logo search
Конференция_Мир Детства 1

Развитие субъектности у детей посредством совместного просмотра мультфильмов

Белюк С.П., студент 3 курса

(г. Минск, УО «БГПУ им. М. Танка»)

Научный руководитель – Овсяник Н.В., кандидат психологических наук, доцент

В современной научной литературе выделяются различные социально-психологические механизмы социализации, индивидуализации, социального развития и социальной адаптации личности.

Способность противостоять трудностям формируется в процессе жизнедеятельности и зависит от: собственных психофизиологических особенностей, с опытом разрешения различных ситуаций, с выбором способа преодоления препятствий и конфликтов. Такое упорядоченное и организованное поведение, адекватное реагирование определяет эмоциональную устойчивость или фрустрационную толерантность. В ее основе лежит способность адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидеть выход из ситуации, с другой. Помочь ребенку «включиться» в жизненное пространство – основная задача «значимого» взрослого, который при совместном просмотре фильмов, поможет сформировать ребенку свою позицию.

«Только наука, непосредственно связанная с жизнью, является настоящей наукой», - однажды сказал Уильям Джеймс. И мы убеждаемся в его словах, смотря фильмы серии «Кунг-фу1 Панда». Кто сильнее и смелее? Кто ученее, кто истинный красавец, а кто чудовище? Настоящим мерилом становятся Жизнь и сам человек, проходящий испытания.

«А почему же человек выбирает тот или иной образ Жизни, те или иные испытания?» – спросит вдумчивый читатель. Адлер называет эту таинственную причину «стремлением к цели». Именно этой загадочной силе будет посвящен наш разбор. Так же мы стремимся прояснить утверждение Адлера о том, что «внешне одинаковые действия могут быть преступными в одном случае и не являться преступными в другом» [1, c. 9].

Испытания во сне и наяву. Многие современные фильмы и книги знакомят нас с главными героями через их красочные фантазии, где они мечтают о рыцарских походах, благородных поступках, высмеивании жадных, спасении принцесс или просто лежании на пляже у моря. Фильм «Кунг фу Панда» раскрывает сущность героя более открыто – со сна. Ведь именно во сне герои часто позволяют себе поступки, о которых в реальности даже подумать бояться. Именно во снах и видениях наиболее ярко и красочно проявляются прототипы, целеполагающие установки персонажей.

Во сне отображается последовательность его жизненных приоритетов: еда (в таверне «пока герой ел, то был глух и нем»), драться (доказывая свое превосходство под крики зайчиков: «он просто улет!»), красоваться перед знакомыми: «за улет денег не беру, а за красоту тем более» и «тусоваться» с кумирами из Великолепной Пятерки.

По наблюдениям Адлера, студенты, которые хорошо учатся, перед экзаменом, во сне, часто поднимаются на высокую гору. По же напротив шествует по равнине «в поисках достойных соперников», а найдя настоящие неприятности начинает просто летать, демонстрируя легкое решение проблем. Но как мы заметим в дальнейшем для успешной сдачи экзамена на «воина дракона» По придется уподобиться примерному студенту и взобраться в гору по «ступеням познаний» на гору школы Кун ФУ.

Адлер утверждал, что «фантазия клиента не может создать ничего, кроме того, что продиктовано его стилем жизни». У По это мастерство питания2 и мечты превосходства в драках. У Шифу - яркие фантазии, связанны с предательством любимого ученика Тайлунга, которому мастер посвятил свои лучшие чувства.

По в своем сне живет гораздо больше чем в действительности. Его самые верные друзья – игрушечные фигурки, изображающие его боевых кумиров. Как заметил Адлер, «люди этого типа, как правило, малодушны в дневных поступках, но смелы в сновидениях»[1, C 24]. Но в тоже время сны определяют «скрытую цель превосходства индивида». Каждая деталь жизни По – от приготовления еды, снов и фантазий, увлечения историей единоборств и общительности – являются формой подготовки, помогающей добраться до конечной цели - до индивидуального мастерства.

Главная цель сновидения – создание определённого чувства, настроения и эмоции. «Сновидение – это мост, связывающий проблему, которая стоит перед сновидцем с целью, которую он стремится достичь». В сновидении герой проигрывает свою роль, и готовимся, чтобы задуманное стало правдой. По проходит испытания «огнём, льдом и медными трубами», только полчища врагов во сне заменяют насмешки жителей Долины в реальности, гигантские прыжки сменяются на попытки преодоления стены школы Кун Фу, сказочное предводительство Великолепной Пятеркой сменяют испытания незаслуженными почестями.

Но что же внезапно оборвало сон-фантазию? Для По, как и для многих людей, это была работа и реальные интересы. А как спят другие персонажи фильма? Целостность личности подтверждает феномен гипноза, в котором «результаты достигаются потому, что человек послушен, легкость загипнотизирования пропорциональна его послушанию» [1, с. 27]. По же в начале фильма просыпается на полу. В то время как Мастер Черепаха усыпляет точечными ударами Тайлунга, а белый тигр за считанные секунды парализует героев Пятерки, для непослушного Панды гипнотические манипуляции вызывают лишь щекотку. Утверждение Адлера о мстительности людей, бывших загипнотизированными, мы видим на примере Тайлунга. Его истинная природа изоляцией от движений и общества не была затронута. Первая попытка проникнуть в глубь его проблем предпринимается избитым Шифу лишь через 20 лет, но теперь разоблачить скопившуюся ярость гораздо сложнее.

Три слона и черепаха. В преданиях древних культур плоский Мир покоится на трех слонах3, стоящих на черепахе, которая плавает в бескрайнем океане. Присмотревшись к мультику «Кун Фу Панда», мы задумались, а так ли нелепо это аллегорическое представление. Три слона во многих религиях отображают триединство: «Бог отец, бог сын и дух святой». В индийской культуре 3 слона трактуются как идеализм, материализм и трансэндентализм (движущая сила, или огонь Прометея, запускающий систему). Черепаха – результат объединения и разумного применения этих 3 сил, тогда «океан черепахи» в фильме – «персиковое древо вечной мудрости». Не случайно Мастер Угвей уходит из мира поздней осенью, вместе с опадавшими листьями персикового дерева – унося старые, изжившие своё знания и опыт. Как мы знаем, после суровой зимы наступает ранняя весна, когда зеленеют новые листки знаний – новые герои и мудрецы, а летом «персиковое дерево Вечной мудрости» дарит новые плоды.

«Свято место пусто не бывает» и место «мудрой черепахи должен занять новый воин дракона»4. Передача преемственности произошла по основным канонам : прилюдная передача титула, совместная трапеза персиковыми плодами мудрости. Но как же младенцу По дорасти до своего статуса. Тут ему на помощь приходят 3 слона: материнскую основу представляет приемный отец-Гусак, любящий Панду во всех его проявлениях. Архетипическим суровым отцом учителем становится Мастер Шифу. После происшествия с первым учеником Тайлунгом, Шифу закрыл все свои сердечные проявления и предстает перед нами как требовательный и непреклонный наставник. Возможно По и учился бы потихоньку, тренируясь в кун-фу: готовя лапшу и растягиваясь на шпагате, но катализатором-трансэндентом его феноменального личностного роста выступил ужасный Тайлунг, освобождение которого повергло в ужас всю Долину.

Тайлунг и Тигрица. Происшедшее с Тайлунгом ярко отражает развитие невроза у первого ребёнка в семье, после того как его впервые отвергают. Основные проблемы первенца возникают потому, что «годами он является центром внимания, чтобы, в конце концов, быть свергнутым» [1, c.14]. Тайлунг все время на стороже – кого ему предпочтут. Он чувствует, что младших учеников любят больше («я всегда хотел, чтобы ты гордился мной») и постоянно ищет подтверждение этой мысли.

Тайлунг всецело убежден в своей правоте, и отсюда – его постоянное напряжение, ибо он постоянно пытается совершить нечто неслыханное, видя, что ему предпочитают кого-то другого.

Схожая ситуация повторяется и у Тигрицы: не получив желаемого звания и подтверждения многолетних ученических заслуг - она первая спешит встретиться с Тайлунгом, чтобы доказать свою силу. Мост, разделяющий зелёные холмы и ледяную пустошь, символичен. Тигрица, как когда-то и Тайлунг, вышла на грань между общественной жизнью и агрессивным отчуждением. И только благодаря помощи друзей, подхвативших её в момент падения в пропасть, и наглядного примера дальнейшего социального падения в образе Талунга, она возвращается в мирное общество.

Ситуация первого отвержения начинается у Тигрицы еще в детском приюте, как мы видим из мультфильма «Тайны Великолепной Пятерки». Тигрице долго отказывают в удочерении. Она становится старшей в приюте, проявляет свою индивидуальность, которую не принимают и за которую получает прозвище «чудовище». Работа с хрупкими домино напоминает нам кропотливый психоанализ, когда человек постепенно учится осознавать и принимать «тигриные» стороны своей личности. Мастер Шифу и его ученики. Шифу убегает от страха перед первым учеником, Тайлунгом, плодом его творчества, в свое неосуществимое «спокойствие». Примечательна эта первая попытка молодого учителя избавиться от ослушавшегося ученика-преступника, заточив его в тюрьму. Совместно мастера Кун Фу идут по пути ужесточения наказания, тем самым укрепляя веру Тайлунга в свою особенность и героизм (ведь теперь тигру предстоит выбраться из самой неприступной тюрьмы, охраняемой тысячей охранников)

Адлер утверждает, что «наилучший способ воспрепятствовать преступлениям было бы убедить всех, что преступление – это не более чем выражение малодушия» [1]. Конец пути белого тигра заставляет нас вспомнить старинный совет по преодолению страха: «вместо того, чтобы бежать от страха, следует развернуться, пойти ему навстречу и взглянуть в лицо». Осуществление долгожданной мечты Тайлунга превращается в его погибель. Истинной целью «страха» оказывается … зеркало. Страх направляется на самого себя и, лишенный движения к цели, проявляет свою малодушность. Лишившись показной цели, Тайлунг оказывается настолько «пустым», что вызывает лишь смех и щекотку у Панды на любые попытки снова одурачить По своей значимостью. Конец страха, который исчерпал себя, также символичен – «страх» рассыпается светящейся пылью и осветляет всю Долину. Схожую ситуацию мы можем наблюдать в психотерапии, когда, осознав скрытые чувства, учимся использовать их энергию себе на пользу.

Неполноценность – нормальное чувство. Возможно даже, «чтобы быть полноценным человеком, надо обладать комплексом неполноценности» [2, с. 221]. Адлер обращал внимание на факты физической неполноценности отдельных органов и компенсации в рамках этой функции. Так Панда компенсирует свою полноту, Журавль – худобу, Обезьяна – детские обиды, а Богомол – маленький рост. Вспоминая героев фильма, мы можем согласиться с психоаналитиками, что «пока человек не повзрослеет, он чувствует себя неполноценным, и это чувство неполноценности сохраняется затем на всю жизнь – даже у преуспевающих людей, не говоря уже о неудачниках». В начале нас может напугать такой подход Адлера, но давайте обратимся к творчеству, культуре, новым изобретениям, которые ежеминутно преобразуют наш мир и вызывают испуг, радость или восхищение. Ведь во многом «вся человеческая культура: техника, язык, социальная организация, мораль, наука, религия – выросла в результате стремления преодолеть биологическую неполноценность» [2, с. 223].

Список цитированных источников:

  1. Адлер, А.Наука жить / А.Адлер. – Киев, 1997. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Adler/_Nauka_index.php. Дата доступа: 10.10.2011.

  2. История психологии  (10-е – 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты. – 2-е изд./Под ред. П.Я. Гальперина, Л.II. Ждан. – М:  Изд-во Моск. ун-та, 1992. —364 с.

  3. Панда Кунфу. Режим доступа: http: // ru.wikipedia.org / wiki / Кун-фу. Дата доступа: 12.11.2011.