Идеографическая классификация фразеологических единиц немецкого языка, используемых при изучении курса в средней школе
Слесарева Т.М., магистрантка (г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова») Научный руководитель – Оксенчук А.Е., кандидат филологических наук, доцент
Нами было отобрано порядка 100 идиом, отражающих культурно-национальную специфику немецких традиций. Эта группа фразеологизмов была распределена нами в классификационные группы с учётом их значения. Существует несколько видов классификаций фразеологизмов:
по опорному слову (типичная словарная классификация)
по происхождению
идеографическая классификация идиом
функционально-номинативная классификация идиом
по спаянности компонентов структуры
по грамматической природе
с учётом стилистических особенностей употребления
Цель нашей статьи – показать вариант идеографической классификации (т. е. с учётом значения) немецких идиом.
Идеологическая классификация идиом составляется с учётом денотативного аспекта значения самих идиом. Эта классификация позволит обозначить область фрагментов непредметной действительности, получающей наименование с помощью того или иного фразеологизма.
К сказанному добавим, что именно этот тематический принцип был использован в классификации фразеологизмов для целей создания машинного фонда русских идиом и при составлении «Словаря образных выражений русского языка» под редакцией В. Н. Телия, а также «Словаря-справочника по русской фразеологии» Р. И. Яранцева. [2, с. 36]
В денотативном аспекте значений фразеологизмов могут быть названы и оценены следующие фрагменты действительности:
Характеристика человека:
внешние качества – aus dem aus Schneider herauskommen (sein) (ирон. иметь уже (далеко) за тридцать, быть уже не первой молодости), krebsrot (красный как рак), wie ein Ei dem anderen ӓhnlich sein (быть очень похожими);
внутренние свойства и положение в обществе – Holz aus sich hacken (spalten) lassen (терпеть, добродушно сносить обиду, насмешки), etwas auf dem Kerbholz haben (иметь немало грехов на совести, быть замешанным в чём-л.), er trӓgt sein Herz in der Hand (душа нараспашку), auf groβem Fuβe leben (жить на широкую ногу), Hahn im Korb (первый парень на деревне), eine bӧse Sieben (злая баба,мегера), Butter auf dem Kopfe haben (совесть нечиста у кого-то), wie in Abrahams Schoβ ruhen (жить как в раю), Zunft gehӧren (специалист, мастер какого-л. дела), wie die Made im Speck leben (как сыр в масле), auf den Sack schlӓgt man, den Esel meint man (на языке одно, на уме другое);
Физическое состояние, действие –Holz sӓgen (шутл. храпеть), am Ball bleiben (не сдаваться, не унывать);
Чувство (отношение, состояние) – in der Klemme sein (быть зажатым в тисках) , einen Stein bei j-m im Brett haben (быть на хорошем счету у кого-л., пользоваться чьим-л. расположением), unter dem Pantoffel stehen (быть под башмаком), etw. fürchten wie der Teufel das Weihwasser (чего-то бояться как чёрт святой воды),herein, wenn es kein Schneider ist (входите, не стесняйтесь!), sich freuen wie ein Kind auf Weihnachten (очень радоваться чему-л.), im Dreck springen (чрезвычайно радоваться), im Buch der Erinnerung blӓttern (предаваться воспоминаниям), sie hӓngen wie Kletten aneinander (пристать друг к другу как репей), zur Salzsӓule erstarren (застыть от ужаса, остолбенеть);
Деятельность – im trüben fischen (ловить рыбу в мутной воде), zwei Fliegen mit einer Klappe schlagen (убить одним выстрелом двух зайцев), wie der Fisch auf dem Trocknen (биться как рыба об лёд);
Труд, безделье – die gebratenen Tauben fliegen einem nicht ins Maul (без труда не выловишь и рыбки из пруда), die Arbeit ist kein Hase, lӓuft nicht in den Wald (работа не волк, в лес не убежит), eine ruhige Kugel schieben (делать лёгкую работу, быть на спокойной работе), Holz nach dem Wald tragen (о каком-л. излишестве, бесполезном занитии), den Bock melken (заниматься бесполезной работай, делать что-л. безрезультатно), weder Rast nach Ruh kennen (не знать ни отдыха, ни покоя);
Бедность, богатство – er hat Geld wie Heu (денег как сена);
Интеллектуальные способности и состояние - ich bin nicht dein Affe (у меня собственный ум есть, и без тебя справлюсь), er steht da wie die Kuh vor neuen Tor (как баран на новые ворота), was bedeutet nur Bahnhof verstehen (ничего не понимать, мысли заняты другим);
Поведение – Ӧl ins Feuer gieβen (подливать масло в огонь), j-m dem Kopf waschen (намылить кому-либо голову), das Abendmahl darauf (поклясться чем-л.), j-m einen Korb geben (дать отказ жениху), den Teufel an die Wand malen (пугать кого-л., рисовать всякие ужасы), Hals- und Beinbruch! (желаю успеха! Ни пуха, ни пера!), j-n um den kleinen Finger wickeln (вить верёвки), j-m Knüppel zwischen die werfen (вставлять палки в колёса), Wasser auf j-s Mühle gieβen (лить воду на чью-либо мельницу), ach und weh schreien (поднимать шум из-за пустяка, причитать), j-m den Schwarzen Peter zuschieben (zuspielen) (ловко свалить вину, подсовывать кому-л. неприятное дело), sie hӓngen wie Kletten aneinander (пристать друг к другу как репей), j-m einen Denkzettel verpassen (наказать кого-то, отомстить, совершить физическое наказание), die gute Stube (хорошая комната), etw. wie sauer (saures) Bier ausbieten (anbieten, anpreisen)(стараться сбыть по дешёвке что-л., сплавить), fluchten wie ein Bierkutscher (ругаться как извозчик), lichen (grinsen, strahlen) wie ein Honigkuchenpferd (смеяться, сиять как медовый пряник в форме лошади);
Характеристика событий, явлений – es ging hart auf hart (нашла коса на камень), aus dem Regen in die Traufe (из огня да в полымя), da ist Hopfen und Malz verloren (потеряны всякие надежды), den Stab aber j-n brechen (вынести приговор кому-л.), einen Korb bekommen (получить отказ), mir ist ein Hase aber den Weg gelaufen (мне сегодня не везёт, меня преследует неудача), aber Weihnacht kein Fest, aber des Adlers kein Nest (нет праздника больше Рождества, как нет гнезда выше орлиного), wenn Ostern und Pfingsten zusammenfallen, а также zu Pfingsten auf dem Eis (никогда, когда рак на горе свистнет), (et)was aufs Wams kriegen (получать взбучку), alle neune! (готово! всё!), ach grüne Neune! (вот тебе на!, вот тебе раз!), fertig ist die Laube! (дело в шляпе, дело сделано), auf keinen grünen Zweig kommen (не иметь успеха, терпеть неудачу), mit allen Wassern gewaschen sein (пройти огонь и воду), Stadtluft macht frei (городской воздух делает свободным), der blaue Montag (нерабочий день), blauer Brief (письмо неприятного содержания, официальное извещение об увольнении), zwei Fliegen mit einer Klappe schlagen (одним выстрелом двух зайцев убить), das ist (nicht) mein Bier (это не моё дело), etwas geht ab(weg) wie warme (frische) Semmeln (что-л. продаётся нарасхват, что-л. расходится очень быстро);
Пространство, мера – bis in die Puppen (очень далеко), mit eigenem Maβstab messen (мерить на свой аршин), er hat Geld wie Heu (денег как сена);
Время – abwarten und Tee trinken (подождём!).
Итак, в идеографической классификации нами было выделено 11 групп (характеристика человека; физическое состояние; чувство (отношение, состояние); деятельность; труд, безделье; бедность, богатство; интеллектуальные способности и состояние; поведение; характеристика событий, явлений; пространство, мера; время). Наиболее многочисленными являются группы: характеристика событий, явлений (25%), поведение (21%),и характеристика человека (18%). Меньшее количество идиом составили группы: время(1%) и бедность, богатство(1%).
Список цитированных источников:
Бинович, Л.Э. Немецко-русский фразеологический словарь / Л.Э. Бинович; под ред. С.И.Константиновой – М.: Аквариум, 1995. – 768 с.
Изучение фразеологии в вузе: учеб.-метод. пособие / А.Е. Оксенчук, О.В. Данич – Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2003. – 76 с.
Мальцева Д.Г. Страноведение через фразеологизмы. Пособие по немецкому языку: учеб. пособие / Д.Г. Мальцева – М.: «Высшая школа», 1991. – 173с.
Словарь образных выражений русского языка / Т.С. Аристова [и др.]; под ред. В.Н. Телия – М.: «Отечество», 1995. – 368с.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы
- Психолого-педагогические аспекты обучения младших школьников
- Формирование опыта творческой деятельности младших школьников в контексте личностно ориентированного обучения
- Детская литература как средство формирования гендерных стереотипов
- К вопросу о полоролевых различиях мальчиков и девочек дошкольного возраста в экологическом образовании
- Содержание нравственного воспитания школьников
- Особенности социализации детей-сирот
- Принципы формирования культуры здоровья младших школьников и младших подростков
- Формирование экологической культуры у младших школьников
- Развитие субъектности у детей посредством совместного просмотра мультфильмов
- Пейзажная живопись и ее значение для ребенка
- Работа в школе по профилактике вовлечения в деструктивные секты
- Позитивный аспект игровых комплексных упражнений творческого характера в структуре уроков математики начальной школы
- Социальная среда детского оздоровительного лагеря как условие самореализации личности ребенка
- Роль игрушки в полоролевом воспитании дошкольников
- Использование интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников
- Особенности общения учащихся начальных классов
- 4. Психологические.
- Некоторые секреты «школьного» здоровья доктора базарного
- Детские страхи в дошкольном возрасте
- Формирование правильного чтения первоклассников на основе применения дидактических игр в период обучения грамоте
- Особенности полоролевой социализации детей в неполных семьях Гукова е.В.
- Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений
- Семья и брак в системе ценностных ориентаций старшеклассников
- Фарміраванне маўленчай культуры малодшых школьнікаў сродкамі беларускага фальклору Дзярнова а.У.
- Использование экологических сказок в формировании у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе
- К вопросу о педагогической культуре родителей
- Средствами субъективизации
- Формирование у младших школьников знаний о правилах поведения в природе
- Правядзенне нестандартных ўрокаў пры вывучэнні блока ведаў “мая радзіма – беларусь” у 4 класе
- Компьютерные технологии как средство активизации познавательной деятельности в обучении младших школьников с целью формирования и развития коммуникативной культуры
- Анализ деятельности учреждений внешкольного воспитания и обучения витебской области в 2010–2011 учебном году
- Реализация методики субъективизации на уроках литературного чтения
- Работа над скороговоркой как средство совершенствования дикционных навыков младших школьников
- Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах
- Использование интерактивных информационно-обучающих средств в формировании миропознания младших школьников
- Психолого-педагогические основы творческой деятельности
- Моделирование текстовых задач как средство математического развития младших школьников
- Умения каллиграфического письма как цель и результат обучения младших школьников письму
- Имидж современного учителя как важный фактор восприятия педагогической профессии
- Познавательно-практическая деятельность как средство умственного развития детей младшего дошкольного возраста
- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ручного ткачества
- Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике
- Олимпийское образование в образовательном пространстве младших школьников
- Уровень
- Начальная школа
- Малые фольклорные жанры как средство повышения познавательного интереса младших школьников к урокам математики
- Раскрытие экологических связей в природе при изучении курса «человек и мир»
- Педагогическая поддержка творчески одаренных детей
- Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
- Развитие коммуникативных и организаторских умений младших школьников на основе групповой деятельности в курсе «окружающий мир»
- Педагогические условия формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики
- Проблема выбора содержания и форм семейного досуга
- Как научить младших школьников читать?
- Роль детской литературы в терапии «потерь»
- Современные подходы к классификации сказок
- Детские капризы: причины, пути предупреждения и преодоления
- Виды современного родительства
- Влияние семейных факторов на агрессивное поведение детей
- История происхождения и развития детской игры
- Ребенок и экран
- Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях педагогического колледжа
- Развитие коммуникативной компетенции в процессе психосоциальной адаптации выпускников интерната в образовательной среде учреждения среднего специального образования
- Начальной школы
- Этнокультурная компетентность
- Развіццё творчых здольнасцей вучняў пачатковых класаў праз мадэліраванне казак
- Формирование гражданственности младших школьников
- Идеографическая классификация фразеологических единиц немецкого языка, используемых при изучении курса в средней школе
- К проблеме развития мелкой моторики у леворуких детей в современной школе
- Развитие математического мышления младших школьников с помощью решения нестандартных задач
- Формирование умений у младших школьников выполнять и составлять творческие задания на занятиях по труду
- Развитие исследовательских способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
- Отношения детей к окружающей среде
- Формы и методы взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению
- Влияние анимационных фильмов на проявление тревожности у младших школьников
- Психологические условия формированиЯ ценностного отношения к материнству у девушек из полной и неполной семЕй
- Воспитательный потенциал сказки в субкультуре дошкольника
- Формирование нравственных качеств у учащихся начальных классов
- Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства
- Применение занимательного материала на уроках математики в начальных классах
- Профессиональное самоопределение старших подростков как многокомпонентная система
- Затруднения старших подростков в профессиональном самоопределении
- Девиантного поведения
- Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте
- Новые подходы в методике преподавания коммуникативного курса русского языка в начальных классах
- Социальная подсистема личностных особенностей несовершеннолетних с делинквентным поведением
- Развития личности школьника
- Дидактическая игра как средство экологического образования старших дошкольников
- Поведением к здоровому образу жизни
- О значении поговорок и пословиц для осмысления подтекста басен
- Применение дидактических игр на уроках математики в начальных классах
- Специфика развития ребенка в современном информационном пространстве
- Экологические проекты в начальной школе
- Объединениях и группировках
- Стиль семейного воспитания как один из факторов девиантного поведения подростков
- Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей (по системе в.Ф. Базарного)
- Роль некоторых единиц лингвистической системы в развитии фонематического слуха младших школьников
- Смысложизненные ценности и профессиональный выбор брестских школьников
- Часть II. Теория музыки. Теория и методика
- Музыкального образования
- Воспитательный процесс в высшем учебном заведении
- (На примере поликультурного воспитания)
- Развитие интереса к музыкальной деятельности у младших школьников
- Методические аспекты концертмейстерской подготовки будущих учителей музыки
- Бесценное наследие
- Роль диалогических методов в повышении качества музыкальной подготовки младших школьников
- Развитие эвристического мышления младших школьников в процессе восприятия образного содержания музыкального произведения
- Развитие музыкальной памяти у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах
- Коллективное инструментальное исполнительство на простейших музыкальных инструментах как средство развития исполнительских умений детей младшего школьного возраста
- Использование мультимедиа при обучении музыке
- Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки в школе
- Влияние музыкально-образовательной среды на формирование личности композитора андрея эшпая
- Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки посредством информационных технологий
- Содержание
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения
- Часть II. История музыки. Теория и методика музыкального образования
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.