logo search
Конференция_Мир Детства 1

Принципы формирования культуры здоровья младших школьников и младших подростков

Башкова Л.Н., магистр

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Кунцевич З.С., доктор педагогических наук

Основой организации любого учебно-воспитательного процесса являются его принципы. Принципы формирования основ культуры здоровья школьников в начальной и средней школе выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общедидактические и специфические принципы.

Общедидактические принципы выступают как основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы формирования культуры здоровья учащихся в учебно-воспитательном процессе начальной и средней школе. К ним относятся следующие принципы.

Принцип научности и связи теории с практикой, который предписывает, чтобы все изучаемые знания по сохранению и укреплению здоровья давались в современной, доступной трактовке, а также предметом изучения были бы не только история здравоохранения и современные теории, но и прогнозы о возможных путях и условиях достижения баланса между человеком и его здоровьем. При этом, чтобы теория сохранения здоровья не осталась абстрактной, необходимо опираться на уже накопленный учащимися опыт собственной деятельности в данном направлении. Изучив некоторые теоретические положения, необходимо дать им выход в практику, вырабатывая у школьников умения и навыки применения полученных здоровьесохранных знаний в жизнедеятельности. Формами связи теории с практикой в начальной школе являются ссылки на факты, события, упражнения, экскурсии, обсуждения проблем, связанных со здоровьем. В средней школе, расширяя вышеназванные формы, также целесообразно применять практические и творческие работы, обсуждать возможные варианты решения проблем сохранения и укрепления здоровья.

Принцип сознательности и активности нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к вопросам сохранения и укрепления здоровья и предполагает высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества учащихся в вопросах сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья окружающих. В начальной школе повышению сознательности и активности способствует применение учителем специальных методических приемов, направленных на формирование культуры здоровья младших школьников: возбуждение интереса через выявление дефицита информации, эмоциональная окрашенность, игровая имитация, сопереживание и т.д. В средней школе, постепенно осознавая воздействие собственной здоровьесохранной деятельности на организм, младшие подростки через разрешение проблемных ситуаций учатся самостоятельно и творчески решать задачи сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья окружающих.

Принцип наглядности обязывает строить процесс формирования культуры здоровья школьников с максимальным использованием форм привлечения органов чувств учащихся. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе. В начальной школе важно использование в процессе формирования культуры здоровья младших школьников таких видов наглядности, как естественная наглядность (натуральные предметы и объекты), изобразительная наглядность (рисунки, фотографии и др.), реальные модели. В средней школе, когда происходит переход к абстрактным понятиям, необходимой является абстрактно-символическая наглядность: схемы, таблицы, графики, символы. Такая наглядность помогает младшим подросткам постигнуть сущность здоровья и динамику его развития.

Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений и навыков, направленных на сохранение и укрепление здоровья, на основе которых формируется целостная научная картина мира. Современный учебно-воспитательный процесс построен таким образом, что ученик должен, во-первых, овладеть изучаемой теорией как системой, а во-вторых, из отдельных теорий и других элементов знания, опыта традиций он должен составить сначала частичную, а затем и полную картину мира. Формируя культуру здоровья учащихся, решение этих задач возможно только используя интеграцию знаний учебной дисциплины и знаний по сохранению и укреплению здоровья. Приемами, позволяющими повысить системность и последовательность знаний учащихся по сохранению и укреплению здоровья, являются следующие: в начальной школе - выделение главного, основной идеи, ведущих положений, существенных связей в процессе сохранения и укрепления здоровья; в средней школе – структуризация и синхронизация вопросов здоровья, выражаемые в виде схем и таблиц, а также компактная целостная подача темы или крупного «блока» учебного материала со здоровьесохранным содержанием.

Принцип доступности требует меры трудности в вопросах сохранения и укрепления здоровья, преодолеваемой с помощью педагога в процессе рационально организованной деятельности в «зоне ближайшего развития» ученика.

Принцип прочности требует не бессмысленного заучивания правил и норм сохранения здоровья, а запоминания учащимися исходных положений, ведущих идей, логику действий, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

Эффективность реализации преемственности в формировании культуры здоровья учащихся в учебно-воспитательном процессе начальной и средней школы возрастает не только при наполнении общедидактических принципов здоровьесохранным содержанием, но и при использовании ряда специфических принципов, выражающих специфические закономерности реализации преемственности в формировании культуры здоровья в начальной и средней школе. К ним относятся следующие принципы:

- принцип комплексности, который обеспечивает целостность организации учебно-воспитательного процесса в начальной и средней школе и проявляется в содержательном и процессуальном аспектах реализации преемственности в формировании основ культуры здоровья учащихся в начальной и средней школе;

- принцип интегративности, обеспечивающий активное использование знаний по сохранению и укреплению здоровья в курсах естественно-научных, гуманитарных и искусствоведческих дисциплин начальной и средней школы, и предполагающий синтез и развитие знаний младших школьников и младших подростков по учебной дисциплине одновременно с расширением знаний о сохранении и укреплении здоровья;

- принцип единства здоровьесохранных знаний, умений, навыков и здоровьетворческого поведения учащихся, предполагающий одновременно с убеждением школьников в истинности и жизненной силе получаемых знаний, приобретение ими умений и навыков сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья окружающих.

Таким образом, организация учебно-воспитательного на основе вышеназванных принципов позволит без ущерба для здоровья осуществлять переход учащихся из начальной школы в среднюю, и будет способствовать формированию у них потребности в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья окружающих.