и начинает интенсивно развиваться тот комплекс свойств субъекта, который характеризует его как личность - избирательно-направленное отношение к действительности, сознательный выбор жизненных целей, средств и способов их достижений, чувство нравственной ответственности за осуществленный выбор и результаты своей деятельности.

Мы полагаем, что применительно к ранним ступеням развития детей (дошкольным и младший школьный возраст) нужно делать акцент на субъективной стороне творческого процесса, на том, что ребенок открывает и преобразует в своем видении мира независимо от степени осознанности и внешней результативности этого процесса. На том, что делает его «существом, обращенным к будущему, созидающим и видоизменяющим свое настоящее»

Однако педагогический аспект проблемы творчества обнаруживает необходимость такого толкования. Прежде всего, это касается результативности как главной характеристики творчества. Продукт детского творчества не является ценностью в общеупотребительном смысле этого слова. И все же мы говорим о детском творчестве как о способности ребенка уникальным образом смотреть на мир, преобразовывать его в своих фантазиях. В качестве определения «детское творчество» уместно использовать следующее определение: «Детское творчество – это самостоятельно созданные ребенком оригинальные продукты его психической деятельности (стихи, рассказы, проекты, музыкальные произведения, модели учебно-познавательных задач, проекты учебно-творческой деятельности и т. д.), характеризующие его личностное развитие, отношение к окружающему предметному и социальному миру, а также к самому себе». Исходя из этого определения, можно выделить ряд качеств личности, обеспечивающих эффективность творческого процесса:

Ориентация в отношении «творческий процесс - личностное качество» позволяет: 1) вовремя заметить зародыш творческих черт у учащихся; 2) сосредоточить внимание на их воспитании; 3) предостеречь от их дальнейшего подавления.

Процесс формирования перечисленных качеств носит непрерывный характер. Начинать его следует в раннем возрасте. Большое значение в этом контексте приобретает работа с младшими школьниками. Этот возраст наиболее сензитивен для развития целого ряда психических процессов, формирования учебных умений. А приобретенные в начальном звене качества не только закладывают основу последующего образования и воспитания ребенка в школе, но и во многом определяют успех общественной и профессиональной деятельности взрослого человека.

В ряде работ выделяется «наивная» креативность дошкольника (от 3до 6 лет) и «культурную» креативность, формирующуюся в начальной школе. Первая возникает как следствие ограниченности опыта ребенка и «наивного бесстрашия» его мысли. По мере накопления знаний и образцов поведения такая креативность исчезает и появляется принципиально новая - сложное образование, в котором личностные особенности человека, таким образом, взаимодействуют с некоторыми характеристиками его познавательной потребности и когнитивной деятельности. Рост «культуной креативности» наблюдается к 9-10 годам. Этим и определяется ведущая роль начальной школы в формировании у учащихся опыта творческой деятельности.

В основу формирования опыта творческой деятельности младших школьников нами положен ряд педагогических принципов:

Для эффективного педагогического сопровождения формирования опыта творческой деятельности у младших школьников необходимо обращаться к нестандартным методам, приемам и инновационным педагогическим технологиям. Среди наиболее эффективных назовем следующие:

диалоговые формы обучения;

Анализ массовой практики дает основание утверждать, что проблему активизации учебно-творческой деятельности школьников необходимо разрешать на новом уровне. Необходимо разрабатывать и обосновывать систему средств активизации учебно-творческой деятельности школьников с позиций личностно-ориентированного подхода к каждому ученику. В этом случае система средств активизации будет соотноситься с внутренним состоянием личности и при воздействии на школьников приведет к усилению как мотивации учения, так и творчества.

Результаты исследования по проблеме активизации учебно-творческой деятельности школьников позволили нам сформулировать методологическую основу успешности данного процесса. Прежде всего, это педагогическая теория деятельности, в контексте которой обучение предстает как сотрудничество, где один из участников приобретает опыт, а другой создает благоприятные условия для этого, т.е. осуществляет всю сумму подготовительных компонентов творческого процесса.

С этих позиций активизация учебно-творческой деятельности младших школьников предстает как двусторонний взаимосвязанный процесс, с одной стороны, в форме самоорганизации и самореализации ребенка; с другой - как результат деятельности учителя по созданию определенных условий творческой работы ученика.