logo
sbornik / Часть 2

Развитие творческих способностей студентов как средство адаптации к условиям обучения в вузе Муравьёва о.С.

УО МГПУ им. И.П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь

Важное педагогическое требование к современному учебному процессу в высшей школе – активное включение студента в образовательную среду вуза, проявляющееся в умении самостоятельно и творчески приспосабливаться к условиям обучения. Правильно организованный образовательный процесс позволяет не только развить творческий потенциал, но и сформировать потребность в дальнейшем самопознании, творческом развитии.

В вузовском обучении возрос спрос на всё то, что рождает и обогащает профессионализм учителя, а также на готовность эти знания отыскивать, приводить в систему. Студенты сами должны увидеть смысл своей работы, стать подлинными субъектами образовательной деятельности, а образование, в свою очередь, должно обеспечить возникновение необходимости к самообразованию: запоминание знаний по готовым источникам вытесняется находимым, личностно открываемым, а потому богато эмоционально окрашенным, ценностно воспринимаемым знанием; некритическое восприятие знаний сменяется личным их отбором и структурированием, избирательным присвоением их. Для этого, в соответствии с педагогическим принципом создания оптимальных условий для обучения, необходимо создать благоприятную психологическую атмосферу в отношениях между преподавателем и студентами, осуществлять профилактику стихийных стрессовых и конфликтных ситуаций. То есть реализация указанного принципа решает вопросы адаптации студентов.

Рассматривая адаптацию студентов-первокурсников к условиям обучения в вузе, мы вводим понятие учебно-профессиональной адаптации, которая имеет два аспекта: с одной стороны, она представляет собой процесс и результат активного приспособления к учебной деятельности в вузе, а с другой – приспособление к вузовскому обучению как приобщение к будущей профессии посредством усвоения содержания и способов выполнения будущей самостоятельной деятельности, развития профессионально важных качеств, способствующих социализации студентов как будущих профессионалов.

Психолого-педагогическим аспектам проблемы адаптации посвящены работы И.С. Кона, Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, В.П. Сафронова, Х.И. Лийметса, А.В. Сиомичева, Л.Ф. Мирзаяновой, И.А. Погодина и др. Однако вопросы, связанные с влиянием творчества на учебно-профессиональную адаптацию студентов-первокурсников, рассмотрены, на наш взгляд, недостаточно полно.

Проблема творчества рассматривалась ещё в 18 веке И. Кантом. Он сделал вывод о том, что творчество лежит в основе познания. Однако, деятельность студентов, хотя и связана непосредственно с познанием, не всегда является творчеством. Творческий человек стремиться к интересной работе, мыслит самостоятельно и независимо, более склонен к риску, любознателен, оригинален, гибок, изобретателен, активен, настойчив.

Принцип активного приспособления человека к окружающей среде отражён в концепции личности А.Ф. Лазурского. Особенности данных отношений определяются уровнем психического развития личности. Согласно А.Ф. Лазурскому, низший уровень характеризуется преобладающим влиянием внешней среды на психику человека. В результате задатки человека не соответствуют усвоенным им профессиональным навыкам и взглядам, которые гораздо ниже, чем могли бы быть при более самостоятельном поведении. Учёный называет их «недостаточно или плохо приспособленные». К среднему уровню относятся люди более сознательные, обладающие большей работоспособностью и инициативой. Они осуществляют выбор профессиональной деятельности, соответствующей их склонностям и задаткам, работают продуктивно. А.Ф. Лазурский называет их «приспособившиеся». К высшему уровню психического развития учёный относит категорию людей, для которых характерно не только приспособление к окружающей среде, но и процесс творчества, и называет их «приспособляющиеся» [1].

Таким образом, личность «не просто пассивно воспринимает результаты адаптации, но в состоянии систематически и целенаправленно изменять их в соответствии с социальными условиями своего бытия», в результате среда, в которой осуществляется адаптация, «нередко оказывается результатом её (личности) трудовой деятельности» [2, с. 18].

В ходе учебно-профессиональной адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в вузе необходимо формировать активную позицию, прежде всего, по отношению к самому себе. Её психологической основой выступает готовность человека к саморазвитию, самообразованию, то есть овладение теми качествами, которые характеризуют субъектность как определённую систему специфически человеческих отношений к окружающему миру, к другим людям и к самому себе.

Высшим проявлением субъектности свойств человека является творчество. Поэтому вопрос развития творческих способностей студентов мы рассматриваем как средство их адаптации.

Исследования по рассматриваемой проблеме показывают, что основой творчества является внутренняя мотивация (интерес, любовь к делу), воображение, гибкость ума, воля, деятельность, трудолюбие.

В любой сфере деятельности человек раскрывает свои способности, начав действовать. Главной закономерностью творчества является, рождённый внутренним мотивом труд. Поэтому задачей преподавателя является создание условий для самостоятельной работы студентов, вооружение их методами и приёмами не только самостоятельной, но и творческой работы.

Для развития творческих способностей студентов-первокурсников необходимо отобрать задания, содействующие решению этой задачи. Главное, чтобы все задания и организационные формы деятельности были результатом полезной, продуманной, заранее спланированной технологии обучения и развития адаптационных возможностей студентов к условиям обучения в вузе и будущей профессиональной деятельности.