logo search
Конференция_Мир Детства 1

Смысложизненные ценности и профессиональный выбор брестских школьников

Яхимович Ю.Л., студентка 5 курса

(г. Брест, УО «БрГУ им. А.С. Пушкина»)

Научный руководитель – Ковалевич М.С., кандидат педагогических наук, доцент

Система ценностей является важнейшей детерминантой жизненного и профессионального выбора молодежи – наиболее активной и восприимчивой к изменяющимся условиям жизнедеятельности группы населения. В связи с этим перед государством и его институтами, стоит задача выработки у каждого его гражданина чувства ответственности за происходящее в своей стране. Речь идет о перспективах развития белорусского общества, о будущем белорусской нации, о становлении и процветании белорусской государственности. Дальнейшее реформи­рование, социальное и экономическое развитие страны в значительной мере зависит от молодых людей.

Формулируя стратегические ответы на основные вызовы XXI века, Президент Республики Беларусь отметил: «У нашего народа есть выверенная система ценностей. За годы независимости сложилась учитывающая наши национальные особенности модель социально- экономического развития. Сформирована надёжная правовая база, начиная с Конституции, эффективная структура власти, сильная социальная политика, в основе которой забота о людях, о человеке» [1]. Поэтому педагог должен исходить из положения о том, что профессионал в любой области – это прежде всего гражданин своей страны и ориентировать профессиональный выбор молодежи на созидание, на развитие белорусского общества, становление сильной и процветающей Беларуси.

Нельзя не заметить, что процесс профессионального выбора и адаптации современного выпускника школы к новым условиям стал более сложным. Новые экономические условия и преобразования в социальной сфере, резкое изменение ценностных ориентиров обусловили новые требования к современному выпускнику со стороны общества. На первый план по своей значимости выходят такие качества старшеклассника как инициативность, предприимчивость, самостоятельность, конкурентоспо­собность, оперативность и креативность мышления.

Важнейшими задачами воспитания сегодня являются формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Перед общеобразовательной школой встает задача подготовить выпускников самостоятельно включать в систему профессионального выбора нарастающий поток информации, творчески подходить к любым изменениям на рынке труда, нести ответственность за свой выбор и его последствия. «В наших старших классах следует готовить детей не только к поступлению в вуз. Надо возобновить и расширить практику профессиональной подготовки школьников. Давать им специальности, востребованные в конкретных регионах и отраслях, ... адаптировать мощную советскую школу, которая нам досталась от тех времен, к реалиям нашего времени» [1].

Эти положения аргументируют необходимость исследования проблемы профессионального самоопределения выпускников общеобразо­вательных школ в новых условиях как актуальной.

Смысложизненные ценности респондентов выборки выпускник-2012.

Целью данной работы является изучение системы ценностей выпускников общеобразовательных школ Брестской области и построение социально-образовательного проекта по их и развитию и коррекции. В анкетировании приняли участие 60 респондентов. Прежде чем осуществить анализ результатов исследования отметим, что базовые ценности, составляющие основание ценностного сознания людей и опосредованно влияющие на их поступки в различных областях жизни, располагаются в пределах двух-четырех десятков. Они формируются к 18–20 годам в период первичной социализации и сохраняют достаточную стабильность, испытывая значительные изменения лишь в критические для индивида или общества периоды. Наиболее фундаментальным основанием для их типологии является разделение на терминальные и инструментальные ценности, где терминальные (целевые) ценности обобщенно выражают смысложизненные цели и идеалы людей, а цели инструментальные репрезентируют одобряемые в данном обществе средства достижения этих целей. Причем исследователи отмечают большую устойчивость и более значимый статус терминальных ценностей (Н.И. Лапин).

Используя в качестве типологии ценностей их соотнесение с тем или иным типом цивилизации, в недрах которой зародились те или иные ценности, различают: традиционные, современные и общечеловеческие ценности, в равной степени свойственные как обществам традиционного, так и инновационного типа.

По функциональному основанию различают преимущественно интегрирующие и преимущественно дифференцирующие ценности.

По этому же основанию различаются одобряемые и отрицаемые ценности. В нашем исследовании в качестве одобряемых принимаются те ценности, которые поддерживает больше респондентов, чем отрицает, при этом дифференциация на одобряемые и неодобряемые не имеет ничего общего с их делением на «хорошие» и «плохие» (в этом состоит одна из трудностей изучения ценностного сознания молодежи).

Для прикладных целей основной является типология ценностей по их месту в статусно-иерархической структуре ценностного сознания индивидов:

в ценности ниже среднего, или «периферия», ценности этого статуса способны перемещаться как в «структурный резерв», так и в «хвост» (одобряют 30%–45% респондентов);

Согласно утверждениям проблема смысла жизни является предметом рефлексии у 96% опрошенных выпускников общеобразовательных школ Брестчины. При этом 8% респондентов утверждают, что очень часто, и 42% довольно часто размышляют на эту тему, 45% лишь иногда задумываются над смыслом своей жизни. 5% показали, что нет у них на это времени или их это вовсе не интересует.

Исследованием установлено, что смысложизненные ценности выпускников в целом носят менее выраженный, чем у определившихся взрослых характер и показатель их выраженности колеблется от 0 до 55%. В пятерку предпочитаемых ценностей здесь вошли семья (67%), хорошие друзья (62%), сохранение и укрепление здоровья (60%), карьера (52%), любовь (45%).

В числе одобряемых, но пока разместившихся на «переферии» аксиологической системы находятся ценности: хорошее образование (39%), материальная стабильность (35%), в «хвосте» – свобода (22%), реализация своих творческих способностей (14%), популярность, общественное признание (12%), которые завершают первую десятку ценностей выпускников 2012.

Вторую десятку открывает «частная собственность» (9%), за которой следуют ценности «патриотизм», национальное достоинство», «духовные ценности», «религиозная вера», «достаток», «интеллект», «развлечения, получение удовольствий» (по 7%). Такие ценности как «творчество», «интересная профессия», «власть над людьми», «общение с людьми», «трудолюбие» (по 5%). В хвосте аксиологического ядра располагается также ценности «индивидуализм как стремление жить только для себя» (4 %).

Настораживает, что каждый четвертый белорусский выпускник общеобразовательной школы (25%) хотел бы уехать за границу на ПМЖ. Вместе с тем, (12%) респондентов планируют сделать все от них зависящее, чтобы улучшить жизнь в нашей стране. Это пример дифференцирующей жизненные планы молодежи .

Первое ранговое место в перечне жизненных целей занимают достиженческие ценности «Полюбить достойного человека, создать с ним семью» (73%), «Достичь делового успеха, сделать карьеру» (70%), «воспитать хороших детей» (60%), «сохранить и укрепить свое здоровье» (55%). Хотят «стать профессионалами по избранной специальности» (35%) и почти столько же «оставить свой след в жизни» (34%). В будущем планирует «организовать своё дело» (28%) и только 8% – развлекаться. Это свидетельствует о том, что белорусским школьникам не характерны гедонистические потребности удовольствия, приключения, развлечения.

Размышляя о жизни, оценивая ее, старшеклассники убеждены, что жизненному успеху способствуют: хорошее образование (68%), трудолюбие (55%). Именно эти инструментальные ценности составляют формирующееся ядро аксиологической структуры выпускника. Практически половина выпускников придает большое значение «деловой хватке, предприимчивости, инициативе» (48%). Собственный интеллект и способности (35 %) пока находятся в аксиологическом «резерве» и способны к перемещению в состав «ядра» или на «периферию». На честность и порядочность рассчитывают 25% опрошенных выпускников. Более трети молодых людей убеждены, что жизненному успеху способствует вера в то, что задуманное осуществится (32%), и надеются только на себя (27%). Почти столько же высоко ценят профессионализм (25%). Последние три группы ценностей находятся на переферии аксиологическог ядра. Ценности этого статуса способны перемещаться как в «структурный резерв», так и в «хвост».

Практически каждый второй высоко ценит деловую хватку, предприимчивость, надеются на собственную инициативу, последова­тельность в достижении целей лишь – 12%. Финансовая состоятельность родителей важна для 5% опрошенных выпускников. Почти столько же надеются на счастливый случай, везение (по 17%), внешность – 5%. Любые средства для достижения поставленной цели (цель оправдывает средства) у – 23%. Ловкачество и обман в почете у 7%. Полагают, что жизненному спеху способствует место жительства (8%), в меньшей степени пол и социальное происхождение (3%). Это «хвост» аксиологической системы выпускника, состав которого отличается низкой интенсивностью и динамикой.

Подтвердился как знаменательный факт: молодежь, для которой деньги являются ключом к пониманию многих феноменов новых социальных реалий, стремящаяся к материальному благополучию, личной независимости, одновременно продолжает нуждаться в приносящих гармонию и покой ценностях аффилиации, т.е. у учащейся молодежи – 2012 любовь является не только важной категорией восприятия социальных реалий, но также аксиологическим конструктом.

Молодежь в условиях нестабильности и риска не столько стремится слиться с общим ритмом жизни своей страны, своего поколения, оправдать надежды, возлагаемые на нее родителями, бабушками и дедушками, сколько структурировать свою личную историю жизни, рассмотреть различные варианты ее развития. Условия неопределенности жизни воспринимаются ею как шанс или как, преграда в зависимости от того, насколько они соответствуют намерениям молодых, связанным с организацией их жизни. Причем условия социальной неопределенности воспринимаются молодежью как вполне естественные, поскольку других она просто не знает, в этих условиях формировалось ее социальное действие, в этих условиях молодые чувствуют себя достаточно комфортно, поэтому, структурируя будущее, они заботятся лишь о будущем индивидуальном [2].

В отличие от предыдущих поколений белорусской молодежи, нынешнее поколение динамичное, не избегающее напряженности, ценящее успех, сопровождающийся напряжением и фрустрациями. Современная молодежь не стремится избежать стресса, она даже сознательно включается в стрессогенные ситуации. Высоко оценивающая успех, молодежь не декларирует его как смысложизненную ценность.

Анализ полученных в ходе социологических опросов данных позволил выявить динамику фундаментальных изменений в ценностной структуре белорусской молодежи: прежняя идеологизированно-монолитная структура ценностей в условиях социокультурной неопределенности белорусского общества в результате ослабления традиционных механизмов социальной регуляции (семьи, школы, трудового коллектива, государственной идеологии) и усиления влияния ее новых механизмов (массовой культуры, моды, рекламы, СМИ) продолжает трансформироваться в плюральную. В ценностном сознании молодых белорусов возникли конфликтные узлы, мотивирующие их социальное действие.

Список цитированных источников:

  1. Ускорение и качество. Послание Президента Республики Беларусь А. Лукашенко Национальному собранию и белорусскому народу 14 апреля 2004 г.

  2. Яковук, Т.И. Неопределенность как регулятор духовной жизни молодежи. Монография / Т.И. Яковук. – Брест, изд-во БГТУ, 2005. – 172 с.