Развитие исследовательских способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
Соломаненко Е.И., учащаяся 4 курса
(г. Орша, Оршанский колледж УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)
Научный руководитель – Григорович Н.П., преподаватель
Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. Включение в практику школы новых педагогических технологий направлено как раз на развитие у учащихся стремлений к самостоятельному открытию знаний, на развитие творческих способностей, логического мышления, коммуникативных умений, необходимых каждому человеку для того, чтобы он мог успешно проявить себя в стремительно меняющейся действительности независимо от того, станет ли он в будущем заниматься наукой или нет [1, с. 17].
Основной сущностью исследовательской деятельности является то, что у учащихся развиваются поисковые и исследовательские способности, что очень важно для современной начальной школы, которая ориентирована на развивающее обучение. Как подчёркивают Савенков В.И., Белкин А.С. (Россия), Коломинский Я.Н. (Беларусь), стремление ребёнка к получению новых знаний, с одной стороны, и острейшая необходимость в этих знаниях – с другой, создают благоприятную почву для начала исследовательской деятельности именно в младшем школьном возрасте.
Следует сделать акцент на особенностях исследовательской деятельности учащихся начальной школы:
направлена, как уже отмечалось, на получение новых знаний;
способствует формированию системы знаний;
развивает познавательную активность;
оказывает положительное влияние на развитие мыслительных процессов и операций, речи.
Важно также и то, что для младших школьников характерны наблюдательность, умение замечать незначительные детали, логические нестыковки, даже оговорки в словах старших, учителя [2, с. 42]. Другой особенностью маленьких исследователей является их необычная скрупулёзность, аккуратность и исполнительность. При постановке учебного эксперимента они не признают никаких погрешностей, не отступают от намеченного плана, исключают любую возможность искажения результатов эксперимента. И, наконец, младшие школьники, на что указали в процессе данного исследования 100 % опрошенных учителей начальных классов, в ходе выполнения своих работ проявляют особое трудолюбие, настойчивость и терпение. Следовательно, формирование данных качеств у ребят способствует их дальнейшей адаптации в базовой и средней школе, способствует успешной учебной работе.
Вместе с тем, по мнению Кравей Т.Н., Иголкиной Т.В, Баушева Т.А. и др., для деятельности учеников младших классов характерны недостаточность знаний, умений и навыков для правильного оформления продукта своих исследований. Поэтому без помощи учителей, родителей здесь не обойтись. Необходимо заметить, что в младшем школьном возрасте работы учеников, конечно же, имеют реферативный, описательный характер. Однако пребывание в роли исследователя, первооткрывателя способствует развитию необходимых для исследовательской деятельности качеств, выявлению и развитию у школьников исследовательских способностей.
Как известно, общие исследовательские умения и навыки включают в себя умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и заключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи. Уроки русского языка и литературного чтения позволяют, на наш взгляд, органично «вплетать» в ткань урочной и внеурочной деятельности по данным дисциплинам задания исследовательского плана. Отсюда целью данной работы мы рассматриваем выявление наиболее эффективных методических приёмов, помогающих формировать у ребёнка основы культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения. Мы опирались на сравнительный анализ уроков разных видов и типов нескольких учителей начальных классов, собеседование с администрацией школ и учителями-практиками со стажем не менее 10 лет, анализ ученических работ, результаты пробных уроков.
Одним из важных умений, как считает большинство психологов, является умение видеть проблему, это интегральное свойство мышления. Проблема – это затруднение, сложный опрос, задача, которые требуют разрешения, т.е. действий, направленных в первую очередь на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Поиск проблемы – дело непростое. Найти проблему порой бывает не менее трудно, чем решить её. Для того чтобы научиться выявлять проблемы, ученикам необходимо смотреть на объект исследования с разных сторон. Помогут, на наш взгляд, следующие несложные упражнения.
Задание «Посмотри на мир чужими глазами». Читается неоконченный рассказ: «С утра небо покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги …». Необходимо продолжить рассказ, представив себя в разных ролях: представь себя гуляющим во дворе с друзьями; водителем грузовика, едущего по дороге; лётчиком, отправляющимся в полёт; вороной, сидящей на дереве; мэром города…
Уроки чтения дают возможность практиковать задания «Составь рассказ от имени другого персонажа»: представь, что ты на какое-то время стал столом в той комнате; камешком на дороге; человеком определённой профессии – опиши один день этой воображаемой жизни, вплети своего героя с сюжет произведения.
При выполнении таких заданий надо поощрять самые интересные, самые оригинальные детские ответы.
Весьма эффективны задания по выдвижению гипотез: они могут быть использованы как на уроках чтения, так и языка. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате поиска ответов на собственные вопросы. Так, перед чтением произведения можно спросить: «Прочитайте название, выдвиньте гипотезы о содержании текста». При этом важно научить использовать выражения «может быть», «предполагал», «наверное», «возможно» и т.д. … После первичного восприятия текста учитель проверяет, оправдались ли прогнозы школьников.
Не менее полезны и упражнения на обстоятельства: при каких условиях названные предметы будут полезными? Можешь ли ты придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов? (предметы из читаемых текстов: охотничья собака, букет ромашек, арбуз, папина шляпа и т.д.).
Как показало наблюдение, многие ребята с удовольствием выполняют задания такого типа: найди возможную причину события, составь «тонкие» и «толстые» вопросы, найди загадочное слово; угадай, о чём спросили. Они заставляют внимательно исследовать читаемый текст, анализировать поступки персонажей, вдумываться в смысл изобразительных средств языка, замечать детали сюжетной линии.
На уроках русского языка ученики допускают большое количество орфографических ошибок, особенно в непроверяемых написаниях.
Традиционные приёмы, как правило, запоминанию словарных слов мало способствуют. И тогда на помощь приходят те приёмы, которые заставляют ученика самого искать материал, способствуют более прочному запоминанию трудных слов. Посильная поисковая деятельность направлена на саморазвитие младших школьников. Так, исследование словарного слова может осуществляться по следующему плану:
работа над зрительным образом слова, подбор ассоциаций;
выявление лексического значения (словари, контекст);
обращение к истокам (этимологическая справка);
подбор однокоренных слов;
сочетаемость слов;
пословицы, поговорки с данным словом;
синонимы, антонимы;
поиск предложений, стихотворений.
Интерес к исследованию рождается под влиянием задачи, удивляющей своей необычностью: ученики анализируют слова, работая в одной из творческих групп (толкователи, мыслители, фольклористы, этимологи, писатели, языковеды). Исследовательская практика урока не ограничивается его временем. Поиск продолжается и дома, часто вместе с родителями. В результате поисковой деятельности по данному направлению повышается орфографическая грамотность учащихся, растёт интерес к урокам русского языка.
В начальной школе начинается приобщение учеников к исследовательскому процессу на доступном для младшего школьного возраста уровне. Это позволяет формировать и развивать научный интерес и исследовательскую активность школьников, делать уроки более увлекательными, творческими, высокоэффективными.
Список цитированных источников:
Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – М.: Изд. дом «Федоров», 2006. – 216 с.
Калмыкова, З.И. Понимание школьниками учебного материала / З.И. Калмыкова // Вопросы психологии. – 1986. - № 1. – с. 42-43.
Кравей, Т.Н. и др. Младшие школьники проводят исследование / Т.Н. Кравей и др. // Начальное образование. – 2005. - № 6. – с. 59 – 64.
МОРАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы
- Психолого-педагогические аспекты обучения младших школьников
- Формирование опыта творческой деятельности младших школьников в контексте личностно ориентированного обучения
- Детская литература как средство формирования гендерных стереотипов
- К вопросу о полоролевых различиях мальчиков и девочек дошкольного возраста в экологическом образовании
- Содержание нравственного воспитания школьников
- Особенности социализации детей-сирот
- Принципы формирования культуры здоровья младших школьников и младших подростков
- Формирование экологической культуры у младших школьников
- Развитие субъектности у детей посредством совместного просмотра мультфильмов
- Пейзажная живопись и ее значение для ребенка
- Работа в школе по профилактике вовлечения в деструктивные секты
- Позитивный аспект игровых комплексных упражнений творческого характера в структуре уроков математики начальной школы
- Социальная среда детского оздоровительного лагеря как условие самореализации личности ребенка
- Роль игрушки в полоролевом воспитании дошкольников
- Использование интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников
- Особенности общения учащихся начальных классов
- 4. Психологические.
- Некоторые секреты «школьного» здоровья доктора базарного
- Детские страхи в дошкольном возрасте
- Формирование правильного чтения первоклассников на основе применения дидактических игр в период обучения грамоте
- Особенности полоролевой социализации детей в неполных семьях Гукова е.В.
- Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений
- Семья и брак в системе ценностных ориентаций старшеклассников
- Фарміраванне маўленчай культуры малодшых школьнікаў сродкамі беларускага фальклору Дзярнова а.У.
- Использование экологических сказок в формировании у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе
- К вопросу о педагогической культуре родителей
- Средствами субъективизации
- Формирование у младших школьников знаний о правилах поведения в природе
- Правядзенне нестандартных ўрокаў пры вывучэнні блока ведаў “мая радзіма – беларусь” у 4 класе
- Компьютерные технологии как средство активизации познавательной деятельности в обучении младших школьников с целью формирования и развития коммуникативной культуры
- Анализ деятельности учреждений внешкольного воспитания и обучения витебской области в 2010–2011 учебном году
- Реализация методики субъективизации на уроках литературного чтения
- Работа над скороговоркой как средство совершенствования дикционных навыков младших школьников
- Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах
- Использование интерактивных информационно-обучающих средств в формировании миропознания младших школьников
- Психолого-педагогические основы творческой деятельности
- Моделирование текстовых задач как средство математического развития младших школьников
- Умения каллиграфического письма как цель и результат обучения младших школьников письму
- Имидж современного учителя как важный фактор восприятия педагогической профессии
- Познавательно-практическая деятельность как средство умственного развития детей младшего дошкольного возраста
- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ручного ткачества
- Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике
- Олимпийское образование в образовательном пространстве младших школьников
- Уровень
- Начальная школа
- Малые фольклорные жанры как средство повышения познавательного интереса младших школьников к урокам математики
- Раскрытие экологических связей в природе при изучении курса «человек и мир»
- Педагогическая поддержка творчески одаренных детей
- Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
- Развитие коммуникативных и организаторских умений младших школьников на основе групповой деятельности в курсе «окружающий мир»
- Педагогические условия формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики
- Проблема выбора содержания и форм семейного досуга
- Как научить младших школьников читать?
- Роль детской литературы в терапии «потерь»
- Современные подходы к классификации сказок
- Детские капризы: причины, пути предупреждения и преодоления
- Виды современного родительства
- Влияние семейных факторов на агрессивное поведение детей
- История происхождения и развития детской игры
- Ребенок и экран
- Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях педагогического колледжа
- Развитие коммуникативной компетенции в процессе психосоциальной адаптации выпускников интерната в образовательной среде учреждения среднего специального образования
- Начальной школы
- Этнокультурная компетентность
- Развіццё творчых здольнасцей вучняў пачатковых класаў праз мадэліраванне казак
- Формирование гражданственности младших школьников
- Идеографическая классификация фразеологических единиц немецкого языка, используемых при изучении курса в средней школе
- К проблеме развития мелкой моторики у леворуких детей в современной школе
- Развитие математического мышления младших школьников с помощью решения нестандартных задач
- Формирование умений у младших школьников выполнять и составлять творческие задания на занятиях по труду
- Развитие исследовательских способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
- Отношения детей к окружающей среде
- Формы и методы взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению
- Влияние анимационных фильмов на проявление тревожности у младших школьников
- Психологические условия формированиЯ ценностного отношения к материнству у девушек из полной и неполной семЕй
- Воспитательный потенциал сказки в субкультуре дошкольника
- Формирование нравственных качеств у учащихся начальных классов
- Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства
- Применение занимательного материала на уроках математики в начальных классах
- Профессиональное самоопределение старших подростков как многокомпонентная система
- Затруднения старших подростков в профессиональном самоопределении
- Девиантного поведения
- Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте
- Новые подходы в методике преподавания коммуникативного курса русского языка в начальных классах
- Социальная подсистема личностных особенностей несовершеннолетних с делинквентным поведением
- Развития личности школьника
- Дидактическая игра как средство экологического образования старших дошкольников
- Поведением к здоровому образу жизни
- О значении поговорок и пословиц для осмысления подтекста басен
- Применение дидактических игр на уроках математики в начальных классах
- Специфика развития ребенка в современном информационном пространстве
- Экологические проекты в начальной школе
- Объединениях и группировках
- Стиль семейного воспитания как один из факторов девиантного поведения подростков
- Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей (по системе в.Ф. Базарного)
- Роль некоторых единиц лингвистической системы в развитии фонематического слуха младших школьников
- Смысложизненные ценности и профессиональный выбор брестских школьников
- Часть II. Теория музыки. Теория и методика
- Музыкального образования
- Воспитательный процесс в высшем учебном заведении
- (На примере поликультурного воспитания)
- Развитие интереса к музыкальной деятельности у младших школьников
- Методические аспекты концертмейстерской подготовки будущих учителей музыки
- Бесценное наследие
- Роль диалогических методов в повышении качества музыкальной подготовки младших школьников
- Развитие эвристического мышления младших школьников в процессе восприятия образного содержания музыкального произведения
- Развитие музыкальной памяти у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах
- Коллективное инструментальное исполнительство на простейших музыкальных инструментах как средство развития исполнительских умений детей младшего школьного возраста
- Использование мультимедиа при обучении музыке
- Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки в школе
- Влияние музыкально-образовательной среды на формирование личности композитора андрея эшпая
- Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки посредством информационных технологий
- Содержание
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения
- Часть II. История музыки. Теория и методика музыкального образования
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.