Развитие творческих способностей студентов как средство адаптации к условиям обучения в вузе Муравьёва о.С.
УО МГПУ им. И.П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь
Важное педагогическое требование к современному учебному процессу в высшей школе – активное включение студента в образовательную среду вуза, проявляющееся в умении самостоятельно и творчески приспосабливаться к условиям обучения. Правильно организованный образовательный процесс позволяет не только развить творческий потенциал, но и сформировать потребность в дальнейшем самопознании, творческом развитии.
В вузовском обучении возрос спрос на всё то, что рождает и обогащает профессионализм учителя, а также на готовность эти знания отыскивать, приводить в систему. Студенты сами должны увидеть смысл своей работы, стать подлинными субъектами образовательной деятельности, а образование, в свою очередь, должно обеспечить возникновение необходимости к самообразованию: запоминание знаний по готовым источникам вытесняется находимым, личностно открываемым, а потому богато эмоционально окрашенным, ценностно воспринимаемым знанием; некритическое восприятие знаний сменяется личным их отбором и структурированием, избирательным присвоением их. Для этого, в соответствии с педагогическим принципом создания оптимальных условий для обучения, необходимо создать благоприятную психологическую атмосферу в отношениях между преподавателем и студентами, осуществлять профилактику стихийных стрессовых и конфликтных ситуаций. То есть реализация указанного принципа решает вопросы адаптации студентов.
Рассматривая адаптацию студентов-первокурсников к условиям обучения в вузе, мы вводим понятие учебно-профессиональной адаптации, которая имеет два аспекта: с одной стороны, она представляет собой процесс и результат активного приспособления к учебной деятельности в вузе, а с другой – приспособление к вузовскому обучению как приобщение к будущей профессии посредством усвоения содержания и способов выполнения будущей самостоятельной деятельности, развития профессионально важных качеств, способствующих социализации студентов как будущих профессионалов.
Психолого-педагогическим аспектам проблемы адаптации посвящены работы И.С. Кона, Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, В.П. Сафронова, Х.И. Лийметса, А.В. Сиомичева, Л.Ф. Мирзаяновой, И.А. Погодина и др. Однако вопросы, связанные с влиянием творчества на учебно-профессиональную адаптацию студентов-первокурсников, рассмотрены, на наш взгляд, недостаточно полно.
Проблема творчества рассматривалась ещё в 18 веке И. Кантом. Он сделал вывод о том, что творчество лежит в основе познания. Однако, деятельность студентов, хотя и связана непосредственно с познанием, не всегда является творчеством. Творческий человек стремиться к интересной работе, мыслит самостоятельно и независимо, более склонен к риску, любознателен, оригинален, гибок, изобретателен, активен, настойчив.
Принцип активного приспособления человека к окружающей среде отражён в концепции личности А.Ф. Лазурского. Особенности данных отношений определяются уровнем психического развития личности. Согласно А.Ф. Лазурскому, низший уровень характеризуется преобладающим влиянием внешней среды на психику человека. В результате задатки человека не соответствуют усвоенным им профессиональным навыкам и взглядам, которые гораздо ниже, чем могли бы быть при более самостоятельном поведении. Учёный называет их «недостаточно или плохо приспособленные». К среднему уровню относятся люди более сознательные, обладающие большей работоспособностью и инициативой. Они осуществляют выбор профессиональной деятельности, соответствующей их склонностям и задаткам, работают продуктивно. А.Ф. Лазурский называет их «приспособившиеся». К высшему уровню психического развития учёный относит категорию людей, для которых характерно не только приспособление к окружающей среде, но и процесс творчества, и называет их «приспособляющиеся» [1].
Таким образом, личность «не просто пассивно воспринимает результаты адаптации, но в состоянии систематически и целенаправленно изменять их в соответствии с социальными условиями своего бытия», в результате среда, в которой осуществляется адаптация, «нередко оказывается результатом её (личности) трудовой деятельности» [2, с. 18].
В ходе учебно-профессиональной адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в вузе необходимо формировать активную позицию, прежде всего, по отношению к самому себе. Её психологической основой выступает готовность человека к саморазвитию, самообразованию, то есть овладение теми качествами, которые характеризуют субъектность как определённую систему специфически человеческих отношений к окружающему миру, к другим людям и к самому себе.
Высшим проявлением субъектности свойств человека является творчество. Поэтому вопрос развития творческих способностей студентов мы рассматриваем как средство их адаптации.
Исследования по рассматриваемой проблеме показывают, что основой творчества является внутренняя мотивация (интерес, любовь к делу), воображение, гибкость ума, воля, деятельность, трудолюбие.
В любой сфере деятельности человек раскрывает свои способности, начав действовать. Главной закономерностью творчества является, рождённый внутренним мотивом труд. Поэтому задачей преподавателя является создание условий для самостоятельной работы студентов, вооружение их методами и приёмами не только самостоятельной, но и творческой работы.
Для развития творческих способностей студентов-первокурсников необходимо отобрать задания, содействующие решению этой задачи. Главное, чтобы все задания и организационные формы деятельности были результатом полезной, продуманной, заранее спланированной технологии обучения и развития адаптационных возможностей студентов к условиям обучения в вузе и будущей профессиональной деятельности.
- Дизайн в технологическом образовании школьников Лазарева т.Ф.
- Интегрированная профессиональная программа подготовки будущих учителей технологии к организации внеурочной деятельности школьников Лебедева с.В.
- Проектирование содержания электронного практикума задач по черчению Леонова и.Ю., Беженарь ю.П.
- Литература
- Технологические основы процесса выполнения объемной резьбы Лешкевич м.Л., Некрасова г.Н.
- Литература
- Условия графической подготовки будущих учителей технологий (трудового обучения) Литвин о.Н.
- Литература
- Проблемы Инновационной деятельности преподавателя высшего учебного заведения Литвинов а.С.
- Литература
- Художественные ремесла на уроках технологии Ломоносова л.В.
- Создание коллекции эскизов моделей одежды как средство формирования этнохудожественной культуры школьников Лукашевич т.М., Лукашевич к.С., Райчёнок т.В.
- Литература
- Проектирование программ производственных практик будущих учителей технологии Львов ю.В.
- Использование информационных компьютерных технологий на уроках трудового обучения Маглыш е.В., Карась с.И.
- Литература
- Современные подходы к рациональной организации самостоятельной работы студентов в вузе Макеренкова и.А.
- Литература
- Декоративное искусство в условиях современности Марков а.В.
- Литература
- Системы автоматизированного проектирования как средство повышения эффективности занятий в учебных мастерских Марченко с.С.
- Литература
- Технология формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности Маслов в. А.
- Литература
- Проектирование системы теоретической подготовки будущих учителей технологий к проектно-технологической деятельности Мегем е.И., Дещенко а.Н.
- Литература
- Особенности проектирования и реализации дисциплины «диагностирование автомобилей» Медведев п.Н., Сергеев а.Н.
- Литература
- Использование средств информационно-коммуникационных технологий в процессе организации самостоятельной работы студентов при изучении машиноведческих дисциплин Медведь с.С., Павлик в.А.
- Литература
- Вопросы профессиональной подготовки специалистов в сфере информационной безопасности Милованович н.Г.
- Литература
- К проблеме Обучения младших школьников элементам графической грамоты на уроках технологии Моргунова и.Г.
- Литература
- «Кластеры» и «Метамарфозы» технологического образования Московченко н. Н.
- Литература
- Формирование профессиональных компетенций у студентов по профилю «Технологическое образование» Мулонов п.Ф., Корытов г.А.
- Проектная деятельность в процессе подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «технология»
- Литература
- Развитие творческих способностей студентов как средство адаптации к условиям обучения в вузе Муравьёва о.С.
- Литература
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках Изобразительного искусства Набиуллина в.Р.
- Литература
- Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения Набиуллина р.Р.
- Причины школьной неуспеваемости у подростков и современные подходы к её предупреждению Недень ю.В.
- Литература
- К вопросу о взаимосвязи обучающего и обучаемого в процессе обучения Никонов м.В.
- Золотарев в.Б., Клапп а.В.
- Исследовательские задания в процессе организации самостоятельной рАботы студентов Опанасенко в.П.
- Литература
- Организационно-педагогические условия формирования экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения Осадчая м.В., Гребеник т.В.
- Литература
- Воспитание профессиональной ответственности педагога-инженера Отчик м.И.
- Литература
- Формирование профессионализма преподавателя вуза в процессе консалтинга его профессиональной деятельности Пельменев в.К., Лукашеня з.В.
- Литература
- Система методико-технологической подготовки будущих учителей технологии на основе проектной деятельности Петряков п.А.
- Литература
- Литература
- Потапенко н.Е.
- Инновационная деятельность преподавателя: перспективы и проблемы Примичева з.Н., Романчук т.А.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии Редькин в.П., Равуцкая ж.И.
- Литература
- Особенности подготовки учителей технологии старшей школы в условиях создания на украине фермерских хозяйств Росновский н.Г.
- Литература
- Литература
- Позиционность культуры деятельности учителя трудового обучения Ротмирова е.А.
- Литература
- Возможности использования мобильного обучения в образовательной среде вуЗа Рудёнок з.Г., Струнина н.Н.
- Литература
- Инновации при организации учебного процесса высшего учебного заведения Рязанцев в.В., Бандурка л.В.
- Литература
- Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании подростков Савенок п.И.
- Литература
- Научно-методические основы формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования в ходе изучения декоративно-прикладного искусства Саланкова с.Е., Климовцова н.А.
- Литература
- Цели и пути решения проблемы здоровьесохранения будущих инженеров-педагогов Самусь т.В.
- Литература
- Особенности учебно-методического комплекта «технология. Технологии ведения дома» для учащихся 5–7 классов общеобразовательных учреждений Сарже а.В.
- Бахтеева л.А.
- Информационная среда для мониторинга образовательной деятельности студентов по модульно-рейтинговой технологии Сафанков е.И., Гридюшко а.И., Сельвич а.В.
- Литература
- Формирование трудовых компетенций учащихся младших классов в школах II вида Саяпин в.Н., Саяпина н.Н.
- Литература
- Аксиологические основы
- Литература
- Преемственность технологического образования учащихся основной и полной средней школы Семенова г.Ю.
- Литература
- Литература
- Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке будущих бакалавров по направлению «педагогическое образование» Серкова е.И.
- Литература
- Проектная деятельность на уроках технологии как способ осуществления предпринимательской подготовки школьников Сибирякова л.В.
- Литература
- Цифровые медиасредства в технологическом образовании Смоликова т.М.
- Литература
- Артпедагогика как неотъемлемая составляющая творческого подхода в профессиональной подготовке будущих учителей Старченко е.В.
- Интенсивные технологии обучения в процессе подготовки будущих учителей трудового обучения Сысоева и.А.
- Литература
- Теоретические основы организации профильного обучения в старшей общеобразовательной школе Терещук а.И.
- Литература
- Особенности формирования креативной компетентности учителя обслуживающего труда Тихонова е.В.
- Аксиологический эталон модели выпускника факультета технологии и предпринимательства Троцкая а.И.
- Литература
- Пути оптимизации профориентационной работы со школьниками через систему непрерывного технологического образования Тужилкин а.Ю.
- К вопросу об организации подготовки студентов технических специальностей Турищев л.С.
- Литература
- Стратегия педагогического сопровождения: цели, задачи, основные принципы и этапы Туровец н.И.
- Литература
- Интерактивное обучение как средство активизации познавательной самостоятельной деятельности студентов художественных специальностей Уласевич т.П., Караулов в.
- Педагогические условия организации и развития самостоятельной контролируемой работы студентов заочной формы обучения по дисциплинам декоративно-прикладного направления Уласевич т.П.
- Литература
- Взаимодействие высшей школы и образовательной организации в области технологического образования Халтуева а.М., Халтуев л.А.
- Учет Индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения Хаустов с.Л.
- Дидактические возможности мультимедийных средств образовательного назначения в процессе изучения технологий Хоменко л.Н.
- Изучение современного производства на уроках технологий Хоменко л.Н.
- Литература
- Предложения по совершенствованию разделов «Технология» Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Российской Федерации Хотунцев ю.Л.
- Мотивы и достижение успеха на уроках трудового обучения Худяков а.Ю.
- Литература
- Литература
- «Найти идею», или как в школьном проекте сделать изобретение Челтыбашев а.А.
- Ориентация старшеклассников на городское хозяйство как сферу реализации будущих профессиональных интересов Черкашин е.О.
- Титов е.В.
- Техническое творчество школьников Чурбаев р.В.
- К вопросу об интеграции теоретической и практической подготовки бакалавров в вузе Шарафутдинов а.М.
- Литература
- Формирование системы непрерывного технологического образования в системе «школа-ссуз-вуз-работодатель» Шаталов м.А., Мычка с.Ю.
- Литература
- Трудовая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся в классах интегрированнного обучения Швед м.В.
- Литература
- Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие технического мышления будущих учителей технологий Шевель б.А.
- Литература
- Математическая подготовка будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология» Широкова а.Ю.
- Литература
- Конкурсы декоративно-прикладного творчества в становлении будущих учителей технологии Широкова с.Ю.
- Развитие творческих способностей школьников
- В процессе обучения технике «Квиллинг»
- На уроках технологии
- Шмелева а.С., Беляева м.И.
- Литература
- Изучение педагогического опыта в методической подготовке студентов Щербакова л.Б.
- Литература
- Использование занимательных материалов в трудовой подготовке учащихся Юдицкий в.А.
- Методические аспекты формирования профессионально-личностной успешности учителя технологии Круглова н.Р.
- Литература